Бельский Максим Александрович : другие произведения.

Trenk

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Головокружительная история любви

  Тренк
  
  
  В первые месяцы Великой Французской революции, а именно 10 октября 1789 года на заседании Учредительного собрания выступил некто Жозе́ф Игна́с Гильоте́н или ещё правильнее Гийотен (Joseph-Ignace Guillotin), профессор анатомии. С первых же слов он решительно высказался против дискриминации граждан свободной Франции осуждённых на смертную казнь и призвал уравнять всех их в правах. Среди прочего он также сказал: 'Смертная казнь в новом государстве тоже должна быть демократичной'. Вероятно, Гильоте́н имел в виду, что применявшиеся к простолюдинам четвертование, сожжение на костре, колесование или повешение должны быть заменены на казнь, к которой раньше приговаривались лишь аристократы - благородное обезглавливание. Это будет по-настоящему революционный шаг в области лишения людей жизни! Как доктор и человек, облегчающий людям страдания, он призвал высокое собрание сделать смертную казнь наименее мучительной, Новое время требует принципиально нового подхода к такому важному делу! Смертная казнь, разумеется, остаётся временной, но необходимой мерой обуздания преступности и государственной измены, поэтому Гильоте́н пошёл ещё дальше и процесс благородного обезглавливания предложил модернизировать: 'Я предлагаю не просто унифицировать способ смертной казни, ведь даже такой привилегированный метод умерщвления, как обезглавливание мечом, тоже имеет свои недостатки. Завершить дело при помощи меча можно лишь при соблюдении трех важнейших условий: исправности инструмента, ловкости исполнителя и абсолютного спокойствия приговоренного. Меч нужно затачивать после каждого удара, иначе быстрое достижение цели при публичных казнях станет проблематичным. Но времени на заточку, как правило, нет, да и осужденные, вынужденные наблюдать за гибелью своих предшественников, часто теряют присутствие духа'. Одним словом, он предложил унифицировать способ умерщвления людей и использовать при этом механизм, обеспечивающий мгновенное отделение головы от туловища. Депутаты дружно одобрили подобный гуманизм добрейшего доктора. В результате ими был принят закон, который гарантировал гражданам, что 'любому приговоренному к смерти отрубят голову'. Публика приняла очередной революционный и гуманистический закон радостными воплями.
  Машина для гуманного умерщвления людей была заказана у немецкого механика и изобретателя, прославившегося изготовлением прекрасных клавесинов, некого Тобиаса Шмидта. Благодаря рекомендациям потомственного парижского палача Сансона необходимая машина убийства была создана. Лезвие в виде топора, скошенного под углом сорок пять градусов весило около сорока килограмм. Высота стоек машины превышала четыре метра, а высота падения топора равнялась 2,25 м. Конечная скорость падения лезвия составляла 6,5 м/с, а реальное время отсечения головы не превышало сотой доли секунды.
  Сам король внимательно осмотрел и одобрил это замечательное изобретение! Все были очень счастливы и вскоре гильотина начала свой кровавый путь. Сначала ставили эксперименты на овцах. Машина работали превосходно! В 1792 году на Гревской площади в Париже гильотина была применена впервые уже на людях. Вскоре, убедившись в высокой эффективности машины, казнь была поставлена на поток. Истребляли без всякой жалости решительно всех, ведь революционеры планировали уничтожить физически целые прослойки населения!
  Из великих людей, чей жизненный путь прервало это чудо гуманизма во времена 'Большого террора' ('La Grande Terreur'), я бы назвал в первую очередь Лавуазье. Дело в том, что 'друг народа' доктор Марат ещё до революции в своих естественнонаучных трудах назвал его 'корифеем среди шарлатанов', 'паразитом' и 'самым большим интриганом века'. А как же иначе? Ведь Конвент приказал разогнать Академию наук, поскольку революция не нуждалась в учёных! Поэтому великого ученого 'паразита' без лишнего шума арестовали, а затем 'гуманно' казнили 8 мая 1794 года. Говорят, что Лавуазье поставил последний в жизни эксперимент, чтобы проверить гуманность гильотины: сможет ли он моргать после того, как ему отсекут голову, и если да, то как долго? К изумлению зрителей казни и палача, глаза на отрубленной голове учёного продолжали моргать ещё от 15 до 30 секунд...
  
