Белодубровский Даниил : другие произведения.

Мгновения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 1.00*2  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сборник стихов разных лет

  Д. Белодубровский
  Мгновения
  
  Прерванный
  разговор с поэтом
  (издание II)
  
  г. Ивано-Франковск
  2001-2005
  
  Коротко об авторе
  Белодубровский Даниил Рудольфович, родился 10 мая 1941 года; получил высшее образование и работал в городе Баку (Азербайдќжан).
  Литературным трудом занимается с 1982 года. Публиковался в газетах Украины и Азербайджана: "Голос Азербайджана" (Киев), "Строитель", "Молодежь Азербайджана", "Баку", "Соотечественник", "Вышка" (Баку).
  Всеукраинская общественно-политическая газета "Прикарпатская правда", систематически размещающая положительные отзывы о четырёх сборниках, выпущенных автором с 2000 года в Ивано-Франковсќке ("Мгновения", "Прерванный разговор с поэтом", "Веретено памяти", "В тайниках палитры"), способстќвовала расширению числа читателей.
  Один из авторов сборника "Ткань и ландшафт" (Антология русскоязычной литературы Прикарпатья - 2003 год, г. Ивано-Франковск).
  Автор благодарен ООО "Виктор и К", фотосалону "Горизонт", ООО "Галхимимпекс", ЧП "Вимакс-Техсервис", ЗАО "Облпалыво", институту "Диагностика", без поддержки которых идея публиќкации сборника никогда не смогла бы стать реальќностью.
  Интернет сайт автора:
  
  
  Минута молчания
  
  Памяти павших на фронте и в застенках гетто:
  - отца, Белодубровского Рудольфа Зиновьевича -
  22 сентября 1943 г., в Боровске, Калужская область, Россия:
  - дяди, Вайнера Гавриила Ицковича - в 1941 г.
  с. Калиновка Брянской области, Россия;
  - прадеда, Вайнера Моисея и жены Хайи - 22 сентября 1942 г., гетто Меджибож, Хмельницкая область, Украина;
  - прадеда, Котляра Арона, жены Хайи и дочери Фейги, гетто Красилов, Хмельницкая область - в 1942 году.
  
  Минута молчания
  Май месяц празднуем мы в городе Франковске:
  Сначала "Святи", а потом - подряд -
  День Города, День Павла, День Победы,
  День "Василя", "Данила" и жены.
  
  Но наш семейный праздник - День Победы,
  Победы над фашизмом, над врагом,
  Позволивший нам жить и всем петь песни,
  Шагать парадным мирным сапогом.
  
  И в том параде дух родного папы.
  Который лег в Калуге, чтобы я -
  Мог жить - сгорел бы, или был расстрелян,
  Как мученики гетто - все евреи -
  Прадеды и прабабушки мои.
  
  Меджибож и Красилов - там лежат все,
  Кто не хотел бежать с родных земель:
  Арон, Моисей и жёны их в могиле -
  Фашизм готовил всем одну постель.
  И вот идут в строю все ветераны,
  Идут и в орденах, и без ноги, -
  Пока живы, всё беспокоят раны,
  И лица всех серьёзны и строги.
  Давайте всем родным слать телеграммы, -
  Для павших, к сожаленью, лишь - слова,
  Пусть внуки, правнуки героев вместе с мамой
  Помянут ... молча ... стоя у стола.
  май 1994 г. - апрель 2001 г.
  
  Останови слезу
  Под впечатлением концерта еврейского литовского
  ансамбля "Файэрлих", г. Баку, 30 апреля 1986 г.
  О, тени прошлого - воспоминаний рой,
  Заставили вы в первом отделеньи
  Меня невольно вдруг пролить слезу,
  И был я в зале словно на моленье.
  Нас гнали прочь, стреляли в нас в упор,
  Топтали, унижали, презирали,
  Но выжил я, силён и в мыслях скор,
  И, несмотря на всё, мы снова устояли.
  
  И вот сидят бакинские евреи,
  Увидев предков в чёрном и крови;
  Течёт слеза, я становлюсь всё злее:
  "Останови слезу, останови."
  Мне грезятся концлагери и гетто,
  В которых предки всей семьи моей,
  Вот сцена гнусного расстрела - это
  Расстрелян лишь за то, что он - еврей.
  Баку, 1986 г.
  
  По дороге через Меджибож, апрель 2001 г.
  Газета "Хэсед Лейб " Љ 5, Ивано-Франковск
  Давно мечтал попасть я в те места,
  Где предки мои жили и молились,
  Мне очень часто их могилы снились,
  И вот уже от них я в метрах ста.
  От Киева автобус мчался быстро;
  На перепутье между двух дорог
  Увидел я на вывеске заметной -
  "Меджибож" - вот последний их порог.
  И не полез мне в горло хлеб насущный,
  И вместо водки выпил я кефир -
  Здесь шли к расстрелу прадед с бабкой вместе,
  В спокойный, вечный и невозмутимый мир.
  Художник знал, конечно, о расстрелах,
  Покрасив стены ярко-желтизной,
  И чёрной краской вывел он: "Меджибож",
  Как траур - проводив на упокой.
  Такого мне подарка к юбилею
  От Бога я совсем не ожидал,
  И мне он просто, чтоб я не гордился,
  На предков путь, Предвечный, указал.
  Ивано-Франковск
  Тринадцать
  Посвящается Грасу Евгению, принимавшему участие
  в разминировании г. Ивано-Франковска (статья в газете "Хэсед-Лейб", Љ2, 2001 г., автор Грас Е.)
  
  Их было мало - только лишь тринадцать.
  "Тринадцать" - несчастливое число.
  По возрасту - немного - только двадцать,
  Но было их серьёзным ремесло.
  
  Учили их на страшном минном поле -
  Шаг в сторону, и ты уже готов,
  И каждый раз, всем матерям на горе,
  Мог быть для них последним тот улов.
  
  Писать статью, как будто бы всё просто,
  Но Грасу снятся мины до сих пор, -
  (Стальные нервы, взгляд, конечно, острый),
  И звуки взрывов - незавидный хор.
  
  Не надо обладать воображеньем,
  Чтоб "смертником" искателя назвать,
  Но "дюжина - тринадцать" победила,
  Их имена не надо забывать.
  Увы, на стенах гетто не писали,
  Что здесь тринадцать жизнью рисковали.
  Тогда б на "Бельведерской"* всяк остановился
  И тем парням, конечно, поклонился.
  Май 2001 г.
  
  Песня дедушки (транслитерация)
  "Ой лост мих арайн"
  Памяти дедушки и бабушки Вайнер Исаака Моисеевича (1898 - 1953) и Этти Ароновны (1898 - 1985)
  Ой лост мих арайн,
  Их вил айх ницлах зайн
  Их бин фейг цуалздингс.
  Цим лэрнэн амойх,
  Цым арбэйтин акойх,
  Асойхэр бин их
  Нит кин шлэхтэр
  О, люди - внемлите -
  Меня не гоните -
  Полезен я буду порой.
  К учёбе горазд,
  К работе силён,
  Купец я совсем не плохой.
  Ах, напрасно стремишься -
  Ты нам не годишься -
  Еврей ты из давних времён,
  Ведь из давних времён
  Ты клеймом заклеймён -
  Иди же, иди же, ступай.
  Фын югын, фын шлугын,
  Фын зугн ун а шир,
  Гит из дир цызугн:
  Гэй, гэй, гэй, гэй.
  Измучен, изнурен,
  Истерзан, убит.
  Хорошо тебе молвить:
  "Ступай, ступай".
  г. Ивано-Франковск, апрель 2001 г.
  Песня бабушки (транслитерация)
  "Киндер юрын"
  Посвящается маме, Вайнер Марии Исааковне, пронёсшей черезмногие трудные годы любовь к родному еврейскому фольклору. Родилась 7 февраля 1917 г. в Красилове, с 1928 г. с родителями проживала в Баку до 26.03.02 г.
  
  Киндер юрын, шейны зиси блюмын
  Цурик цумир ве цир шойн мэр ныд кумын
  Киндэр юрын нох авэг
  ныд кин сымын, ныд кин флег,
  Ой вишнэль их обэх, унгывойрэн
  Инди митр об их ойх форлорэн.
  
  Годы детства, как цветы, красивы,
  Вы уж к нам никак не возвратимы,
  Годы детства, где года?
  И ни пятен, ни следа,
  Улетели в никуда,
  О, как бысто растерялись годы.
  
