Березникова Наталья Ивановна : другие произведения.

О Елене Прекрасной

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Споры идут о Прекрасной Елене, из-за которой разгорелась Троянская война. А могла ли она не разгореться? И какие мотивы на самом деле могли двигать героями? Не так война, как ДО и ПОСЛЕ...


   I
   Значит, Прекрасная Елена.
   Какая канва событий прослеживается, так сказать, традиционно?
   Прекрасная дочь спартанского царя Тиндарея выходит замуж за царя Менелая, которому ее папаша отдает царскую власть над Спартой.
   Ну, во-первых, она не дочь Тиндарея, хотя дочь его жены, прекрасной Леды. Во-вторых, обстоятельства ее появления на свет, мягко говоря, необычны...
   Леда - это имя сопоставляется с древнерусским (и не только)Лада, это древнее имя богини любви и брака. В других областях Греции аналогичную богиню звали ЛетО, и она была матерью близнецов Аполлона и Артемиды. Отец, ясное дело, сам Зевс.
   Здесь тоже речь о Зевсе. Так уж он влюбился в Леду, а она не уступала... Однажды, чтобы спрятаться от его преследований, она обернулась лебедью белой и затерялась в стае. Но от него спрячешься, как же! Он тоже обернулся лебедем, и, не успела она спохватиться, ну... в общем, вы понимаете. Позднейшие легенды повествовали, что он прилетел к ней, когда она в человеческом облике собралась купаться. Красивая такая птичка... Она и потеряла бдительность.
   Вот только не надо сейчас же изобличать меня и докладывать, что богиня любви - Афродита! В греческом пантеоне Афродита была пришелицей, греки позаимствовали ее культ у семитских народов Малой Азии, и вообще это греческая переделка имени Астарта. Про нее не будем сейчас долго, хотя... Культы двух богинь любви, конечно же, конфликтовали, и в мифах это отражено.
   Значит, по мифу, Леда забеременела. Её земной супруг Тиндарей крепко переживал, волновался за жену. Но что перенес бедолага, когда настало время родов!
   Леда родила - ни много ни мало - два огромных яйца! Тут же прорицатели-жрецы-волшебники набежали, его успокаивать стали - мол, Зевсом отмеченная, гордиться надо, а ты... Он успокоился - все-таки тогда немного иначе на это глядели. Тем более, два яйца - это как бы близнецы, а известно было, что если близнецы, то один от бога, другой от родного мужа. Об этом мы уже говорили.
   И вот из одного яйца появляются два мальчика - уже подростки! А из другого - две маленькие девочки-раскрасавицы.
   Как бы двойные близнецы. Напишу с большой буквы, ибо мальчики - как раз Близнецы, Кастор и Поллукс (Полидевк).
   А девочки - Елена и Клитем(н)естра.
   Мальчики уже боевые... Один коней на раз укрощает, другой - к битвам готов вообще.
   Девочки так хороши, что с самых ранних лет от женихов отбоя нет. Братья оберегают.
   А Леда... Вот о конфликте двух культов. Вроде бы она как-то не уважила Афродиту - то ли жертву правильную не принесла, то ли просто не угодила своей красотой... Та и прокляла ее дочерей. Мол, быть им многомужними!
   Елену, кстати, похитил Тесей совсем еще девчонкой, братья отбили и по шее накидали...
   И вот вошли девушки в возраст. Елена всех затмевает, и все говорят - живая богиня! Дитя Зевса! Вроде быстро тогда старились женщины, а эта уже долго сияет красой. Братья уже седые - а она цветет! И вторая как бы в тени ее - тоже хороша, но... не то.