  Джордж Крукшенк 'Оружие радикалов' (карикатура, 1819)
  А уже 25 июля 1794 года на эшафот взошёл человек аристократического происхождения, незадолго до этого написавший в Вене смелую брошюру о французской революции, за которую его арестовали и навсегда выслали из Австрийской империи. Звали этого человека барон фон дер Тренк. После высылки из Австрии он решил, что теперь в революционной Франции его примут с распростёртыми объятьями. Однако в Париже им заинтересовались лишь доносчики, повсюду вынюхивающие измену республике. Его арестовали, объявили прусским шпионом, бросили в тюрьму и вскоре гильотинировали - вольнодумие не помогло ему избежать расправы. Барон попросту не знал, что уже в сентябре 1793 годы был принят пресловутый "закон о подозрительных", согласно которому можно было арестовать и отправить на казнь любого человека, заподозренного в малейшей нелояльности режиму. 'Подозрительными' объявлялись все лица, не получившие от 'народных обществ' свидетельств о гражданской благонадежности, отстраненные от государственной службы, эмигранты и связанные с ними дворяне, а также граждане Республики, которые не могли указать на источник своего существования. Выявление 'подозрительных' возлагалось на уже упомянутые 'народные общества'. Все 'подозрительные' подлежали аресту и казни. В Париже, а также в департаментах и армии Республики безраздельно властвовали и бесчинствовали комиссары Конвента. Они имели абсолютную власть, самовольно распоряжались судьбами людей, всех неугодных немедленно отправляли на плаху, а имущество конфисковали.
  Интересно, о чём думал барон фон дер Тренк, ожидая своей очереди на кровавый конвейер - гильотину? Осознавал ли он, что монархические Пруссия и Австрия вовсе не были столь уж дурны для жизни, а сладкое слово "свобода" оказалось лишь иллюзией?
  А ведь когда-то давным-давно всё начиналось для него так прекрасно ...
  1.
  Барон Фридрих Фрайхерр фон дер Тренк родился 16 февраля 1726 в Хальденслебене (Haldensleben) к северу от Магдебурга, в земле Саксония-Анхальт, Пруссия. Его родителями был генерал-майор Кристофер Эренрайх фон дер Тренк и Мари Шарлотта фон Дершау. Его предки верно служили разным европейским королям, так что барон был владельцем обширных земельных угодий. Его дедом был Альбрехт Фредерик фон Дершау, президент Королевского Суда в Кенигсберге. Герб семьи фон дер Тренк (Trenck) - серебряный бык с красной головой, с золотым языком и золотыми же рогами. Ниже изображены две золотых звезды.
  