  Ой дэ момэ, вэн зи флейг мэх либэн,
  Хочь ин хэйдэр ой зи мэх гитрибэн
  Эй дэр флэг - фин ир анд
  Из мир азой гит бакант
  Нор кансымын исдох ништ гиблибэн.
  Помню, мама, как шутя ты била,
  Когда в хэйдэр часто торопила.
  Каждый раз твой "удар"
  Мне как память - божий дар -
  Только звук шлепков твоих я слышу.
  г. Ивано-Франковск, апрель 2001г.
  Воспоминания
  
  Мой Баку
  газета "Строитель" 01.05.87
  Баку, Баку - ручей моих ты строчек,
  С тобой встречал я Солнце и Рассвет,
  В тебе одном, от запятой до точки,
  Всех дней моих чудесных многоцвет.
  
  Пусть будет биография неброской,
  В ней школа, дом, работа и семья,
  И лабиринты улиц "фаталинских"*
  И крепость, Низами, и улица моя.
  
  Прожил с тобой я более полвека,
  Мгновений счастья всех не сосчитать,
  Морской бульвар и пальмы "Баксовета"
  Готовы вновь и вновь меня встречать.
  
  Как много лишних песен мною спето -
  Вина моя, что ты порой был сер,
  Но мне прощал ошибки и сомненья
  И снова был со мной родным, поверь.
  
  Ты освещаешь путь мне ярким светом,
  Пленяешь благородством, добротой,
  Как хорошо Баку, родной, с тобой -
  И не захочешь, станешь здесь поэтом
  
  Строителя рука
  газета "Баку", 23.05.88
  Возможно, здесь Баку - не весь,
  Но что-то в грудь тебе вольётся,
  И сердце вдруг сильней забьётся,
  И времени услышишь чёткий бег.
  
  Вот башня "Девичья" -
  Построил век десятый,
  Вот телебашню -
  Поднимает век двадцатый,
  Здесь бухта Каспия,
  Бакинские Бульвары,
  Гуляет весь Баку -
  И молодой, и старый.
  
  И пусть умчались вдаль века,
  Имён всех зодчих не упомнишь,
  Везде, где взгляд - строителя рука,
  И настоящее соединилось с прошлым.
  
  Бакинский Бульвар
  Светлой памяти мамы Вайнер Марии Исаковны
  (7.02.17 - 26.03.02)
  
  Весна в Баку - очарованье,
  Все горожане на бульвар -
  У всех единое желанье:
  Встречать очередной "Бахар"*.
  Куда б не шел ты на гулянье,
  А выйдешь снова на бульвар,
  Бульвар наш - всех воспоминанье, -
  С бульваром ты уже не стар.
  
  Как книгу лет его читаю:
  Застал купальни - их уж нет,
  И с вышки я уж не летаю,
  Бежал когда-то к ней чуть свет.
  
  Любили все эти гулянья,
  Стекались к вышке млад и стар,
  И к катерам с морским катаньем,
  Ещё красивей стал бульвар.
  Над ним строители трудились,
  И расширяли двадцать лет,
  Чтоб дети вдоволь здесь резвились, -
  Такого театра в сказках нет:
  
  Здесь "мореходы", "черноморы"
  Через "Венецию" стоят, -
  Фантазий детские просторы -
  Их глазки озорством горят.
  
  Развозят лодки "гондольеры",
  "Венецианский" лабиринт
  Весьма усердных кавалеров
  И девушек к себе манит.
  
  У входа в главную аллею
  Встречал тебя большой экран -
  Киномеханика все знали,
  И узнавали - "мозаллан*".
  Чуть дальше, по аллее справа,
  Встречал высокий массовик,
  И с ним - "военный духовик", -
  Кружились в лёгком вальсе пары.
  
  Все в летний вечер на бульваре
  Ходили часто к "Лепестку"*,
  Встречал оркестр, звуки тары* -
  Как дополненье к шашлыку.
  
  Здесь симфонический оркестр
  Под управлением светил -
  Все "Гаджибековы"* старались
  Играть, не покладая сил.
  
  И кинотеатров, сцен, шашлычных,
  Всех выставок не перечесть,
  Успел гостей степенных, видных,
  В свой список наш бульвар зачесть.
  
  Пред кинотеатром вся аллея
  Забита детворой была
  Всегда двух спорящих евреев
  Аллея помирить могла.
  
  Проходят годы, возвращаюсь,
  К тебе, к тебе, родной бульвар,
  Вдохнуть лишь запах волн Хазара*,
  Где б ни был я - ты мой нектар.
  Июнь 1992 г - май 2001 г., Ивано-Франковск
  Ноябрь 2001 г. - Баку
  
  В саду у Бакинской филармонии.
  Присел в саду перед "Азнефтью" -
  Сад ограничен крепостной стеной,
  Перед обвитою плющом мечетью
  Скамеек много - целый рой.
  
  А выше филармония - дворец, -
  Шедевр архитектурного искусства,
  И в зале не один певец
  Проникся красотою сада чувством.
  Ротонда - павильон, и к ней дорожки вьются,
  За столиками чай, кругом прекрасный вид.
  Бассейн - внутри фонтаны бьются,
  Меж скал к бассейну ручеек журчит.
  В саду задержишься - и взгляд
  Поднимешь к небу, не пройдёшь
  Наш сад без мыслей, просто так,
  Заставит он тебя взгустнуть,
  Напомнив детство, жизни путь.
  Себя я вижу юношей с тетрадкой:
  Сижу весь день - готовлюсь в инстутут.
  Как прохожу - стоит скамейка та же,
  Под ноги падает всё тот же спелый тут*.
  
  И вновь, и вновь - у крепостных ворот
  Смотрю на камни вечного Баку,
  И нет уже придуманных забот, -
  Сад нужен мне, - воспоминания берегу.
  1983-1999 г. г.
  Памяти соседа
  Мамед Шефи Алекперова,
  врача, соседа по квартире в доме по м. Фатали, 40-60 годы
  
  Его одолевал рак лёгких -
  Мамед Шефи был обречён,
  Прощатьcя мне с бабулей тяжко, -
  Пришлось нам ехать в его дом.
  
  Пришли, уселись: тётя Сара
  Сидела рядом. Вдруг сказал
  Мамед Шефи, в меня всмотревшись:
  "Сыграй мне, Даник, на финал".
  
  Я сел, и инструмент заплакал;
  Мой "Чардаш Монти" услыхав,
  Мамед Шефи смотрел и слушал,
  О чём-то прошлом помечтав.
  
  "Спасибо", и, увидев тяжесть
  В моих и бабушки глазах,
  Сказал: "Ты не кури", - на память,
  Подумав: "Будешь, как я - прах."
  
  Я вспомнил, как Шефи с дедулей
  Раскурив чрез балкон табак,
  Смогли найти в друг друге друга, -
  Сейчас нельзя найти никак.
  
  И, обменявшись тем, что было,
  И мусульманин, и еврей
  Делили просто всё, что было -
  И хлеб, и воду много дней.
  
  Всё это мигом пролетело,
  За тот тяжёлый краткий миг,
  В глаза смотрел он смерти смело, -
  Всю медицину врач постиг.
  
  Его совет всечасно помня,
  Сейчас, спустя так много лет.
  Я шлю его счастливым детям
  Соседа пламенный привет.
  декабрь 88 г., Баку
  
  20 января 1990 г., Баку
  газета "Соотечественник", 1998 г.
  Я спал, и вдруг пальба,
  Вокруг свистело и сверкало,
  Вокруг меня всё предвещало
  Начало близкого конца.
  Сейчас в ночи ещё стреляют.
  Хотя уж комендантский час,
  А завтра дочка приезжает,
  Сижу, дрожу в который раз.
  Вот и Баку - родной мне с детства.
  Хожу в толпе вокруг, в метро
  Понурые - устали лица -
  Глядят - молчит моё перо.
  Кругом некрологи, гвоздики,
  Лежат все на асфальте вкруг,
  Где наш сосед в предсмертном крике, -
  Земля ему навечно друг.
  Опять стрельба - здесь, над "Пехотным",
  Когда же всё умолкнет - спать
  Уж не придётся до рассвета,
  Как хорошо - в отъезде мать.
  Отцы боролись, воевали,
  И отдавали жизнь за то,
  Чтоб мы, бакинцы, умирали?
  Кто ж виноват, скажите - кто?
  Скорей приходится тушить
  Ночник - ешё в ночи пристрелят,
  Всё счастье - чтоб остаться жить,
  Кого-то выстрелы всё греют.
  