   Женихов понаехало - вся Эллада! В том числе и женатики - а почему бы не взять еще жену, обычаи позволяли. Все цари и царевичи подходящего возраста собрались.
   А тут еще беда... Сразились Близнецы-Диоскуры с близнецами - Афаридами, угнавшими стада Тиндарея, да еще и пытавшимися увезти из возлюбленных. Погибли оба Афарида - и Кастор. Значит, сын Зевса - Полидевк... Он бессмертен, а брат его... Но не захотел Полидевк расставаться с братом, отдал ему половину своего бессмертия. И с тех пор братья полгода проводят в подземном царстве Аида, полгода - на Олимпе, пируют с богами.
   В общем. до Спарты им уже и дела нет. Там им храмы ставят, жертвы приносят...
   А трон?
   Нет уже Леды, да и Тиндарей стар.
   Вот он и провозгласил - мужу дочери передаст он царскую власть.
   Потому еще больше хочется женихам заполучить Елену...
   Ситуация вообще-то критическая.
   Кого ни выбери - остальные такое устроят!
   Соревнования женихов проводить, как положено при таком коллективном сватовстве? А по каким видам? Одни в одном сильны, другие в другом. И закипает в женихах злоба, еще вот-вот немножко - и пойдут они все крушить, и вспоминает уже кто-то легенду. Что не Леда мать Елены. а богиня возмездия Немезида. Мол, Диоскуры и впрямь из яйца, а второе яйцо Немезида подбросила Леде и велела девочек как родных воспитывать. А тут грехи людские и гордыня превысили меру, и решили боги собрать всех вместе и перессорить.
   ...И брани быть, и городам гореть,
   И женщины вина, а не богов,
   Что сгинут и герои, и вожди...
   Очень это здорово описали наши современные фантасты, о которых я все твержу здесь - Г. Л. Олди, в романе "Одиссей, сын Лаэрта". И как бы параллельно - Андрей Валентинов в романе "Диомед, сын Тидея". Одни и те же события с двух сторон.
   И Диомед, и Одиссей - в числе женихов. И оба видят опасность войны.
   Одиссей:
   "Привстал я на цыпочки, Аякса отпихнул: да вон же! на ступенях! Маленькая женщина, вся в голубом, золото волос на плечи льется. И тут меня ударило. Наотмашь. ...Ослеп я, оглох; умер. Стою мертвый. Беспамятный. Лет триста мне, не меньше. Руки ходуном ходят; поджилки трясутся, в глазах - толченый хрусталь. Не вижу я Елены. Женихи в сто глоток: "А-а-а-х" - а у меня дыханье сперло.
   Я другое вижу, сквозь хрустальную крошку.
   Сквозь слезы.
   Насквозь.
   Тень маленькой женщины сперва на ступенях лежала, складками - поднялась. За Еленой встала. Женщина маленькая, тень большая. Под самый фриз, с инкрустациями синей эмали. Женщина светлая, тень темная. Хуже моего эфиопа. Старуха. Крылья за спиной кожистые, злые. Подрагивают в нетерпении. Легли ступеньки под черные ноги колесницей; обернулись женихи драконьей стаей, добровольно впряглись - рванутся, понесут, не разбирая дороги! Гони! в левой руке у тени плеть, в правой - уздечка, на поясе - меч да весы...
   Один раз отмерить, семь - отрезать.
   - А-а-а-а-а-х!
   - Елена!
   А я Елены не вижу. Так, еле-еле. Что я, рыжий? выходит, рыжий. Они все с Еленой, у них обожание, восторг у них заполошный, а я, рыжий безумец, с черной Еленинои тенью-старухой - лицом к лицу.
   Один на один".
   И Одиссей находит выход.
  
