Через неделю Речел опять улетела в Нью- Йорк. О цели своей поездки она не распространялась, да и Макс не проявлял несвойственного ему любопытства. Он прекрасно вписался в стиль её жизни и она с благодарностью принимала его участие. Макс чувствовал это без всякой подсказки. Всё время, последовавшее после его визита в дом Трейси, он ни разу даже намёком не обмолвился о своих впечатлениях. Всё с ними происшедшее, как и тогда, в первый раз, находилось вне тем их разговоров. Как и прежде, Макс каким-то непонятным образом понимал, что доверенная ему тайна не только должна быть сохранена от других, но он не имеет права поделиться ею даже с самим собой.
Неожиданная догадка, озарившая его той ночью, уже неотступно следовала за ним. Он окончательно вспомнил это полотно, которое однажды произвело на него столь неизгладимое впечатление. Эта была одна из картин его деда и называлась она "Жрица" - по всей вероятности, одна из его давних работ. Находилась она в комнате родителей и до поры до времени была скрыта от его внимания. Макс так бы, возможно, и остался в неведениии и дальше, не попроси его мать укрепить полку в массивном дубовом шкафу, прогнувшуюся от тяжести книг. Под ней стояли несколько холстов, повёрнутых к задней стенке шкафа. Один был какой-то серый унылый пейзаж, вероятно написанный в состянии глубокой хандры. Картина давила своей безысходностью и если смотреть на неё, то возникала такая беспросветная тоска, что впору было удавиться. Другая работа оказалась небольшим и хорошо прописанным женским портретом.
С виду вполне обыкновенный, но к нему по трудно объяснимой причине необычайно тянуло. Рассматривая его, Макс застыл тогда перед ним в непонятном для себя трансе, испытывая ещё неосознанное волнение просыпающегося мужского начала. Его поразил взгляд женщины на портрете. От него было невозможно оторваться от ,казалось, совершенно отсутствующего и погружённого в себя и в то же время испытывающего, словно вопрошающего о готовности отдаться в его власть и послушно, не спрашивая ни о чём, следовать за этой магической силой. Только уже став взрослым и не желая попусту смущать мать, он всё-таки рискнул поинтересоваться, кто на нём изображён.
- Тебе нравится?
От неё не скрылось, что сын испытывает удовольствие от картины. Макс не знал, что ей сказать и она, уловив его смущение, проговорила с едва слышном вздохом:
- Я рада, что у тебя много от моего отца и твоего деда. Я всегда очень хотела, чтобы мой сын был на него хоть чем-нибудь похож и рада, что в тебе узнаю многие его черты. Наверное то, что ты унаследовал, не всегда будет вписываться в обычные представления, поэтому лучше быть готовым к этому заранее.
Макс с удивлением взглянул ей в глаза. Она никогда раньше не обсуждала с ним ничего подобного и теперь это стало для него откровением.
- Я бы не затронула эту тему сама, не будь уверенной в том, что ты настолько похож на него...
Они проговорили около часа. За это время Макс узнал о многих удивительных страницах биографии своего деда, в которые, по понятным причинам, он не был посвящён с детства.
- Ты спрашиваешь, кто здесь изображён?
Мать усмехнулась.
- Я уверена, что рано или поздно у тебя представится возможность ответить на свой вопрос.
От неё не скрылось некоторое недоумение в глазах Макса. Наверное, она почувствовала на секунду неловкость, не будет ли такая беседа преждевременной, но отогнав колебания, решилась сказать всё.
- Не жди так скоро объяснений. Ты их постигнешь, но произойдёт это в ту минуту, когда оно непосредственно тебя коснётся. Только тогда ты сможешь открыть для себя далеко не всем понятный смысл.
Мать опять серьёзно посмотрела на Макса. Такими загадками она говорила впервые.
- Это портрет порока. Не проклинаемый и поносимый, а желанный и ожидаемый. Так твой дед трактовал это и запечатлел на картине, которую переписывал очень много раз.
Макс заметил, как у его матери разгладились моршинки под глазами. Вспоминая ту пору, когда её отец колдовал не один месяц над этим портретом, она и сама с трудом понимала все его мысли, художника и мужчины. Холст стоял у него в комнате и он всякий раз ревниво завешивал его куском бархата, как бы оберегая от чьего-то сглаза. Ещё долго потом картина так и продолжала стоять на мольберте и он иногда сидел перед ней в глубоком раздумье.
- Для одних - падение. Для других - источник неземной радости и живительной силы, от которой душа парит где-то в заоблачных высотах. То, от чего бегут, проклиная свою слабость и уже никогда не в силах забыть. Порок, ради которого человек способен принести в жертву все внутренние противоречия со своей совестью. Это его слова.
Всё, что Макс услышал, было настолько необычным, что он был в полной растерянности. Образ его деда, о котором он думал, как о чём-то очень далёком, вдруг приобрёл вполне земные очертания и Макс где-то в глубине души даже представлял его, как себя, обуреваемым страстными желаниями. Он больше ни о чём не спрашивал свою мать, прекрасно понимая, что и она могла лишь только догадываться о некоторых событиях в жизни своего отца. Напоследок, больше не собираясь никогда возвращаться к этой теме, она тяжело вздохнула и проговорила:
- Дай тебе бог пройти мимо или познать всё, но не жить с сожалением, что ты что-то пропустил.
Вскоре Макс попросту забыл об этом. Понять всё сказанное, как и вникнуть в глубину выводов человека, который прожил жизнь, ему было слишком рано. Для юноши такие слова звучали красиво, но увы, он ещё не созрел, и вот теперь, только спустя долгие годы, Макс опять к ним вернулся.
"... А ведь действительно, желанный и ожидаемый.
И нет больше сомнений.
Никаких!"
Он вспоминал картину и тот смысл, что его дед перенёс из своей души на полотно. Это было подтверждением его собственных мыслей, то, к чему он пришёл сам, без спасительной подсказки, которая может быть лишь пустым звуком, если она сделана не вовремя. И он так думал без мучительных сомнений в своей правоте, не пытаясь опереться на чьё-то бесполезное для него чужое знание, которое чаще всего - ненужный и даже обременительный груз. Не заговори с ним мать тогда и не коснись осторожно этой темы - и ничего бы не изменилось. К таким рассуждениям Макс всё равно пришёл бы. От них просто некуда деться. Раньше или, может, чуть позднее, но это должно было с ним произойти. Так открывается морская ширь, которая закрыта каким-то препятствием. Стоит только его миновать и уже взгляду невозможно охватить бесконечный горизонт.