  Гянджинскнй сонет
  Аджикенд, 1954 год.
  В 1954 г. меня отправили в виде поощрения за отличную учёбу в школе Љ 32 - семь классов окончил с отличием. Здесь отдыхал с коллективом бакинцев, которым и посвнщаю свои воспоминания, выраженные в стихах.
  Безвозвратно ушли эти годы -
  Как красиво звучала труба,
  И в лесу среди сосен все пары
  Пот стирали на танцах со лба.
  Той мелодии западной звуки
  Нам звучали запретом тогда,
  И в Союзе у нас "буги-вуги"
  Разрешалось играть не всегда.
  В Аджикенде* и лес, и прохлада,
  Да мне было четырнадцать лет,
  Безвозвратен тот вкус винограда -
  Он преследует всех с этих мест.
  Помню сорванный спелый кизил я.
  Вёз в Баку не пустой чемодан,
  И сейчас вкус и запах мне милы.
  Всё прошло, как чудесный экран.
  Не узнал я тот угол прекрасный,
  Когда встретил Гянджу в сорок лет,
  И кизил здесь по-прежнему красный,
  Вновь пишу я Гёй-Гёлю* сонет.
  декабрь 1994 г. Ивано-Франковск.
  
  Шесть пальм у Баксовета
  Бакинцам, временно отсутствующим
  по каким-либо причинам, посвящаю
  
  Шесть пальм у Баксовета...
  Лет сто они стоят,
  И многих с заграницы
  К себе сквозь сон манят.
  
  Уехали надолго...
  Вчерашние друзья.
  Тоска сидит глубоко -
  Не видит пальмы око.
  И руки так далёко -
  К ним протянуть ... нельзя.
  
  "Вернись ко мне, - я слышу, -
  Поговори со мной,
  Вернулся ты бакинцем,
  Хоть изменял порой".
  Апрель 1999г., Баку
  
  Волшебное окно
  на мотив народной песни "Ай, бери-бах, бери-бах"
  
  Взор твоих чудесных глаз -
  Бриллиантов словно пара,
  Нет для нас дороже дара,
  Чем любовь - как нежный саз*.
  О. волшебное окно, -
  Ты раскройся лепестком,
  Нежным розовым цветком
  Мне запомнится оно.
  
  В путь я дальний ухожу -
  Ты не плачь и не скучай,
  Плотно окна закрывай,
  И любовь не запятнай.
  Май 1999 г., Ивано-Франковск
  
  Али Ахвердиеву
  под впечатлением концерта в Азгосфилармонии
  30 марта 1989 года.
  Тебя я знаю с юношеских лет,
  Когда с Муслимом вместе мы дружили,
  В поношеных туфлях ходили,
  Увы! Тех светлых лет уж нет.
  Ты пел. Муслим играл тебе.
  Когда он пел, ты всё молчал,
  И грустно в мир на нас взирал,
  Предвидя тяжкий путь себе.
  В глазах подчёркивалась грусть,
  Сейчас, когда открыл концерт,
  Судьбой своею нежный перст
  Раскрыл своей ты жизни суть.
  Поверь, с тобою не одним
  Судьба сыграла в жизни роль,
  У нас с тобою та же боль -
  Неблагодарностью гоним.
  В словах и в голосе романса
  Услышал то, что ты сказал:
  "От жизни я уже устал, -
  Не для меня уж ритмы вальса."
  В глазах соседа и моих
  Слеза текла, с твоею вторя, -
  Как много у артистов горя, -
  Твой голос медленно затих.
  апрель 1989 г., Баку
  После концерта Али Ахвердиева
  Госфилармония, 23 мая 1989 г.
  У нас с тобой машины нет,
  Собрал портфель, сложил и баста.
  Букет цветов, в руке портфель -
  Улыбка у тебя нечасто.
  В троллейбус поместив цветы,
  Садимся вместе еле-еле.
  Заходит женщина, и ты
  Встаешь, как будто с нею пели.
  Дарил артист вокруг цветы,
  Смеялись женщины и дети -
  Примеров мало доброты
  На нашем беспримерном свете.
  А может, некому дарить -
  Цветок любви твоей не нужен
  Той, кто не может оценить -
  Её ты "слепотой" задушен.
  июнь 1989г., Баку
  
  Памяти Михаила Исаковича Зуля -
  концертмейстера, пианиста.
  Играл он всем - Бюль-Бюлю и Рашиду,
  Был не заметен скромностью своей.
  Веселый и довольный жизнью, -
  Всегда готовый для талантливых затей.
  
  Не скучно было с ним и молодым и старым,
  Вдыхал бакинский воздух с детства он,
  И никогда он не был в звуке "вялым",
  А за рояль садился, как за трон.
  
  Нет, не вернутся годы, к сожаленью,
  Те, что прошли в Баку совместно с ним,
  Но муза Зуля вновь украсит поколенье,
  И встретит зал её: пройдёт немало зим.
  март 1993 г., Ивано-Франковск
  
  Памяти Рашида Бейбутова
  Когда в газете прочитал
  Некролог - скуп и глух,
  Слова свои не осознал -
  И произнёс их вслух.
  "Как, - Бейбутов Рашид?"
  Который всем нам пел.
  Сменялись годы, годы шли,
  А голос не старел.
  
  И по лиричности своей,
  По тембру и душе,
  Он не сравним. Как, Соловей
  не будет петь уже?"
  
  Не верится всем нам, Баку
  И весь Азербайджан
  Прощается с ним, молодым, -
  Жив будет - Мал Алан.
  июнь 1989г., Баку
  
  Ниязи Зульфугаровичу Гаджибекову - дирижеру
  Не нужно быть музыковедом,
  Чтобы почувствовать полёт.
  Оркестр озарился светом, -
  Волненье в зале всё растёт.
  
  Его взмах палочки у пульта,
  Волшебство звука в тишину -
  Достойно поклоненья, культа,
  Способно ввысь поднять волну.
  
  Художник, словно акварелью,
  Мазком рисует музы фон,
  Свежо, как будто бы сиренью,
  Со сцены в зал рассыпал он.
  
  Проходят годы, не стареет
  Его искусство вместе с ним.
  Всегда оно народ согреет,
  И мало кто сравнится с ним.
  1985г., Баку
  
  Памяти Вагифа Мустафа-Заде
  Я плохо чувствую себя,
  Когда приходится пройти между домами:
  Одним - в четыре этажа,
  Другим - невзрачным, незаметным.
  
  Кому же в голову пришло
  Тогда, в году шестидесятом
  Напротив прокурорского надзора
  Училище с певцами поместить?
  
  Наверно, цель преследовал создатель
  У исполнителя охоту перебить
  Иль прокурора приговор смягчить.
  Джаз исполнять за дерзость принималось,
  Во всяком случае не поощрялось.
  
  И за решёткою оконной часто я
  Смотрел и слушал необычные концерты:
  Вагиф - фоно, ударник - кто-то,
  Контрабасист - красавец Алик,
  Хайям Мирза-Заде - служитель Музы,
  Начинающий тогда,
  Все музыканты молодые, неженаты.
  
