Бердникова Юлия Леонидовна : другие произведения.

Сексуальность в браке. Мифы и легенды

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глава из книги "Семейная жизнь на 5+". В новой редакции "Психология счастливого брака". Ссылка

  У каждого человека складывается свой "сексуальный сценарий", который определяет, кто, что, с кем, где, когда и каким образом, может или не может делать в сексуальном плане. А также, кто, что и кому после этого должен или не должен. На сексуальный сценарий влияет воспитание, сложившаяся культура и обычаи, и, разумеется, механизм семейной межпоколенной передачи. Зачастую сексуальный сценарий определяется семейными мифами и легендами.

  Таковы могут быть частные семейные легенды об изнасиловании или о девственности, а также некоторые общекультурные мифы, затрагивающие отношения между мужчинами и женщинами. Вот некоторые примеры подобного мифотворчества, оказывающие незаметное, но сильное негативное влияние на людей обоих полов.

  "Все бабы - дуры, все мужики - сволочи". Миф недавнего советского времени, живучий и сейчас. Представьте на минуточку, какое может быть сексуальное общение, если партнерша - дура, а партнер - сволочь. И какие в результате народятся монстрообразные дети от такого союза.

  "Умри, но не давай поцелуя без любви". Миф, актуальный в основном для молоденьких девушек.

  "Ревнует - значит любит". Миф, заставляющий партнеров специально провоцировать другого на ревность, чтобы убедиться в любви. Миф особенно вредный, так как приводит к грустным и трагическим последствиям.

  "Мужикам от нас только одно нужно". Специфический женский миф, делающий всех мужчин без разбора развратниками и насильниками. Этот миф серьезно нарушает возможность женщины выбрать себе партнера, найти свою любовь, так как программирует предвзятое негативное отношение к мужчинам вообще. Вступая в сексуальные отношения, женщина, находящаяся во власти такого мифа может бессознательно провоцировать своего партнера на грубое потребительское отношение к ней, закрывая иные пути развития событий.

  Вариант семейной патологической сексуальной игры, на основе этого мифа описал Э. Берн в книге "Игры, в которые играют люди". Он назвал эту игру "Фригидная женщина". Суть такой игры заключается в постоянном отказе женщины от секса при проявлении сексуальной активности мужчиной: "Все вы грязные, кроме секса, вас ничего не интересует". Когда мужчина прекращает свои "домогательства", женщина как бы невзначай начинает соблазнять его. Для соблазнения используются различные способы: ходит полураздетая, говорит двусмысленности, многократно задевает, прикасается, проходя мимо, принимает эротические позы, находясь в поле зрения мужа, просит его подать ей в ванную забытое полотенце или щетку и т. д. При новой попытке каких-то сексуальных действий мужчина снова получает отказ. А жена продолжает его соблазнять еще более интенсивно. И, когда ей это, наконец удается, она вновь отказывает ему и затевает семейный скандал.

  Обратный вариант подобной игры "Фригидный мужчина" встречается несколько реже, но проходит фактически по той же схеме, различаясь только в деталях.

  Исходя из практики работы семейного психотерапевта, могу описать такой вариант патологической семейной сексуальной игры на базе тех же мифов. Назовем ее: "Предательство лучшей подруги". Игра рассчитана на длительный период.

  Жена тесно и долго общается с какой-либо женщиной, считая ее лучшей подругой. Подруга вводится в дом настолько, что у нее появляются в этом доме личные интимные вещи: зубная щетка, ночная рубашка, тапочки и т. п. Стремление к такому сближению проявляют обе стороны. У подруги при этом мужа нет, либо отношения с собственным мужем более, чем прохладные. Она ведет себя, скорее, как одинокая женщина. Подруга принимает активное участие в организации семейного быта, в отдыхе и других делах супругов. Обычно они и "на выход" отправляется втроем: муж и жена с подругой.

  Подруга является наперсницей во всех делах и тайнах жены и выслушивает много жалоб на мужа. "Он и такой, и сякой, и немазаный, сухой". Она, с одной стороны сочувствует, выражает возмущение, а с другой, как бы невзначай, исподволь усиливает раздражение мужем, высказывая на его счет разные нелестные вещи. "Да, смотри, он тебе даже доброго утра вчера не пожелал! Так буркнул что-то. Как ты, бедная, его терпишь только!" Так, поддакивая и поддерживая уровень хронического недовольства, подруга полностью завоевывает доверие жены. Со временем жена начинает "поручать" ей мужа, даже в пикантных ситуациях: наедине на даче, или в бане.

