Бердникова Юлия Леонидовна: другие произведения.

Роль сказок в воспитании и развитии ребенка

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Ссылки
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что почитать с малышом для развлечения и пользы? Глава из книги "Любимые русские сказки. Читаем с малышом и решаем эмоциональные проблемы". Ссылка

  Сказки играют особую, важную роль в воспитании и развитии ребенка. Это не просто развлекательные истории. Каждая сказка имеет свой смысл и значение. Слушая и читая сказки, ребенок готовится к взрослой жизни, учится находить выход из трудных ситуаций, осваивает новые способы поведения. Сказки затрагивают практически все сферы нашей жизни. Это и помощь в решении простых бытовых вопросов, и обретение желаемых душевных качеств, и постижение сложностей человеческих взаимоотношений. Часто малыш не знает, как правильно поступать в тех или иных случаях. Сказки показывают образцы успешного поведения, вселяют уверенность, помогают различать плохие и хорошие поступки.

  Это относится к истинно народным сказкам. Многие признанные классики, писатели и поэты использовали народные сюжеты в своих произведениях. Это любимые всеми сказки Пушкина, Аксакова, Жуковского, Л. Н. Толстого и А. Н. Толстого, Бажова, Перро, Андерсена. Их сказки должны быть знакомы каждому ребенку.

  К сожалению, некоторые произведения современной литературы и фильмов для детей сказками, по сути, не являются. Поэтому вдумчивому родителю рекомендуется, прежде чем предлагать детям книги или мультики, познакомиться с ними самому. А потом уже решать, надо ли это его ребенку.

  Сказки пришли к нам из глубины веков. Сменялась мода, времена и нравы, а сюжеты сказок оставались прежними, отражая отношения людей между собой, их взаимодействие с окружающим миром, утверждая основные ценности и цели человеческой жизни. Вечная суть сказок - воплощение прекрасных мечтаний человека.

  Герои волшебных сказок представляют собой идеальные модели для подражания. Они дают образцы положительных, желаемых качеств и поведения. Четко разграничены мужская и женская роли. Герои в сказках легко справляются со страхом, не теряются в трудных ситуациях, находят выход из любых положений, умеют дружить и привлекать новых друзей. Если они любят, то преданно и верно, все делают ради своей любви. Они самостоятельны и по-хорошему упорны. Герой продолжает сражаться до тех пор, пока не одолеет врага. Героиня проходит через все испытания на своем пути, но не останавливается, пока не достигнет цели.

  У ребенка герой волшебной сказки обычно вызывает восхищение, которое и побуждает его подражать, стараться стать похожим на него. В волшебных сказках тот или иной персонаж иногда заколдован, проклят, зачарован и ведет себя не лучшим образом. Он может быть враждебным, агрессивным, пугает и мучает других. Задача героя или героини состоит как раз в том, чтобы избавить от проклятия, снять злые чары, вернуть то доброе и хорошее, что заложено в персонаже. И это всегда удается.

  В обычной жизни это состояние соотносится с теми моментами, когда ваш ребенок плохо себя ведет: грубит, дерется, не слушается, делает гадкие вещи. Он как будто заколдован. После того, как проблема разрешается тем или иным образом, ребенок возвращается в обычное, нормальное состояние. То есть сказка показывает, что все можно исправить, можно вернуть человеку его хорошие свойства, расколдовать. Родительская любовь, возможность вместе с ребенком понять причины плохого поведения, простить его и вместе исправить ситуацию равносильно снятию злых чар с героя в сказке.

  Сказке свойственна некая наивная убедительность, состоящая в том, что герой всегда поступает правильно. Если же он совершает ошибку и попадает в беду, то находит способ выбраться из нее и вернуть утраченное благополучие.

  Конечно, если сравнить разные сказки, мы увидим большое разнообразие в этих способах. Одни герои более активны и самостоятельны, другие больше рассчитывают на помощь волшебных существ. В каких-то случаях герою необходимо прикидываться глупым (Иванушка-дурачок), и это правильная линия поведения. В других случаях (Иван-царевич) следует быть очень умным и мужественным. Иногда нужны волшебные помощники или предметы, иногда герой справляется сам. Но именно потому, что герой ведет себя так, а не иначе, он может победить.

  Для того чтобы жить в современном человеческом обществе, общаться, дружить, любить, быть успешным, ребенок должен научиться управлять своими чувствами и желаниями. Если желание не одобряется обществом, то возникают чувства страха, вины и стыда, злости. Как справляться с такими чувствами? Ответ содержится в сказках.

  Для здорового развития детей сказки необходимы. На самом деле потребность в сказке живет в душе каждого человека, маленький он или взрослый. Эта потребность сопровождает нас всю жизнь. Сказка удовлетворяет желание быть счастливым, выйти за пределы своих возможностей, освободиться от ограничений реальности, обыденного существования. Невозможно созидать и творить, не будучи знакомым со сказками. Недаром замечено, что в семьях, где любят и читают сказки детям, вырастают удивительные, одаренные, творческие люди.

  Конечно, в первую очередь ребенок должен воспринимать сказки того народа, к которому он принадлежит. Ценность народных сказок, мифов, легенд объясняется их уникальным содержанием, затрагивающим все области человеческой жизни. Через сказку передаются культурные традиции. Сказки, мифы и легенды своего народа, песни и музыка наполняют волшебством душу ребенка. В них говорит сама старина с ее яркими, глубокими переживаниями, примитивными сильными чувствами. Это могущественный древний "язык", который ребенок понимает и поэтому любит.