  Аккорд - за ним удар струны,
  Потом мелизмы, звуков бриллианты,
  Вагиф согнулся - весь в рояль,
  И пальцы - каждый исполнитель
  Бесценной кладовой души.
  Вот слышишь звук мелодии знакомой,
  Но это для Вагифа лишь - канва,
  Вагиф поёт, Вагиф растёт, играя,
  И жизнь вся в красках, и становится светло.
  Играл, как будто звук тебе он посвящает.
  Всегда играл, поглядывал в окно.
  И взгляды глаз случайных пешеходов
  Светились благодарностью ему в ответ.
  Я думаю, что звуки те невольно
  Смягчали не один законный приговор
  Соседа-следователя или прокурора,
  Случайно бросившего музыкальный взгляд
  В окно, где с чёрною роялью
  Вагиф справлялся, как с игрушкою своей.
  В его исканиях и светлых переходах
  Я вместе с Музой путешествовал вдвоём,
  Но, как бы мысль вдаль его ни уводила,
  В душе и музыке его присутствовал восток:
  Он делал тон, и звуки лились речкой.
  С журчанием горных ручейков
  И переливом трелей лучезарных
  Подобно песне карабахских соловьев.
  Мне грезятся мечты, я чувствую волненье,
  Никто не сможет взволновать меня, как ты,
  И вновь с роялью ты в моём воображеньи
  Творишь - сражаешься. Пластинка. Звуки. Ты.
  сентябрь 1983 г., Баку
  Памяти Эдди Рознера
  60-е годы. Баку
  Он выходил на нашу сцену,
  Еврейский щупленький герой -
  Красивы усики - побриты,
  Конечно с золотой трубой.
  Стоял обычно - угол сцены,
  Играл в оркестр - прямо в зал,
  И каждый зритель - очарован,
  Ему в такт звучно подпевал.
  Программа - с "голубого" блюза
  В наш зал "Дзержинского" пошла,
  Затем джаз-пьесы для накала
  Всех наших в зале подняла.
  В те годы джаз не разрешали,
  Но оркестровки Эдди шли,
  Солисты Рознера играли,
  Как будто из чужой земли.
  Капиталина Лазаренко,
  Как помню, в платье "в чешуях",
  На сцену вышла, словно рыба,
  А зал вздыхал - и "ох", и "ах".
  Когда сыграли серенаду
  Известной "Солнечной долины",
  Прогнулись у сидящих спины,
  И топот ног заполнил зал.
  Оркестр каждый раз вставал
  На бурю наших сплошь оваций,
  И, независимо от наций,
  Сидящий с джазом танцевал.
  Сентябрь 2000г., Баку
  О посещении концерта "Московское трио"
  Бакинская филармония, 29 марта 1987 г.
  В Баку весна. Прекрасный вечер.
  Вхожу я в зал. Здесь пустота:
  Старик, старушка, два еврея,
  Фархад Бадалбейли и я.
  Три музыканта - вот и трио.
  Игра - мечта, слеза - струна,
  Пустая зала ярким звуком
  Рукоплесканием полна.
  И долго кланялись артисты
  Не залу - Музе и Векам,
  Искусству древнему и людям...
  Всем тем, кто в зале был, и нам.
  Не надо, чтобы зал был полон.
  Когда Владимир Иванов
  Играет так, что мы невольно
  Молчим - не нужно лишних слов.
  И зря администратор спорил:
  Концерт начать иль не начать, -
  Фархад концерт в Баку устроил -
  Обратно б нам пришлось шагать.
  март 1987г., Баку
  Мирзе Бабаеву
  Он долголетия секрет
  Не держит в тайне много лет.
  Но тайна в его добром взгляде,
  В его таинственном заряде,
  Не злобен, скромен, не завистлив,
  Приветлив, в меру он "криклив".
  С архитектурными мечтами*,
  С вокальной техникой вдвоём.
  С детьми - ребёнок, с взрослым - также
  Сумеет "диль*" всегда найти:
  Зайдёшь с тяжёлым настроеньем,
  А выйдешь бодрым, молодым, -
  Вот и зарядом обеспечен
  На целый год Мирзы-огня, -
  Для встречи с ним не хватит дня.
  
  Конечно, весь секрет - Баку,
  В котором наш Мирза с рожденья,
  Сейчас, без всякого сомненья,
  Мирза Бабаев весь "в соку".
  Секрет его - в Азербайджане,
  Не любит выезд "за кордон",
  И не нуждается, "пардон",
  В Европе или в русской бане.
  
  Пусть будет Франция мила,
  А Турция - для многих счастье,
  Мирзе лишь дорог отчий дом.
  Где для Мирзы все люди - братья.
  май 2000 с, Баку.
  
  Бюль-Бюлю - отцу и сыну
  Ему народ воздал с лихвою, -
  Бюль-Бюля знал почти весь мир,
  Теперь же сын поёт, не скрою, -
  Приятно всем смотреть в эфир.
  
  Народ запомнил голос Соловья,
  Создать бы фильм нам с голосом Бюль-Бюля,
  Пусть годы пролетают, словно пуля, -
  Достойно Музы продолжают ... сыновья.
  Март 1989г.
  
  Тогрулу Нариманбекову посвящается
  О посещении балета "1001 ночь"
  Весь вечер был в Маиловском я театре, -
  Отстроен, реставрирован дворец:
  Хрусталь и лепка, мебель, блеск паркета -
  Объект сдан на "отлично" наконец.
  Вдруг люстра блекнет томным нежным взглядом,
  На сцене дерево - как женщина лежит,
  Художник прав - жизнь в дереве не дремлет -
  Ведь древо жизни женщина хранит.
  А в ветвях дерева, как в женских часто ручках
  Змеиный яд находится, мой друг,
  Поэтому смотри на пальцы женщин, -
  В красивых пальцах ты замкнёшь свой круг.
  Художник наш Тогрул Нариманбеков -
  На жизнь смотрящий с четырёх сторон:
  И сверху, снизу, также где-то сбоку -
  Нас обволакивает всех "Тогрульский" фон.
  Эх, древо жизни - танцы, ночи ... грёзы,
  Как птицы, - вы сбываетесь порой.
  Как страшен день, а ночь - метаморфозы,
  Продлилась б ночь - и впечатлений рой.
  Любовь ... и жизнь ... и смерть - всё рядом ходит.
  Всё древо жизни терпит: круг ... и круг,
  И новое на старое не смотрит,
  И друг - не враг, но ... он - уже ... не друг.
  И как от театра - так и в жизни - впечатленье,
  Один какой-то в жизни малый штрих...
  И красота уже не та... а в превращенье...
  Строка уже не греет - просто стих.
  апрель 1988 г., Баку
  
  К годовщине памяти Г. А. Алиева
  Вот уже минул год, как ушёл от нас Гейдар Алиеќвич Алиев. В воспоминаниях моих те дни, когда в организации, где я работал, в день его рождения, сотрудники отмечали эту дату тостами и вставали с мест. Помнится, как все выходили со двора на ул. 26 бакинских комиссаров, по которой в 10.30 проезжала машина причём с очень медленной скоростью (узкая улица была полна неожиданностями) и все приветствовали секретаря ЦК и позднее - Президента.
  Позднее, в период 80-х годов, его можна было видеть на наших объектах: торгового центра, школы им. Нахичеванского, жил. массива в Ахмедлах, дома радости "Гюлюстан".
  Все годы Гейдар Алиевич сохронял бодрость духа и вселял его в нас.
  Незабываемы его речи, транслируемые по телеканалам и радио, в литературном смысле, - очень интересные и содержательные. Говорил он без заглядывания в конспект на русском и на азербайджанском языках. Часто прибегал к юмористическим отступлениям, сравнениям. Помню, как после выступления китайского посла, который "говорил" на "азербайджанском", Гейдар Алиевич сказал: "Я тоже выучил китайский, но из-за уважения к послу буду говорить на русском". Незабываемая его речь к юбилею Рашида Бейбутова, которую слушал я с мамой в Баку в 2000 году.
  
  В Баку приехал я надолго,
  С Франковска - маму провожать -
  С тяжёлым недугом старушка -
  Могла с трудом с кровати встать.
  Со дня на день я с ней прощался -
  Диагноз страшный - приговор,
  В её страданиях бессилен -
  Не победим "микробный хор".
  Читал и пел, готовил ужин -
  Пытался я её отвлечь;
  "Шолом-Алейхем" вдруг ей нужен -
  И с ним смогла чуть-чуть прилечь.
  И вдруг приподнялась с подушки,
  Прислушалась, глядит в экран -
  В нём выступал Гейдар Алиев
  Судьбой подарок - маме дан.
  Он выступал и с каждой строчкой
  В неё уверенность вселял,
  Искусства мастер - с каждой точкой -
  Он как оратор - удивлял.
  И мама вся преобразилась,
  И молвила тогда она:
  Я не боюсь оставить сына -
  Там, где Алиев - есть страна.
  3.03.2004 г., Ивано-Франковск
  Прикарпатские мотивы
  
  Когда бы не был я бакинцем
  газета "Соотечественник", 29.01.1992 г.
  
  Когда бы не был я бакинцем,
  Влюбился б во франковский край,
  Мицкевич с Низами сроднился,
  Хоть я не пью восточный чай.
  Средь магазинов, комиссионных,
  В саду Мицкевич помещён,
  А голуби, как чайки с юга,
  Несут каспийских запах волн.
  Январь 1992 г., Ивано-Франковск
  
  Нет набережной здесь бакинской,
  Увидет ли её жена?
  С судьбою в многолетнем споре,
  Теперь судьба у нас одна.
  май 2001 г.
  
