|
|
||
Киносценарий (94 стр.) моего рассказа "Химера". Есть разночтения, текст значительно больше. Благодарю за советы: Виктора Ланца, Марину Маковецкую, Джу-Лисса. |
ХИМЕРА
Артем Белоглазов
Оригинальный сценарий
НАТ. КРУПНЫЙ ГОРОД ДЕНЬПод пасмурным мутным небом, обложенным тучами, проплывает город. Моросит мелкий дождь.
Мы плавно снижаемся. Видим, что высотные здания, магазины, улицы расцвечены горящими гирляндами и прочей новогодней мишурой. Мы движемся между зданий над улицами, внизу много машин, толпы народа. Очень шумно, в основном это гудки клаксонов и фырчанье моторов, а также льющаяся из различных кафе и клубов бодренькая музыка.
Люди суетливо перемещаются в различных направлениях. Лица у большинства издерганные, нервные.
Внезапно мы на несколько мгновений видим огромную черную фигуру, словно гигантский монумент нависшую над городом. От нее к домам тянутся тысячи темных размытых нитей. Музыка стихает, дождь прекращается, город окутывается серой дымкой. Вместо людей на улицах странные полупрозрачные существа, они как смесь механизмов и человека. Видение тут же пропадает.
Мы в обычном городе. Рывком приближаемся к земле, несемся в потоке улиц. Видим плакаты, на которых написано "С Новым годом!". Панорама постоянно меняется: высотный дом, старинный особняк с лепниной, аллеи парка, театр, набережная, площадь с установленной по центру елкой... Жилые дома и учреждения красиво украшены, а на улицах - грязное месиво, замызганные машины, растрескавшийся асфальт.
Мы видим залитый огнями супермаркет и вход в него.
ИНТ. СУПЕРМАРКЕТ ДЕНЬ
В супермаркете стоит неумолчный гомон от множества толкущихся людей. Одеты те не по сезону: на улице, несмотря на конец декабря, плюсовая температура, слякоть и дождь. Одежда на входящих мокрая. Люди мрачно-возбужденные: из-за праздников у них полным-полно забот.
АНДРЕЙ идет вдоль ряда полок с продуктами. Он в куртке и джинсах, на голове - кепка. В руках у него корзина. На вид ему лет 27, он высок и худощав, но плечи не узкие. Темные волосы коротко острижены. На лице усталое выражение. Андрей, не глядя, берет с полок фрукты, коробку конфет, бутылку минералки. Бутылку "Советского шампанского". Палку копченой колбасы, голландский сыр.
Он неосторожно задевает плечом ТОЛСТУЮ ЖЕНЩИНУ, которая складывает в корзину упаковки с йогуртом.
- ТОЛСТАЯ ЖЕНЩИНА
Слепой, что ли?! Гляди, куда идешь!
- АНДРЕЙ
- (равнодушно)
- Простите...
Андрей уходит. Женщине это не нравится, она не прочь затеять свару. Она кричит Андрею в спину.
- ТОЛСТАЯ ЖЕНЩИНА
Он еще извиняться будет! А? Совсем обнаглели!
Андрей, не обращая внимания на ее выкрики, идет к кассе, у которой длинная очередь.
СМЕНА ПЛАНА
Андрей перекладывает покупки в большой пакет и сдает корзину. Выходит из супермаркета.
НАТ. УЛИЦЫ ГОРОДА ДЕНЬ
Приближается вечер, темнеет.
Андрей идет по улице, он глубоко задумался о чем-то, ноги сами ведут его. На асфальте - грязно-серая снежная каша, темные проплешины - снег в этом месте растаял, местами - лужи. Дождь не прекращается. С крыш и балконов капает. Прохожие, почти все с пакетами и сумками, торопливо лавируют меж лужами.
Андрей движется слишком близко от дороги и, не заметив, сходит на проезжую часть. Сзади надвигается грузовик, он издает резкий гудок и начинает тормозить. Андрей вздрагивает, оглядывается и успевает вовремя отскочить.