   II
   Должна сказать, что вот такой обычай соревнования женихов - очень древний, и отражен он во многих эпосах. И в сказках. Дело в том, что передача власти по прямой линии, как правило, не производилась. Власть должен был получить не ближайший потомок, а сильнейший и достойнейший. Потому и сыновья проходили испытания - те же походы за молодильными яблоками. А не было сыновей - власть передавалась вместе с рукой дочери. Сильнейшему.
   Но был и другой обычай, не противоречащий этому. Причем - похоже - более древний. Вот о нем и вспомнил Одиссей.
   Накаляются, значит, страсти, каждый думает - он самый достойный...
   А Одиссей тайком пробирается к царю Тиндарею и предлагает свой план. Тиндарей, который уже и не рад происходящему, ухватился за идею. Одиссей не так просто, не из гуманных соображений пришел. Он просит - как плату за выручку - разрешить ему жениться на племяннице Тиндарея - Пенелопе. Она - дочь царского брата, и Тиндарей не хотел выдавать ее замуж, чтобы не нажить еще одну головную боль в виде дополнительного претендента на престол. А тут - такое условие. Он соглашается. И вот на следующий день, при огромном скоплении разгоряченных женихов, Тиндарей оглашает свое решение.
   Пусть Елена и ее сестра выберут себе мужей сами. Но перед тем, как огласить выбор, пусть все женихи поклянутся во всем помогать избранникам. И встать дружно на защиту, если кто-то покусится.
   Вначале - все ошалели. Как это? Мной пренебрегут, другого выберут, а я же ему еще и помогай!
   Но тихонько Одиссей скандалисту - а если тебя выберут?
   А так как каждый уверен был, что он самый-самый! А то чего б сюда явился?! - так вот, каждый надеется, что выберут его. Каждый думает - ну есть же у Елены глаза! Разглядит меня!
   Коня приводят, приносят его в жертву, и на конской крови клянутся - все на помощь придем! И никто не покусится на избранника! Весь раж жениховства уходит в бурное пиршество.
   Вот из Валентинова - из "Диомед, сын Тидея"
   "- Выпьем! - Тевкр Теламонид вскакивает, опрокидывает гидрию прямо на пол... ...Тр-р-ра-ах!
   - На счастье! На счастье! - вопит пьяный хор.
   - Выпьем! - не сдается саламинец. - За наш союз! За наше братство! Братство лучших! Братство героев! Братство Елены!
   - Ха-а-а-а-ай!
   - И если что, мы все, как один... Все, как один, бронзовой... железной рукой!..
   - Ха-а-а-а-а-а-а-ай!
   - Сразу видно - братья, - шепчу я грустному Капаниду, за весь этой пьяный вечер не проронившему даже слова. - Друзей обычно выбирают."
  
