Текст читается легко. Читатель незаметно для себя погружается в эпоху действия рассказа. На это погружение-вовлечение работают и описание реалий давно минувших дней
Когда от дворни, узнал, что государевы люди схватили и увели старого князя, развернул коня и помчался во дворец. В тот же день, как ни странно, был допущен "пред светлые очи". Долго же пришлось ползать на коленях, выпрашивать царской милости и снисхождения!...
и прямая речь персонажей, стилизованная, но понятная современному читателю.
- Хоть я никчемный и пропащий, а все рано хотел еще пожить на этом свете. Порадоваться хмельной чарке и красному солнышку...
Название рассказа "Вольные города ганзейские" становится нитью, на которую нанизаны различные события жизни героя, а также символом лучшей, иной, более разумно организованной жизни.
не в пример московитам, люди там свободны, и управлять собой дают только по законам, которые сами же учредили.
Князь не верит словам иноземца, даже на свой лад, пытается бороться с искушением поверить, избивая немца. Однако в душу героя западает рассказ заезжего толмача о жизни вольных городов. Ему начинают сниться цветные сны о нереально красивом городе свободы.
Мысли о лучшей доле в иноземщине приходят князю не только во сне, но даже в неподходящее для этого время битвы.
Захотелось вдруг стать начальником не над этой битой оравой, а командиром какого-нибудь иноземного полка - вышколенного, обученного биться правильным сомкнутым строем...
Примечательно, что, мечтая о вышколенном, обученном войске западного образца, князь продолжает оставаться человеком восточным, страстным и диким, воспринимающим как само собой разумеющееся, слепое поклонение дворни, например.
Но они со слезами попадали в ноги. Видно было - как дети малые радуются, что не лишились последнего покровителя.
Когда возникает конфликт с властью, герой принимает решение бежать навстречу своей давней мечте. Удивительно, но к опальному князю проникаешься сочувствием, совершенно за скобками восприятия остается тот факт, что герой, по сути, ренегат, предатель, преступник. Самого героя изменение своего статуса с пересечением границы тоже беспокоит, но это беспокойство совершенно другого рода.
И сразу налетели мысли о том, что завтра придется терпеть унижения на допросе у какого-нибудь худородного шляхтича, заправляющего пограничной стражей.
(...)А когда разлетятся деньги за последний, заложенный в лавке перстень, придется идти наниматься к кому-нибудь из пузатых в работники.
Таким образом, можно сказать, что конфликт человека и государства, можно сказать, решается в рассказе в пользу человека, в его интересах.