Привезённая Речел "Женщина на фоне иконы" теперь занимала центральное место на стене в его гостиной. Он часто останавливался на ней взглядом и невольно возвращался к остальным работам. Максу с предельной ясностью становилось очевидным, что только он один может сохранить это великое наследие, так безжалостно раскиданное по разным углам. Это его право и долг.
"...Легко сказать, сохранить. Ни архива, ни дневников, ни даже случайных записок. Отрывочные воспоминания его матери, которые едва ли могли пролить свет на загадочную судьбу работ парижского периода..."
Он пытался вспомнить всё, что хоть как-то могло касаться этого времени творчества его деда, но к сожалению, кроме мифической истории жизни, которая выглядела, как короткое сообщение из энциклопедии по истории искусств, более в памяти ничего не возникало. Вдруг его осенило.
"... Луиза! Она вполне могла знать о судьбе того, что осталось в запертой студии тогда, в четырнадцатом году. Наверняка, она не осталась равнодушной и, уж несомненно, предпринимала попытки к спасению картин".
Макс пожалел, что именно сейчас нет рядом Речел.
".... О, господи! Ну конечно же! Возможно, её бабушка что-нибудь рассказывала и это может быть путеводной нитью. Пусть даже самой слабой, но всё-таки реальной. Лучше, чем ничего".
Он лихорадочно стал прохаживаться по комнате, удивляясь, почему это раньше не пришло ему в голову.
"... Мать что-то говорила о Константинополе. Неужели работы могли оказаться там? Но каким образом? В тысячах километров от Парижа!"
Макс автоматически взглянул на часы, сверяя время в Нью-Йорке и прикидывая, где он застанет Речел своим телефонным звонком.
"... Три часа разницы. Значит там сейчас... Не думаю что, в это время я могу её потревожить или быть несвоевременным собеседником."
Макс вовсе не отвергал возможности присутствия у Речел давней дружеской связи в Нью-Йорке.
"...Она не из тех, кто привязывает себя к кому-нибудь и больше ценит свой собственный комфорт. В худшем случае, она просто не поднимет трубку..."
Беседа оказалась недолгой Речел сослалась на свою занятость в этот момент и обещала быть через несколько дней обратно. Несмотря на теплоту в её голосе, Макс почувствовал, что она что-то не договаривает. Он было пытался поделиться своими предположениями, но как-то осёкся. Ему вдруг показалось, что он совершенно некстати. Буквально перед тем, как набрать номер, он подумал о этом. Несмотря на то, что он хотел себя убедить в своём спокойном равнодушии и в том, что ему совершенно нет никакого до неё дела, было немного обидно и он уже пожалел, что поспешил со звонком. Ощущение неловкости не покидало его и назавтра, и лишь уже в аэропорту Макс, наконец, от него отмахнулся.
Речел прилетела в приподнятом настроении. Она его не скрывала и, увидев её в толпе прибывших пассажиров, легко можно было угадать по её лицу, что ей не терпится поделиться чем-то, несомненно, важным и заслуживающим пристального внимания.
- Как говорили во времена моего детства, ты сияешь, как новая копейка.
Макс на ходу её обнял.
-Что нового в столице мира?
Речел продолжала загадочно и торжественно улыбаться. Глядя на неё, Макс уже ни на минуту не сомневался, что она приготовила очередной сюрприз. Речел, не отвечая, решила более его не дразнить и невзначай поинтересовалась:
- Как ты насчёт поездки в Стамбул?
Такое предложение не совсем вписывалось в программу ближайшего времени и Макс даже немного опешил.
- А что, есть причины или ты просто приглашаешь меня на прогулку?
Она шутливо погрозила ему пальцем.
- Даже и не пытайся меня переиграть. Когда ты мне позвонил в Нью-Йорк, я как раз беседовала с одним из арт-дилеров и он мне поведал одну занятную историю.
Речел пытливо и насмешливо взглянула на Макса.
- Ну, что...? Продолжать?
Она наслаждалась его замешательством.
- Ты не ответил...
Макс лихорадочно пытался представить, чего можно ожидать на этот раз. Он даже не мог подумать, что в её действиях проявится такая настойчивая последовательность.
"...Как показали все последние события, она не из тех, кто останавливается на полдороге."
- Речел, я боюсь подобного пугающего везения. Я сторонник баланса и придерживаюсь законов Ньютона в понимании своего места между плохим и не очень хорошим.
Она рассмеялась.
- Да-да, знаю. Если где-то прибывает, это значит, что где-то должно убыть. Ты это имел в виду? И почему столько неоправданного пессимизма, мистер Пьеро?
И уже серьёзно добавила.
- Ну, а если предположить, что в моей жизни на протяжении долгого времени только убывало?
За разговором они не заметили, как подошли к машине. Макс, как обычно, распахнул перед ней дверь и, уже оказавшись на месте водителя, привлёк Речел к себе.
- Я безумно соскучился. Поедем ко мне?
Речел по-родственному чмокнула его в губы и легко, но уверенно отстранилась. В её поцелуе не было искренности и уж тем более желания.
- Не сегодня.
Макс немного расстроился. Она, очевидно, не испытывала того же стремления к физической близости и не собиралась менять свои планы, в существовании которых он не сомневался. Спрашивать её о причинах отказа и, тем более, уговаривать было бесполезно.
- Речел, мне бы очень хотелось поделиться с тобой одним своим наблюдением...
В тоне у Макса появилась грустная ирония.
- Ни одна встреча с тобой не прошла для меня без какой-нибудь неожиданности. Я даже не пытаюсь найти этому хоть какое-нибудь объяснение, но каждый раз меня преследует одна и та же мысль: зачем тебе всё это?
Она внимательно посмотрела на Макса.
- Зачем? Ты полагаешь, что после всего, что я узнала, можно остаться равнодушной.
- Речел, ты уже столько для меня сделала. Не знаю, хватит ли у меня признательности, чтобы всё это оценить и хоть как-то быть благодарным.
Она знакомым жестом погладила его по щеке.
- Ах, Макс, ты неисправимый идеалист. По-моему, ты слишком хорош для этого общества, но будь уверен, оно этого не оценит. Тебе не поставят памятник и не нарекут его больной совестью. Даже и не надейся.
Заметив, что Макс продолжает сомневаться, она добавила.
- Иногда я и сама себя не узнаю...
