Белозёров Артём Игоревич : другие произведения.

Переезд

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    глава 94-повесть в романе для детей "Ваня Сверчков"

  Глава 94: Переезд (с Донбасса на Ямал), повесть в романе для детей "Ваня Сверчков"
  
  1
  
  Наступил сентябрь. Ваня Сверчков начал учиться в 6-ом классе. В мае следующего года он его закончил. А ещё в январе Наталья Дмитриевна уехала из Горловки, с Донбасса жить и работать на Ямал.
  В июле она приехала в Андреевку и в начале августа забрала Ваню из Донецкой области в Ямало-Ненецкий автономный округ, в Надымский район, в посёлок Пангоды у Северного Полярного Круга. Здесь Наталья Дмитриевна устроилась заведующей краеведческого музея в доме культуры.
  Из Славянска мама и сын поехали на поезде в Москву. А из Москвы поехали во Владимирскую область, в Петушинский район, в деревню Пекша, где проводил свой отпуск с женой и сыном родной брат Натальи Дмитриевны дядя Серёжа. На Ямал она переехала по его приглашению. Жена дяди тётя Надя здесь родилась, а в Пекше жила её мама - бабушка Анна Васильевна.
  
  2
  
  Простившись со слезами на глазах до следующего лета с бабушкой Валей, прабабушкой Фросей и дедушкой Димой, Наталья Дмитриевна и Ваня на Славянском ж/д вокзале сели в поезд Мариуполь-Москва и поехали в столицу России и всего постсоветского пространства.
  Поезд шёл до Москвы 16 часов, с юга на север через: Харьков, Белгород, Курск, Орёл, Тулу - областные центры и города поменьше - районные. Курский вокзал в центре Москвы был конечной остановкой. Ваня смотрел в окно в полупустом купе, два места были свободны, он и мама и всё.
  До Харькова лежал степной и лесостепной пейзаж с меловыми кряжами, холмами и буграми, с деревцами маслин и рощами акаций, с высокими пирамидальными тополями в населённых пунктах. Перед Харьковом поезд остановился и началась проверка документов. Пограничники со злыми лицами и подозревающими глазами проверяли документы и, рылись в личных вещах пассажиров. Через час поезд поехал дальше. От Харькова до Белгорода тянулся частный сектор, такими же кирпичными домами, как дом бабушки Вали и дедушки Димы. Меловые пейзажи стали сменяться лесами высоких корабельных сосен с оранжевыми стволами и густыми дубовыми рощами. Но степь продолжалась ещё до Курска. В Харькове ещё росли абрикосовые деревья, а в Белгороде их уже не было, зато было больше яблонь и груш. Особенно много яблоневых садов разных сортов росло в Орловской области - Родине дяди Толи Ловчикова мужа дочери бабушки Жени тёти Вали. В окне купе продолжало зеленеть листвой и краснеть, и желтеть яблоками, и грушами лето, начало августа. В Орловской области ещё и Родине великих русских писателей Ивана Сергеевича Тургенева и Ивана Алексеевича Бунина - тёзок Вани Сверчкова особенно много росло и созревало яблок "Антоновки" на антоновских яблонях, крупные их плоды наливались светло-зелёным с лимонным оттенком цветом и кисло-сладким соком, как в рассказе Бунина "Антоновские яблоки". За Орловской областью начиналась Тульская - один из центральных регионов России, граничащих с севера, юга, запада и востока с дальним Подмосковьем.
  
  3
  
  Частные дома из кирпича здесь окончательно сменили деревянные домики - избы из сосновых брёвен, часто выкрашенные краской разных цветов: красным, жёлтым, голубым, зелёным. Их крыши были покрыты не шифером, как на Донбассе, а листовым железом, выкрашенным красно-бордовым.
  Тульская область - Родина великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. В тульской глубинке находится его имение Ясная Поляна; с белым помещичьим домом, с ровными парками и садами, где играли в крокет родные и близкие писателя. Здесь Лев Николаевич написал свои известные романы: эпопею "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение", которые будут прочитаны Ваней Сверчковым в будущем, в 10-х-11-х классах школы, на каникулах, на Ямале и в Андреевке. Но пока, после 6-го класса Ваня прочёл повести Толстого: "Детство", "Отрочество", "Юность" и сборник о Крымской войне 1853-1856 годов "Севастопольские рассказы". У центрального входа здания ж/д вокзала в Туле висела мраморная табличка, в тексте которой говорилось о том, что здесь на тульском перроне Лев Николаевич Толстой встретил Ивана Сергеевича Тургенева и повёз его к себе в гости в Ясную Поляну в коляске тройкой лошадей.
  Поезд тронулся. Ж/д вокзал Тулы остался позади. Было раннее пасмурное утро. С юга на север приближалось Подмосковье. Всё больше и больше росло берёзовых рощ, белеющих своими стволами с вкраплениями чёрных пятен и полосок на коре, с зелёными кронами, волнуемыми прохладным ветром. У ж/д полотна и в рощах густо-густо, начиная цвести, рос иван-чай, горящий на фоне зелёной травы своими густыми малиновыми цветками звёздочками, свечками-бутонами.
  