  По вероисповеданию лютеранин, как и многие другие дворяне-протестанты того времени, он получил хорошее домашнее образование, изучил несколько иностранных языков. Вдобавок к высоким интеллектуальным способностям, он обладал исключительной ловкостью и физической силой. В 1741 году (в 16 лет!) поступил на юридический факультет в Кенигсбергский университет, где кроме основного предмета слушал также лекции по физике, математике и философии. В своих мемуарах он писал, что уже в университете хлебнул воздух свободы, ознакомился с 'историей католической церкви, узнал, что такое Рим, и навсегда сохранил в своем сердце неистовую ненависть к насилию, суеверию и обману'. Особенно барон преуспел в фехтовании, танцах, верховой езде и вольтижировке. Благодаря принадлежности к аристократическому сословию и богатству он не стал новым Вольтером, которому пришлось с трудом пробивать себе путь к славе, для него все двери были широко открыты. Зато уже с юности барон начал демонстрировать независимый характер: 'Я презирал, а то и задирал тех, кто пытался говорить со мной повелительным тоном или хотел продемонстрировать на правах начальника свою неограниченную власть. Следственно, суждено мне было постоянно сражаться с сильными мира сего'. Другими словами, молодой человек стал записным дуэлянтом. Впрочем, из дуэлей он всегда выходил победителем. Поучиться в университете ему, впрочем, долго не пришлось: уже в ноябре 1742 года, услыхав о его успехах, король Фридрих II распорядился перевести его в самое элитное учебное заведение Пруссии - корпус конной лейб-гвардии, где требовались силачи вроде него. Однако король явно был расположен в молодому человеку, поскольку уже через несколько недель фон дер Тренка произвели в офицеры. Он получил звание корнета конной лейб-гвардии! Вскоре король оказал ему новую милость, назначив своим адъютантом.
  Кроме того, познания в науках и общая эрудиция молодого человека также оказались востребованными, как это видно из его записок: 'Король лично рекомендовал меня своему ученому обществу. Вольтер, Мопертюи, Жордан, Леметр, Пёльниц стали моими друзьями'! Слишком смелое утверждение, конечно, но факт остаётся фактом: король Фридрих без должных на то оснований в своё научное общество никого не вводил.
  На молодого красавца из гвардии сразу же обратила пристальное внимание сестра короля, принцесса Анна Амалия. Произошло это зимой 1743 года на балу в королевском дворце. Короткая встреча быстро переросла в любовь с первого взгляда, юная принцесса была очарована бравым и совсем неглупым офицером... Вскоре, как он записал несколько позже в свой дневнике, принцесса сделала его, как он написал в мемуарах, 'счастливейшим во всем Берлине смертным...' Принцесса посылала своих доверенных камеристок в казарму с записками для фон Тренка, приглашала его на ночные прогулки вне стен дворца. Всё это закончилось пылкой любовью, жаркой страстью. Влюбленные настолько потеряли голову, что постоянное отсутствие фон Тренка на утреннем построении в части стало привычным делом и его командиры могли лишь молча скрежетать зубами, не осмеливаясь применить дисциплинарные санкции по отношению к королевскому любимчику.
  Тем не менее, до поры до времени королю о романе сестры не докладывали.
  
  
  Анна Амалия Прусская (Anna Amalie, Prinzessin von Preußen; 9 ноября 1723, Берлин - 30 марта 1787, Берлин) - прусская принцесса, младшая сестра короля Пруссии Фридриха Великого, немецкий композитор.
  Анна Амалия, также как и её брат Фридрих Великий и сестра Вильгельмина, была весьма музыкально одарённым человеком. Очевидно, это было семейным даром. Несмотря на то, что занятия музыкой она смогла начать лишь после смерти тирана-отца, Фридриха Вильгельма I, ненавидевшего музыку, тем не менее, в короткий срок она сумела сделать по-настоящему феноменальные успехи в учёбе, научившись игре на клавесине и фортепиано. Она также научилась играть на флейте, лютне, органе и скрипке. Известно, что учителем её стал Иоганн Филипп Кирнбергер (Johann Philipp Kirnberger), ученик самого Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach). Амалия Прусская достигла высокого уровня и вскоре самостоятельно сочиняла кантаты, хоралы и марши. Близкие звали её на французский манер - Амели.
  