Речел немного смутилась от своего признания, но тотчас вернулась к начатому разговору.
- Я, право, отвлеклась. Так вот, после торгов на аукционе, где неожиданно к "Женщине на фоне иконы" с моей стороны был проявлен такой интерес, мой знакомый, естественно, был заинтригован этим именем. Его не проведёшь, у него натренированный нюх и акулья хватка. Естественная реакция человека, который посвятил рынку живописи не только себя, но и всю свою сознательную жизнь. Да и как можно было бы отнестись к тому, что искусствовед, который проработал в музее не один год, сознательно и без доли малейшего колебания покупает работу неизвестного художника. При этом выкладывает незамедлительно взятую с потолка сумму и готов дать больше. У меня бы возникли подозрения немедленно. Пришлось сочинить историю о подарке, который я хочу сделать одному из своих русских друзей. Когда я ему расписывала то волнение, которое человек будет испытывать от соприкосновения с частиицей своей прошлой культуры, он только ехидно улыбался. Знаешь, что он мне сказал напоследок?
"...Эта картина не похожа на ту, которая может взывать к ностальгии. Ни покосившейся церквушки на фоне берёзок, ни лесной опушки с заросшим ивами и тихим прудом на переднем плане. Нет, Речел, ты определённо водишь меня за нос..."
- Впрочем, обмана с моей стороны не было. Я действительно собиралась именно так поступить с этой картиной. Думаю, что он не поверил. Я бы точно не повелась на его месте по вполне понятной причине: уж слишком мои слова звучали неубедительно. Настолько, что в его руках вскоре оказалась очень полезная информация, с которой за разумные комиссионные он был готов со мной поделиться. Человек он проницательный и тут же мне перезвонил, имея на руках вполне конкретный материал...
Около года назад к одному из его коллег поступило преложение купить восемь картин из одной частной коллекции. Тот их не видел, только фотографии и краткое описание работ. Хозяин запросил дурацкую сумму, но я думаю, он будет более сговорчивым ввиду отсутствия по-настоящему заинтересованного лица.
Речел, словно проигрывая в своей фантазии ожидаемый сценарий, мечтательно откинулась на подголовник сиденья.
- Тем более, что это лицо, ну, скажем..., человек со странностями и собирается приобрести всё... Ну, могут же у кого-то совпадать неподконтрольные и импульсивные желания с возможностью себе в них не отказывать? Кстати, все картины подписаны одинаково. Хочешь знать как?
Макс почти механически, уже прекрасно понимая о чем идёт речь, вскинул брови.
- Речел, это звучит невероятно.
Она, довольная эффектом, что произвёл её рассказ, победоносно улыбалась.
- Ты не ответил.
Макс взволнованно слушал. Они продолжали находиться на стоянке и только теперь он вставил ключ в замок зажигания, медленно собираясь тронуться.
- Это парижские работы?
- Не знаю, но все они подписаны "Т. Флей" и по словам продавца могут датироваться началом века. Единственная загвоздка. Коллекция находится в Стамбуле. Я не думаю, что стоит откладывать. Такая карта не выпадает дважды.
Речел чуть помедлила, что-то припоминая.
- Как ты тогда говорил? Никогда не отталкивай то, что идёт в руки само...
- Значит, всё-таки они оказались там...
Макс проговорил это почти про себя, всё ещё не решаясь поверить в магическое везение этой женщины и её неуёмное и настойчивое желание участвовать в судьбе картин совершенно неизвестного здесь художника. Он не знал как реагировать. После её бесценного подарка он и без того считал себя чудовищно обязанным, и сейчас она, похоже, не намерена отступать. Речел, заметив его реакцию, спросила.
- Тебя что-то смущает?
Макс, превозмогая неловкость, решился быть откровенным. Далеко не всякий мужчина будет чувствовать себя комфортно, чтобы признаться женщине, которая воспринимает его как равного, в своей финансовой ограниченности.
- Речел, я не знаю, радоваться мне или отчаиваться. Последние дни я только и думал об этом. Ты предвосхитила мои самые смелые ожидания и, как я уже сказал тебе раньше, нет конца моей благодарности.
- Макс, можно без пустых предисловий. Ты мне напоминаешь некоторых героев Чехова с их хронической болезненной нерешительностью. Неужели ты не находишь сложившиеся обстоятельства превосходными?
- О, господи! Конечно же, о лучшем и мечтать было трудно, но как я смогу выкупить эти работы? Боюсь, что сумма за пределами моих возможностей.
Речел облегченно вздохнула.
- Ах, вот ты о чём. Я совершенно выпустила из виду, с кем я имею дело. Я всё чаще начинаю удивляться, как с такой порядочностью ты вообще смог встать на ноги.
Она опять улыбнулась и уже рассудительно заметила.
- Нет, ты не американец... Наверное, это и к лучшему. Окажись ты на минуту другим - и я бы почувствовала неимоверную скуку. Тем не менее, я бы хотела сделать встречное предложение, которое, по крайней мере, развяжет тебе руки. Надеюсь, ты не возражаешь?
Макс продолжал быть взволнованным, хотя всеми силами старался это не показывать.
- Послушай, Макс. Я собираюсь писать монографию о французском фовизме и пусть для тебя такое будет звучать самонадеянно, но я открою новое имя в этом течении. Твой дед посвятил ему достаточно творческих сил и не случайно оказался на гребне этой волны. Даже то, что он впоследствии писал уже совершенно в иной манере, ещё раз подчёркивает, что в этих недолгих цветовых экспериментах ярко проявилось его колористическое дарование. Оно ему пригодилось потом, и это неоспоримое доказательство эволюции его вкуса и мастерства. Он не только настоящий художник, но и подлинный талант.
Для меня его работы имеют, возможно, другую привлекательность, но поверь, я добьюсь своей цели. Есть и другой аспект. Вложив средства минимально в десяток картин и в публикацию своего исследования, мне будет нетрудно раскрутить это имя на художественном рынке, а я уж приложу для этого всё своё умение и все свои связи. Я уже начала собирать материалы. Мне нужно только твоё согласие, как прямого наследника.
Речел буквально окатила его неожиданным откровением. Немного насмешливо она добавила через минуту:
- Ведь нам не надо заключать письменное соглашение?
Дело принимало другой оборот. Такой мысли Макс не допускал и она его ошарашила.
- Ты хочешь их перепродать?
Речел укоризненно посмотрела в его сторону.