  Дуб в Пидгайчиках Коломыйского района
  Ивано-Франковская обл. Украина газета
  "Голос Азербайджана" Љ1/9 1999,
  
  При въезде в "общество селян"
  Стоит в защитном окруженьи
  Старинный грустный рыжий дуб -
  Прекрасен в золотом цветеньи.
  Он видел гетто и расстрелы,
  Печаль в глазах и радость слёз,
  И свадьбы, встречи и качели,
  И радости девичьих грёз;
  Коней турецких и набеги,
  И казни, и ушедших в плен.
  Дуб наш теперь в спокойной неге -
  Стоит среди "селянских" стен.
  Так и несёт через столетья
  Времён текущих быстро лет.
  Сей дуб как символ вечной жизни -
  Для каждого он - прапрадед.
  Октябрь 1996 г., Ивано-Франковск
  
  Когда гуляю по Яремче
  Посвящается Виктору и Роману из Яремче
  (ООО "Виктор и К". Ивано-Франковск")
  Когда заеду я в Яремче,
  Услышу дождь и водопад -
  Мне видится среди Карпат
  Далёкий аджикендский сад.
  Один и тот же ритм дождя,
  Но нет красивого Гей-Гёля,
  Где с вечно юною любовью
  Меня судьба давно свела.
  Гуцулка мне не улыбнулась -
  Зачем чужой - хозяйке гор;
  Купить придётся безделушку
  Или вступить в наивный спор.
  И здесь гуцульские напевы
  Напоминают мне мугам*,
  И шлют приветственный "салам",
  Воспоминанием согрея.
  
  Сорвал цветок - понюхал запах,
  Кизила нет - но не беда,
  Прохлада здесь, как в Аджикенде,
  И, слава Богу, есть вода.
  
  И прикарпатская сосна,
  Обнявшись с аджикендской елью,
  Зовет, гостей к себе маня,
  Сооблазняя вечной тенью.
  
  Так и слилися в песнопенье,
  Обнявшись, словно две сестры -
  Азербайджан и Украина -
  Люблю теперь я две страны.
  сентябрь 2000 г., Баку
  
  Спущусь с Яремче не в Гянджу,
  А во Франковск мой прикарпатский,
  И по дороге те же маки
  Вновь переносят взор в Баку.
  май 2001 г.. Ивано-Франковск
  
  У водопада в Яремче
  Посвящается Мартынивам Роману Михайловичу
  и Анне Ивановне (фирма "Гриф", Ивано-Франковск)
  Дорога - поезд, - едем дружно в горы,
  Въезжает поезд наш в зелёную туннель;
  Дорога вдаль - уж позабыты споры,
  Прекрасна вечности Карпатская постель.
  Кавказ с Карпатами в моих мечтах слилися.
  Природы вечности запомню уголки,
  Гром водопада, дождь уже полился,
  Заботы все от нас уж далеки.
  Дорога - поезд, едем тихо в город,
  Меж гор, долин и красочных церквей,
  И ценим мир - ведь век весьма не долгий,
  И стали мы на чуточку добрей.
  И солнца луч, как на Кавказе, светит,
  И греет - всем становится тепло;
  И мне жена - подруга снова верит,
  И смотрим дружно мы в оконное стекло.
  июль 1993г., Ивано-Франковск
  
  Перед свадебным фотосалоном
  Фотохудожиику Назаренко Степану Григорьевичу (фотосалон "Горизонт")
  Почти что каждый день здесь свадьба,
  Жених степенно, на руках,
  Несет легко с автомобиля
  В салон невесту - всю в цветах.
  И дождь, и снег им не помеха, -
  Пусть цены в магазине ... Ах!
  Жизнь хороша, пусть мало смеха, -
  Там, где любовь, не страшен крах.
  Момент событья безвозвратный
  Поймать всегда, запечатлеть,
  На память родственникам, детям -
  Попробуй с фото ты стереть.
  Всегда Назаренко сумеет
  В момент чудесный всё заснять -
  Жених, конечно, разомлеет,
  Успев красавицу обнять.
  Октябрь 1992 г. - Апрель 2001 г., Ивано-Франковск
  
  В общине
  Прадеду Левинталю Григорию - Раввину Ковно (Каунас)
  
  Склонившись над Торой в волненьи,
  Всмотревшись в глубокую даль,
  Евреи с Раввином - в моленьи, -
  Куда-то уходит печаль.
  
  И лица все в солнечном свете,
  Все Тору целуем любя,
  Спасибо за место на свете,
  Богатство наш мир и земля.
  Богатство - и наша община.
  Все братья - и я не один,
  И вместе, "в миньяне"*, в моленьи,
  И с "Рабби", с людьми, я един.
  1992 - 2001 г.г., Ивано-Франковск
  
  Сад у дома в Ивано-Франковске.
  С утра в саду деревьев шум
  Сопровождает граждан на работу,
  Для многих сад - как склад печальных дум.
  Хоть и играют дети здесь в субботу.
  То польский крест, то ряд крестов бетонных,
  Деревья спорят с кем-то натощак,
  Свидетели ужасного расстрела,
  Когда к стене приставлен был поляк.
  Деревьев шум молитву дополняет,
  Печаль тех дней, которых нам не счесть,
  Старушка в праздник свечи зажигает,
  Тем, кто идеи не успел донесть.
  январь 1993 г.
  Не вхож я в сад - меня он не согреет,
  И в душу луч надежды не вольёт,
  Цветы и клумбы думы не развеют, -
  Тоску и грусть мне памятник навьёт.
  Июнь 1999 г., Ивано-Франковск
  
  Знакомство с бывшей бакинкой
  На кафедре жены знакомлюсь я с бакинкой
  Играю и пою "Аскера - мал - алан" .
  "В Баку не попаду, - заплакала бакинка, -
  Судьбою жребий мне другой уж дан".
  
  "Вдыхаю запах брызг ... в ночи
  Волны Каспийского Хазара
  И вижу чаек стай во сне -
  В волне Бакинского бульвара".
  И просит привезти "нохуд*"
  С Арменикендского базара.
  февраль 1993г, Ивано-Франковск
  
  Русалка
  Сидит "Русалка" белая, босая,
  Глядит в экран, все косы распустив,
  И я молчу, её не отвлекая,
  Порой гляжу на слёз её разлив.
  
  Индийский фильм всё светится с экрана,
  И слёзы льются у красы моей;
  Кто любит сильно, а кто ждёт обмана -
  Ей хочется всё видеть поскорей.
  
  Все хорошо, закончилось победой
  Добра над злом, - "дружина*" весела.
  Молюсь, чтоб фильм хоть не был пред обедом -
  "Русалка" съесть обед бы хоть смогла.
  
  Фильм снится ночью, снится пред закатом,
  Ну что ж, расскажет сон "Русалочка" с утра, -
  Как дочь ругалась до утра со сватом,
  Да здравствует экран - ура! ура!
  май 1993 г., ИваноФринковск
  
  В мастерской Богдана Губаля
  Пусть я не мастер
  кистевой палитры,
  Но в гобелене вижу
  мир иной -
  Здесь, созерцая,
  можно углубиться...
  в надежду и тоску,
  Внезапно путь свой озаряя...
  лучом...
  к небесному лугу.
  
  Поэзия... средь нас...
  живёт и дышит...
  И помогает жить, творить,
  мечтать,
  Она - и в красках нити,
  и в узоре,
  И в превращенье,
  И в стремлении
  создать.
  Пусть будет нить -
  связующая вечность,
  И переход -
  от солнца и луны -
  К улыбке...
  и к лучу...
  От Божьего начала...
  От сна, покоя -
  к чувству и любви,
  К фантазии мечты...
  К чему печаль и горе!
  Ведёт меня по жизни...
  нить пути...
  Январь 2001г., Ивано-Франковск
  К картинам "Полёт-1", "Полёт-2"
  Художник Орест Костив, г. Калуш
  Как хорошо летать меж облаками
  И отрываться от грешной земли,
  И забираться в облачные дали,
  И погружаться в вечность "нирваны".
  Лишь полосы земли меж рёбер крыльев,
  И облака вокруг, сирень, цветы,
  Прекрасна жизнь ... и много вокруг света,
  И есть глаза, а главное - есть ... ты.
  Прекрасно ощущение полёта,
  Как суета ушедшего в миг дня.
  Миг счастья нам подарок в жизни этой -
  Успей взглянуть - запечатлеть меня.
  Крутись, вертись и снова превращайся
  В мечту и небо, в солнце и луну,
  Встречай и радуйся весне, зиме и лету,
  И просто утру, в снег, и в дождь, и дню.
  Не бойся, друг, заоблачных ты далей,
  Не бойся оторваться от земли,
  Не опускай же взор, сумей подняться снова,
  И взор свой в Космос вечный обрати.
  Художник - он, и я летал когда-то,
  И продолжаю вечности полёт,
  И в этой жизни не боюсь падений -
  У каждого есть путь - свой самолет.
  Конечно, он когда-нибудь откажет,
  Но такова у каждого судьба -
  Сольётся цвет сиянья неба с морем,
  И поглотит мечта и "нирвана".
  
