Берестнев : другие произведения.

Занимательное тестирование

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Занимательная история о вечной проблеме взаимоотношений человека и робота.


БД-7 Занимательное тестирование

   Катя любила свою работу. В середине двадцать первого века человек, любящий свою работу, не был редкостью. Этому способствовало тестирование профессиональных наклонностей детей, проводившееся во всех общеобразовательных школах, начиная с третьего класса. Но Катя очень любила свою работу, потому что работа действительно была творческой и интересной. Катя работала в научно- исследовательском институте тестирования роботов (НИИТР).
   Перед сотрудниками этого института стояла задача выявлять ситуации, при которых робот не сможет грамотно выполнить заложенную в него штатную программу. В свою очередь, роботы ставили перед сотрудниками загадки своим нестандартным поведением в, казалось бы, стандартных ситуациях. Эта непрерывная интеллектуальная битва создавала обстановку азарта, намного превосходящую азарт любых компьютерных игр.
   Каждый раз, подходя к новому, красивому серо-голубому зданию института, Катя ощущала какой-то особый душевный подъём, свойственный творческим личностям, стоящим на пороге открытия. Хорошему настроению способствовал также коллектив отдела тестирования домашних роботов, в котором уже три года она трудилась. Но сегодня, во вторник, Кате не нужно было идти на работу, потому, что вчера она взяла работу на дом. Сегодня Катя должна была испытать универсального домашнего робота пятой модификации УДР-5. Возможность сотрудников второго отдела брать работу на дом вызывала плохо скрываемую зависть у сотрудников первого отдела, занимавшегося тестированием боевых роботов.. Типичный универсальный домашний робот состоял из корпуса размером с ведро и нескольких манипуляторов с пятипальцевыми захватами. В корпусе располагался компьютер, двигатель и аккумуляторный блок питания, а также колёсики, обеспечивающие движение всего этого агрегата. Манипуляторы позволяли роботу брать и переносить различные предметы размером от иголки до бытового холодильника. Как правило, домашние роботы имели в верхней части корпуса вращающуюся башенку с видеокамерой, на которой были нарисованы нос, рот и глаза, что придавало этим изделиям некоторое отдалённое сходство с человеком.
   Принесённую домой коробку с УДР-5 Катя вскрыла ещё вчера, как только пришла домой. Она успела только представиться роботу как хозяйка, то есть человек, которому робот должен служить. В список хозяев был внесён также молоденький волнистый попугай Гоша, проживавший в просторной клетке, висящей в маминой комнате. Мама и кот Барсик в список внесены не были в связи с нахождением на даче. Когда дома появился Гоша, Катя изрядно волновалось, как у него сложатся отношения с Барсиком. Однако Барсик, бело-рыжий кот пенсионного возраста не обращал на нового питомца никакого внимания, даже когда Гошу выпускали полетать по комнате. Кот любил целыми днями сидеть в кресле, закрыв глаза и вспоминая, наверное, свою бурную молодость, ну ту её часть, которая была ещё до кастрации.
   В инструкции по эксплуатации роботов рекомендовалось включать в список хозяев все живые существа, проживающие в квартире и имеющие возможность свободно перемещаться по ней. Это правило гарантировало особо бережное отношение робота ко всей живности в соответствии с первым законом робототехники. Сотрудники отдела хорошо помнили анекдотический случай, произошедший с одним из первых образцов домашнего робота, получившего указание постирать грязные вещи. Обходя квартиру в поисках грязных вещей, робот наткнулся на свернувшегося клубочком кота, недавно вернувшегося с уличной прогулки. Обнаружив на шерсти следы сажи, робот принял решение о необходимости постирать данное изделие, что вызвало резонное возмущение кота, привыкшего самостоятельно обеспечивать свою чистоту и совершенно не удовлетворённого перспективой быть запихнутым в стиральную машину. К счастью, робот воспользовался мягкими захватами и кот не пострадал, но после этого события всем было рекомендовано включать домашних животных в список хозяев, обеспечивая их узнавание.
   Домашние роботы выполняли довольно широкий круг задач. Они могли включать и выключать бытовую технику, стирать (то есть загружать в барабан одежду, а потом её извлекать), готовить еду (класть полуфабрикаты в кастрюли и на сковородки, а эту посуду - в печь), убирать пыль и прочий мусор, ухаживать за домашними животными - наливать воду, давать корм, убирать отходы жизнедеятельности. Для решения этих задач роботы обучались распознавать различные предметы, различные виды еды, отличать мусор от полезных вещей. Далеко не всегда в лабораторных условиях удаётся воспроизвести все подвохи, которые могут ожидать робота в процессе его эксплуатации. Старожил отдела, пятидесятилетний руководитель группы Виктор Сергеевич любил рассказывать молодёжи, как робот-уборщик первой модификации, получив задание убрать мусор с пола, приступил к охоте на бегающих по полу тараканов
   Итак, во вторник с утра Катя приступила к испытанию робота УДР-5.Сначала она дала роботу имя, любимое ею имя "Барсик". Ведь гораздо приятнее войдя в квартиру крикнуть "Барсик, ко мне", чем кричать "УДР-5, ко мне". УДР-5 был роботом с голосовым управлением, что создавало некоторые удобства и некоторые сложности. Он должен был узнавать слова команд, произносимые хозяином, причём, даже в случае, когда речь имеет некоторые дефекты. Сотрудники старшего поколения считали голосовое управление баловством, существенно повышающим вероятность неправильного понимания команд, ведь гораздо надёжнее набрать команду на клавиатуре, дистанционного пульта управления. Однако конкурентная борьба фирм-производителей требовала придумывания новых опций, поэтому телевизионная реклама пестрела роликами, в которых послушные роботы приходили на помощь своим хозяевам, не способным самостоятельно добраться руками до клавиатуры кибернетического друга, а отладчики программ мучились с выбором цифровых фильтров речи.