- Ты плохо меня понял. Это последнее, что имеет для меня хоть какое-нибудь значение. Я хочу открыть миру нового художника, это моё моральное право и то, что делает мою жизнь наполненной смыслом. Я выкуплю эту коллекцию. Деньги ты сможешь вернуть, я в этом не сомневаюсь.
Она замолчала и в задумчивости стала смотреть перед собой на дорогу. Макс искоса взглянул на профиль Речел и заметил в её глазах нечаяно блеснувшие слёзы.
- Прости меня. Я ляпнул, не подумав.
Он остановил машину возле обочины и, повернувшись к ней, проговорил:
- Речел, я вообразил бог знает что и сожалею об этом.
Сегодня уже двадцатое. Я не могу уехать, пока не закончу все свои дела с рентой. На десятые числа мы можем заказать билеты.
Макс опять обнял Речел и пристально посмотрел ей в лицо, словно пытаясь загладить свою вину.
- Наверное, моему деду было бы очень приятно иметь такую женщину в качестве своей поклонницы, но он бы стал ей признателен вдвойне, узнав обо всех жертвах, на которые она готова ради его картин.
Речел, наконец, улыбнулась. Макс подал ей бумажную салфетку и она промакнула потёкшую на кончиках ресниц тушь.
- Почти три недели...Срок немалый, но меня успокаивает то, что мы самые информированные покупатели. Ненужный ажиотаж был бы совсем некстати. Надеюсь, те подробности, что известны нам с тобой, больше не знает никто.
Она, чуть задумавшись, подытожила:
- Десятого мы вылетаем, но не позже!
Не забудь, что длинные приготовления - это кратчайший путь совершить ошибку.
- Глава 10 -
Стамбул встретил их солнечной погодой. Она началась по прибытии в аэропорт имени Ататюрка и уже не менялась на протяжении всего времени их здесь пребывания. По дороге в гостиницу Макс во все глаза смотрел из окна такси на современные улицы, пытаясь хоть как-то сопоставить вид их, запруженных автомобилями, с тем удивительным городом, что когда-то предстал перед глазами Пьера Лотти. Наверное, только в восприятии европейца это место имеет свой неповторимый облик в сложной смеси случайных и отрывочных знаний. Другой мир! Он нисколько не удивился, завидев на остановке трамвая разносчика сладостей с подносом на голове, на котором уместилась хорошая горка сдобных лепёшек. Тот, выделяясь в толпе, тут же невольно привлекал к себе внимание, и глаз уже совсем не замечал, что он одет в светло-голубые джинсы и майку с эмблемой какого-то футбольного клуба. Пожалуй, эта фигура да изящные минареты, мелькаюшие за крышами зданий, хоть как-то были отражением ожиданий Макса погрузиться в восточный колорит и атмосферу сказок "Тысячи и одной ночи". Таксист умело маневрировал в потоке транспорта, на первый взгляд хаотичном, но, как оказалось, подчинённом каждодневно устоявшемуся ритму безумно занятой жизни метрополии на границе двух континентов. Гостиница находилась в старой части города и из окна их номера открывался совершенно фантастический вид на Босфор. Где-то вдали просматривались купола и острые шпили минаретов мечети Султан Ахмед Джами, силуэты которых как маяки встречали и провожали не одно поколение мореплавателей.
Встреча с продавцом была назначена на следующее утро. С ним они связались сразу по прибытии. Речел за несколько дней до вылета созвонилась со своим знакомым из Нью-Йорка, который любезно принял от неё чек на круглую сумму, и получила взамен все необходимые координаты. Наверное, тот не обошёлся без комментариев и она была настроена очень решительно. Макс не без иронии выслушивал её замечания, предугадывая где-то в глубине души, что излишний напор и самоуверенность могут только навредить. Он настоял, что сам будет вести переговоры и, услышав в трубке мягкий и вкрадчивый голос на другом конце провода, понял, что у них общая цель - довести торг до желаемого обеими сторонами результата. Иса, так звали продавца, прекрасно владел английским и пообещал подобрать их в девять утра и заодно показать город.
На следущий день с точностью, делающей ему честь, он позвонил из холла гостиницы, не опоздав ни на полминуты. Иса оказался симпатичным турком, одетым вполне цивильно, без воображаемой Максом фески и даже наоборот, очень похожим на обыкновенного жителя любого портового города средиземноморья. Немного смуглый, с живыми глазами и с неизменной сигаретой, которую он закуривал при всяком удобном случае. Завидев Речел и Макса, выходивших из лифта, он предупредительно шагнул им навстречу, приветливо поздоровался и почтительно протянул для рукопожатия руку. При этом Иса всем своим располагающим видом словно подчёркивал, что он здесь для того, чтобы сделать их короткое пребывание в Стамбуле максимально приятным и запоминающимся. О делах они пока не говорили и он, предельно аккуратно увёртывая свой автомобиль от неминуемого, казалось бы, столкновения с другими водителями, кружил в узких улицах, не забывая при этом давать короткие пояснения.
"... Миллиметровщик" - подумал о нём Макс с пониманием момента, сам имея подобную манеру езды по городу. Антикварный магазин, куда Иса собирался их вскоре доставить, находился недалеко от знаменитого крытого рынка Капалычарши. Он с удовольствием отметил эту особенность расположения и, действительно, на его месте нельзя было не испытывать гордости находиться в таком районе, где возраст некоторых построек подбирался к пяти-шести столетиям.
Любая встреча, будь то праздная, ничего не значащая, с давними знакомыми или новая, с будущими партнёрами по бизнесу, здесь начиналась и протекала в неторопливой беседе за чашечкой турецкого кофе или не менее принятого в этой стране чая. Каждый как будто приглядывался друг к другу, оценивая преимущества и слабости противоположной стороны. Вполне удобная ситуация для того, чтобы предварительно взвесить все возможные варианты и подумать о собственной выгоде. Для начала Иса предложил кофе на террасе тенистой чайханы, закрытой от постороннего взора плетеным забором. Она находилась здесь же, в старом городе на одной из малоприметных улочек, спрятанная так, что даже пытаясь её отыскать, можно было бы только безрезультатно натыкаться на тупики и невозмутимость местных жителей, наученных хранить тайну с полным равнодушием посвящённого в неё. В месте, куда их привёз Иса, наверное, уже давно привыкли к тому, что не следует глазеть на посетителей. Беззвучный официант, неизвестно откуда возникший, так же незаметно скрылся, оставив на столе широкий поднос со всем необходимым. Кофе Иса разливал сам, без суеты и спешки, с нескрываемым почтением к этой церемонии. Он так и не обмолвился до сих пор о деле, словно его единственной целью было угостить дорогих гостей и уделить им своё внимание. Если не предполагать, что каждый из присутствующих имел чёткое представление о своих задачах, то могло бы показаться, что они коротают утро в неторопливой медитации и созерцании сомнительных красот видавшего виды чайного заведения.