   III
   Конский союз - так назвали побратавшихся женихов.
   Уж что там и как решала сама Елена или ее земной, так сказать, папаша, но выбрала она изгнанника - микенского царевича Менелая. А ее сестра Клитемнестра - старшего брата Менелая, царевича Агамемнона. Изгнанники они потому, что в их роду бушует страшная вражда - из-за трона убивают друг друга братья - и родные, и двоюродные. Страшная цепь преступлений, и запутаться, кто прав, а кто виноват, легче легкого. Один убивает детей брата(а подробности жуткие), тот подсылает еще одного сына мстить - убить дядю, еще и жену друг у друга отбивают... В этот момент Агамемнон и Менелай - уже сироты, их отец убит в этой сваре, царствует дядюшка-убийца.
   Даже странно, что такой выбор. Они вроде из милости у Тиндарея (бе-е-еженцы!). Может, это и впрямь любовь? Может быть.
   Скоро уходит из жизни Тиндарей, Менелай наследует трон. И теперь они свергают дядюшку-узурпатора, Агамемнон становится царем в Микенах. Не просто царем - это царь царей. Микенский властитель - как император среди королей.
   А Менелай с Еленой счастливо живут в Спарте.
   Но на другом конце тогдашнего мира...
   Стоит недалеко от пролива портовый город Троя. Собирает пошлины со всех проходящих, богатеет. Правит там царь Приам. Странное имя - "купленный". Это много лет назад Геракл мимоходом (на очередной подвиг шел) спас от змея морского прекрасную царевну, папаша ее не заплатил Гераклу ничего, ему разбираться было некогда... А вот закончил подвиги, так разобрался. Папашу-злодея-обманщика зашиб, сыновья его погибли почти все... младший остался. Царевну отдали в жены союзнику Геракла, а она символически выкупила брата - отдала за него свое покрывало. Вот он и стал царем Трои, Приам, "купленный". Надо сказать, царствовалось ему неплохо. Троя вновь богатела. Жил в свое удовольствие, и хоть не обошел библейского царя Соломона, но пятьдесят жен у него было. И всем деточкам место находилось. Так что всякие там двоюродные братцы из соседних городов не могли и надеяться на наследование престола, оставалось только дружить.
   При всем при этом была у и его главной жены Гекубы одна горькая тайна. Когда Гекуба ждала рождения сына, приснилось ей, что она родила факел, который сжег всю Трою. Прорицатель пояснил ей, что она родит гибель городу.
   Да, кстати. Приам дружил с Менелаем. То есть ну как дружил... У них был союз на личном уровне - хотя что я объясняю это грозненцам! Я говорила студентам четко и внятно - кунаки они были! Только по-гречески это называется прОксены. Пока беру тайм-аут.
  
