Берг Дан : другие произведения.

Неуч и его ученый сын (хасидская сказка)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
   - Голда, твой огневой борщ согрел наши промерзшие тела и души. С Божьей помощью мы выстоим в эту суровую зиму, - сказал раби Яков, цадик из города Божина, своей жене, неподражаемой кулинарной мастерице. - Хасиды, борщ понравился? - продолжил раби, обращаясь на сей раз к сидящей за столом публике - его ученикам и гостям.
   - Еще бы, конечно! Ура Голде! - загомонили мужские голоса. Раскрасневшееся у печи лицо единственной в горнице женщины запылало еще ярче от громких похвал.
   - Драгоценная моя Голда, за твое мастерство ты сегодня будешь вознаграждена сказкой со счастливым концом, как ты любишь, - продолжил раби Яков, - ее расскажет наш гость раби Эфраим, цадик из города Кобринска. Я прав, раби Эфраим, у сказки счастливый конец?
   - Ты безусловно прав, раби Яков. Я думаю, что мой рассказ будет скорее былью, чем сказкой, - ответил гость.
   - Мы внемлем тебе, Эфраим. Будь добр, начинай, - воскликнул раби Яков, жестом требуя тишины и внимания.
  
   И вот какую историю рассказал глава кобринских хасидов в доме у раби Якова, где, как всем известно, на исходе каждой субботы его ученики и гости собираются, чтобы слушать и рассказывать сказки.
  
   ***
  
   В некоем местечке жил себе сапожник со своей женой, и был у них единственный сын по имени Мотл. От зари до зари отец семейства шил новую и чинил старую обувь - один сапожник на все местечко. Жена варила и жарила, мыла и чистила и вершила все прочие домашние дела. Мотлу, пока был маленький, не давали никакой тяжелой работы, как детям в других простых семьях - все-таки единственный сын. В хедере Мотл считался лучшим учеником. Бывало, прочтет он раз-другой страницу из Священной Книги и помнит ее наизусть. Меламед, учитель в хедере, всегда говорил местечковому сапожнику: "Быть твоему сыну раввином, вот увидишь." И сердце родителей таяло от сладких слов, и не было для них на свете человека милее этого меламеда.
  
   Отец гордился своим ремеслом, любил его и сапожничал в охотку. Когда Мотл подрос и окреп, отец стал понемногу приучать сына к сапожному делу. Думал, вот, парнишка овладеет мастерством, женится, заживет своим домом, и ремесло сапожное всегда его прокормит. Руки у Мотла умелые, дело спорится, и отец доволен. Вот только душа мальчика лежит к учению больше, чем к ремеслу. Отец протягивает Мотлу молоток и гвозди, а тот утыкает нос в книги и тетрадки. Дает ему шило и дратву, а он хватается за перо и чернила. Но иной раз Мотл угождает отцу, чтобы не обижать: сын тоже сознает свою единственность.
  
   Как-то остановился в местечке проездом знаменитый хасидский мудрец и цадик. Заночевал раби в доме сапожника. На утро увидел мудрец сидящего за книгами Мотла, и вызвал мальчика на разговор. Закрылись они в комнате и о чем-то говорят. Отец с матерью сияют от гордости: шутка ли, уж целых два часа сам раби беседует с их сыном. Наконец открылась дверь, и на пороге появились седой старик и вихрастый мальчишка. "Иди погуляй немного, Мотл." - сказал цадик, а когда тот вышел во двор, хасид обратился к сапожнику и его жене с такими словами: "У вашего сына золотая голова. Ему нужно учиться. Я хочу его взять к себе. Уверен, за два-три года он превзойдет моих лучших учеников. Его будущее - книги, а не подметки и голенища. Что скажете мне в ответ, люди добрые?"
  
   Все вышло слишком неожиданно. Отец с матерью не отпустили сына с хасидом - единственный сын и уедет из дома? Прощаясь, мудрец сказал, что ждет Мотла к себе, дабы тот не остался доморощенным самоучкой. Только наставник научит, как с клубка мудрости сматывать нить знаний, да так, чтобы не рвать ее и не делать потом узелков.
  