  Не будем ставить в этой жизни точку -
  Жизнь продолжается и после бытия, -
  Лети, мой самолёт, в полете мысль - вот смысл,
  И в вечности движенья - сила дня.
  ноябрь 2000 г., Ивано-Франковск
  
  К картине "Ода догме"
  Художник Иваницкий, г. Калуш
  Признаться честно, собирался я давно
  Писать этюд про колбасу и масло,
  Про то, как люди служат животу,
  И для желудка всё бывает мало.
  Конечно, служим все мы для желудка,
  И Дух, хоть как ты это не тверди,
  Без мяса, масла, колбасы и сала
  Не пред Материей, - а только позади.
  Работаем мы честно под желудок,
  И, когда надо, голосуем все ему,
  И вертим душу через мясорубку -
  Как ни печально, всё же мы в плену.
  Еда всех ставит часто на колени,
  Толпу винить нам просто ни к чему,
  Голосовать за облачные дали -
  Зачем, за что - я просто не пойму.
  Пусть будет это, может быть, наивно,
  Но мясорубка - центр бытия, -
  И перемелет, или перерубит
  Всё то, что для художника есть "Я".
  Февраль 2001 г.
  К картине "Перила"
  Художник Романив Владимир, г. Калуш
  
  Она на миг взглянула в мир, очнувшись,
  Перила преградили краткий путь,
  И, ощущая бездну, оглянувшись,
  Решила взгляд художника вернуть.
  
  Известно всем, что женское начало
  Стремится в мир свободы бытия,
  И спорить с ней, конечно, не пристало -
  Как удержать её не смог и я.
  
  Лицом к нему, конечно, повернётся
  И вновь с балкона в комнату войдёт.
  Перила автор выставил удачно,
  Предотвращая женщине уход.
  февраль 2001 г.
  К картине "Капля дождя"
  М. Сарапину, выставка в Ивано-Франковске
  Пусть скромной будет капелька дождя -
  Она несёт в окно невесту Вашу,
  Наполнит счастьем дом и чашу,
  И отразится в ней частичка бытия.
  
  И мне и Вам грамматика дождя
  Ясна, хоть многим дождь - не прибыль, а убыток,
  Но если у художника - семья,
  То капля есть Божественный напиток.
  Март 2001 г.
  К картине "Без названия"
  Гуристюк О. П., Ровно
  Можно быть счастливым и в подводе, -
  Им совсем не нужен лимузин,
  Дерево - свидетель на природе,
  А не стройный дом и мезонин.
  Человек так прост - сама природа,
  Лишь бы был насущный хлеб един,
  Счастье - в стужу или в непогоду,
  Быть с женой - и ты уж господин.
  Им совсем не нужен телевизор,
  Им мешает мягкая постель,
  Конь - их друг, молчит, и только слышит
  Поцелуев нежную капель.
  
  К картине "Песочные часы"
  Коваль Ольга, Ужгород
  Мы, поднимаясь в облачные дали,
  Совсем не помним просто о часах, -
  Они уносят жизни по крупицам,
  И превращают человека в прах.
  А наверху сияет Магин-Давид,
  Как символ древности и бытия,
  Он нашей жизнью незаметно правит,
  К себе голубизной маня.
  По лесенке босыми мы взбираясь,
  Восходим ввысь по солнечным часам -
  А время наше просто отмеряет -
  Относит нас к заоблачным весам.
  май 2001 г., Ивано-Франковск
  
  К картине "Сказочная тишина"
  Богдан Губаль (Ивано-Франковск). Выставка художников Украины. Май 2001 года. Ивано-Франковск.
  Где нам можно найти тишину -
  Только в сказке, вернее, в природе.
  В ней находишь всегда глубину -
  Меж деревьев и в небосводе.
  Ведь для творчества тишина -
  Это прелесть уединенья,
  Когда ты и вечность одна -
  Вызывает весь трепет волненья.
  И тогда кисть рождает портрет
  Или гладь, иль поляну степную,
  Раскрывая тебе свой секрет,
  Струн художника, нежно волнуя.
  Как порою нужна тишина, -
  Чтоб уйти нам от звуков в забвенье,
  Чтоб спастися от быта в пареньи -
  Лишь одна не обманет она.
  Но когда надоест тишина,
  То скорее от сказки домой,
  И сменил её шум городской -
  Затаилась под снегом она.
  
  К картине "Путь мудреца"
  Мирослав Ясинский, Коломыя.
  Мудрец идет, и, путь свой озаряя,
  Творит и мыслит знаками лучей,
  И алый цвет - предвестник цвета мая, -
  Несёт в дорогу набожный еврей.
  
  К картине "Пробуждение"
  Черкасов О., Черкасова М., Киев
  На прикроватной тумбочке - букеты,
  Цветы и рядом - сняты с шеи бусы,
  Как хорошо встречает утро пара,
  Когда жена и муж - художники-эстеты.
  К картине "Окно нашего детства"
  О. Мелконян, г. Ялта
  
  Инжир, конечно, спелый, очень сочный, -
  Бордовый цвет и с листьями - контрасты, -
  На чёрном фоне ночь востока в мраке -
  Паук влечёт поэта в детство, в юность,
  Туда, где просыпался он с зарёю,
  В тот сад, где сладок был красивый плод инжира,
  Далёк художника свой путь к стране Кавказа -
  Паук пронизывает грудь и тянет в детство -
  Пески и в даль озёрного "Севана*" -
  Ведь в детстве всё бывает без обмана.
  
  К картине "Мелодии осени"
  Игорь Токарук, Ивано-Франковск
  
  На выставке - "природа - осень", - где идея?
  Поляна, небо, свет, мелодия земная.
  И смысл картины - солнце - вот и радость -
  Лучом своим всю землю озаряя.
  
  
  
  
  
  
  Размышления
  
  Разговор глаз
  Женщине, которую я знал и любил
  
  Она молчала, но глаза
  Смотрели преданно, невольно
  Мне становилось жутко, больно:
  Так смотрят в мир, а не в меня.
  В них было всё: томленье грусти,
  И жажда слов, печаль тоски,
  Вопрос глубокий - жизни сути
  Хранили мудрые зрачки.
  февраль 1987г.
  
  Обсуждение сна
  с Евгением (фирма "Спутники")
  Когда проснусь порой в ночи я,
  То мысль строкой окружена -
  Волнует мозг, - пусть нет покоя,
  Разбудит всё-таки она.
  Пока запоминаю сны
  И поутру их всех встречаю.
  Порой свой сон я прогоняю,
  Не превратив его в мечты.
  Реальность лучше всяких снов,
  Однако, ясно без сомненья,
  Как плохо было бы без слов,
  Прочитанных вне сновидений.
  Теперь мой сон весьма спокойный -
  С женой уже - не одинок,
  Читать не нужно между строк -
  Жена - мой спутник безусловный.
  апрель 2001 г.
  
  Бокал
  Вчера с женой купили мы бокал -
  Бокал для пива, иль вина, наверно,
  Какой, однако же, болван, -
  Напившись с ним вина, налил я чаю.
  Теперь смотрю на треснутый бокал.
  
  Мораль - всё то, что нежно и бело, -
  Не сталь, а просто есть стекло.
  И неповадно дураку
  В бокал лить хрупкий - кипятку.
  январь 1994 г., Ивано-Франковск
  
  Поэма о венике
  Купивши веник на базаре,
  Я внёс, как знамя, его в дом.
  Стоит с совком мой веник в паре, -
  Сей натюрморт и вам знаком.
  
