Бердникова Юлия Леонидовна: другие произведения.

Беременность и роды. Исторический экскурс

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Ссылки
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Об отношении к беременности и родам в прошлом на Руси и в других культурах. Глава из книги "Счастливых 9 месяцев". Переиздана: "Психология и психоанализ беременности". Ссылка

  Говоря о важности периода беременности, мы не открываем чего-то нового. Мы лишь подтверждаем и переосмысливаем взгляды древних культур. Беременная женщина всегда оберегалась и защищалась, о ней заботились, одновременно обеспечивая наилучшие условия для ребенка. С целью защиты беременной женщины от возможных вредящих ей действий использовался самый сильный психический стимул - страх. Беременная женщина объявлялась в примитивных культурах опасной для окружающих, близкой к потустороннему миру, нечистой. Это удерживало на расстоянии от нее потенциальных врагов, обеспечивая тем самым продолжение рода и сохранение вида.

  Надо напомнить, что ответственной за рождение ребенка длительное время в прошлой истории человечества считалась только женщина. Понятие "отцовство" в смысле кровнородственной связи и участии в рождении детей появилось исторически относительно поздно. В подавляющем большинстве примитивных первобытных обществ половой акт вообще не связывался с актом рождения. Половой акт - это одно дело, рождение ребенка - совершенно другое, между ними не усматривалась причинная связь. Тем более, что участие мужчины в зачатии - это что-то очень быстрое и не заметное. То, что делает женщина для рождения ребенка, ее часть работы, длительна и становится очевидной для окружающих по мере увеличения живота и изменения поведения.

  Примитивные народы думали, что если женщина забеременела, то это произошло потому, что дух какого-нибудь умершего предка желает перевоплотиться. Поэтому в примитивных племенах, если женщина по каким-то причинам не хочет беременности, она не будет воздерживаться от половых сношений, а будет избегать посещать те места, где обитают духи. Например, она не будет приближаться к местам захоронений, если же ей необходимо там пройти, то постарается побыстрее пробежать мимо, чтобы дух, претендент на земное воплощение, не успел в нее войти. Отголоски подобных первобытных верований мы видим во многих древних духовных учениях. Утверждается, что душа ребенка приближается к матери заранее и находится неподалеку, ожидая, когда сформируется нужное ей тело. Например, в зороастрийской духовной традиции душа ребенка витает вокруг матери уже за три месяца до зачатия. В этих верованиях скрыто важное указание на осознание своей ответственности за продолжение рода.

  В христианской традиции есть представление, что детей дает бог, даже более того: "Бог благословляет детьми". Но, чтобы получить это благословение, нужно быть достойными, нужно обладать наилучшими качествами.

  Именно в силу подобных представлений беременная женщина внушала суеверный страх окружающим. С одной стороны, она принадлежит миру здешнему, миру живых, внутри нее формируется новое тело для жизни реальной. А с другой стороны, в это тело вселяется душа из потустороннего мира, мира мертвых, который всегда внушал страх в силу неизвестности происходящего там, после ухода из этого мира. Беременная женщина, таким образом, служит проводником между мирами: здешним, известным, реальным и нездешним, запредельным. Она должна находиться и здесь, и там. Она символизирует особое переходное состояние между жизнью и смертью.

  С этим связаны многочисленные приметы и суеверия, относящиеся к состоянию беременности. У каждого народа они свои, но суть их неизменна: сохранить новую жизнь, внушая страх окружающим.

 []

  В древних культурах высоко оценивали значимость периода беременности. В Китае тысячу лет назад существовали специальные заведения для беременных, где они могли проводить время и отдыхать в окружении красоты, гармонии и покоя. В Японии существует древнее учение Тай-кио об эмбриональном воспитании. Индийским женщинам с глубокой древности до наших дней предписывается во время беременности посвящать время специальным духовным практикам - медитации, занятиям йогой, созерцанию природы. Из еды рекомендовались специально приготовленные и освященные в храме блюда, в основном растительная пища: фрукты, овощи, злаковые. В развитых древних культурах, таких как индийская, китайская, японская была предписана особая еда для каждого месяца беременности.