   IV
   Итак...
   Приам - кунак Менелая, хотя дальше я буду употреблять слово проксен - так по-гречески. Хотя похоже - на удивление! Люди, связанные обычаем взаимного гостеприимства. В чужой стране ты никто - но если есть у тебя проксен, то его дом - твой дом, если обидят тебя, то все равно, что обидят его... Нет пока так называемых дипломатических отношений, но проксения - зародыш их. Иногда иноземцу, оказавшему какую-то важную услугу городу или царству, дарили звание проксена - то есть он становился кунаком всему городу. Вот в Херсонесе на раскопках мы были - там выставлены постановления народного собрания о даровании звания проксена купцу, спасшему город от голода - вовремя доставившему продовольствие, другому - за то, что восстановил стены...
   Звание могло стать наследственным - дети кунаков тоже кунаки...
   И вот вернемся к тому сыну Приама, рождение которого предвещает гибель Трои.
   В течение очень долгого времени дети рассматривались как абсолютная собственность родителей. Я писала уже об этом в теме про Эдипа, но повторюсь сейчас - не все читали, кто-то забыл...
   Во-первых, ребенок считался принятым в род только после того, как отец показывал его друзьям и родичам, совершал определенные обряды... Это, кстати, не обязательно делалось сразу после рождения. И вообще - не обязательно делалось. До этого ребенок - вещь. Недаром же в русском "дитя" среднего рода, как и das Kind - в немецком. До того - продать, отдать, убить - было в абсолютной воле родителей. Нередко детей подбрасывали в храмы - я рассказывала об этом в истории Иона - преемника древнего царского рода, рожденного от Аполлона и царевны Креусы.
   Вот и этот младенец... Как Эдипа когда-то, его не убили - но и не признали. Его оставили на склоне горы Иды, в лесу. Но - от судьбы никуда не денешься. Младенца нашли пастухи, вырастили его и к делу приставили. К пастушескому. Но то драгоценное покрывало, в которое он был завернут, сохранили - мало ли что... Да, добавлю еще одну вещь. Когда и если у родителей менялись обстоятельства, они могли признать дитя своим в любой момент.
   Красавец вырос! Назвали его Парис, что примерно означает "около Иды". По сути дела - место, где найден. А прозвали - Александр. Отражающий богатырей, то есть защитник людей. Он там разбойников хорошо разогнал. Сильный, храбрый... В него влюбилась наяда Энона и стала его женой.
   Но - вот она и начинает сбываться, судьба...
  
   В Трое объявлены игры - праздник какой-то. От стад посылают в город отборных быков и коров - и в жертву богам (потом и самим покушать), и в качестве призов победителям. Говорят, Парису очень не хотелось с быком расставаться, которого он вырастил и выходил... Хороший бык был, главным призом назначили. А в соревнованиях мог принять участие любой. Кроме рабов. Вот он и принял. И - всех обогнал, всех поборол, всех обстрелял (в хорошем смысле). Приз - его! Но очень не хочется царевичам отдавать первое место и славу неведомо кому. Они заявляют, что он - раб безродный. Парис отвечает, что он не раб, хотя найденыш. Может, даже знатного рода... Вон в каком покрывале его нашли!
   И тут - крик ужаса! Бьется в истерике царевна Кассандра. Пророчица, прОклятая Аполлоном. В свое время она его обманула, и он наложил заклятье - она будет предсказывать правду, но ей никто не будет верить...
  