   ***
  
   С этого дня Мотл мечтает только об однам: стать учеником мудреца. Отец против. Во-первых, страшно отпускать единственного сына. Во-вторых, сапожничество - потомственное ремесло в их семье. И отец и дед его были сапожниками. Отчего бы и Мотлу не продолжить династию? И, наконец, в-третьих, живет в душе отца недоверие к этим книжникам и буквоедам. Мать же, наоборот, готова отпустить Мотла. "Ты, отец, из простой семьи. Не учился сам, и сыну свет заслоняешь. Кто смолоду неучен, тот до старости в этом не сознается." - говорит мать упрямому отцу. "Порядочный и честный человек - всегда простак." - отвечает отец. "Зато я воспитывалась в семье раввина и вижу разницу между ученым и невеждой." - оставляет за собой последнее слово мать.
  
   - Я тоже происхожу из семьи раввина, - неожиданно воскликнула Голда, - я тоже много училась и ценю просвещение!
   - Голда, душа моя, такое бесцеремонное вторжение в рассказ нашего дорогого гостя не укрепляет твоей репутации образованной женщины, - заметил раби Яков своей супруге.
   - Я нема, как рыба, - устыдилась Голда.
   - Пожалуйста, продолжайте, раби Эфраим, - сказал раби Яков.
  
   Мотл ежедневно и настойчиво упрашивает отца. Мать поддерживает сына. Наконец, отец сдается. "Ладно уж, Мотл, отправляйся к своему хасиду. Но одного я тебя не отпущу. Поеду с тобой. Так безопаснее. Заодно и погляжу, что за люди у него учатся, и где ты сам жить станешь. И учти, Мотл, если по дороге случится с нами какая-нибудь каверза -немедленно возвращаемся назад, ибо это знак того, что Господу неугодна наша поездка." - сказал суеверный сапожник сыну.
  
   Отец запряг лошадь. Мотл собрал свои книги и тетрадки в дорожный мешок. Мать снабдила провизией отъезжающих. Отец с сыном уселись на подводу и тронулись в путь. Мать машет им рукой и с надеждой смотрит вслед.
  
   День пути, два дня пути. Все, слава Богу, хорошо. Мотл уже видит себя учеником хасида. Вот он входит в бейт-мидраш - дом, где цадик занимается со своими учениками. Усаживается. Слушает мудрые слова раби. А когда тот оставляет учеников одних, Мотл на равных с ними обсуждает трудные места из книги, чтобы приготовиться отвечать учителю. И вдруг: "Трах-тарарах!" - cломалась у телеги ось. Отец с сыном пытались починить, да поломка-то непростая. С горем пополам добрались до ближайшей деревни и там произвели ремонт. Однако отец поворачивает оглобли: "Помнишь, сынок, наш уговор? Едем домой."
  
   ***
  
   Вернулись обратно не солоно хлебавши. Мать утирает слезы. Мотл чуть не плачет. Только отец держится стойко и не выказывает признаков разочарования.
  
   Итак, попытка добраться до цадика летом потерпела неудачу. Однако, тяга к знаниям сильнее превратностей судьбы. В человеке незыблемое одолевает преходящее. Погоревав, Мотл стал готовиться к новой попытке, на сей раз зимой. Хотя готовиться нужно не ему - он всегда готов. Главное - отца уговорить.
  
   Настала зима, и снова в путь. Лошадей впрягли не в слабую подводу, а в прочные сани. Мотл с отцом закутались в тулупы, обняли на прощание мать и - вперед. Отцовское условие прежнее: встретится в дороге препона - возвращаемся с полпути. Едут день, едут другой. Вот миновали роковое место, где сломалась у телеги ось. Цель все ближе. Остановились на последнюю ночевку на постоялом дворе. Выпрягли лошадей и отвели в стойло. Одна из них не понравилась отцу: дышит тяжело, и в глазах туман. А под утро обитателей постоялого двора разбудило пронзительное и жалкое лошадиное ржание. С тяжелым сердцем бросился отец в стойло. Так и есть: лошадь их испустила дух. Для семьи сапожника потеря немалая. "Вот он твой хасид! Лошадь пала. Немедленно едем назад. И конец этому. И не упрашивайте меня, ни ты ни мать. Больше не поедем. Сам видишь: не угодно Господу твое учение!" - с досадой сказал отец сыну.
  