  Помимо этого, во многих традициях были определены особые виды пищи, способствующие наступлению беременности и, даже влияющие на пол будущего ребенка при зачатии.

  "Еще в XVII веке считалось, что для того, чтобы женщина забеременела, ей нужно в послеменструальный период пить вино, в которое подмешан порошок, представляющий собой измельченные яички борова либо кабана. Если же супруги хотят мальчика, то им надо было питаться в основном зайчатиной, а точнее мужчина должен был съесть матку и влагалище, а женщина - яички зайца". (М. Д. Марконе. Беременность и сновидения).

  Каждая цивилизация и народ создавали свою систему сопровождения беременности и родов, полную традиций, обрядов и примет. Но все они были направлены на формирование гармоничной новой души и защиту от внешних опасностей. Со временем ритуалы вырождались, затуманивались странными, иногда дикими суевериями. До наших дней дошли они уже в весьма искаженном виде.

  На Руси издревле существовали особенные обряды, сопровождающие беременность. Первоначально совершались обряды отделения, смысл которых изолировать беременную женщину от общества в целом, от семьи, ограничить ряд домашних и хозяйственных работ, выполняемых ею. Затем существует целый комплекс собственно обрядов беременности, сопровождающих все девять месяцев вынашивания ребенка. И, наконец, есть специальные родильные обряды, цель которых облегчить роды и обеспечить вхождение нового человека в мир, а женщину вернуть в общество уже в новом качестве - материнском. Эти последние приготовления особенно актуальны при первых родах. Беременная женщина характеризовалась двумя качествами: уязвимостью в силу слабости и беспомощности, и чужеродностью в силу контакта и открытости миру иному. В силу этого запреты, правила и предписания для сопровождения беременности приводят к постепенному сужению жизненного пространства беременной женщины и уменьшению ее круга общения.

  Эти запреты и предписания происходят из еще более древних правил табу. Нарушение табу для члена примитивного общества грозило смертью. Причем страх был так велик, что смерть наступала самопроизвольно, без внешнего воздействия. Нарушитель погибал от страха и уверенности в неизбежности гибели. Табу служили для защиты слабейших членов общины и способствовали выживанию рода и существованию человеческого сообщества.

  Более поздние запреты, касающиеся беременности, конечно, не караются смертью, но последствия их нарушения считались достаточно опасными, или получали серьезную негативную нравственную оценку со стороны общества.

  Чтобы избежать возможных нежелательных последствий от общения с беременной женщиной запрещалось, например, отказывать ей в любых просьбах. "У беременной свои причуды, ей отказывать нельзя, это душа младенца просит". Если просьбу невозможно было выполнить, чтобы предотвратить несчастье, вслед беременной полагалось бросить зерно или крошку хлеба. Зерна злаков и испеченный хлеб всегда считались защитными средствами от зла, от нечистой силы.

  Беременной женщине запрещалось становиться крестной, подружкой невесты, вообще участвовать в свадьбах, похоронах и выполнять другие общественные функции. По мере увеличения срока беременности запреты ужесточались, не разрешалось уходить одной из дома, подстригать волосы, смотреть в зеркало, смотреть на огонь, есть определенные продукты, например, рыбу, готовить определенную еду. Приближаться или даже смотреть на покойника было нельзя, чтобы не повредить будущему ребенку, "бледный родится, как покойник". Так же, чтобы ребенок не родился кривой или горбатый, нельзя беременной наступать на кривые орудия: косу, серп, коромысло. Чтобы ребенок не родился красным, нельзя было злоупотреблять красными ягодами и фруктами. Чтобы ребенок не родился с обвитием пуповины, беременной женщине не разрешалось проходить под веревкой, прясть шерсть, вязать, мотать нитки, то есть совершать похожие действия.

