Бергельсон Александр : другие произведения.

Песня (фрагмент)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Действующие лица:
  Костя - рыбак
  Соня - рыбачка
  Грузчики в порту
  Биндюжники
  Хохлы:
   Михалюк
   Малюк
  и Пацюк
  Евреи:
   Абрам
   Другой Абрам
   Прутис
   Роза
  Греки:
   Папа Сатырос
   Сын Сатырос
  Попандопуло
  Русские:
   Дядя Вася
   Тётя Мотя
   Мальчик Соплястик
  Урки:
   Сэмэн
  Мурка
   Кривой Шнобель
  Рыбы:
   Кефаль
   Бычок
  Не Рыбы:
  Килька
   Тюлька
  Приезжий
  Михал Милыч Жванецкий
  Шансон
  Городовой
  Обыватели
  Матросы
  
  Картина первая.
  
  Пивная. За длинным столом сидят Биндюжники. За маленьким столом сидит Папа Сатырос. К его столику всё время кто-то подсаживается. Официант носит. Посетители выпивают. Играет Шансон.
  
  РОЗА. (Подходя к Папе Сатыросу) Я до вас от Кости...
  ПАПА САТЫРОС. Я знаю.
  РОЗА. Костя мене говорил...
  ПАПА САТЫРОС. Ну?..
  РОЗА. Пудра "Рашель"?
  ПАПА САТЫРОС. Есть.
  РОЗА. Ой!... (Всплескивает руками). А панталоны?..
  ПАПА САТЫРОС. Есть.
  РОЗА. Розовые!
  ПАПА САТЫРОС. Есть.
  РОЗА. С кружавчиками?
  ПАПА САТЫРОС. Есть.
  РОЗА. Белый верх, чёрный низ!
  ПАПА САТЫРОС. Есть.
  РОЗА. Чёрный верх, белый низ.
  ПАПА САТЫПРС. Есть!
  РОЗА. Ой!.. (Опять всплескивает руками). А нацицники?..
  ПАПА САТЫРОС. Есть.
  РОЗА. Нет, я же имею ввиду больших... (Показывает на себе)
  ПАПА САТЫРОС. Больших тоже есть.
  РОЗА. (Расстроено). У вас всего есть, а мене, как назло, ничего не надо...
  
  Роза отходит. Биндюжники провожают Розу тяжёлыми рабочими взглядами.
  
  ПЕРВЫЙ БИНДЮЖНИК. Гарна дивчина.
  ВТОРОЙ БИНДЮЖНИК. Под бугая телега.
  ТРЕТИЙ БИНДЮЖНИК. А я бы нагрузил...
  ПЕРВЫЙ БИНДЮЖНИК. Семь пудов, так я готов!
  ВТОРОЙ БИНДЮЖНИК. Не... Я не сдюжу. У мене оси слабые.
  ТРЕТИЙ БИНДЮЖНИК. А ежели артелью?..
  ПЕРВЫЙ БИНДЮЖНИК. Артелью я завсегда.
  ВТОРОЙ БИНДЮЖНИК. Только уговор: кто сколько может, а не "давай-давай"...
  ПЕРВЫЙ БИНДЮЖНИК. А за чей счёт корма?
  ВТОРОЙ БИНДЮЖНИК. Я так кумекаю: ежели мы - артель, то и корма пополам...
  ТРЕТИЙ БИНДЮЖНИК. (Официанту) Любезный!
  ОФИЦИАНТ. (Подскакивая к столу Биндюжников) Чего изволите?
  ПЕРВЫЙ БИНДЮЖНИК. А подай ко ты нам, любезный, водки...
  ВТОРОЙ БИНДЮЖНИК. Да к ей - пивка прицепом...
  ТРЕТИЙ БИНДЮЖНИК. И спроси вон той мадамки, шо она: с нами выпьет, али нет?
  ОФИЦИАНТ. Сей минут!
  
  Официант убегает. Шансон играет. К Папе Сатыросу подсаживается Сэмэн.
  
  СЭМЭН. Ну?
  ПАПА САТЫРОС. Ваше "ну" мене добавляет седых волос.
  СЭМЭН. А шо?
  ПАПА САТЫРОС. Он ещё спрашивает! Это же не мануфактура! Это же пулемёт!
  СЭМЕН. (Вынимает финку, начинает финкой чистить ногти). Ша! Я вам даю за этих седых волос лишние три процента!
  ПАПА САТЫРОС. Если бы за вас мене не просил Костя, я бы послал ваши три процента вместе с вами в Балаклаву на плоту против течения...
  СЭМЭН. У нас тут коммерция, или куда? Я вам спрашиваю: ви привезли, или опять мимо?..
  ПАПА САТЫРОС. Я таки да.
  СЭМЭН. О! Тогда по темноте на третьем причале...
  ПАПА САТЫРОС. А Костя будет?
  СЭМЭН. Костя будет.
  
