Бердникова Анна Геннадьевна : другие произведения.

Телевизор - друг или враг ребенка?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как влияет на психическое и речевое развитие ребенка просмотр телепрограмм и мультфильмов? Развивает? Или...

  Нашему сыну пока несколько месяцев. Телевизор он пока не смотрит. Муж считает, что включенный телевизор плохо отражается на психике ребенка. А мне кажется, что телевизор способствует развитию. Ребенок слышит человеческую речь, ни одна мама не может говорить с ребенком столько, сколько телевизор. Когда ребенок подрастет, сможет смотреть развивающие программы, которых сейчас много. Но муж категорически против телевизора в любых проявлениях. Последние недели мы только об этом и спорим. Кто из нас прав?
  
  Существует такое мнение, что телевизор в наших не слишком габаритных квартирах выполняет функции камина. По вечерам вся семья собирается у телевизора, чтобы побыть вместе, уютно устроившись на креслах и диванах, в комфортной обстановке почувствовать единение с самыми близкими людьми...
  Определенно некоторое сходство имеется: экран телевизора, как и огонь, горящий в камине, зачастую оказывает магнетическое воздействие на домочадцев, притягивая их к себе. И возле телевизора, и возле камина можно с комфортом расположиться, однако на этом черты сходства, пожалуй, заканчиваются. Однако, описанная ситуация возможна только в том случае, если в квартире всего один телевизор или существует традиция собираться перед голубым экраном всей семьей и смотреть всем вместе одну и ту же передачу. В настоящее время очень небольшое количество семей ограничивается одним телевизором, а при имеющемся разнообразии телевизионных каналов и программ прийти к согласию и сделать единый выбор бывает весьма и весьма непросто.
  Собравшаяся у камина семья имеет возможность общаться, делиться событиями, происшедшими за день.
  Просмотр телевизора в редких случаях предоставляет возможность для общения. Скорее наоборот, если просматриваемая программа интересна, то она целиком и полностью поглощает внимание телезрителей. Чье-либо желание пообщаться в этот момент с большой долей вероятности будет воспринято с раздражением. Раздражение и даже агрессия порождаются также сражениями за пульт телевизора, когда среди желающих смотреть ТВ домочадцев нет единства в выборе интересующей программы.
  Таким образом, вечер, проведенный семьей у камина, и вечер, проведенный семьей у телевизора, схожи исключительно внешне и разительно отличаются внутренним наполнением.
  Какую же пользу несет просмотр телевизионных программ для семьи в целом и для ребенка в отдельности?
  Иногда можно услышать от мамы полугодовалого малыша гордое сообщение: "Мой малыш с интересом смотрит рекламу, он все понимает!". Рассмотрим эту ситуацию с разных сторон. Внимание ребенка привлекает яркий экран телевизора, малыш восторженно лепечет, пытаясь вовлечь телевизор в диалог. Мама в этот момент может спокойно вздохнуть и заняться своими делами. Вроде бы все довольны. Какие подводные камни скрывает такая ситуация? Утомленная домашними делами мама начинает все чаще и все на большее время оставлять ребенка перед телевизором (здесь не рассматриваются ситуации, когда телевизор весь день работает в фоновом режиме, создавая маме эффект присутствия собеседника), полагая, что это полезно для развития ребенка, как общего, так и речевого.
  Конечно, подражание речи взрослых играет важную роль в овладении языком. Свои первые слова ребенок выучивает благодаря подражанию и развитому слуху. Однако подкрепление речевых умений является не менее, а возможно, и более значимым процессом для ребенка в процессе научения языку. На детей, безусловно, влияет реакция окружающих на их попытки заговорить. Улыбки, ласки и повышенное внимание значительно ускоряет процесс обучения языку. Дети с большим желанием будут повторять слова, которые помогают им достигать желаемого результата. Если малыш зовет "ма-ма" и мать откликается на зов, или говорит "пе" и получает печенье, он и впредь будет употреблять эти слова.
  На протяжении первого года жизни ребенок знакомится не только со звуковой стороной речи, но и усваивает простейшие модели невербального, несловесного поведения. В ходе общения с родителями ребенок выучивается подавать знаки партнерам, соблюдать очередность реплик в диалоге, использовать жесты и обращать внимание на выражение лица собеседника. Младенцы многое узнают об общении во время таких простых игр, как прятки. В самом деле, многие родители умеют сделать игру со своим ребенком приятным способом обучения различным элементам диалога. В процессе таких игр родители создают ребенку условия, благоприятные для раннего усвоения языка. То, что внимание матери и ребенка сосредоточено во время игры на одних и тех же предметах помогает малышу выучивать названия предметов и действий с ними.
  Ранняя речь ребенка вырастает из доречевых жестов, с помощью которых кроха передает сообщение взрослым. Первые слова ребенка социальны по своей природе. Ребенок говорит с целью повлиять на окружающих: он стремится привлечь внимание мамы, хочет получить не печенье, а яблоко, или дает понять, что ему надоело сидеть в ванне. Позднее, на стадии отдельных слов, когда мышление и память ребенка более развиты, те же категории слов используются им для выражения собственных мыслей и представлений.
  Таким образом, для оптимального развития ребенку необходим диалог, подкрепляющий и поддерживающий его активность и инициативы в общении. Как можно вступить в диалог с экраном телевизора? Какую подкрепляющую реакцию может создать телевизор, как поддержит интерес ребенка к слову, как он научит ребенка общаться?
  Еще один важный момент - просмотр с маленьким ребенком развивающих программ и мультфильмов. Какими бы замечательно развивающими ни были программы, если малыш смотрит их в одиночестве или при молчаливом присутствии взрослого, то способствовать развитию ребенка такой просмотр не будет. Также весьма и весьма спорным вопросом является возраст, с которого имеет смысл начинать просмотр мультфильмов и телепрограмм.
  Для того чтобы просмотр мультфильмов приносил пользу и служил развитию ребенка, необходимо соблюдение нескольких условий:
  • Смотреть мультфильмы лучше всего, начиная с возраста, когда ребенок уже способен осознавать сюжет фильма, ассоциировать себя с героем, переживать за него, анализировать его поступки, примерять их на себя. Как показывает практика, освоение перечисленных навыков происходит в возрасте трех-четырех лет.
  • Важно смотреть мультфильмы вместе с ребенком, с тем, чтобы позже иметь возможность обсуждать с ним увиденное. Вопросы для обсуждения могут быть самыми простыми: Кто тебе понравился больше всех? Кто не понравился? Почему? Как ты думаешь, почему медведь раздавил теремок? Почему зайчик плакал? И т.д. Эти и подобные вопросы будут способствовать осмыслению увиденного, помогут ребенку извлечь уроки, заложенные в мультфильм его создателями. Малыш получит возможность исследовать закономерности коммуникации в "лабораторных" условиях.
  • Развитию ребенка будет способствовать соответствующая установка на просмотр мультфильма: Не просто развлечение и отдых, а учение с увлечением.
  Таким образом, сам по себе телевизор не является ни другом, ни врагом развитию ребенка. Однако он может стать либо тем, либо другим в зависимости от "дозы" - времени просмотра - и сопутствующих условий - присутствия рядом взрослого и его желания помочь ребенку.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"