Машина проносится мимо, прямо по луже и забрызгивает Андрея. Он зло бурчит, отряхивая джинсы. Досадливо взмахивает рукой и сплевывает, почти дословно повторяя слова Толстой женщины в супермаркете.
- АНДРЕЙ
Слепой, что ли?! Гляди, куда едешь! Ну просто с ума все под Новый год посходили.
Андрей всё еще в думах и не осознает, что его могли задавить, озабочен он только испачканными джинсами. Но его раздражение на водителя длится недолго, он переключается на другие проблемы.
- АНДРЕЙ
Тьфу! Загодя надо было всё покупать. Заблаговременно! Цены, конечно, взлетели. Толкотня везде - не продохнуть. И ведь так каждый год, а? Да провались оно всё!
Андрей идет дальше, машина вывела его из задумчивости. Он замечает, что уже вечереет и торопится - шагает широко, размашисто. У следующего перекрестка, за которым стоит старинный дом с лепниной по карнизу, а на синей табличке, висящей на стене, значится "Ул. Баумана", Андрей резко останавливается. Взгляд его прикован к табличке, на лице удивление, растерянность: как я сюда попал?
СМЕНА ПЛАНА
Люди вокруг исчезают, и Андрей стоит на перекрестке один, окруженный сероватой дымкой. Тут не идет дождь, на мостовой нет снега.
Мифические животные, составляющие узор лепнины, скалят пасти и тянутся к Андрею лапами. Их лапы и морды полупрозрачные. Над Андреем нависают неожиданно приблизившиеся дома с кривящимися стенами, распахнутые окна - словно жадные рты. Появляются темные нити, оплетают дома, ползут к Андрею. Сцена длится несколько секунд, и мираж пропадает.
СМЕНА ПЛАНА
Андрей отшатывается, взмахивая пакетом. Отступает с бледным лицом от перекрестка на несколько шагов. Замирает в ступоре.
В конце Баумана смутно виднеется остановка, к которой подъезжают маршрутки. Чтобы попасть туда, Андрею надо пройти через всю улицу.
Мы проносимся над Баумана и дальше - к остановке. Потом разворачиваемся, медленно возвращаясь обратно. Баумана очень красива: по обеим ее сторонам старинные здания, все отреставрированные. Она вымощена брусчаткой, по ней не ездят машины, здесь стоят скульптуры и горит множество сделанных под старину фонарей. Поэтому улица залита светом, но он неяркий, мягкий. Снега на Баумана нет, его тут регулярно чистят.
На обратном пути мы акцентируем внимание на небольшом фонтане, который изображает русалку. Фонтан не работает, но искусно подсвечен и кажется очаровательно-волшебным. Русалка сидит на валуне, не прямо, а несколько боком, опираясь на него рукой и свесив хвост в несуществующую воду. Бортик фонтана сложен из дикого камня. Дождики радужно вспыхивают, попадая в лучи подсветки.
Слышен женский голос - это воспоминание Андрея.
- ГОЛОС
- (за кадром)
И не приходи больше к фонтану. Город убьет тебя, выпьет. Будет тянуть - терпи, ты же сильный.
Андрей пятится, на лице его кратковременно вспыхивают подсветка, хотя до фонтана отсюда очень далеко. Андрей страдальчески кривится, косится со страхом на дом с лепниной, бросает по сторонам настороженные взгляды и бежит, сворачивая на другую улицу.
Он делает большой крюк, огибая Баумана не просто по соседней улице, а гораздо дальше. Бежит, постоянно оглядываясь.
Далеко за его спиной на фоне высотных домов возникает темная гигантская фигура, дома ей по пояс. Из стен позади Андрея то и дело высовываются полупрозрачные существа. И он несется сломя голову, натыкаясь на прохожих. Расталкивает их. Прохожие не замечают ни гиганта, ни существ.
СМЕНА ПЛАНА
Андрей приближается к остановке, на улице уже довольно темно.