От такой непривычной обстановки Речел начала было немного нервничать, но Макс вовремя её остановил. Он мягко накрыл своей ладонью её руку и довольно выразительно посмотрел ей прямо в глаза. Этот жест не остался незамеченным и Иса понимаюше прикрыл веки, как бы приветствуя отсутствие неподобающего в данный момент нетерпения и уважения к традициям мужской беседы. При этом он вознёс свой взор куда-то поверх голов и абсолютно отрешённо, обращаясь к небу, произнёс:
-Алла, о Аллах...
Затем размеренно и чинно сделал глоток из своей чашки и уже, как показалось, был готов вернуться к прерванной появлением официанта теме. Макс уже совсем освоился, как будто всю свою жизнь только и делал, что вёл дипломатические переговоры на уровне Дивана, и эта уверенность завладела всем его сознаним настолько прочно, что он уже нисколько не сомневался в своих силах.
- Спасибо, Иса.
Он выдержал необходимую паузу.
- Воистину, великолепный кофе.
Тот поклонился, вкладывая в свой жест не то покачивание капюшона кобры, не то приглашение отведать измельчённый бриллиант в традиционном напитке.
Речел с любопытством наблюдала за развитием событий. Для неё, кроме вполне конкретной цели поездки, присутствовала ещё и экзотика. Она плохо представляла себе Турцию и непроизвольно ожидала, что здесь все будут смотреть на неё, раскрыв рот. Иса не только этого не делал, а наоборот, держал себя с большим достоинством. Прислушиваясь сейчас к его и Макса словам, она вдруг совершенно поняла, что для обоих мужчин предстоящее обсуждение условий купли-продажи станет непростой игрой, в которой каждый уже почувствовал запах добычи и не собирается упускать ничего, что ему по праву принадлежит.
- Итак, Иса, мы бы хотели посмотреть то, что собираемся приобрести. Я, право и не предполагал, что в Стамбуле так ценят неизвестных художников.
Тот усмехнулся и не без справедливости парировал:
- Не всё, что плохо кому-то известно, имеет малую цену.
Макс в свою очередь, улыбнулся ему в ответ. Иса, сам того совершенно не ведая, добавил ему хладнокровия. Ощущение теперь было такое, что каждый из них готов был сражаться насмерть, лишь бы доказать самому себе неоспоримость собственной правоты. Какой - не имело значения.
- Я представляю эту даму и её интересы.
Фразу Макс произнёс по-русски. Иса не понял или сделал вид, что ему не знакома русская речь. Он продолжал невозмутимо тянуть свой кофе из пустой уже чашки, будто задумавшись о чём-то своём. То же самое Макс повторил по-английски и уже добавил опять по-русски вполголоса, почти про себя:
- Успех в сделке можно достигнуть только при желании сторон, проявив должное благоразумие.
Тот не переспросил и вообще, как будто не отреагировал, лишь опять вежливо улыбнулся и как в ни чём нем бывало подозвал официанта. Это был пролог и теперь для турецкого владельца картин стало ясно, что он имеет дело с нормальными покупателями, а не с тупыми кошельками на двух ногах, готовыми как два Буратино платить свои несчитанные сольдо за бумажную курточку. Макса так и подмывало подмигнуть своему новому турецкому другу и спросить, так, на всякий случай:
-Comprendes?*
Желание это возникло непроизвольно и точно так же исчезло, как результат нервного напряжения. За время жизни в Калифорнии Макс успел привыкнуть к испанскому, как к второму иностранному языку, на котором иногда приходилось общаться.
Он все так же выдержанно соблюдал дистанцию, хотя от волнения сердце уже давно отработало все возможные лимиты и было готово бежать дальше, лишь бы быть уверенным, что сделка состоится.
Пешком они прошли в магазин. Он оказался совсем рядом, чуть ли на соседней улице. Помещение, куда они попали, было уставлено белогвардейскими реликвиями, тёмными образами в серебряных окладах и латунными складнями. На витрине были выложены георгиевские кресты - свидетели боевой офицерской доблести и несколько шашек в потёртых ножнах. Тут же - ювелирные изделия конца девятнадцатого века и вещи, украшенные прекрасным богемским гранатом. Словно застывшие капли крови, они выделялись среди прочего нагромождения когда-то и кому-то дорогих и памятных вещей, но утративших со смертью их хозяев свой смысл и сохранив лишь раритетную стоимость. Макс почти машинально скользил взглядом по ним и по прочим, непонятного происхождения предметам, пока они не очутились в промежуточной комнате. Здесь он внезапно оказался лицом к лицу с двумя картинами, авторство которых было невозможно спутать ни с каким другим.
Он остановился как вкопанный, не в силах двинуться дальше. Заметив реакцию Макса, Иса осторожно обронил:
- Вам нельзя отказать в хорошем вкусе и знании того, что Вы бы хотели приобрести.
- Это всё? Мне помнится, речь шла о восьми работах.
Макс взял себя в руки. Всё это время Речел следовала за ним, плохо представляя, что происходит, но уверенная своим внутренним чутьём, что они на правильном пути. Иса молча подошёл к стеллажу, заполненному холстами на подрамниках, и безошибочно стал доставать оттуда одну работу за другой, пока все пространство вдоль стены не было уставлено ещё шестью картинами. Эти показались Максу чужими...
Он смотрел на них, немного смутившись, поочерёдно переводя взгляд на те, что висели на стене. Он даже присел, чтобы найти подписи и удостовериться в их идентичности с той, которую хорошо знал.
"...Совершенно незнакомая манера письма... И эти пронзительные цвета.... Неужели это его работы?"
Речел же, наоборот, увидев их, не могла сдержаться и тихо произнесла:
- По-моему, мы ехали сюда не зря...
Макс никогда не был поклонником такого рода живописи и даже как-то почувствовал разочарование. В работах прослеживался явный декоратизм, подчёркнутый всяким отсутствием светотени, и Макс никак не мог избавиться от впечатления, что смотрит на средневековый витраж. От взгляда Исы не укрылась растерянность его клиента и он тут же поспешил похвалить свой товар:
- Я не перестаю ими любоваться и каждый раз заново восхищаюсь мастерством этого художника.