   ***
  
   Прибыли домой. Все семейство - как в воду опущенные. И неудачу потерпели, и ущерб понесли. Но Мотл мечту свою не оставил. Знает: ситом черпает воду тот, кто учится без учителя. Не получилось летом, сорвалось зимой, значит - надо пытаться весной. Задумал он, как стает снег, пойдет пешком сам, не спрашиваясь отца. Прозорливая мать разгадала его план, заставила по секрету признаться ей. "Упрямец, весь в отца" - подумала она. А отец успокоился, точает сапоги и рад, что сын больше про поездку не заикается - значит отступился.
  
   Пришла весна, и мать в тайне от отца снарядила сына в дорогу. Задолго до рассвета Мотл вышел из дому, и, презрев опасности пути, смелым шагом двинулся к цели. И случилась с ним беда. В тот год весенний разлив был особенно широк. Мост через реку оказался под водой. Мотл переправлялся на плоту. Подул сильный ветер, и волны раскачали плот. Мотл потерял равновесие и упал в ледяную воду. На счастье, поблизости оказались добрые люди. Вытащили парнишку из воды, переодели, отогрели и вернули домой.
  
   Только к лету поправился Мотл - так тяжко болел он после весеннего купания. Но дух его был сломлен. Мешок с книжками и тетрадками пошел ко дну. Теперь он не может учиться даже дома в одиночестве, не говоря уж о бейт-мидраше. Дни проходят один за другим, серые и бессмысленные. Сраженный троекратным совпадением, сын стал суеверен, как отец: "Три неудачи я потерпел на пути к цадику. Видно, и вправду Богу не угодно, чтобы я стал ученым." - с горечью думал Мотл. Неприкаянный, бродит он день-деньской по двору без цели и занятия.
  
   Отец и мать горюют. "Мальчика надо спасать, он болен. Единственный сын. Где взять нам врача, чтобы исцелил больную душу?" - спрашивают родители местного раввина. Но у того нет для них дельного совета, есть только пресные слова утешения: "Не падать духом, надеяться на лучшее."
  
   ***
  
   К счастью, кончаются звенья в цепи невзгод. Доктор сам явился в местечко. Это был ни кто иной, как тот самый цадик, который зажег мечту юного Мотла. Проездом, он вновь заночевал в доме сапожника. Наутро отец с матерью рассказали мудрецу, о беде, их постигшей. И уж теперь сам отец просил раби взять с собой мальчика, а иначе тот зачахнет без книг и мудрого слова. "Собирайся, Мотл!" - весело скомандовал цадик. И часу не прошло, как, попрощавшись с домашними, парнишка уже сидел в повозке напротив раби и пожирал глазами будушего учителя. Кажется, мечта Мотла сбылась, не сглазить бы.
  
   - Ах, какая чудесная сказка! И кончается хорошо, - воскликнула Голда, - спасибо тебе, раби Эфраим. Жаль только, что мы не узнали, стал ли Мотл раввином или даже мудрецом, и обзавелся ли собственными учениками? Нет ли у сказки продолжения?
   - Есть продолжение, Голда, - ответил раби Эфраим, - продолжение ее - я сам. Эта сказка - история обо мне.
   - Вот здорово! Значит мы слушали быль, - радостно всплеснула руками Голда, - а отчего тогда мальчика зовут Мотл, а не Эфраим? - спросила она после некоторого размышления.
   - Мотл - это литературный псевдоним, - вставил слово доселе молчавший Шломо, любимый ученик раби Якова. Произнес он это, сохраняя серьезную мину на лице, но скрыть лукавство в глазах ему не удалось. Подозревая подвох, хасиды уставились на раби Якова.
   - Любезный наш Шломо, рассказчик изменил имя героя сказки ради сюрприза в конце, и ему это удалось. Мы преклоняемся перед твоим, Шломо, европейским образованием и гордимся тобой. Продолжай просвящать нас, провинциалов, -сказал раби Яков с тонкой улыбкой на устах. И хасиды наградили самоуверенного Шломо победоносными взглядами.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"