  4
  
  Уже началось ближнее Подмосковье, поезд приближался к Курскому вокзалу. Появились высокие-высокие многоэтажные кирпичные и панельные жилые дома, 9-ти, 16-ти и 20-ти этажные строения в многочисленных окнах и балконах. Ваня и Наталья Дмитриевна начали собираться, уже проехали город Подольск. Ваня отнёс проводнице постельное бельё. Переоделись. Было прохладно и сыро, как чаще всего бывает в Москве. Достали ветровки. Внезапно в окне появился центр Москвы: "Мосгаз", "Красный Октябрь", "Москва-Курская". Мелькнул узкий чайно-синий зигзаг летней московской реки Яузы с зелёными вязами по его берегам, закованный в высокие гранитные берега, как прообраз петербургских притоков Невы; и в тоже время, как московский вариант южного донбасского Торца: родной реки Вани Сверчкова. Родная Андреевка, дом Анны Алексеевны сменились огромной Москвой, мегаполисом с 9-ти миллионным человеческим населением в 1995-1996 годах.
  Поезд Мариуполь-Москва остановился у перрона Курского вокзала, закрытого длинным навесом. Наталья Дмитриевна и Ваня оказались в Москве - легендарной столице нашей Родины.
  
  5
  
  Москва - муза, героиня и образ всей русской литературы, поэзии и живописи: Красная площадь, Кремль, Третьяковская галерея. И прежде, чем ехать во Владимирскую область в Петушинский район в деревню Пекша к родственникам, Наталья Дмитриевна и Ваня решили побывать в этих московских, главных российских исторических местах, сдав вещи в багажное отделение Курского вокзала.
  Было раннее утро, 8:00. Решили начать с Третьяковской галереи. Спустившись в метро станции "Курская" Кольцевой линии, с высокими потолками, монументальными колоннами, живописью в стиле Сталинский ампир (имперский), мама и сын спустились по эскалатору и сели в поезд метро; они поехали по Арбатско-Покровской линии и уже на следующей остановке оказались на станции "Третьяковская" Калужско-Рижской линии. Поднявшись наверх и пройдя Лаврушинский переулок, вышли к малиновому дворцу одной из самых величайших художественных галерей Мира, основанной русским московским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым, с 1854 года начавшим коллекционировать полотна русской живописи. Галерея открылась в 1893 году и называлась тогда Третьяковским музеем.
  Ваня первый раз посещал Третьяковку в реальности, но уже был немного знаком с её выдающимися картинами из передач Виктора Татарского "История одного шедевра" и "Третьяковская галерея". И теперь Ваня Сверчков увидит в живую картины И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.М. Крамского.
  
  6
  
  Но прежде, чем идти в залы живописи, мама и Ваня решили посмотреть русские православные иконы, на первом этаже; иконы: Владимирской Божией Матери, Казанской, а особенно икону кисти Андрея Рублёва русского живописца-иконописца 15 века: "ТРОИЦА"; золотой неземной благодатный Свет-фон на всех святынях, святые любящие глаза и лики Богородицы. ТРОИЦА: БОГ-ОТЕЦ, БОГ-СЫН, БОГ-СВЯТОЙ ДУХ - Образы трёх Ангелов в ярких синих, голубых и зелёных с золотым, светящихся невечерним Светом, одеждах, на большом прямоугольном формате Божественной Иконы - главной Святыни русского православия. Ваня и Наталья Дмитриевна перекрестились, стоя перед "ТРОИЦЕЙ". Ваня улыбался, улыбалась мама, вытирая белым платочком выступившие на её больших красивых голубых глазах благодатные слёзы.
  
  7
  
  Из зала икон поднялись на верхние этажи галереи. Времени было не очень много и решили подробно рассмотреть некоторые картины Шишкина, Поленова и немного Крамского; и замечательную картину Куинджи "Лунная ночь над Днепром". Остановившись у пейзажей Ивана Ивановича Шишкина с ржаным полем и соснами. Яркие, золотисто-розовые ржаные стебли и колоски, кора, ветви и кроны величественных хвойных деревьев; ясный солнечный день, голубое небо. Ваня видел этот пейзаж только по телевизору, теперь он любовался им в реальности. Настоящая реалистическая живопись, как фотография, художником прописана каждая травинка, каждый дубовый листик на пейзаже Шишкина "Дубы".
  Прошли в зал живописи Василия Дмитриевича Поленова, к его пейзажам: "Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия", "Лопухи". Эта небольшая картина с светящимися листьями лопухов, с их тонко написанными прожилками, особенно понравилась Ване, ему захотелось написать также. И, конечно, Ваня и мама увидели два варианта пейзажа Поленова "Московский дворик" с голубым небом, с залитой солнцем лужайкой, с маленькими детишками с белокурыми солнечными головками, с белой церковью и колокольней, с блестящими серебром и золотом куполами под ярким летним солнцем. И, когда Ваня и мама рассматривали пейзаж, за окнами залов Третьяковской галереи выглянуло московское солнце, засиял великий город.
  