Иса, как опытный торговец набивал цену.
- Они могут занять достойное место в любой коллекции.
Состояние работ было безупречным. Вероятно, они хранились в хороших условиях и лишь недавно оказались здесь для продажи. Макс и Речел безмолвно останавливались возле каждой, испытывая разные чувства, но связанные одной мыслью о том времени и месте, где они могли быть написаны. Наконец, Макс, прервав молчание, спокойно обратился к Исе с закономерным любопытством:
- Иса, простой и естественный вопрос.
Сколько?
Тот не спешил. Так кот играет с полупридушенной мышью, уверенный в себе и в том, что той некуда деться.
- Нелегко расставаться с шедеврами.
Макса начал утомлять его восточный профессионализм и он так же мягко, но настойчиво проговорил.
- И всё же... Учитывая боль от этого расставания?
Иса назвал сумму, которая превышала то, что им было известно ранее.
- Нас информировали немного иначе.
Макс понял, что предстоит долгий разговор. Иса, не моргнув глазом, тут же скостил, но не до конца, а лишь наполовину, и предложил чай. Он негромко окликнул своего помощника и тот тут же появился с небольшим подносом, на котором стояли полные тонкие стаканчики.
- Прекрасный чай. Спасибо, Иса.
Макс отхлебнул и опять мимоходом назвал уже свою цену, которая резко отличалась от оригинальной и составляла её треть. При этом Речел чуть не поперхнулась.
- Вот видишь, Иса, даже то, что я предлагаю, не совсем по нраву тому человеку, интересы которого я представляю. Кстати, как эти работы оказались здесь? Неплохо бы узнать их историю. Атрибуция? Сертификат?
И уже отвлекаясь.
- Ах, какой чай! От него улучшается настроение.
Вопрос о сертификате и о прочих бумагах Иса словно не услышал. Игнорируя, он преспокойно переварил встречное предложение и тут же выдвинул своё, но уже намного скромнее. Появился ещё один поднос. Сумма, как мяч, перекидывалась из рук в руки, постепенно теряя в объёме, пока, наконец, не достигла уровня, не лишённого здравого смысла. У Речел округлились глаза. Она была свидетелем, как с каждой минутой растут шансы приобрести картины почти задаром и торг ведётся как бы совсем не за произведения искусства, а словно за мешок риса. Присутствовать при всём этом было настолько непривычно, что поначалу ей стало вроде как неловко. Речел казалось, что Макс оскорбительно занижает цену, но понемногу вникнув, она уже сама испытывала азарт от такой манеры ведения дела и не могла дождаться, чем закончатся их переговоры.. Наконец, ударили по рукам. В итоге Макс выторговал почти половину того, что первоначально спрашивал Иса, но и в этом случае, их продавец, похоже, не оставался внакладе. По его знаку помощник начал аккуратно упаковывать картины и они приступили к оформлению соответствующих документов на вывоз их из страны.
- Послушай, Иса.
Макс обратился к нему после того, как все бумаги были уже подписаны.
- Мне бы действительно очень хотелось узнать историю этих работ. Я предполагаю, что они здесь в Турции уже достаточно долго. Расскажи, если ты в курсе дела. Я уверен, что тебе нечего опасаться, они не украдены из музея и их не разыскивает Интерпол. Ты нас сильно обяжешь и, возможно, мы приедем ещё раз сюда и воспользуемся твоей помощью. Кстати, мы можем отметить успешное завершение нашей сделки ужином в ресторане по твоей рекомендации. Я приглашаю. Ну как, идёт?
Иса не стал возражать. Правда и обещания поделиться тем, что он знал, от него тоже не последовало, но всё же, это был вариант. Макс покосился на висящие настенные часы с маятником в продолговатом футляре.. Они показывали полдень. Прошло около трёх часов. Они пролетели совершенно незаметно, но с толком и несомненно продуктивно. Через неделю картины должны будут прибыть на место и только тогда можно будет вздохнуть с облегчением. Их ждёт новая жизнь и новое признание. Эта мысль будила воспоминания о человеке, который даже не мог и догадываться о такой непредсказуемой судьбе своих творений.
- Ты расстроен? - спросила у Макса Речел, не скрывая своего хорошего настроения, когда Иса за чем-то вышел.
- Нет, но, откровенно, я ожидал другого.
- Ты сумасшедший! О такой удаче я даже и не мечтала...
Макс! Я бы поехала сюда только за одной такой работой, а их шесть!
Она горячо шепала ему это на ухо, необыкновенно взволнованная.
- Шесть!
И две других, тоже очень приличных.
Речел пыталась изобразить виноватую мину, но это ей не удалось.
- Макс! Ты, кажется, не совсем понимаешь, что нам удалось купить...
Вернувшийся Иса прервал её восторженные замечания и пригласил в машину.
Он оказался неплохим гидом. Как и обещал, он уделил внимание и время, в течение которого они успели посетить подземное водохранилище и мечеть. Приближался Рамадан и приготовления к этому священному празднику были особенно заметны возле входа в храм. Рабочие возводили рядом с древними стенами временные шатры, где после захода солнца и молитвы любой желающий сможет порадовать себя бесплатным угощением. Как гостеприимный хозяин, Иса пообещал повести их вечером в неплохой ресторан. Макс и Речел отказались возврашаться в гостиницу и решили побродить в этом районе сами. От сознания удачно выполненной миссии было легко на душе и с таким настроением каждый из них ощущал непреодолимое желание окунуться в дух этих запруженных улиц, полных звуков и запахов. Они случайно вышли к входу на рынок, откуда уже издали неслись незнакомые пряные ароматы неведомых специй. Рядом с рынком расположилась мечеть и за черепицами крыш хорошо были видны две узкие башни минаретов. Пока Макс водил Речел по лабиринтам торговых рядов, откуда-то сверху раздался усиленный громкоговорителями голос ходжи, призывающий правоверных мусульман к молитве. Непревычного тембра, он менялся, то переходя на высокие ноты, то снова стихал и его звучание невольно отдавалось в груди доселе незнакомым волнением. Не одно столетие этот призыв изо дня в день пронизывал сознание толпы, оповещая о бренности сиюминутных человеческих потребностей. Голос был обращён ко всем тем, кто хотел и должен был его услышать. Он разносился над многоголосием красок восточного базара и уносился вдаль свежим ветром Босфора, чтобы опять прозвучать снова и снова, как гимн этого удивительного города.