Подъезжают и отъезжают переполненные маршрутки. Народ выходит, садится, толкается. Андрей с трудом садится в нужную маршрутку: желающих уехать предостаточно.
ИНТ. МАРШРУТКА ВЕЧЕР
Андрей стоит в маршрутке - это обычный ПАЗик - и держится за поручень. Маршрутка плотно набита. Пакет Андрей неловко придерживает свободной рукой. Он угрюмо смотрит в окно, за которым сгущается темнота, рассеивая ее, светят редкие фонари. Периодически маршрутку трясет на ухабах, и пассажиры недовольно ворчат. КОНДУКТОР впереди черкает на билетах фломастером, не поворачивая головы, громко обращается к пассажирам.
- КОНДУКТОР
- Передаем за проезд.
Возле окна напротив стоящего Андрея сидит девушка в очках. Ей лет 25. Каштановые волосы собраны хвостиком на затылке, она симпатичная и уютно-домашняя. Это ЛЕРА. Она достает кошелек, вынимает деньги и трогает пассажира впереди за плечо.
- ЛЕРА
- Передайте, пожалуйста.
Лера поворачивает голову и видит Андрея. Она узнает его.
- ЛЕРА
- Андрей, привет.
Андрей недоуменно вглядывается в девушку. Лицо его проясняется.
- АНДРЕЙ
А-а, Лерка! Привет. Не узнал.
- ЛЕРА
Давай пакет подержу. Тяжелый, наверно.
Андрей передает ей пакет. Лера пристраивает его на коленях. У нее и у самой большой, туго набитый пакет.
- АНДРЕЙ
Ну, как ты? Новый год где справляешь?
- ЛЕРА
Да потихоньку. Коля сегодня работает. Пришлось самой по магазинам ходить. А Новый год... дома, конечно. Семейный же, праздник. А ты?
Пассажир спереди отдает Лере билет. Она держит его в руке.
- АНДРЕЙ
Ну... тоже дома. Родителей думал сначала навестить, да что-то не сложилось. Ладно, возьму потом отпуск, съезжу к ним.
- ЛЕРА
Так что, один будешь отмечать? Может, с девушкой? Или у тебя сейчас нет...
Лера осекается. Андрей неопределенно пожимает плечами. Лера с наигранной шутливостью восклицает.
- ЛЕРА
Ты когда женишься, Андрюшка? Пора бы уже. Так и не нашел никого? Не-ет, надо было мне тогда всерьез за тебя взяться. Глядишь, и Новый год бы сейчас вместе справляли.
Лера улыбается, но глаза ее серьезны. Похоже, она до сих пор неравнодушна к Андрею. Тот смущенно отводит глаза.
- ЛЕРА
А мне Катька сказала, что видела тебя с какой-то девушкой. Сказала, что красивая она. Мог бы и с ней Новый год справить, если уж совсем не с кем. Или... ты ее тоже... бросил?
Андрей бледнеет, у него подергиваются губы.
- АНДРЕЙ
- Бросил. То есть...
- (взрывается)
Я не хочу об этом говорить, Лера!
Стоящие рядом люди оглядываются. Лера виновато смотрит на Андрея, на щеках ее выступает румянец. Ей неловко. Она отворачивается к окну.
- АНДРЕЙ
- Извини...
Лера, не поворачиваясь, кивает. Некоторое время они едут молча. Лера рассматривает свой билет, губы ее шевелятся: она складывает цифры на билете. Потом Лера достает зеркальце, смотрится в него. Поправляет прическу. Убирает зеркальце в сумочку. Встает. Протискивается в проход, по обеим сторонам которого расположены сиденья. Вручает Андрею его пакет.
- ЛЕРА
Мне на следующей выходить. Пока, Андрюшка. Счастливого Нового года.
Лера целует Андрея в щеку.
- АНДРЕЙ
А мне еще несколько остановок. Пока, Лерка. Удачи.
Андрей садится на освободившееся место. Маршрутка останавливается. Лера накидывает капюшон и выходит. Андрей провожает ее задумчивым взглядом.