  Число провоцирующих ситуаций, создаваемых женой для мужа с подругой постепенно увеличивается. Например, подруга пришла в гости, показать новый купальник. Начинается примерка нарядов, в качестве зрителя привлекается и муж. Потом вдруг жена вспоминает о срочном деле и убегает из дома на пару часов. А подругу оставляет с мужем: "Вы тут посидите пока, пива попейте, чтобы не скучно. Я скоро приду".

  Муж, лишенный полноценного общения с женой в силу имеющегося "треугольника" отношений, и недовольный этим, рано или поздно, оказавшись в располагающей обстановке, может откровенно пожаловаться подруге на жену. Дескать, и не понимает она его, и хозяйничает не так, и вообще, нет у него родной души. Подруга, многократно слышавшая от жены, что муж плохой и не устраивает ее, подсознательно уже сделала вывод, что муж - не нужен. А значит, можно попытаться его забрать себе.

  Далее, природа берет свое, и муж с подругой вступают в сексуальный контакт. В типичном случае правила этой игры требуют немедленного или очень быстрого обнаружения измены и страшного факта предательства подруги. После чего все трое играют в игру: "Ужасный скандал с разводом и разделом имущества".

  Если супруги после всего примиряются и остаются вместе, велика вероятность появления через некоторое время новой "лучшей подруги" и повторения игры в предательство.
  В мужском варианте "Предательство лучшего друга" эта игра тоже имеет распространение.

  Семейные легенды сексуального характера обычно свидетельствуют о какой-либо страшной или постыдной истории, случившейся с предками, и смутно намекает на "родовое проклятие", то есть повторение такого же события с потомками. Результатом действия легенды будет тот факт, что в каждом поколении найдется особо впечатлительный индивид, спровоцировавший подобное событие в своей жизни. При этом легенда может не оглашаться, о ней все стыдливо молчат, но она все равно действует.

  Пример семейной сексуальной легенды: "Прадедушка взял прабабушку силой, против ее воли, после чего, как честный человек, был обязан жениться". Это приводит к тому, что дочки, внучки и правнучки будут считать для себя основным способом выйти замуж - спровоцировать мужчину на насилие. Или к тому, что женщина из такой семьи будет всякий раз при сексуальном контакте сопротивляться и отказываться, опять же заставляя мужчину брать ее силой, даже если это ее собственный муж.

  Другой пример семейной сексуальной легенды, проповедующей пуританскую мораль: "Когда твой отец впервые поцеловал меня, я поняла, что теперь мы должны пожениться, или я буду опозорена". Девушка с таким материнским напутствием, даже будучи сексуально более раскрепощенной, чем мать, будет считать, что первый мужчина в ее жизни должен стать ее мужем. Приложив к этому все усилия, она, вероятнее всего будет не слишком счастлива в семейной жизни.

  Действие сексуальных мифов и легенд нарушают способность человека пребывать в состоянии сексуального здоровья. По мнению большинства авторов, понятие сексуального здоровья подразумевает способность человека к наслаждению, свободную от страха, чувства стыда, вины и искаженных представлений, уважение диапазона приемлемости партнера. Это понятие означает также возможность контролировать сексуальные и детородные функции по личному желанию, по согласованию с партнером и в соответствии с нормами социальной и личной этики. Под искаженными представлениями в данном случае имеется в виду насилие, причинение вреда себе или партнеру и использование сексуальных отношений для достижения власти над другим человеком или манипулирования им.

  По сути, нормальным сексуальным поведением можно считать такие формы сексуального поведения и сексуальных действий, между двумя взрослыми людьми разного пола, которые принимаются ими обоими и направлены на достижение наслаждения, не вредят их здоровью и не нарушают общепринятых норм поведения и совместного проживания людей.

  Сексуальность - это определяющий фактор стабилизации супружества и гармонии брачных отношений. Удовлетворенность супругов сексуальной жизнью непременно отражается на гармонии всех других отношений.