  Множество предписаний регламентировали поведение беременной женщины, оберегая ее эмоциональное состояние и здоровье будущего ребенка. В случае нарушения запретов прогнозировались трудные роды и всяческие несчастья для будущего ребенка. Беременная женщина не должна была плакать или пугаться. Предписывалось смотреть на красивое, не смотреть на уродства и безобразия.

  На Руси особенно ценились опытные женщины-повитухи, готовящие женщин к родам и помогающие в их проведении. Повитухой могла стать любая женщина, но требовалось выполнение нескольких условий. Это должна быть обязательно рожавшая, имеющая нескольких детей женщина, соблюдающая нравственные правила, имеющая хорошую репутацию. Повитуха символизировала идеальную мать, сопровождающую и облегчающую роды дочери. Повитуха передавала свои знания дочери и внучке, но сами они становились повитухами только после рождения собственных детей. Опытная повитуха умела определять пол будущего ребенка, время родов, в случае неправильного положения ребенка могла развернуть его.

  Уже на свадьбе особая роль отводилась повивальной бабке: она подносила молодым ритуальное угощение - молоко с ягодами, чтобы дети были лицом белые и румяные. Пол будущего ребенка определяли по форме живота: если живот круглый, выступающий в стороны, родится девочка. Если живот вытянутый "дынькой" и со спины не видно беременности, родится мальчик. Повитуха осуществляла наблюдение за поведением беременной, внося коррективы в случае осложнений, совершала ряд магических действий, влияющих на внешность и характер будущего младенца. Ближе к сроку окончания беременности произносились специальные заговоры с использованием теста и воды, направленные на облегчение родов.

  Роды считались таинственным сакральным актом, происходить они должны были вне жилища, на периферии среды обитания: в бане, специально устроенном шалаше, в крайнем случае, в пристройках. Время родов скрывалось от посторонних, и даже от своих. Повитуха, идя принимать роды, не должна была ни с кем разговаривать. Все эти меры предосторожности предпринимались для того, чтобы защититься от проникновения из потустороннего мира нежелательных сущностей, которые могли воспользоваться моментом воплощения новой души для своих целей. Молчание символизирует близость к иному миру, говорение - это то, что характеризует мир людей.

  По всем древним традициям во время родов могли присутствовать рядом с роженицей только женщины. Роды и рождение ребенка были, пожалуй, главным событием, разграничивающим мир мужчин от мира женщин. Мужчины создавали внешние условия, обеспечивали защиту, безопасность, но не допускались к таинству родов. Мужчина, чтобы сохранить любовь и уважение к своей жене не должен был видеть ее в ненадлежащем виде. Эта традиция соблюдалась веками, она освящена всей историей человечества. Современное представление о желательности участия мужа в процессе родов, является, таким образом, грубым нарушением отношений между полами. Современные мужчины, которых привлекали к участию в родах своих жен, чаще всего рассказывают об этом с отвращением и страхом. У многих после этого пропадало напрочь сексуальное влечение и нежные чувства к жене.

  Особые ритуалы сопровождали роды: роженица должна была развязать все узлы на одежде, распустить волосы, снять кольца. Для символического облегчения пути новорожденному в доме открывались печные заслонки, повитуха стучала в печь и в потолок, роженице по ее состоянию предписывалось обходить печь, или дом, или даже деревню, перешагивать через различные предметы. После рождения повитуха омывает ребенка, совершает определенные действия, "правит" ему ручки, ножки. Вся община радовалась появлению на свет нового члена. Ценность женщины как невесты и члена общества определялась ее способностью рожать многочисленное здоровое потомство. После рождения покой матери и ребенка тоже оберегался. В течение сорока дней ее контакты с миром были также ограничены, запрещены сексуальные контакты с мужем. Сорок дней, такой же срок для введения в мир живых, как и для ухода в мир мертвых. Это срок воссоединения души с телом. За это время укрепляются границы между здешним и иным миром, мать и ребенок обретают новый статус и включаются в социальную структуру.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) Д.Маш "Золушка и демон"(Любовное фэнтези) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Чарская "В плену его демонов"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"