- АНДРЕЙ
А ведь и впрямь мог жениться. Эх, Лерка, Лерка...
НАТ. ДВОР ДЕВЯТИЭТАЖКИ ВЕЧЕР
Андрей появляется из-за угла соседнего дома - длинной девятиэтажки.
Во дворе горят редкие фонари, мелкие дождинки роятся в их свете как мошкара. Окна домов теплятся желтыми огоньками.
Андрей пересекает двор, здоровается с дворником ДЯДЕЙ САШЕЙ, пожилым низеньким мужичком деревенского вида. Дворник в потрепанном ватнике и валенках с галошами. Поверх ватника яркая оранжевая жилетка. Дворник стоит, опираясь на лопату, и смолит папиросу.
- АНДРЕЙ
- Здрасте, дядя Саша.
- ДЯДЯ САША
Здорово. Угости старика хорошей сигаретой. Этот горлодер уже видеть не могу.
Дядя Саша натужно кашляет. Андрей разводит руками, точнее одной рукой, в другой у него пакет.
- АНДРЕЙ
Не курю, дядь Саш. Так, балуюсь иногда. При себе сейчас нету. Я вам завтра пачку дам. Хорошо?
Андрей уходит.
- ДЯДЯ САША
- Ты это, не забудь только!
Андрей, обернувшись, кивает на ходу. Дворник снова кашляет, бычкует папиросу и засовывает ее в пачку. Пачку кладет в карман штанов.
Видно, как Андрей ныряет в подъезд такой же девятиэтажки, как и остальные две, что окружают двор.
ИНТ. ПОДЪЕЗД ДЕВЯТИЭТАЖКИ ВЕЧЕР
Андрей прикрывает за собой вторую дверь подъезда - внутреннюю. Свет в подъезде не горит. Андрей по инерции проходит вперед, запинается о ступеньку и останавливается. Чертыхается сквозь зубы.
- АНДРЕЙ
Опять! Да что ж такое, а? Электрики, ма-ать. Наладить не могут.
Принюхивается, морщит нос.
- АНДРЕЙ
И плесенью воняет, как в погребе.
Андрей слепо шарит рукой, нащупывает стену и медленно, привыкая к полумраку, поднимается на первый этаж. Он с сомнением смотрит на лифт, не решаясь подойти. Кнопка вызова лифта вдруг загорается сама по себе. Слышен скрип заработавшего лифтового механизма. Андрей пулей летит по лестнице вверх, натыкаясь на стены и перила. И лишь на третьем этаже замедляет шаг и, придерживаясь ощупью за стены, поднимается по лестнице.
С улицы в окошки струится слабый свет; слышны шорохи, поскрипывания, глухое лязганье лифта и чье-то тяжелое дыхание. Андрей бледен, движения его неуверенные, дыхание сбивается. Но он берет себя в руки и старается идти спокойно.
Он уже на пятом этаже, заносит ногу на следующую ступеньку. Тут этажом выше очень громко мяукает кошка - противно и визгливо. Андрей вздрагивает. Глубоко дышит, успокаиваясь. Потом продолжает подниматься.
На шестом этаже Андрей подходит к двери своей квартиры (первой слева). Дверь у Андрея из покрытых лаком деревянных плашек. Остальные двери металлические. Всего на площадке 4 двери. Площадка разделена на секции - левую и правую, в каждой по две двери. Посередине шахта лифта. Вход в сами секции не перекрыт дополнительными дверями, как это часто бывает.
Андрей ставит пакет на пол. Соседская кошка нюхает пакет и, учуяв колбасу, трется о ботинки Андрея. Андрей осторожно отпихивает кошку ногой, и та отходит к двери напротив, садится на коврик.
Он достает ключ и пытается попасть им в замочную скважину. Ничего не видно. Отчетливо слышно тяжелое дыхание и поскрипывание лифтового механизма. Андрей хлопает себя по карманам, очевидно, ищет спички. Не находит.