  Он мне с совком давно мешает-
  У входа в кухню всё стоит,
  Но беспорядок не прощает -
  Обнялся с другом и не спит.
  Наш веник - атрибут уюта,
  Как герб спокойствия и сна,
  "А посему, на видном месте
  Ему стоять," - твердит жена.
  
  Совет вам всем я дам, ребята:
  "Хотите, чтоб любила Вас
  Жена, - несите веник в хату
  С базара чаще, про запас."
  
  "Чем чаще покупаешь веник,
  Тем больше любишь свой ты дом," -
  Пусть буду я домашний пленник,
  С женой, и с веником с совком.
  
  Ну, а когда жена не любит,
  То грех метлу в свой дом нести;
  Возьму я ноги смело в руки,
  Начну я новые стихи.
  июль 1994 г., Ивано-Франковск
  
  
  
  
  Прерванный разговор с поэтом
  
  Юрий Ибрагим-Оглу Султанов
  Родился в Коломые в 1948 г. Поэт, публицист, литературовед, один из ведущих методистов Украины. Выпускник Азербайджанского университета имени М. Ф. Ахундова в Баку. Был заметной фигурой бакинского и московского андеграунда конца 60-х начала 70-х годов. Активный деятель Азербайджанской общины в Украине в 1991-2003 гг. Кандидат педагогических наук. В 1987-2003 гг. - доцент кафедры мировой литературы Прикарпатского университета им. В. Стефаника. Автор поэтических книг "Алхимия виртуальных игр" (2001), "Камера-обскура" (2002), "Я умру не в Парижi" (2003, на украинском языке), неопубликованной пьесы "В стране мертвых масок, или Бред сумасшедшего" по мотивам произведений Акутагавы Рюноске, учебников по зарубежной литературе (авторских и в соавторстве с профессором Марком Теплинским), общий тираж которых на момент кончины Ю. Султанова превысил три миллиона экземпляров, многочисленных статей по методологии преподавания литературы, литературоведению и культурологии, научно-методических книг и пособий "Изучение критического наследия Н. А. Добролюбова на уроках литературы" (1985), "современное прочтение русской классической литературы" (1990), "Литература мусульманского ренессанса" (2000), "У свiтi античної лiтератури" (2002). Был членом редакционных коллегий, научным консультантом и постоянным автором журналов "Зарубiжна лiтература в навчальних закладах", "Всесвiтня лiтература i культура в навчальних закладах", "Вiдродження", "Галицько-буковинський хронограф". Лауреат (1-ая Премия) всеукраинского конкурса научно-методических исследований "В мире арабской литературы" (1996), премии "Свiтлослав". Научное наследие Юрия Султанова в области методологии и методики преподавания литературы, по мнению специалистов, является одним из базовых компонентов развития этой научной отрасли в Украине. Скоропостижно скончался 4 мая 2003 г. Похоронен в Коломые. Тексты Юрия Султанова расмещены на сайте www.mesogaia.il.if.ua.
  (Сборник "Ткань и ландшафт", антология русскоязычной литературы Прикарпатья - 2003 год).
  
  
  Реквием по поэту
  Коломыя, Ивано-Франковская область, Украина,
  2003 год, 5 мая
  
  "Я умру в Париже в четверг вечером.
  Сесар Вальехо" - эпиграф к стихотворению
  в сборнике Ю. Султанова - "Камера-обскура", 2003 год, Ивано-Франковск.
  
  Простились мы с поэтом в Коломые,
  В машине кто-то задал мне вопрос:
  "Предвидел ли поэт о своей смерти, -
  Стихи чрез месяц в лучший мир унёс?"
  
  Я промолчал, не знал, как мне ответить, -
  Ведь, к сожаленью, сборник не читал,
  Позднее с первой строчкой стало ясно,
  О чём поэт, прощаясь, нам сказал,
  Поведал так: "Умру в четверг, что значит,
  для всех, кто с мусульманами знаком,
  "Джума-ахшам*" - четверг-азербайджанский -
  прощанья день - обрядовый закон.
  Теперь и смысл строчки стал мне ясным:
  Возможно с ним прощаться будут все в четверг,
  Поэт - с Азербайджанского Востока -
  И мусульманином останется навек.
  
  Он здесь остался с нами в Коломые,
  Исполнили мы точно весь обряд, -
  И ритуалы - все по мусульмански;
  Стихи последние у изголовья с ним - лежат.
  Он завещал читать стихи поэту,
  Тот молод и ёго, видно, ценил, -
  Если прочел в последний путь-дорогу
  Всего лишь строчку - не хватало сил.
  
  Поэт писал и всех, конечно, видел -
  Друзей печальных за прощальным, вкруг, столом;
  И, разумеется, поэт тогда предвидел,
  Что строчками его мы помянём.
  
  Не зря писал: "В перлынах* Прикарпатья
  Подошвой ног брусчатку целовал", -
  Живёт он среди нас и с нами -
  Навечно слит; для нас он - "Аг-Саггал*".
  6 мая 2003 года, Ивано-Франковск
  Разговор с поэтом
  После поминования поэта,
  13 мая 2003 г.
  
  Вчера нашёл три строчки у "Султана",
  Писал: "Расстались третий год.
  Но запах в комнате её духов...
  остался."
  
  И я подумал: "В чём же он виновен?
  Поэт как все поэты - рифмой болен,
  И одиночеством поэта не накажешь -
  Скорей, наоборот, перу ты путь укажешь."
  
  И обо мне жена твердит везде:
  "Бумагу любит муж, а не меня"
  А я молчу: "Ревнуй меня к еде,
  Ведь стар я - не ревнуй меня... к Звезде."
  17.05.03 г., г. Ивано-Франковск
  
  На стихи Ю. И. Султанова
  "Мой ангел-хранитель с перебитыми крыльями"
  (сборник поэта "Камера-обскура"
  г. Ивано-Франковск, 2002 г.)
  
  "Тяккизлик анчаг Аллаhа ярашыр" - "Одиночество подходит только Богу".
   (азербайджанская пословица).
  
  Какая для поэта благодать -
  На вечный мир взирать сбалкона дома,
  И голубя встречать и наблюдать -
  Бой Ратуши часов и ритмы грома.
  Панельный дом на девять этажей -
  Архитектура вовсе не богата;
  Балкон судьбы - спасение ночей,
  И телеаппарат - Вселенной врата.
  
  Поэт не спит - ему, как мне, в ночи,
  Пришедшему с востока - Каспий снится,
  По крыше дождь (как зов судьбы) стучит -
  Нам с одиночеством приходиться смириться.
  
  Поэт творит, но жутко одному -
  Над крышами домов; совсем не спится;
  И жаловаться людям ни к чему, -
  Со строчкой суждено ему сродниться.
  
  Поэта мир ночной - в одной строке,
  Противоречием полна "свобода" круга -
  Восток и Запад - нет - не слиться им в реке,
  Жена, конечно, не заменит друга.
  
  Что пользы нам от одиночества вдвоём, -
  Строка поэта точно выражает,
  Но сам себя невольно убеждает:
  "От одиночества наверное помрём".
  
  У каждого из нас есть голубь свой -
  Витает он над нами постоянно,
  Мой ангел - с перебитым ты крылом -
  И прилетел ко мне ты не случайно.
  
  Поэт давно уже всё осознал,
  Что перебитое крыло - не восстановишь -
  "Прости мне автор, как же ты страдал,
  Если в строках своих спасение находишь".
  Январь 2004 г., Ивано-Франковск
  Из цикла - "Отцы и дети".
  Воспоминания об отце.
  В детстве отец поучал меня: "Если ты начинаешь жалеть самого себя, значит "плохи твои дела". Тогда я не совсем понимал отца, тревожусь, поймут ли эти слова Внуки его". (Камера-обскура. 2002 год, Ю. Султанов).
  
  Внуку Дж. Багирову, проживающему вдали
  от исторической родины.
  "Ты знаешь, Жизнь, - тебя люблю я сильно -
  Минутной слабости безликая строка
  Молчанием сильна - и это очевидно -
  "Пройдёт и это" - жизнь и есть - Река.
  Белодубровский Д. Р.
  2004 год, февраль, Ивано-Франковск
  
  "Когда ты лжёшь - ты правду говоришь,
  Когда ты правду говоришь - лжёшь,
  Ведь в правде доля лжи присутствует всегда,
  А ложь легко воспринимается как правда"
  (Ю. Султанов "Камера-обскура", 2003 г.)
  