  Для того чтобы сказка выполняла свою полезную роль и помогала в решении эмоциональных проблем, она должна отвечать некоторым условиям.

  1. Уровень страха должен быть переносимым.
  2. В сказке все должно кончаться хорошо (кроме сказок об осторожности и внимательности, где показано, что будет, если не будешь осторожным).
  3. Главный герой, тот, с которым читатель себя сравнивает, всегда находит выход из трудных ситуаций, а если страдает, то не очень сильно.
  4. Слабые и маленькие должны выйти победителями.

  Первое условие: уровень страха должен быть переносимым, поэтому сказки подбираются по возрасту и по содержанию. Перед тем, как прочитать сказку ребенку, ознакомьтесь с ней сами. Иногда то, что взрослому кажется нормальным или даже смешным, для ребенка может оказаться неприятным, пугающим. Будьте внимательны в выборе сказок и историй для своего малыша.

  Второе условие: в сказке все должно кончаться хорошо, добродетель - вознаграждена, зло - наказано. Тогда сказка станет помощником в воспитании. Отмечено, что большинство людей, неоднократно совершавших тяжкие преступления, не могут вспомнить, какие сказки им читали в детстве. Как будто в свое время не было сделано этой своеобразной "прививки добра".

  Третье условие: любимый герой, тот, с которым читатель себя сравнивает, всегда находит выход из трудных ситуаций, торжествует, а если страдает, то не очень сильно. Заметьте: в классических и народных сказках никогда не смакуются и красочно не расписываются сцены зверств, издевательств, пыток, смертей и т. п. Это как раз то, чем изобилуют современные истории для детей и взрослых. Иногда жуть и оторопь берет, когда смотришь некоторые 'детские' фильмы и мультфильмы, особенно зарубежные. Такие истории оказывают вредное влияние на детей. Слушая сказки и играя, ребенок формирует свои взгляды на мир. Игры и сказки связаны очень тесно. Ведь дети играют чаще всего в то, что видят, что знают, что слышат. Помните распространенную детскую игру "казаки-разбойники"? После 1917 года стали играть в "красных и белых". После Великой Отечественной войны играли в "наших и немцев". Сейчас же дети играют в бандитов или террористов. В игре есть "бандиты и бандиты", обе стороны убивают друг друга. В игре нет плохих и хороших, правых и виноватых. Все убивают всех. Обесценивается человеческая жизнь. И когда ребенок станет подростком, мы можем столкнуться с проявлениями жестокости и насилием.

  И четвертое условие эффективности сказки: слабые и маленькие должны выйти победителями. В этом случае ребенок получает надежду на успех, несмотря на свою беспомощность, слабость и малость. Сказка говорит ему, что не все так безнадежно, не стоит впадать в отчаяние, можно справляться с трудностями и ограничениями жизни. Сказка дает силы жить в этом не всегда гостеприимном и доброжелательном мире. Великолепным примером такой эффективной и полезной современной сказки может служить серия вышедших в советское время мультфильмов "Ну, погоди!" Именно потому, что сюжеты отвечали вышеназванным условиям эффективности сказки, мультфильм мгновенно стал одним из самых любимых и популярных не только у детей, но и у взрослых, оставаясь таковым и по сей день. Обращаясь ко всем взрослым, можно сказать: подумайте о своем будущем и будущем ваших детей. Если в старости вы хотите жить в добром мире, иметь приличный уровень жизни и уважительное к себе отношение, предлагайте нашим детям добрые сказки и создавайте их.

  Правильно выбранные сказки помогают разрешать различные детские проблемы. У многих детей в разные периоды жизни появляется одна самая любимая сказка, которую они просят читать или смотреть снова и снова. Это очень важная сказка. Дети обычно знают ее наизусть и бурно протестуют, если текст искажается. Это значит, что ребенок занят разрешением того внутреннего конфликта, о котором идет речь в данной сказке. Взрослые должны идти навстречу требованию ребенка и повторять сказку необходимое количество раз, несмотря на то, что уже "набили оскомину". Как только конфликт будет разрешен, необходимость навязчивого повторения пройдет. Сказка обладает целительным действием. Сейчас в детской психотерапии есть уже целое направление лечения - сказкотерапия. Ребенок под руководством психотерапевта разыгрывает сюжеты известных сказок, а иногда придумывает их сам.

  Главная задача воспитания - помочь ребенку найти свое место в мире. Ему предстоит научиться понимать других людей и быть понятым ими, узнавать самого себя, использовать свои способности и возможности. Чтение сказок очень помогает в этом процессе. Взросление начинается тогда, когда мы можем самостоятельно понимать и разрешать свои проблемы. Целительное действие сказок в том и состоит, что они учат этому.

  В нашей стране в последние два-три десятилетия, к сожалению, воспитание подменили образованием. А это совсем не одно и то же. Поэтому сказка остается ведущим способом воспитания человеческих качеств. Играя, слушая сказки, рисуя и проигрывая сюжеты, ребенок готовится к жизни.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) Д.Маш "Золушка и демон"(Любовное фэнтези) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Чарская "В плену его демонов"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"