- АНДРЕЙ
- Черт, и спичек нет.
Андрей нервно возится с замком, вытирает вспотевший лоб. Наконец замок поддается. Андрей открывает дверь и входит в квартиру. Быстро закрывает дверь. Громко щелкает автоматический замок.
ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ КЛЕТКА ДЕВЯТИЭТАЖКИ ВЕЧЕР
В тишине подъезда слышен тихий смешок. На этаже Андрея останавливается лифт; с шипением расходятся дверки, кабина пуста. Кошка выгибает спину дугой, в ее устремленных на лифт глазах полыхают зеленые отблески, пасть оскалена. Двери лифта закрываются. Кошка с мявом бросается вниз по лестнице.
ИНТ. КВАРТИРА АНДРЕЯ ВЕЧЕР
Андрей стоит, навалившись на дверь спиной, и хрипло дышит. Затем, чуть не уронив, ставит пакет на подставку для обуви, тянется к выключателю. Пыльная лампочка освещает небольшую прихожую. На стене старые, блеклые, кое-где отслоившиеся обои. Прихожей явно требуется ремонт.
Андрей снимает кепку и куртку. Куртку вешает на крючок, кепку забрасывает наверх вешалки. Обувает тапочки и идет с пакетом на кухню. Там он ставит пакет на табурет, достает из него минералку и в изнеможении валится на другой табурет. Скручивает пробку, жадно пьет. На лбу у него испарина.
- АНДРЕЙ
Я не боюсь... Нет. Это всё неправда...
Смотрит перед собой пустым взглядом.
- АНДРЕЙ
- Так не бывает.
Андрей сидит, успокаиваясь, отхлебывает минералку. Поставив бутылку на стол, встает, выкладывает продукты из пакета в холодильник. Конфеты и шампанское убирает в буфет. Движения его замедлены. Он достает из буфета бутылку водки. Шарит рукой в буфете: ищет стопку. Не находит. Берет чашку из проволочной сушилки для посуды, смотрит на нее, чашка грязная, он кривится и убирает чашку на место. Чашек больше нет, а мойка забита грязной посудой.
Андрей пьет водку прямо из горла, проливая на рубашку. Запивает минералкой. Морщится. Часто дышит. Делает еще два глотка. Движения его обретают уверенность.
Андрей походит к газовой плите, на которой стоит чайник со свистком и кастрюля. Снимает крышку с кастрюли, заглядывает туда. Там суп, на поверхности которого плавает застывший жир. Андрей опускает крышку. Вздыхает.
- АНДРЕЙ
С обеда ведь ничего не ел - и не хочется. Окосею, точно окосею.
Он подходит к буфету и, покопавшись, находит там чистый граненый стакан. Споласкивает стакан под струей воды. На лице - мрачная ухмылка. Наливает стакан до краев водкой и идет в зал.
Квартира у Андрея однокомнатная. В зале, в отличие от прихожей, чистота и порядок. Лишь люстра пыльная, от нее к потолку тянутся тонкие паутинки. На стене тикают часы, висит привешенная за ленточку на гвоздик гитара. На полу расстелен палас.
Андрей ставит стакан на трельяж, что стоит справа от входа в зал. Приглаживает волосы, смотрит на себя изучающе. Видно, что глаза у него карие.
Двери между залом и прихожей нет. Андрей подходит к окну, за которым виднеется незастекленный балкон. Смотрит во двор.
СМЕНА ПЛАНА
За окном простирают голые ветви темные силуэты тополей. Далеко внизу ярким пятнышком выделяется жилетка стоящего под фонарем дворника дяди Саши.
Мы наблюдаем с улицы, как Андрей дышит на стекло: оно чуть запотевает. Андрей рисует пальцем букву "И", но, словно испугавшись чего-то, сразу же стирает ее.
СМЕНА ПЛАНА
На тумбе у окна телевизор, Андрей включает его. Комната наполняется громким звуком: в преддверии Нового года показывают концерт.