  "Спор Правды и Лжи",
  Из цикла "Размышления"
  
  "Обман", - сказала громко Ложь.
  А Правда тихо замолчала,
  "Я Правду не люблю, ну что ж,
  О правде я и не мечтала".
  
  О Лжи и не мечтает Правда,
  Да сил у ней, наверно, нет,
  А Лжи доказывать не надо, -
  У ней на всё готов ответ.
  
  Порой от Лжи до правды - годы,
  Порой мечта бывает Ложь,
  Бывают тяжки правды роды, -
  Подобен правде острый нож.
  
  "Что пользы от ненужной Правды", -
  Твердит нам Ложь, - Мне жребий дан,
  Мы все обману очень рады,
  Ведь жизнь - есть самообман"
  
  На стихи из цикла Ю. И. Султанова
  "Город, в котором я живу"
  
  У ратуши
  Ивано-Франковск - 2001 год
  I. Реставрация
  Старинный город весь преобразился, -
  Проснёшься вдруг под звонкий бой часов,
  И к башне-Ратуше ты как и я - стремишься -
  И взглянешь вверх - как млад и богослов.
  
  Она между костёлами, церквями, -
  Как символ города - для всех - возведена,
  И площадь новая - скамейки и фонтаны,
  Архитектурой малых форм обновлена.
  
  Выглядывают домики-картинки,
  К фасадам их подобран тон цветной;
  На площадь - сцену ты выходишь смело,
  Весь окружённый детскою мечтой.
  II. Вокруг Ратуши.
  Народное гулянье. Скульптура.
  От Ратуши отходят как от солнца -
  "Лучи" - расходятся в четыре стороны:
  дома Молитвы, Конфессий и Религий -
  Все рядом собраны - и не разобщены.
  
  Здесь молятся - християне, иудеи,
  Католики: на площади хоры,
  Попраздникам народ толпится в церкви,
  Как много радости у нашей детворы.
  
  Уложены в плетёные корзиночки
  Все ягоды - "соперники" в цвету, -
  И явства - стол украсят кулинары -
  (средь них друзей я быстро обрету).
  Отведаю вареников крестьянских,
  И вспомню - бабушки бакинскую еду -
  Вареники, - как начиняла вишнею -
  Таких теперь в Баку я не найду.
  
  Красавицы здесь дополняют сцену,
  Порой забудешь возраст и "замрёшь"
  От глаз и ножек, "солнечных" причёсок,
  Хоть и порой польёт на сцену дождь.
  
  В скульптуре женской нет здесь интереса -
  - с успехом заменяет нежный шаг, -
  Взамен Русалки в море - с дуба-жёлудь, -
  В воде бассейна - расцветает, словно, - маг.
  
  III. Городской оркестр
  Вдруг заиграл наш городской оркестр -
  С балкона Ратуши - любимый "Венский вальс";
  Почувствовал себя с женой я в танце,
  И обещал быть верным как сейчас.
  2001-2003 гг.
  
  У церкви на Галицкой
  в день Павла и Петра,12 июля 1991 г.
  
  На праздник Павла и Петра
  Народ собрался в древней церкви:
  Поют, моленье - вера в жизнь,
  Цветение Древа - вечной ветви.
  
  Стоят пред церквью у ворот
  И млад, и стар, и даже юный
  Пусть будет счастлив этот год
  И двадцать первый век "безумный".
  
  
  На стихи из цикла Ю. И. Султанова
  "Одиночество"
  Она всегда к моим услугам:
  При свете солнца и в ночи,
  Когда мне весело и скучно -
  К ней подбираю я ключи.
  Она не выдаст, не предаст,
  И не изменит с каждым встречным,
  В моей душе оставит пласт -
  Советом ценным-безупречным.
  И успокоит, и мигнёт, -
  В ответ бываю с ней я нежен:
  С ней, попадая в переплёт -
  Подобно ей, бываю - бледен.
  Она мне заменяла жён;
  В минуты тяжкие сомненья,
  В постели предлагала сон -
  В объятьях нежного томленья.
  Просила только одного,
  Как у таинственного мага,
  Не мять и не бросать её -
  Моя любовница - бумага.
  (Д. Белодубровский,
  апрель 2004 г., г. Ивано-Франковск).
  
  Дорогой читатель,
  Если ты знаком с моими пятью сборниками, изданными в Ивано-Франковске с 2001 г., то задашь справедливый вопрос: "К чему переиздавать сборники?" Отвечу. Дело в том, что все мои сборники оказались, увы, "безадресными" (как мне объяснили в Союзе Писателей). Будучи неосведомлённым, я обращался не в издательства, а к типографиям, не имеющим "лицензии" на право издавать литературу. Пользуясь моим неведением, типографии, мягко говоря, "дурили" автора, за что я им чрезвычайно благодарен, т. к. в этой связи, мне пришлось переиздать и увеличить тираж, ранее изданных в малом тираже, "подпольных" книжек. Задача значительно облегчилась тем, что к этому времени увеличилось число спонсоров, которым я раздарил их.
  Здесь не могу не отметить особую роль в популяризации моих книжек в лице председателя русской общины Александра Волкова, который публиковал обо мне небольшие заметки в газетах "Прикарпатская правда" за 2002-2005 гг.
  Ещё раз приношу благодарность типографиям, вложившим определённый вклад в мой стоицизм, а самое главное - за помощь в изыскании спонсоров, т. к. когда я демонстрировал и дарил им несовершенную продукцию типографий, легче было их разжалобить.
  Не могу не выразить благодарность тем, кто перечислил пусть даже и малую сумму для того, чтобы вышел в свет этот сборник. Отказавших мне, в списке не привожу (в надежде на моё возвращение к этому вопросу в последующем).
  До новых встреч, автор.
  
  
  Содержание
  Коротко об авторе 3
  МИНУТА МОЛЧАНИЯ
  Минута молчания 4
  Останови слезу 5
  По дороге через Меджибож. 6
  Тринадцать 7
  Песня дедушки 8
  Песня бабушки 9
  ВОСПОМИНАНИЯ
  Мой Баку 10
  Строителя рука 11
  Бакинский Бульвар 11
  В саду у Бакинской филармонии. 14
  Памяти соседа 15
  20 января 1990 г., Баку 16
  Гянджинскнй сонет 17
  Шесть пальм у Баксовета 18
  Волшебное окно 19
  Али Ахвердиеву 19
  После концерта Али Ахвердиева 20
  Памяти Михаила Исаковича Зуля 21
  Памяти Рашида Бейбутова 21
  Ниязи Зульфугаровичу Гаджибекову 22
  Памяти Вагифа Мустафа-Заде 23
  Памяти Эдди Рознера 25
  О посещении концерта "Московское трио" 26
  Мирзе Бабаеву 26
  Бюль-Бюлю - отцу и сыну 27
  Тогрулу Нариманбекову посвящается 28
  К годовщине памяти Г. А. Алиева 29
  ПРИКАРПАТСКИЕ МОТИВЫ
  Когда бы не был я бакинцем 31
  Дуб в Пидгайчиках Коломыйского района 31
  Когда гуляю по Яремче 32
  У водопада в Яремче 33
  Перед свадебным фотосалоном 34
  В общине 35
  Сад у дома в Ивано-Франковске. 35
  Знакомство с бывшей бакинкой 36
  Русалка 37
  В мастерской Богдана Губаля 37
  К картинам "Полёт-1", "Полёт-2" 38
  К картине "Ода догме" 40
  К картине "Перила" 40
  К картине "Капля дождя" 41
  К картине "Без названия" 41
  К картине "Песочные часы" 42
  К картине "Сказочная тишина" 42
  К картине "Путь мудреца" 43
  К картине "Пробуждение" 43
  К картине "Окно нашего детства" 44
  К картине "Мелодии осени" 44
  РАЗМЫШЛЕНИЯ
  Разговор глаз 45
  Обсуждение сна 45
  Бокал 46
  Поэма о венике 46
  ПРЕРВАННЫЙ РАЗГОВОР С ПОЭТОМ
  Юрий Ибрагим-Оглу Султанов 48
  Реквием по поэту 49
  Разговор с поэтом 50
  На стихи Ю. И. Султанова 51
  Из цикла - "Отцы и дети". 53
  "Спор Правды и Лжи" 53
  У ратуши 54
  Она всегда к моим услугам 56
  Дорогой читатель 58
  
Оценка: 1.00*2  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"