   В соответствии с инструкцией, Катя познакомила робота с образцами своего голоса при произнесении наиболее типичных командных слов, набирая одновременно соответствующие тексты на клавиатуре пульта управления. Затем перед роботом была поставлена задача: "Достать из холодильника курицу и разморозить". Услышав приказ "Барсик" ответил: "задачу понял" и умчался на кухню. Если робот не мог понять поставленной задачи, то он по программе должен был сказать: "задачу не понял", причём, по рекомендации психологов, эти слова он должен был произносить детским, виновато-огорчённым голосом, дескать - извини хозяин, такой уж я бестолковый (ну не может же робот заявить человеку - сходил бы ты друг к логопеду). То, что "Барсик" сразу отправился выполнять задание, было хорошим признаком. С замиранием сердца Катя отправилась на кухню. Извлечённая из морозилки холодильника курица грелась в печке, в режиме разморозки продуктов. Ну что же, начало хорошее. В последующий час робот получал указания "Подмести пол", "Налить Гоше водички", "Принести туфли" и многое другое. Со всеми задачами "Барсик" справлялся успешно. Это настораживало. Многолетний опыт испытательного отдела показывал, что, если испытуемый объект долго не делает мелких ошибок, то скоро он основательно наломает дров. Но пока всё шло хорошо.
   Катя поставила перед роботом ещё несколько задач с отсрочкой исполнения, типа: "Вскипятить чайник через двадцать минут", "Налить Гоше водички через час" и начала заниматься другими делами. Пообщавшись немного с попугаем, упорно не желавшим говорить ничего, кроме - "Гоша хороший", Катя решила сбегать в магазин. Вообще-то оставлять без присмотра испытуемый объект не рекомендовалось, но что с ним сделается за полчаса, к тому же есть блокировки, запрещающие наносить повреждения окружающим предметам. Вернувшись домой, Катя открывала дверь с некоторым волнением. Ну, слава богу, никаких разрушений в квартире не наблюдалось. Однако всё дно клетки попугая было залито водой, причём небольшая лужица была уже и на паркете под клеткой. Это ещё что такое? Сам попугай налить воду в клетку не мог. Тут явно не обошлось без усилий "Барсика", но зачем он это сделал?
   Логика роботов по своей сложности и запутанности не уступает женской. Может быть, "Барсик" решил, что наливать попугаю воду нужно каждый час? Но всё равно повторить заданную операцию больше одного раза он не мог, а тут налита примерно десятикратная норма. Катя подозвала робота и подключила память видеотерминала к монитору. Видеокамера, расположенная в башенке-голове робота фиксировала всё, что попадало в его поле зрения в процессе работы. Сначала Катя просмотрела запись в ускоренном режиме. На записи было видно, что робот пять раз подходил к клетке попугая, после чего убегал на кухню, приносил бутылочку с водой и наливал в чашечку, стоящую в клетке, очередную порцию жидкости. Иногда робот наливал в чашечку несколько запрограммированных доз воды интервалом в одну-две минуты, не отходя от клетки. Последние три раза вода из чашечки выливалась на дно клетки и начинала капать на паркет, однако "Барсика" это не смущало. Мотивация поведения робота оставалась неясной. Катя решила просмотреть полную запись со звуком, начиная с момента своего ухода из квартиры. Сначала "Барсик" скучал на кухне, глядя на электрический чайник. И вдруг раздался голос - шипящий, тихий, чем то похожий на Катин, но не её. Голос сказал: "Барсик, ко мне". Это был голос попугая!
   Услышав команду-зов робот устремился в мамину комнату и уставился на попугая. После непродолжительной паузы прозвучал голос робота: "Слушаю хозяин, что сделать?". Появление размахивающего манипуляторами робота побудило попугая к продолжению беседы.
  -- Гоша хороший, - сообщил попугай.
  -- Задачу не понял, - огорчённо признался робот.
  -- Гоша хороший, - настаивал попугай
  -- Прошу уточнить задачу, - вежливо попросил робот.
  -- Налить Гоше водички, - неожиданно сказал попугай фразу, которую часто произносила Катя, наполняя водой попугайскую чашечку.
  -- Задачу понял, - обрадовано сообщил робот и отправился на кухню за бутылкой воды.
   Вернувшись, "Барсик" аккуратно налил заданную дозу воды в чашечку. В последующие пятнадцать минут аналогичные диалоги (с некоторыми вариациями реплик попугая) произошли ещё четыре раза, и каждый раз заканчивались доливом воды. Теперь действия робота становились понятными. Каждая фраза попугая: "Налить Гоше водички" воспринималась роботом как приказ, требующий немедленного исполнения. Иногда попугай произносил фразу несколько раз подряд, так, что робот не успевал отойти, и каждый раз вода доливалась в чашечку. Явно нужно было вносить в программу корректировки, исключающие управление роботом со стороны домашних животных. Будет чем порадовать коллег завтра. Наверное, Виктор Сергеевич в очередной раз скажет: "Опять Катя нашла пень на асфальте". С такими радостными мыслями Катя поправила макияж и села печатать отчёт.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   2
   Занимательное тестирование
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"