Наискосок от трельяжа стоит диван-кровать, он не разложен, аккуратно накрыт узорчатым покрывалом. Рядом, ближе к окну, стол-книжка и стул, на его спинке висит одежда. На столе шикарный музыкальный центр. Напротив дивана - "стенка" с многочисленными шкафчиками и ящичками. Отделение для книг плотно заставлено разноформатными томиками. Мебель выглядит новой.
Андрей задергивает шторы, возвращается к трельяжу и, взяв стакан, смотрит на отражение.
- АНДРЕЙ
Рано начал, да? Тридцатого декабря. Но ты-то мне не указ, верно? Может, я собираюсь напиться, чтобы не вспоминать! Забыть, понимаешь?! Давай, без тоста.
Андрей чокается с зеркалом, выпивает полстакана...
Он быстро пьянеет; стоит, покачиваясь. Начинает пристально рассматривать себя в зеркале, щурится, водит пальцем по стеклу, останавливая руку в области лица. У отражения черные глаза, причем, полностью, не только зрачки. А у настоящего Андрея - карие. Он грозит НЕПРАВИЛЬНОМУ ДВОЙНИКУ пальцем и глупо улыбается.
- АНДРЕЙ
Э-э. Ты чего мне тут усмехаешься? Вот я тебе сейчас задам.
Андрея пошатывает. Неправильный двойник в зеркале повторяет все его неуклюжие движения.
- АНДРЕЙ
- Всё зло от баб. Выпьем!
Андрей испуганно зажимает рот рукой, роняет стакан - тот разбивается. Бледный Андрей трет виски. Мы смотрим в его глаза.
НАТ. УЛИЦА БАУМАНА - НАЧАЛО НОЯБРЯ ВЕЧЕР, ВОСПОМИНАНИЕ
Андрей прогуливается по Баумана. Это центр города. В руке у него бутылка пива. Вокруг старинные двух- и трехэтажные здания, украшенные лепниной, мостовая выложена разноцветной брусчаткой, светят сделанные под старину невысокие фонари со стеклянными колпаками.
Улица украшена красными флажками, но не так уж обильно. Видны афиши "Праздничный митинг состоится 7 ноября на площади Свободы. Компартия РФ." и транспарант "Поздравляем с Днем примирения!"
Погода дождливая, пасмурная; недавно прошел дождь, и брусчатка мокро блестит в желтом свете фонарей. Однако народу довольно много.
Андрей проводит рукой по одной из скамеек, что стоят посреди улицы. Достает платок, протирает скамью. Присаживается на краешек. Открывает пиво и, прихлебывая, наблюдает за людьми, особенно за парочками и теми, кто с детьми.
На улице много кафе, из них доносится самая разная музыка. Но вид у Андрея скучающий, грустный. Он оглядывается по сторонам, всматривается в лица прохожих, будто ищет кого-то. Поглядывает на часы.
Андрей замечает на скамейке у фонтана девушку в серой курточке, джинсах и черных сапожках. Это ИНГА. На вид ей 23-25 лет. Фонтан небольшой и забавный. Бортики его сложены из дикого камня, в центре валун побольше, на нем скульптура, изображающая русалку. Фонтан не работает, на дне валяются позеленевшие и еще новенькие медяшки. Женщина средних лет фотографирует ребенка, прислонившегося к бортику фонтана; сделав несколько снимков, они уходят.
Андрей смотрит им вслед, переводит взгляд на русалку. Мы переносимся в лето.
Андрей с ПРИЯТЕЛЕМ, его женой и маленьким ребенком стоят около фонтана. Ждут своей очереди сфотографироваться. Сначала у фонтана щелкает друг друга на пленку семейная пара, они уходят, бросив, в воду по монетке. Потом фонтан обступает компания мальчишек и девчонок, просят Андрея снять их и уходят довольные.
Приятель и его жена присаживаются ближе к бортику, малыш - между ними. Андрей приникает к видоискателю, улыбается.
- АНДРЕЙ
- Скажите "сы-ыр".
Затем приятель щелкает Андрея.