  
  Анна Амалия, принцесса Прусская
  
  
  Вскоре возобновилась война с Австрией, получившая название Вторая Силезская. На войне фон Тренк был рядом с королем и прекрасно проявил себя. За выполнение ряда опасных поручений и за воинскую доблесть он даже был награждён орденом 'Pour le merite' (за заслуги).
  Личный адъютант короля, аристократ из прекрасного рода, богач, непобедимый бретер, храбрый солдат: число завистников просто зашкаливало, в армии теперь лишь ждали случая, чтобы очернить выскочку в глазах короля и превратить из фаворита в изгоя. В конце концов такое событие произошло, оно положило конец блистательной карьере барона ещё на взлёте. Дело в том, что в австрийской армии служил его кузен и тёзка, которого также звали барон Фридрих фон дер Тренк. Фон дер Тренк - австриец был на пятнадцать лет старше кузена, также как и брат был отчаянным рубакой. Он командовал в армии Марии Терезии целым полком лёгкой кавалерии - пандуров, отчаянных головорезов, своими дерзкими рейдами причинявших немалый урон прославленной прусской армии. Пандуры во время одной из таких дерзких ночных вылазок лихим манером в ходе короткого боя захватили пару коней из части, в которой служил прусский фон дер Тренк. Об этом инциденте стало известно королю. Чтобы поддержать юного фаворита, он дал указание доставить ему пару прекрасных коней со своей конюшни взамен утраченных. Это был истинно королевский подарок, поскольку хорошие кони стоили больших денег.
  Австрийский фон дер Тренк, допрашивая прусских пленных, захваченных во время ночной вылазки, неожиданно для себя узнал, что кони принадлежат его кузену. Проявив истинное благородство, он отпустил на свободу одного из пленных и вместе с ним отправил захваченных коней обратно родственнику. В сопроводительном письме родственнику он писал, что полковник фон Тренк не воюет со своим двоюродным братом.
  Получив письмо от кузена, фон Тренк вместо того, чтобы немедленно его уничтожить, напротив, прибыл к королю Фридриху, чтобы монарх мог оценить благородство их рода, на которое не могут повлиять такие мелочи, как война. Но реакция короля была ровно противоположной той, на которую рассчитывал барон. С мрачным видом король выслушал рассказ барона, затем процедил сквозь зубы: "Если Ваш кузен возвратил Вам коней, значит, мои Вам не нужны".
  Здесь фон Тренку нужно было бы проявить немного смекалки, сменить неприятную для короля тему, рассказать что-нибудь забавное. Но это не произошло...
  С этой минуты король перестал покровительствовать молодому человеку, и демонстративно выбрал себе другого адъютанта. Беда не приходит одна, немедленно после такого явного проявления недовольства со стороны короля к своему любимцу, события приняли совершенно неблагоприятный для барона оборот. Недоброжелатели воспользовались ситуацией и донесли Фридриху шокирующие сведения о романе его родной сестры с бароном. Король вполне предсказуемо пришёл в ярость. Он отдал приказ арестовать и отправить своего бывшего адъютанта в силезскую крепость Глац (современное название Клодзко (польск. Kłodzko)) за грубое нарушение воинской дисциплины.
  
  Клодзко сегодня
  А что же Анна Амалия? Она, естественно, попыталась выпросить милости у своего брата, но получила в ответ лишь яростный отказ.
  Но это была Анна Амалия Прусская, в её жилах текла точно такая же неукротимая кровь, что и у брата. Поэтому в обход короля она сумела не только облегчить условия заключения барона, но и организовала регулярные свидания с арестантом прямо в тюрьме! Война с Австрией продолжалась. Но теперь фон Тренк вовсе не горел желанием проявить себя на поле сражения, он был полностью охвачен страстной любовью к принцессе и не мог думать о чём-то другом, тем более о таких пустяках, как подвиги во время сражений.
  