   Без умолку безумная девица
   Кричала: "ясно вижу Трою павшей в прах!".
   Но ясновидцев, впрочем, как и очевидцев,
   Во все века сжигали люди на кострах. (Высоцкий)
  
   А на Приама как затмение нашло! Он видит покрывало, в которое завернули много лет назад его сына... И решает, что это боги ему вернули дитя. И признает Париса сыном. Сын от старшей жены - значит, наследник, хотя и не первой очереди... Там еще был старший.
   А у Париса есть тайна. Ну, это для окружающих тайна, а мы-то знаем. Про суд Париса, то есть как три богини просили его решить, какая из них прекраснейшая. Кто не помнит, напомню, надеюсь - не будете в претензии. Про тот пир, где спор завязался - отдельный разговор. Но когда явились к нему Гера, Афина и Афродита и стали прельщать дарами, и каждая просила ее признать прекраснейшей... он выбрал не мудрость, не богатство, а красоту и любовь. Вообще-то он на Афродиту так смотрел, так смотрел... и сказал, что примет в дар ее земное подобие. Она и пообещала.
   И вот начинает сбываться... он - уже царевич, и отец посылает его в дальнее путешествие, к своему проксену Менелаю. Проксения уже становится наследственной, и надо мальчика познакомить с давними друзьями... Заодно и предъявить его миру. В качестве законного сына.
   Ну вот, он и поплыл в далекую Спарту. Попрощался с верной Эноной...
   И появившись во дворце спартанского царя, был потрясен красотой Елены... Он узнал в ней то самое земное подобие, обещанное ему Афродитой. Напоминаю, кто был матерью Елены - соперница Афродиты, древнейшая богиня любви...
   Но сейчас уже Афродита властвует в делах любви.
   Менелай сейчас в отъезде, уехал на похороны друга.
   Елена - живая богиня, ее при жизни почитают. У нее уже подросли дети - но краса ее бессмертна. Потому и влюбился в нее Парис. И уговаривает бежать с ним. А она? И она по велению Афродиты, с которой спорить нельзя, соглашается. И Парис увозит ее, а заодно - сокровища Менелая. Что ему до обычаев и привычек, до установлений и договоров? Он не воспитан во всем этом, он храбрый пастух, вдруг ставший царевичем.
   Нет, вы поняли?
   Кавказские люди, вы поняли?
   Он ограбил кунака и увез его жену.
   Как отнеслись бы к этому у нас?
   Да и не только у нас, но нам это понятней.
   Продолжение следует, и, думаю, уже на новом форуме.
  
  
  
  
  
   V
   ЕЛЕНА
   Ну вот - на новом форуме продолжение.
   Странная двойная история развивается теперь. Я расскажу сначала общеизвестную. Значит, по всей Греции, по большим и малым царствам-государствам, пронеслась молва: Елена похищена! Надо вставать-собираться, в поход отправляться. Ведь клялись же на крови (побратались, братство Коня...), клялись все помогать тому, кого выберет Елена. А Менелай - хоть и царь спартанский, но не такой уж удалой боец. Зато брат его Агамемнон - он очень близко к сердцу принимает трагедию брата. Больше всех шумит и воинственно настроен. Хотя не все хотят идти воевать. Вот Одиссей - инициатор той клятвы - предлагает все решить договором. Отправляются они с Менелаем в Трою, требовать возвращения Елены (и похищенного имущества, кстати). Вроде нормально встречает их Приам, и практически настроен наказать сына-нарушителя, вернуть все. Но приходит весть, что в Греции Агамемнон собирает войска... И посольству еле-еле удается смыться.
   И Приам торжественно объявляет Елену супругой сына, ссылаясь на волю великой Афродиты. (А нимфа Энона покинута Парисом, что, между прочим, никогда не приводило ни к чему хорошему - нимфы тоже божества, хоть и младшие).
   Возвращается посольство, начинается подготовка к серьезной войне.
   Кста-а-ати... Трою вообще грабили регулярно. Уж больно место хлебное. В полном смысле слова. Через нее шла торговля с Северным Причерноморьем, житницей Греции. Порт по дороге, где обязательно приходилось ночевать - греки ночью не плавали, Это меня уже в реальность выбросило.
   А Одиссей, между прочим, сам-то воевать не хочет...
   Пытается симулировать безумие, когда за ним приплыли звать на войну. Но - проверяют его очень жестким способом. Он нагишом пашет поле, засевая его солью, распевая неположенные песни. Но перед ним - на пути плуга - кладут наземь его новорожденного сына. И он останавливается.
   А потом - та самая Троянская война. Герои против героев - и боги Эллады по разные стороны. Афродита, естественно, за троянцев. Афина и Гера - против. Да и другие боги разделились. У каждого свои причины...
   Во время войны иногда случаются перемирия - похоронить погибших... Иногда длительные поминки, с погребальными игрищами и соревнованиями.
   Однажды на стенах Трои стоят женщины - и Елена среди них . Она рассказывает троянцам, где какие вожди со своим войском расположились. А греки смотрят на нее... думаете, проклинают? Ничего подобного! Они говорят меж собой: "Неудивительно, что за такую женщину и мы, и троянцы столько терпим! Она стоит того!"
   Сходились в поединке и Парис с Менелаем - вожди было договорились, что Елену отдадут победителю в честном бою. Не получилось честного боя. Пока они бились, прилетела стрела из троянского лагеря и ранила Менелая в бедро. Провокация это была - богиня Афина Паллада не желала мира, хотела, чтобы троянцы выглядели бесчестными - и подговорила одного из троянцев пустить стрелу.
   Погиб в войне Парис, предварительно убив самого Ахилла. Но не выпустили Елену из Трои, выдали за младшего брата Париса...
   А когда лежал Парис смертельно раненый, вспомнил ведь про первую жену - целительницу-нимфу. Сына их за ней послали. Но не пошла Энона спасать предателя. Потом все-таки прибежала - к погребальному костру... и кинулась в него. В костер...
  