  8
  
  Была ещё первая половина августа, но было чувство, что уже наступил сентябрь, солнечное московское вязовое бабье лето. Ваня и мама продолжали любоваться пейзажами Поленова: "Бабушкин сад", "Заросший пруд", "Нил у Фиванского хребта", "Храм Изиды на острове Филе", "Ранний снег", "Золотая осень", картина с Господом нашим Иисусом Христом "На Тивериадском (Генисаретском) озере", идущим по берегу с посохом в руке, как и полотно Ивана Михайловича Крамского "Христос в пустыне", на нём Спаситель сосредоточен и задумчив, сидящий на камне, с опущенным, всматривающимся в свою Святую Душу, взглядом. Господь в начале своего деятельного трёхлетнего Спасительного и Спасающего Пути. Он задумчив и тих. Он готов к своей Божественной Миссии, к искуплению человеческих грехов.
  После живописи Поленова перешли в зал Крамского. Здесь Ваня обратил внимание на редкий жанр в творчестве Крамского, на натюрморт "Флоксы" и подробно его рассмотрел. Это была небольшого формата картина. На бордово-коричневом фоне была изображена большая тёмно-синяя фаянсовая ваза, а в ней несколько крупных пышных бутонов флокс, как в цветнике бабушки Фроси. Крамским был тщательно прописан каждый цветочный лепесток: белого, малинового, бордового цветов. Пройдёт два года и Ваня Сверчков напишет похожий натюрморт "Флоксы с абрикосами".
  Полюбовавшись пейзажем Куинджи "Лунная ночь над Днепром", ярким фосфорическим свечением спутника Земли на чёрном фоне ночной природы, узнав, что когда этот пейзаж впервые был показан зрителям и искусствоведам, многие из них посчитали, что Куинджи подсветил свой пейзаж электрическим светом, но ища горящую лампочку, не нашли её.
  
  9
  
  Ваня и Наталья Дмитриевна, опять спустившись в метро, поехали на Красную Площадь, к Московскому Кремлю, до станции "Площадь революции", расположенной сразу же за краснокирпичной громадой Исторического Музея. Был полдень. Московское небо прояснилось, светило прозрачное сентябрьское солнце. Мама и Ваня, пройдя мимо конного памятника маршалу Г.К. Жукову, почти сразу же оказались на Красной Площади, перед стенами Кремля.
  "Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже (тысячу раз)... проходил по Москве с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец, насквозь и как попало - и ни разу не видел Кремля".
  Но в отличие от лирического героя поэмы, Ваня Сверчков и его мама видели Кремль, его башни, Успенский собор, дворцы и церкви. Смотрели на них и любовались ими.
  
  10
  
  Перед Кремлёвской стеной огромным чёрно-красным кубом выступал вперёд мавзолей В.И. Ленина, а под стенами росли, воспетые поэтами В.В. Маяковским, А.Т. Твардовским и многими другими, высокие-высокие голубые кремлёвские ели.
  На другом краю площади возвышался сказочный Собор Василия Блаженного, святого московского юродивого, построенный Иваном Грозным в его честь: несколько церквей в одном храме, с пасхальными красочными многоцветными куполами, расписанными, как пасхальные яички, сложным геометрическим орнаментом, у каждого купола он свой. На обратной стене собора икона, посвящённая святому, большая, почти во всю высоту храма. Перед иконой небольшая смотровая площадка с видом на центр столицы. Чуть в стороне, у храмового входа-крыльца с колоннами и ступеньками бронзовый памятник купцу Минину и князю Пожарскому, спасшим Москву от захватчиков-польских интервентов в 1612 году. Мама и сын любовались собором и памятником, стоя спиной к Историческому музею; слева от них был Гум - Государственный универсальный магазин, а справа Кремль, а впереди на другом берегу Москва-реки восстанавливался Храм ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ, сверкая под лучами московского солнца величественным золотым куполом, как гигантский шлем гигантского русского богатыря, описанный в повести Михаила Булгакова "Роковые яйца". Тогда, в 1920-х годах Храм ещё не был разрушен и главный герой повести профессор Персиков, завершив свои ночные научные исследования икры лягушек, часто возвращался домой из института, проходя мимо Храма ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ, озарённого розовым светом раннего утра.
  Наталья Дмитриевна и Ваня вернулись на Курский вокзал. Забрав сумки из багажа, они решили купить билеты в пригородных кассах на электричку до Петушков, чтобы взяв там такси, доехать до Пекши, но билетов не оказалось.
  