  Королю, очевидно, донесли о частых визитах Анны Амалии в тюремный замок, поэтому он пригласил сестру к себе и первым делом предъявил перехваченное письмо её любовника, адресованное австрийскому фон дер Тренку, в котором он учтиво благодарил своего родственника за проявленное благородство. После чего заявил, что это прямое доказательство государственной измены и никакие родственные чувства не могут освободить от ответственности за переписку с офицером вражеской армии. От сестры он потребовал немедленно прекратить роман с арестантом. В конце сказал главное: барон - не пара сестре короля, эта любовная интрижка бросает тень на весь королевский дом. Анна Амалия также впала в немилость короля.
  После этой беседы принцессу больше не допускали к фон дер Транку, а самого барона объявили уже не просто нарушителем воинской дисциплины, а государственным изменником. Теперь и для барона наступила пора возмутиться. Первой его реакцией было дерзкое письмо королю, в котором он потребовал освобождения или, по крайней мере, проведения честного суда над собой. Убедившись, что ответа на письмо не последует, барон решился на побег.
  Надо сказать, что Глац в то время был сильнейшей цитаделью, которую так никто и не сумел взять штурмом во время гуситских войн. Крепость обеспечивала фактический контроль над Нижней Силезией и над трактом Чехия-Силезия. Казалось, бежать из такого места равносильно самоубийству, поскольку высокие стены и рвы с водой делали попытку побега попросту бесполезной. Но препятствия не остановили барона, а лись подстегнули к энергичным действиям. Первая попытка побега, однако, окончилась полным провалом. Комендант крепости, Генрих Огюст де ла Мотт не был чересчур строг к знатному заключённому. Воспользовавшись этим, барон познакомился с некоторыми заключёнными во время прогулки, составил целый заговор с целью массового побега, в котором участвовали также и охранники. Большие деньги весьма помогли этому, но весь замысел погубил предатель, поэтому прекрасный план побега не удалось осуществить. Через несколько лет барон разыскал в Варшаве подлого предателя, вызвал на дуэль и заколол.
  
  Получив сведенья о неудавшемся заговоре, король Фридрих распорядился ещё больше ужесточить содержание барона под стражей. Также понесли наказание и все остальные причастные к неудавшемуся побегу. Барона перевели в камеру, расположенную в башне крепости. Не размышляя слишком долго, барон в ту же ночь связал ремни и простыни в одну длинную верёвку, попытался вылезти через окно, но самодельная верёвка не выдержала его веса и он упал прямо в ров с грязной водой. После этого случая к нему добавили охрану, но он смело напал на дежурного офицера, вырвал и овладел его шпагой, ранил несколько солдат и вновь попытался преодолеть крепостной вал. Но и в этот раз удача не способствовала ему: нога застряла между бревнами и ему пришлось вернутся в камеру.
  Осознав, что самостоятельно ему из крепости не выбраться, барон начал целыми днями напролёт испытывать терпение охранявших его офицеров, провоцируя их на дуэль. Несколько раз ему это удалось, но он не стал ранить или убивать противников. Победив в схватке, он даровал им жизнь, демонстрируя доблесть и благородство. Таким образом ему удалось завести дружеские отношения с поручиками Шеллем и Бахом. Они то и помогли барону бежать, на этот раз предателя среди них не оказалось.
  