С наступлением вечера спала дневная жара и лёгкий морской бриз уже остужал нагревшиеся уличные камни. Речел захотелось пройти мост через Халич и посмотреть с него на бухту. На самой середине они остановились и долго наблюдали за за необычайным оживлением, что здесь царило. Вдоль всего парапета стояли рыбаки и судя по заполненным садкам, на клёв никто не жаловался. То и дело кто-нибудь из них вытягивал трепыхающегося серебристого чируса или скумбрию, которые блестели в заходящих солнечных лучах. Макс подхватил Речел под руку и они двинулись дальше. Навстречу показался чистильшик обуви. Бедняга не заметил, как из его сумки вывалилась сапожная щётка и продолжал свой путь. Макс тут же его откликнул и указал на потерю. Тот, ошарашенный от такого нежданного к себе отношения, подобрал свою утварь и уже не отставал, предлагая бесплатно почистить обувь. Так он прошёл почти целый пролёт моста, канюча о благодарности, но, не добившись ничего, вскоре подотстал. Макс обернулся и увидел его уже с клиентом - жгучим брюнетом, который поставил одну ногу на переносной стульчик и чистильщик принялся лихо наяривать щётками. Вскоре мост закончился и они очутились в районе Каракёй Лиман.
Кварталы, соседствующие с портом, везде одинаковы. В меру грязно и людно. Больше, чем обычно в городской черте, грузовиков, пакгаузы и склады за высокими кирпичными стенами. Даже воздух пропитан неповторимой смесью запахов морских ворот страны - что-то среднее между привкусом отработанного выхлопа дизеля, морской тины, краски и пенькового троса. Макса поразило количество бездомных котов. Они встречались практически везде, но не несчастные и затравленные, вызывающие жалость, а какие-то уверенные в себе, гордо принимающие пищу возле многочисленных ресторанчиков и харчевен, где подавали неизменную булку с вложенной в неё жареной скумбрией. Тут же соседствовали чайки, деловито роясь своим крепким клювом в переполненных мусорных баках и невозмутимо поглядывая вокруг, вполне освоившись в этой новой для себя городской стихии. Совсем рядом о цементные блоки причала разбивалась короткая и частая Босфорская волна. Пролив не знал передышки. Не успеешь проводить взглядом огромный танкер, закрывающий собой половину горизонта, как уже появляется нос балкера или сухогруза, который следует из Мраморного моря в Чёрное или наоборот, в противоположном направлении. Между массивными корпусами коммерческих судов беспорядочно сновали всех размеров буксиры и прогулочные катера с развевающимся на корме красным полотнищем флага со звездой и полумесяцем, делая похожим водное пространство на мощную жизненную артерию, не устающую пульсировать ни днём ни ночью. Макс отыскал небольшое кафе, где они могли немного передохнуть. Столики располагались на возвышающейся вдоль берега эстакаде, с которой хорошо просматривалась Девичья башня. Она казалась отсюда абсолютно крошечной. Речел заметила пристальный взгляд Макса, обращённый в устье пролива и поинтересовалась:
- Ты любишь море?
Он, не сразу оторвавшись от пленительной картины заката, ответил в задумчивости:
- Ну, как можно такое не любить? Я готов часами неотрывно смотреть на воду и не нахожу однообразным такое занятие. Более того, мне при этом прекрасно думается.
В уже затухающих солнечных лучах поверхность воды выглядела как расплавленное золото. Речел посмотрела туда вдаль и прищурилась от ярких бликов.
- О чём, если не секрет? О прошлом или о настоящем?
- Обо всём. Без прошлого нет настоящего и очень часто оно вдохновляет лучше и глубже, чем современность. Прошлое - это уже осмысленный взгляд, передуманное и отболевшее, а настоящее - лишь импровизация. Мы с тобой убедились в этом как никто более. Не так ли?
Речел испытывающе заглянула ему в глаза.
- Ты скучаешь по той своей прежней жизни?
Макс спокойно выдержал её взгляд и с уверенностью ответил.
- Уже нет. Я стал другим и знаю, что мне нет там места.
Он на минуту замолчал и решил поделиться.
- Ты знаешь, я всегда завидовал тем людям, кому посчастливилось родиться и умереть в родовом гнезде. Плохо понимая главное, я всё же видел в этом внешнюю привлекательность. Об этом в молодости мало кто задумывается, мир кажется необъятным и гостеприимным. Я тоже думал так очень долго, но в какой-то момент мне вдруг показалось, что я лишён очень важной своей составляющей.
Макс смотрел не растерянно, а с видом человека, который уже пережил то, что его так беспокоило. Оно отболело и сохранилось в памяти разве что отголоском трудностей, которые давно преодолел.
-Как это необходимо, когда жизнь проходит в одном и том же доме, среди знакомых с детства предметов. Они - твои спутники и их безмолвное тепло всегда с тобой, где бы ты временно не находился. Они становятся неотъемлемой частью твоего существа и совершенно не важна их материальная стоимость. Дом, в котором можно повзрослеть и состариться. Знакомая до мелочей дорога к нему, а самое главное, спасительная мысль, что там твоё пристанище и туда хочется вернуться. Для меня больше не существует эта заветная дверь и я не испытываю более такого желания.
Макс с недоверием посмотрел на Речел.
- Ты понимаешь, о чём я?
Она с нескрываемым любопытством следила за ходом его мыслей.
- Я думаю, что да, но боюсь Макс, что ты вряд ли найдёшь подтверждение своих мыслей там, где ты теперь живёшь. Такое чувство не присуще современному человеку и, тем более, большинству американцев. Люди оторваны от понятия фамильного гнезда и с лёгкостью меняют жильё. Меньшее на большее, худшее на лучшее и чаще руководствуются мотивами удобного стечения финансовых возможностей или престижа, чем сентиментальной привязанностью к стенам и утвари. Усреднённый вкус или его полное отсутствие рождает невзыскательные потребности. Традиции более не актуальны.
- Ты считаешь, что это хорошо? - с грустью отреагировал Макс, на что Речел только развела руками.
- От того, как я отношусь к этому, ровным счётом ничего не меняется, поэтому лучше воспринимать всё таким, как оно есть. Бремя собственного взгляда на мир не всем под силу и, наверное, это к лучшему.
