|
|
Отзыв о книге Г. Л. Олди "Приют героев"
"Но если бы ты этих людей видел, - особенно простонародье, рабочих, лавочников, и не подозревающих, какие они герои: они, наверное, умерли бы у себя дома, ни о каком героизме не помышляя, - если бы ты видел, как они бегут под пулями, чтобы спасти товарища, выносят раненного командира, и, если они ранены сами, как они улыбаются за несколько минут до смерти, потому что врач сказал им, что траншею у немцев отбили..."
Марсель Пруст. "Обретенное время".
|
Новая книга Олди "Приют героев" намеренно резко очерчивает Добро и Зло, абсолютизируя их. Зачем? Думаю, каждый сам ответит на этот вопрос. Язык как всегда великолепный, читал, не отрываясь, и вам советую.
Пролог сходу ввергает нас в боевую сцену - на постояльцев гостиницы, квесторов, выступивших, согласно Завету, в очередной поход для поддержания черно-белого равновесия, нападают неизвестные... Однако дальше действие разворачивается плавно, неспешно - это, собственно, расследование побоища в гостинице, в ходе которого выясняются престранные обстоятельства. И вот уже Бдительный Приказ, Тихий Трибунал, Надзор Семерых и сам король Реттии Эдвард II выражают крайнюю озабоченность случившимся. Эта кажущаяся неспешность повествования - внешняя, в несколько дней жизни героев Олди спрессовали очень и очень много их переживаний, устремлений, планов, размышлений - то есть действия внутреннего. Ведь всё, как обычно, оказывается не так, как на самом деле.
Дознание ведут два соперничающих ведомства - Бдительный Приказ, под юрисдикцией которого находятся все преступления, связанные с применением оружия, и Тихий Трибунал, его вотчина - правонарушения, отягченные применением магии. Немного в стороне невидимой тенью нависает над ведомствами, службами и даже самим монархом Надзор Семерых, зорко присматривающий за магическими злоупотреблениями.
Итак, ситуация обозначена. Время делать ход.
И первым его совершает обер-квизитор Бдительного Приказа барон Конрад фон Шмуц, служака до мозга костей, педант и щеголь, закованный в броню рассудительности, под которой бьется отзывчивое сердце.
Второй ход за Генриэттой Куколь, вигиллой Тихого Трибунала, дамой решительной, очаровательной, умной и немного грубоватой. И они, несомненно, доведут расследование до конца, не без помощи со стороны, разумеется. Но это будет именно их квест. Свой. И вовсе не по Завету.
Пространство романа разбито на главы-капуты, с дополнениями-спатиумами, которые прекрасно развивают и дополняют сюжет, абсолютно естественно в него вписываясь. Многие напоминают даже законченные рассказы, другие же - предстают в виде стихов, смею заметить, преотличных.
Герои книги убеждены в том, что противостояние Идеалов - Добра и Зла - не должно выплеснуться за границы экстерриториального Черно-белого Майората, им не место в настоящем "цветном" мире, где живут люди, где нет четкого разделения, где абсолютное Добро и абсолютное Зло одинаково чужды и опасны. Этот постулат сразу же напоминает рассказ "Старое доброе Зло", также входящий в цикл "Фэнтези".
Побоище в гостинице - небывалый прецедент. И не важно, кто нарушил экстерриториальность. Хотя квесторы были условно "белые", а владыкой Майората на сегодняшний день является Черный Аспид, который, как кажется всем, лелеет злобные планы, заручившись поддержкой некромантов "мрачного" Чуриха...
Версии, версии... Они меняются на протяжении книги, чтобы под конец предстать в совсем ином обличье. Финал светел и спокоен, с легким намеком на косвенное продолжение.
А вот пролог мне показался каким-то неестественным, нарочито "игрушечной" ролевкой - если принять во внимание обстоятельства, открывшиеся в финале, так оно и задумывалось. Именно таковы были "фанатики" ордена Зари, дети, живущие по законам собственного вымышленного мира, где есть только черное и только белое.
Чистые идеалы движут человеком, они - в основе, глубоко-глубоко внутри, но - большое-пребольшое НО - проходя сквозь мнения-представления-ощущения-разумения человека, сквозь "радугу", они становятся "цветными", как и реальность вокруг нас, в которой нет отчетливо черного ужасного Зла и белопушистого Добра. Реальность многолика, красочна, полна оттенков и полутонов. Не забывайте это.
Идеалы - это знамена, а геральдические монстры хороши лишь на гербах. Там они безопасны.
2006
|
|
|