  Поручик Шелль справедливо решил, что за помощь в побеге король его не помилует. Поэтому он присоединился к Фон дер Тренку, чтобы предложить свою шпагу королеве Австрии.
  Шелль провёл фон дер Тренка на глазах у всех через всю крепость, якобы на допрос к коменданту. Дойдя до крепостного вала, они улучили момент, когда за ними никто не наблюдал, и спрыгнули вниз. При падении Шелль вывихнул себе ногу. Фон дер Тренк вновь продемонстрировал благородство, понёс его на себе до самой австрийской границы.
  Получив доклад об удавшемся побеге Фридрих II приказал примерно наказать коменданта и офицеров охраны, а в Австрию направил своих агентов с приказанием арестовать и тайно вернуть беглецов в тюремную камеру.
  В австрийском городке Браунау-ам-Инн произошла встреча перед долгой разлукой принцессы и барона. Они понимали, что король не оставит их в покое, так что долго в объятиях друг друга им не пришлось быть. Расставание было тягостным. Принцесса отправилась домой, а фон дер Тренк в Вену, где он поступил на службу к австрийской королеве. Получив звание ротмистра кирасирского полка, некоторое время барон нёс службу в Венгрии. Там агенты прусского короля оказались бессильны похитить его. Те мне менее неудачи продолжали преследовать барона: возник конфликт по разделу общего имущества с его австрийским кузеном, чья медвежья услуга в деле с конями сыграла такую злую шутку. Тренк-австриец оказался вовсе не так благороден, как хотел казаться. Не желая испытывать судьбу на судебном процессе, он подкупил и подослал к брату наёмных убийц. Лишь блестящее умение фехтовать спасло жизнь фон дер Транку. Поразмыслив, он, впрочем, счёл за лучшее объявить о своей отставке из рядов армии и уехать из страны. Деньги у него были, так что он уехал в Голландию. Но и там он почувствовал слежку за собой агентов Фридриха, следующих за ним по пятам. Поэтому, как и многие европейские офицеры, он уехал в Россию, предложив свою шпагу императрице Елизавете Петровне. В России остро нуждались в хороших офицерах, так что без особого труда барон вскоре получил офицерское звание в драгунском полку и вскоре был принят в лучших домах Санкт-Петербурга. Агенты прусского короля здесь могли лишь тайно наблюдать за ним и докладывать в Сан-Сусси о каждом шаге барона. Так, Фридриху Второму вскоре стало известно, что в российской столице барон не слишком долго хранил верность принцессе. Один роман следовал за другим, новоиспечённый драгунский ротмистр имел у дам немалый успех. Вероятно, это лишь подлило масла в огонь, так что король лишь ожидал удобного момента для того, чтобы наказать нахала и донжуана, который свёл с ума его родную сестру. Несколько лет барон вёл вполне счастливую жизнь светского льва, был участником бурных романов и регулярных дуэлей. В конце концов всё закончилось грандиозным скандалом, поскольку он соблазнил замужнюю даму из весьма знатной фамилии, причём до такой степени высокородной, что он никогда не называл её имени. Для того, чтобы замять дело и не доводить дела до скандала, барон спешно подал в отставку и навсегда покинул Россию. Весьма вероятно, что этой дамой была никто иная, как принцесса Фике, жена наследника, будущая Екатерина Великая!
   Одно дело сидеть в прусской крепости, но совсем другое быть сосланным в Сибирь. В 1749 году барон фон дер Тренк вернулся на военную службу в Австрии. Его кузен Франц фон дер Тренк скончался, теперь никто его не подсылал к нему убийц, но ради получения наследства ему пришлось с головой нырнуть в мир юриспруденции: всего он участвовал в шестидесяти судебных процессах!
  В 1753 году в Данциге скончалась мать барона. Барон понимал, что ехать в Пруссию является безумием, тем не менее, он решил рискнуть. Риск на этот раз не оправдал себя: на похоронах он был опознан, немедленно арестован и доставлен в Магдебургскую крепость и препровождён в тюремную камеру. Здесь он провёл в заключении целых девять лет!
  * * *
  В 1755-м году король, убедившись, что сестра решительно не желает связывать себя узами брака ни с кем из королей или маркграфов, пожаловал ей синекуру: она стала аббатисой Кведлинбургской. Этот титул хотя и был напрямую связан с Ватиканом, на самом деле лишь помогал вести жизнь достойную принцессы-лютеранки, принося огромный доход и обеспечивая высокое материальное положение.
  
  
  Замок и монастырь Кведлинбурга
  
  Кведлинбургское аббатство (Stift Quedlinburg или Reichsstift Quedlinburg) было резиденцией светских канонисс в Кведлинбурге, Саксония-Анхальт, Германия. Оно было основано в 936 году по инициативе Святой Матильды, вдовы короля Генриха Птицелова, как мемориал в его честь. В течение многих столетий аббатство обладало большим престижем и влиянием.
  Кведлинбургское аббатство было основано на замковом холме Кведлинбурга в 936 Оттоном Великим, по просьбе матери королевы Матильды, позже канонизированной, для увековечения памяти об отце Оттона, Генрихе Птицелове. Генрих был похоронен здесь, так же как впоследствии и сама Матильда.
  "Вольное светское Имперское аббатство в Кведлинбурге" ("Kaiserlich freie weltliche Reichsstift Quedlinburg"), как оно называлось до своего роспуска во времена наполеоновских войн в 1802 году, включало в себя частную церковь императорской семьи, с которой была связана община светских канонисс, как правило незамужних дочерей высшей аристократии. Крупнейшими и наиболее знаменитыми заведениями такого рода были Эссенское аббатство, Гандерсхаймское аббатство, Гернродское аббатство, Кёльнское аббатство и Хертфордское аббатство, в последнее из которых, например, молодая королева Матильда была помещена своей бабкой-аббатисой.
  
