В самый разгар трагикомических баталий, не утихающих вокруг моих "сказок по физике", на глаза мне попалась статья из "Кристели даублэль" ("Христианской газеты"), под названием: "Ничто не возникает из ничего". Речь в ней шла о Джордано Бруно - человеке, который любил называть себя Ноланцем - по месту своего рождения.
Но недолго прожил Джордано в Ноле - милом его сердцу итальянском городе. Собственно, он и вообще жил недолго: в феврале 1600 года приспешники инквизиции со всей тщательностью сложили костер для 52-летнего ученого и философа, открывателя Основного Закона Природы, гласящего, что материя не возникает из ничего и не исчезает, а лишь видоизменяется, существуя вечно. "Ничто не возникает из ничего" - утверждал Джордано.
Вот эта-то революционная мысль и показалась "богопротивной" его палачам, мнящим себя вправе судить человека, неизмеримо превосходящего их в интеллектуальном и нравственном отношении.
Казни Джордано предшествовали восемь долгих лет заточения в инквизиторских застенках, с нескончаемыми допросами и пытками, которые, тем не менее, не сломили его духа.
В отличие от Галлилея, заступившего место терзаемого инквизиторами мятежника на кафедре унивеситета в Падуе, Джордано, имея возможность сохранить себе жизнь в обмен на отречение от своего учения, заявил, что отрекаться ему не от чего.
Оскорбленные такой неслыханной дерзостью "святейшие отцы", устранив возмутителя спокойствия физически, постарались также и стереть с лица земли труды Джордано, чтобы вытравить из памяти людей его "крамольные" мысли.
Все книги Бруно были внесены в папский список запрещенной литературы.
И если работы его сподвижников - Коперника и Галлилея, пробыли в этом списке сравнительно недолго - до 1835 года, труды самого Джордано оставались под запретом вплоть до 1966 (!) - до того времени, когда пресловутый "запретный" список был наконец упразднен навсегда.
Один этот факт - яркое свидетельство революционности идей Джордано, отдельные мысли которого были в дальнейшем использованы учеными, без ссылок, впрочем, на их опального автора.
Идея Джордано о вечности и неистребимости материального мира уже сама по себе противоречила церковной догме, постулирующей сотворение бренного, преходящего физического мира из ничего вечным и бесконечным Богом-творцом.
Кроме этой, непереносимой для жестковыйных святош мысли, Джордано высказывал и другие, еретические с точки зрения невежд, взгляды.
Например, мысль о возможной множественности миров. (И это в те времена, когда не нашла еще признания даже гелиоцентрическая система Коперника!)
Джордано не противопоставлял Творца творению, отождествлял "Святой Дух" с "Душой Мира" и считал, что признание множественности миров ни в коей мере не принижает, а, напротив, возвеличивает Бога.
Будучи христианином по воспитанию и убеждениям, Бруно, тем не менее, отвергал легенду о "непорочном зачатии" и некоторые другие, особенно вопиющие несообразности церковных представлений.
За что и поплатился - не только жизнью, но и частичным, если не полным, забвением: в то время, как его имя стало символом величия и свободы непокоренного духа, идеи и мысли Джордано были усвоены наукой лишь фрагментарно, зачастую сменив авторство или же будучи до неузнаваемости искажены и превратно истолкованы.
И все же, эту трагическую судьбу нельзя назвать неудавшейся.
Пробираясь тернистой тропой первооткрывателя, встречая ядовитый туман агрессивного невежества и злобы, спроси себя: чей костер светит в тумане упорному путнику?
Не пламя ли того самого огня, в котором сгорел неуемный Ноланец?
Земной поклон тебе, Джордано Бруно, величайший из Прометеев!