Кстати, в Америке принято, чтобы дети покидали родительский дом и начинали самостоятельную жизнь, а не сидели под крышей, как ты называешь, гнезда. Даже если они не хотят, их вынуждают это сделать собственные мать и отец. Это норма, они должны уйти.
Однако, иногда следовать твоим пониманиям традиций совсем неплохо, как, например, сегодня.
Речел с явным удовлетворением хотела отметить феноменальный успех Макса в переговорах с Исой.
- Я слышала о том, что здесь торгуются, но чтобы так!
Ему была приятна её похвала
- Ты получила удовольствие от такого спектакля?
Она рассмеялась.
- Удовольствие..?
Ты шутишь! Мы заплатили вдвое меньше того, на что я рассчитывала. Макс, ты был просто неотразим.
Макс усмехнулся.
- Мы делаем одно дело. Думаю, что это даже не партнёрство, а нечто совсем иное.
К слову сказать, Иса - серьёзный и опытный продавец. Не забывай к тому же, тонкий психолог. Он просчитал на несколько ходов вперёд то, что для меня было совершенно неведомым.
- Как ты знаешь?
- Знаю. Вернее чувствую. Пока мы вместе пили кофе, он успел нас внимательно изучить и уже прекрасно ориентировался, как ему легче подступиться.
- По-моему, ты его демонизируешь.
-Отнюдь. Напротив, я безмерно уважаю таких людей. Он сумел сделать нас счастливыми и не поступиться своей выгодой.
- Но цена снизилась вдвое!
- Это и было настоящей ценой, а то, что кто-то готов платить больше, это не его проблема. Он не отвергает право другой стороны предложить то, что ей кажется более справедливым и готов выслушать.
Они ещё какое-то время просидели в кафе. Неизвестно откуда взявшаяся, к ним подошла собака и уставилась на пустые тарелки на столе. У неё не было передней лапы, но она довольно бодро скакала на остальных трёх. Речел с жалостью поглядела на это несчастное существо.
- Бедный пёс! Где же его так угораздило?
Собака, словно понимая, что это говорят о ней, завиляла хвостом и даже, как показалось, улыбнулась. Даже будучи калекой, она не ожесточилась и продолжала смотреть с надеждой на человека, сохраняя свою былую привязанность.
"...Ну вот,- подумал Макс,- неутраченная верность за похлёбку. Неужели преодоление голода - настолько сильный инстинкт и как далеко он может завести? Всегда ли мы можем похвастаться такой же готовностью служить за идею или, как считает Трейси, на всё существует своя цена, в том числе и на преданность?"
Он подозвал офицанта и спросил, может ли он покормить собаку. Тот, не удивившись, ответил утвердительно и через пару минут принёс порцию кебаба. Речел благодарно посмотрела на Макса и поставила тарелку прямо возле их столика. Пёс, уже вовсю размахивая хвостом, ловко пристроился и проглотил всё буквально за минуту. Потом поднял голову и, удостверившись, что больше ничего не последует, аккуратно вылизал тарелку. В его глазах появилась долгожданная сытость и он даже прилёг рядом, благославляя свою собачью судьбу.
- Иногда я боюсь себе в этом признаться, - произнёс осторожно Макс, - но я больше сопереживаю животным, чем человеку. Вид несчастного ребёнка не вызывает у меня больше сострадания, чем бездомный кот. Ты не находишь это странным?
Речел пожала плечами.
- Я испытываю те же чувства и нисколько не считаю их неправильными. Люди могут о себе позаботиться, как и о своём потомстве. Домашние животные лишены этой возможности, став не по своему выбору частью человеческой жизни. Так что, можешь быть абсолютно спокоен по поводу своей гуманности и количества человеколюбия в своём сердце. Безнравственно столько рожать, если отсутствует способность прокормить...
Макс не знал, что ответить. Речел, к сожалению, была не так уж неправа.
Он взглянул на часы. Пора было возвращаться, и хотя гостиница находилась совсем недалеко, он решил, что проделать весь путь пешком будет чересчур утомительно. Они ещё немного побродили по улицам, откуда хорошо просматривались причалы, после чего Макс помог Речел сесть и сам с удовольствием плюхнулся на сиденье такси.
Иса, как и в их первую встречу, был предельно пунктуален. Едва они спустились в холл гостиницы, как заметили через стеклянные двери на улице его фигуру, поджидающую возле машины. Он успел переодеться и теперь стоял в светлом костюме, всем своим видом излучая респектабельность.
-Ийакшамлар. ( Добрый вечер. тур.)
Макс решил щегольнуть своим знанием турецкого языка. Иса мягко улыбнулся и в тон ему ответил. Потом на английском поинтересовался, как им нравится Стамбул и жестом пригласил в машину.
- Есть одно место, откуда необыкновенно красиво видна панорама вечернего города и в тоже время там нет толкотни. Не в таком ли заведении вам бы хотелось провести вечер?
Макс с Речел переглянулись. Их новый знакомый и вправду хорошо разбирался в людях и без труда мог отличить гостя, которого воротит от коммерческого туристского ширпотреба.
Ресторан, который он выбрал, находился в четырёхэтажном отеле, который находился прямо по соседству с башней Галата. Поднявшись на самый верх, они очутились в зале со стеклянной крышей и стенами, сквозь которые как на ладони была видна сама башня. Её подсвеченная конусообразная крыша оказалась совсем рядом. С другой стороны открывался потрясающий вид на мечеть Сулеймание. Тёмно-синее вечернее небо прорезали четыре минарета, окружавшие её по бокам, и над ними висел молодой месяц с первой яркой вечерней звездой. Вид был просто протрясающий.
- Вы не разочарованы?
Иса почтительно и в тоже время с видом человека, который хорошо разбирается во вкусах состоятельных людей, наблюдал за их реакцией. Такими он их воспринимал, как людей, которые тратят деньги на предметы искусства. Если ему было и нужно к себе расположить Макса или Речел, то пригласив их в подобное место, он сделал безошибочный ход. Здесь, когда гости любовались панорамой тысячелетнего города, сознание их почти непроизвольно проникалось уважением к продолжателям традиций Великой Османской империи. В небольшом зале сидели, вероятно, завсегдатаи этого заведения. Макс незаметно бросил взгляд на соседей за столиком рядом, потом по другую сторону, и сразу понял, что они не туристы. На протяжении всего ужина все сохраняли полное спокойствие и лишь иногда подзывали за чем-то официанта. Никто не вертелся прямо перед тобой и не щёлкал беспрестанно камерой, стараясь запечатлеть свидетельства своего очередного путешествия.