  Благодаря своим имперским связям, аббатство получило богатые земельные пожертвования. С церковной точки зрения, аббатиса была выведена из подчинения главы своей епархии, епископа Хальберштадта, и подчинялась только папе. Епископы Хальберштадта постоянно находились в конфликте с аббатисами по вопросу духовной юрисдикции, требуя от них подчинения в силу общего принципа подчинённости женщины мужчине.
  Таким образом, Фридрих Великий сделал мудрый политический ход, сделав Анну Амалию аббатисой. Реально это означало, что принцесса становилась княгиней Священной Римской империи, занимающей место в коллегии князей и имеющей право голоса в рейхстаге империи.
  Теперь принцесса всё своё время проводила в столице Пруссии. Она усердно занималась музыкой и стала композитором, автором небольших камерных произведений. Также она осталась в памяти потомков, как щедрая покровительница искусств.
  До наших дней дошло не так уж много её музыкальных произведений. Дело в том, что Анна Амалия была перфекционисткой и поэтому многое из написанного уничтожила сама. Куда как лучше сохранилась принадлежавшая принцессе коллекция старинной музыки - в неё входили работы Баха, Георга Генделя (George Frideric Handel) и ещё целого ряда прочих прославленных композиторов.
  
  
  Анна Амалия так никогда и не вышла замуж, характер со временем у неё становился всё более и более неуравновешенным, в своём сарказме она сравнялась со своим братом - королём. При этом она продолжала переписку с бароном до самой смерти...
  * * *
  Условия содержания фон дер Тренка в тюрьме на этот раз были весьма тяжёлыми. Опасаясь нового побега, комендант крепости герцог Фердинанд Брауншвейгский приказал время от времени держать впавшего в немилость короля барона в оковах. Несмотря на ужесточение тюремного режима, барон по-прежнему продолжал строить планы побега и неоднократно пытался вырваться на волю. Например, он незаметно вынул кирпичи из стены, чтобы проникнуть в соседнюю камеру и оттуда бежать. Это было обнаружено охраной. Так что коменданту пришлось подолгу держать его в карцере на хлебе и воде, чтобы немного погасить неукротимый пыл.
  Вернувшись из карцера, барон возобновил свои усилия с удвоенной энергией. По ночам он начал рыть подземный ход ведущий из камеры наружу. Иногда его даже заваливало землёй, но он продолжал усердно работать. Работа эта продолжалась годами, из-за начавшейся Семилетней войны внимание охранников ослабло и барон сумел прорыть лаз из своей камеры, выводящий на свободу. Однако, завершив работу, он повёл себя как всегда, нетривиально. Дождавшись визита коменданта, барон доверительно сообщил ему о том, что в скором времени им придётся распрощаться, поскольку он сбежит из крепости, поэтому было бы неплохо напоследок попрощаться с офицерами гарнизона и поблагодарить их за оказанное внимание. Поражённый комендант не стал ожидать развития событий. Тут же, на месте, он дал своё честное слово офицера и дворянина, что если барон откажется от побега и расскажет о своих приготовлениях, то он немедленно отправится к королю с просьбой о помиловании. Барон согласился и поверг коменданта и офицеров гарнизона в состояние полного шока, продемонстрировав полностью готовый лаз, ведущий за стены крепости. Герцог Фердинанд Брауншвейгский, как и обещал, немедленно отправился на приём к королю. Поведав о случившемся, он напомнил королю о несгибаемой воле узника, о его благородстве и умолял о снисхождении. Король поначалу не дал ответа ни в положительном, ни в отрицательном аспекте и в раздумье оставил герцога. Комендант вернулся в крепость ни с чем, но с тех пор заключение барона стало носить лишь чисто символический характер. Вскоре закончилась изнурительная Семилетняя война, за барона попросила сама императрица Мария Терезия и король подписал указ о помиловании.
  * * *