   Все помнят, что Троянская война закончилась победой греков. Про троянского коня тоже помним, да? А вот про Елену в связи с тем конем...
   Сидят, значит, греки в брюхе той коварной лошади. Уже закатили ошалевшие троянцы коня в город. Ночи ждут. И вот вечер. Старец Приам, у которого все-таки неспокойно на душе, приводит к коню Елену. И она начинает окликать воинов по именам. Откуда она знает имена? Нет в мифе логики. Она не только догадывается, кто там сидит, она окликает их голосами их жен. Один не выдержал, рванулся к выходу. Еле удержал его Одиссей, зажав рот и придушив... Не до конца, правда, придушил.
   Неизвестно, что Одиссей думал в этот момент. Может, о том, как приходил недавно в Трою ночью, тайком, как разведчик. И как зашел к Елене. Она его не выдала, она спрятала его с другом. Приютила, накормила (так и хочется сказать - чаем напоила, но поила вином, чая не знали). Плакала, про тоску по родине говорила. Про дочь расспрашивала, которую оставила в Спарте. А вот сейчас - окликает, и голос - как у Пенелопы...
   Не откликнулся он - хоть и звала его земная богиня...
  
   VI
   Дальше вы помните. Но знаете опять же не все.
   Ночь, Троя горит, Менелай врывается во дворец Приама, отыскивает Елену, заносит меч, чтобы убить изменщицу, предательницу, обманщицу... И не может - перед ее красой замирает, опускает меч. А другие - что другие? Он муж, он судья. Он убивает Деифоба - брата Париса, за которого Елену выдали после парисовой гибели.
   И после разграбления Трои (восстановили, понимаешь, историческую справедливость) поплыло победоносное воинство по домам.
   А вот дома далеко не всех ждали. Существовал целый цикл поэм про возвращение. Они так и назывались "Ностой" - "возвращения". Если кто подумает, что это имеет отношение к слову "ностальгия", то будет прав. Ностальгия - болезнь возвращения. Тоска по возвращению.
   Про каждого героя войны рассказывалось - дошла только одна. "Одиссея". Про остальные знаем по пересказам. По написанным "на тему" драмам. А про Елену с Менелаем... Два очень странных произведения про них.
   Поэт Стесихор в 7-6 веке до нашей эры написал гневное стихотворение, где изобличал Елену, как распутницу, предательницу... В общем, как некоторые наши очень симпатичные форумчане - на нары, на нары! Был такой посыл.
   Но... предание гласит, что Стесихор вдруг ослеп. Кинулся к прорицателям - получил ответ: Елена - земная богиня. Оскорбил - она покарала. Как покаяться - сам ищи. И он нашел. Он сочинил "Палинодию" - "Песню обратного хода". И там изложил очень редкий и почти забытый вариант мифа.
   Оказывается, Елена вовсе не бежала с Парисом. Это Афродита создала ее призрак, во всем ей подобный, а саму Елену перенесла в Египет, сказочную страну предков аргосских царей. Там она все это время пережила в полной секретности. Тогдашний царь Египта был по совместительству пророком, знал волю богов и берёг сокровище. В смысле красавицу. И сам не покушался, и других не пускал.
   В общем, Елена поэта простила, так и быть...
   Прозрел...
   А дальнейшее развитие событий излагается в драме Еврипида "Елена".
   Пророк утомился от царственных дел и переуступил власть своему сыну. Тот же пророком не был, а был вполне реальным мужчиной, и бессмертная красота Елены не оставила его равнодушным. Но Елена-то в этой ветке событий добродетельная! От преследований влюбленного владыки упряталась в храме - но он уже дал ей срок на размышление, потом, мол, все едино доберется. Но уже не царицей сделает, как собирался. А так... доберется, короче, не сидеть же ей в храме всю оставшуюся...
   Вот и приходится ей ну почти совсем уже согласиться.
   До нее доходят рассказы о Трое, о том, сколько проклятий на нее посылают и греки, и троянцы...
   И вот как раз в этот момент к египетским берегам бурей приносит то, что осталось от корабля Менелая. Он выходит к зрителям весь растрепанный и растерзанный бурей. Елену он под охраной немногих верных оставил в пещере неподалеку, а сам идет разузнать, что да как. И вдруг встречает Елену. Он и узнает ее, и не узнает. Кто же тогда в пещере? Тут прибегает слуга с криками - на глазах всех находившихся в пещере та Елена вдруг сказала, что она - не она, в призрак, и растаяла в воздухе. Предварительно пояснив, что истинная Елена - невинна.
   Елене в Египте всяко помогала и поддерживала ее дух сестра царя, ибо боги наделили ее пророческим даром. Она пыталась образумить брата, но куда там!
   Первый порыв Менелая - сразиться с царем, отвоевать супругу! Но Елена удерживает его - она не хочет, чтобы и здесь из-за нее кровь пролилась. Да и царевна - единственная ее подруга - просит не убивать брата.
   Как быть? Новый жених Елены вряд ли обрадуется появлению законного мужа. И тут они придумывают интригу. Менелай называется вымышленным именем, объявляет царю, что он только что из-под Трои, что при кораблекрушении Менелай погиб... Царь верит в это тем охотнее, что Елена устраивает большую истерику, после каковой соглашается на брак. С одним малюсеньким условием - ей надо правильно оплакать погибшего мужа, а для этого надо принести соответствующие жертвы духу покойника. Царь уже на все готов, но он же египтянин, греческих обычаев не знает. Как правильно-то оплакать? Тут мнимый покойник рассказывает, что, мол, надо в море поминать - выйти на корабле, похоронить с соблюдением всех обрядов те предметы, что остались от погибшего. И Елена должна присутствовать. Попрощаться.
   Царь выделяет им корабль. Спутники Менелая поднимаются на него, отправляются и Елена с Менелаем. И пока царь готовится к свадьбе, греки захватывают корабль и уплывают на нем домой.
   Царь в ярости, собирается все разнести, сестру-потатчицу растерзать...
   Но тут появляются боги - Диоскуры. Если кто забыл - напоминаю. Те самые Близнецы. При этом они не просто Близнецы, они еще и братья - близнецы Елены. И возвещают волю богов - Елене суждено вернуться домой к супругу, а царевна-пророчица не могла брата предупредить, ибо ей запрещено это было волей Зевса...
   Царь смиряется...
   Happy end...
   Хотя по другим преданиям он был не такой уж happy, и до Елены добрались сыновья погибших героев, и не поверили он в байку про призрак. Но это уже совсем другая история...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   3
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"