  11
  
  - Привет, Минин! Ты куда это идёшь?
  - Привет, Пожарский! Дык в Петушки! А ты куда?!
  - Дык тоже в Петушки!
  - Ну, так ты не в ту сторону идёшь, Минин!
  - Ну, так и ты не в ту, Пожарский...!
  
  До Пекши решили доехать на автобусе, идущим до Владимира. Автобус отправлялся у шоссе Энтузиастов, за Курским вокзалом, рядом с кленовым парком. Мама и Ваня пересекли трамвайные рельсы, пропустив звенящий колокольчиками красно-белый трамвай, похожий на трамваи Горловки, и оказались на месте, рядом с речкой Яузой. Провожая взглядом уезжающий трамвай, Ваня подумал: "А не на этом трамвае катался булгаковский котяра Бегемот...?" И улыбнулся своему предположению.
  Сели в автобус, поехали. Через два часа уже были на месте, на Московском шоссе, у самого поворота на деревню Пекша Петушинского района Владимирской области, до неё было 50 метров. На другой стороне шоссе рос густой высокий и величественный берёзовый лес, шумящий своими, уже начинающими желтеть, кронами и верхушками.
  
  12
  
  В Пекше, повидавшись с дядей Серёжей, его женой тётей Надей, их сыном Ромой, старшим Вани на 4 года, с бабушкой Анной Васильевной, пробыв здесь два дня, Наталья Дмитриевна и Ваня поехали на Ямал, на поезде Москва-Новый Уренгой, билеты были куплены заблаговременно.
  Через два дня вернулись в Москву и с Казанского вокзала, сев в поезд, поехали через полстраны на северо-восток, в Ямало-Ненецкий автономный округ Российской Федерации; жить, работать, учиться. Ваня, как бы, возвращался в своё раннее детство, когда жил в Магаданской области, в посёлке Усть-Омчуг.
  
  13
  
  Конечно, до Нового Уренгоя за три часа можно было долететь и на самолёте, всего за 3, а не за 8, как до Магадана, но Наталье Дмитриевне хотелось, чтобы её чуткий, чувствительный, восприимчивый сын посмотрел красоту страны, её предосенние пейзажи, её российский восток: Поволжье, Урал, Сибирь; чтобы он накопил много новых впечатлений для своих будущих пейзажей. Тем более, что Ваня очень сожалел о том, что ему пришлось оставить Горловскую художественную школу. Но он понимал, что главное: надо продолжать рисовать, заниматься живописью самостоятельно, для себя, для мамы и для БОГА, как Винсент Ван Гог.
  Сели в купе. Переоделись. Поезд тронулся и поехал. Предстояло трое суток пути, через Владимир - Ковров - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань - Ижевск - Пермь - Екатеринбург - Тюмень - Тобольск - Сургут - Ноябрьск - Муравленко - Новый Уренгой: Центральная Средняя Россия, Поволжье, Урал, Западная Сибирь Тюменская область - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
  
  14
  
  До Екатеринбурга была ещё зелень лета: пыльный яблочный август Казани и Ижевска; смоченный дождём август Урала, его ещё зелёных лиственных и хвойных лесистых гор и скал, их разноцветных, медных и малахитовых каменных складок. За Уралом сразу же началась, желтеющая на глазах, западносибирская осень: грибная и ягодная.
  До Сургута, крупнейшего города Ханты-Мансийского автономного округа на берегах широкой стальной реки Обь, возвышались величественные сосны, берёзы и осины, в Тюмени и Тобольске скрипели, колышемые ветром роскошные раскидистые тополя.
  За Сургутом, строго на север, деревья пошли пониже и поменьше. За ямальскими городками Ноябрьском и Муравленко началась скупая, низкорослая лесотундра.
  
  15
  
  В окне купе асфальтовая автомобильная дорога сменилась бетонной, чем ближе к северу, тем меньше было нефтяных промысловых скважин-"кустов".
  Начинался приполярный и полярный газовый Ямал. Посёлок Пурпе, посёлок Коротчаево, город Новый Уренгой: конечная.
  Взяв такси в Новом Уренгое, Наталья Дмитриевна и Ваня, поехали домой - в посёлок Пангоды Надымского района, их новый дом. За окнами автомобиля такси "Ниссан" лесотундра сменилась просто тундрой.
  Переезд с Донбасса на Ямал, такой долгий, интересный и разнообразный завершился.
  
   1-11 декабря 2023 года - рукопись; 3-9 августа 2024 года - печать
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"