  Барон фон дер Тренка вышел на волю в 1763 году, в возрасте тридцати семи лет. После продолжительного путешествия по Англии и Франции, барон, наконец, поселился в Ахене. С нерастраченной энергией он начал издавать либеральный журнал 'Друг человечества', в котором призывал к свободе. Занялся торговлей вином, причём весьма успешно. Написал книгу мемуаров, которые позднее стали настоящим бестселлером в Европе.
  В декабре 1765 он женился на дочери бургомистра Брюсселя Марии Элизабет де Брое (Maria Anna Sofia Franziska Elisabeth Gabriela de Broe zu Dipenbendt), от который имел четырнадцать детей! Их первенец, Joseph Friedrich Ghisain von der Trenck, родившийся 30 октября 1766 года, впоследствии стал фельдмаршалом Австрии (Field-Marschal-Lieutenant).
  После смерти Фридриха Великого новый король Пруссии Фредерик Вильгельм II предоставил ему и его жене ежегодную пенсию. Австрийское правительство также регулярно выплачивало ему пенсию. А потом он, вероятно, внезапно почувствовал себя слишком счастливым. Так что судьба быстро сделала его короче ровно на голову. Такое часто происходит с чересчур независимыми натурами.
  А что же Амели?
  Самым большим авторитетом в музыке для Анны Амалии был, несомненно, Иоганн Себастьян Бах. Её личным учителем музыки стал ученик великого композитора, выдающийся музыкант и органист Иоганн Филипп Кирнбергер (Johann Philipp Kirnberger. Анна Амалия вошла в историю своей невероятной коллекцией в области исследования творчества Баха. Композитор Карл Филипп Эмануэль Бах в своей автобиографии с большой теплотой вспоминал принцессу Анну Амалию, которой он посвящал свои органные сонаты. Вильгельм Фридеман Бах (Wilhelm Friedemann Bach), старший сын великого Иоганна Себастьяна Баха также восторжено отзывался о принцессе и подарил ей фугу. Её собрание нот и манускриптов, так называемая 'библиотека Амалии', сегодня является одним из ценнейших экспонатов Берлинской Государственной библиотеки. Анне Амалии было, очевидно, очень важно, чтобы её музыкальные произведения дошли до потомков, так что опальная принцесса крайне бережно относилась к своим вещам, музыкальным инструментам и нотам.
  С именем принцессы в 1755 году Анна Амалия сделала заказ Иоганну Петеру Мигендту на создание барочного органа в Берлине для берлинского Городского дворца. Во время Семилетней войны это произведение музыкального искусства несколько раз перемещали, пока, наконец, орган не обрёл постоянное место в церкви Евангелия (Kirche zur Frohen Botschaft) в Карлсхорсте.
  
  До наших дней дошло не так уж много творений Анны Амалии; есть основания полагать, что большую их часть принцесса уничтожила сама - судя по всему, к своей музыке Анна Амалия относилась довольно критично. Зато до нас дошла эта удивительная история любви, полная счастья и страданий. Анна Амалия, говорят, в 1787 году в последний раз повстречалась с Тренком. О чём именно они говорили в этот последний раз, история умалчивает. Известно лишь, что спустя несколько недель после этой встречи Анна Амалия тихо умерла, а барон начал свой скорбный путь сначала в Вену, а затем в Париж - на гильотину.
  
  Табличка с именем барона в Консьержери
  Казнили тогда уже не по одному человеку, а списками. Так он был включён в группу шпионов. На этот раз заключение его было кратким, в бывшем королевском замке и тюрьме Консьержери ( Conciergerie) в самом центре Парижа, где до него томилась несчастная Мария Антуанетта. Характерно, что 'шпионов' бросили в одну камеру с уголовниками. Как не странно, напоследок барону почему-то дали последнее слово и оно даже дошло до потомков. Барон сказал: "Люди Франции, мы умираем безвинно. Отомстите за нашу смерть! Постарайтесь отстоять свободу ещё раз, положив конец власти чудовищ, которые оскверняют её имя!"
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"