  Естественно, что по мере увеличения длительности брака сексуальные отношения изменяются. Это объясняется и привыканием друг к другу и постепенным старением супругов. Снижение сексуальной активности с возрастом, имеет, конечно, свои биологические причины. Однако есть данные, что приблизительно 12 -15% партнеров продолжают ее и после семидесяти лет.

  У некоторых супружеских пар частота и регулярность половой жизни, и удовлетворенность ее качеством снижаются буквально в первые годы брака. Это происходит, если отношения становятся однообразными, привычными, напоминающими трудовую повинность. То есть превращаются в пресловутый "супружеский долг", который надо исполнять без радости и удовольствия.

  "Супружеский долг" - это тоже миф, что-то стандартное и монотонное, ритуальное и формально исполняемое. Выполнение долга характеризуется обеднением техники сексуальных отношений, исчезновением периода подготовительных ласк, однообразием действий. Зачастую исполнение "супружеского долга" сводится к мастурбации при помощи объекта - другого человека. Ни о каком духовном единении, наслаждении и счастье речи, конечно, уже нет.

  Тогда из сексуального взаимодействия исчезают радость открытия, новизна, спонтанность, что приводит к неудовлетворенности половой жизнью, повышает склонность к изменам. Страсть и влюбленность прошли, а на смену им так и не пришла любовь. Потому что молодые супруги не знали, как перевести короткоживущие и пылкие чувства в более долгосрочные и добрые отношения, согретые взаимной любовью. На одном сексуальном влечении брака не построишь.

  Сексуальные отношения нарушены, когда важным является не сам процесс, а его результат - рождение потомства. Наследника в династическом браке при монархическом строе или продолжателя бизнеса, дела отца, клана, семьи, или в случае, когда одинокая женщина сознательно использует мужчину, чтобы приобрести ребенка. Ребенок при этом варианте тоже не является целью, а только средством: он должен унаследовать состояние или скрасить старость. При этом сексуальная привлекательность партнера не играет роли, эротические соображения тоже. Важны только социальные, династические или биологические (здоровье и красота) качества "производителей".

  Иногда самоцелью выступает чувственное физическое наслаждение. Психологическое слияние при этом не обязательно, даже мешает. Секс рассматривается как разновидность акробатических упражнений с введением игровых элементов и различным экспериментированием. Удовлетворение партнера может рассматриваться, как средство увеличить собственное наслаждение и поднять самооценку, либо вообще не приниматься в расчет. Если ваш партнер целиком сосредоточен на собственном удовольствии, вы в лучшем случае станете вскоре к нему безразличны. Подобный эгоизм в сексе разрушает даже самые пылкие чувства. Женщина сама по себе ничего не значит для партнера. Или, наоборот, мужчина рассматривается женщиной как живой вибратор, средство для достижения оргазма. Это происходит в случае отсутствия или недостаточности полноценных эмоциональных отношений.

  Секс - это еще один, может быть, самый значимый язык любви. И надо хотеть, и уметь на нем разговаривать. Замечено, что супруги, которые умеют вовремя и откровенно говорить друг с другом о своих сексуальных отношениях, а в случае затруднений не стесняются обсудить их и вместе искать пути решения, находятся в более гармоничных и счастливых условиях, чем те, которые никогда не говорят о сексе.

  Многие мужчины и женщины часто говорят о том, что они хотели бы, чтобы их партнеры более отчетливо давали "обратную связь", эмоциональный отклик во время интимных отношений и после них, в виде благодарности за взаимное доставленное удовольствие. Женщины чаще, чем мужчины нуждаются в речевой поддержке. Выражается это в различных вопросах: "Ты меня любишь? Тебе со мной хорошо? Скажи, что ты меня любишь". Если мужчина не будет отвечать так, как требуется, то есть давать желаемые подтверждения, то женщина не будет чувствовать удовлетворения от близости. И оценка ею мужских качеств данного мужчины существенно понизится. "Он не любит меня, ему важна только собственная эякуляция. Я не нужна ему, как человек".

  Интимные отношения без адекватной обратной связи приводят к незнанию партнерами условий взаимного сексуального удовлетворения, что также нарушает гармонию сексуальных взаимодействий. Заниматься любовью можно полноценно только с тем, кто тебя понимает, и кого понимаешь ты. Это подразумевает доверительную откровенность в обсуждении своих чувств и ощущений и усиливает получаемое удовольствие.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"