  Официант с подносиком, на котором стоит водка, подходит к Розе.
  
  ОФИИЦИАН. Господа биндюжники интересуются до вашего желания: таки да или нет?
  РОЗА. Сегодня - нет, а завтра - да. Я не на работе, я отдыхаю...
  ОФИЦИАНТ. Ихний презент... (Ставит водку)
  РОЗА. Передай, я подумаю...
  ОФИЦИАНТ. Тогда - с вас за посредничество.
  РОЗА. Мы не дети. (Кланяется биндюжникам, поднимает стакан и одним махом выпивает его).
  
  СЭМЭН. Слушайте, Папа! С вашим характером нужно было родиться не греком, а министром финансов!
  ПАПА САТЫРОС. Мене это говорили...
  
  ПЕРВЫЙ БИНДЮЖНИК. О! Господа артель, кажись дело пошло...
  ВТОРОЙ БИНДЮЖНИК. Тут главное не понукать, пока сама с места не потянет...
  ТРЕТИЙ БИНДЮЖНИК. (Официанту) Любезный! Поклонись целковым от нашей артели музыканту: нихай сбацает чего позадушевней!
  ОФИЦИАНТ. Сей минут!
  
  Официант подбегает к Шансону, шепчет, показывает руками на биндюжников.
  
  ШАНСОН. А теперь для наших уважаемых гостей биндюжников с Малой Арнаутской и Пересыпи старинный романс "Как в степи глухой замерзал ямщик"... Танцуют усе!..
  
  Шансон играет вступление к романсу. Биндюжники кивают, и поднимают стаканы с водкой. Роза строит глазки биндюжникам.
  
  ПАПА САТЫРОС. Хорошо! Тогда я вам вожу патронов, а ви мене делаете полный ажур на Привозе от наездов братвы...
  СЭМЭН. Папа, с вами договориться труднее, чем с евреями...
  ПАПА САТЫРОС. Ну, ви тоже - не подарок...
  
  Шансон начинает танцевать со скрипкой. Звучит романс. На первых же аккордах ПЕРВЫЙ БИНДЮЖНИК вздрагивает и начинает плакать.
  
  ПЕРВЫЙ БИНДЮЖНИК. (Плачет, стучит кулаком по столу). Это было в степях Херсонщины...
  
  Остальные Биндюжники разом опускают стаканы. Весь последующий монолог ПЕРВОГО БИНДЮЖНИКА на фоне скрипки, исполняющей романс "Степь, да степь кругом..."
  
  ПЕРВЫЙ БИНДЮЖНИК. Был день, и было утро, и был вечер. И мой Савраска ужо не мог идтить... Руки озябли... Ветер рвал брезентуху, и черти выли протяжно, как на кладбище... И я понял тут, что змёрзну здесь...И груз на моей биндюге стал тяжелее, чем на то есть мощь коня... И я сказал Савраске: "Шо б я так жил! Мы ж с тобой который год вместе... Шо же ты не идёшь? Шо же ты стоишь, как памятник Ришелье, и ни в одном копыте нету уже стука?.." И тогда Савраска ответил мене, самым на то человечьим языком: "Не гневи Бога, хозяин! Какой стук? Я змерз! И мои конские силы усе ушли на озноб... Распряги мене. Сбрось с воза манатки. Поведи мене в поводу... Поклонись мене до самой земли за все те раза, когда я вывозил тебе из жутких дорожных передряг... Ты же помнишь тех волков в лесу? Ты же не забыл тех разбойников на шляхе?.. А теперь - усё." "Ах ты, гнида!" - заплакал я, гладя Савраску по конской шее, - "Неужто чуешь свой смертный час?.." "Чую.." - ответил Савраска, и упал мордом в снег... Только шепнул напоследок, еле разлепляя своих губ: "Скажи усем нашим, шо я змерз в степи... Целуй жену и детей... Не поминай лихом!.." Прошептал, заржал горестно, как будто сердце моё полоснул острым ножом, да и помер...
  
   Биндюжники плачут. Шансон берёт особенно грустный аккорд.
  
  РОЗА. Ой-ей-ей!
  ПЕРВЫЙ БИНДЮЖНИК. И была ночь...И выл ветер... И я плакал о своём коне...
  РОЗА. А груз?..
  
   Шансон спотыкается. Музыка смолкает.
  
  ПЕРВЫЙ БИНДЮЖНИК. Шо - груз?..
  РОЗА. Тока не говорите мене, шо ви бросили там у степи усё, шо везли!
  
   Биндюжники перестают плакать.
  
  ПЕРВЫЙ БИНДЮЖНИК. Деточка! Посмотри на мене: ты видишь этого мощного тела? Так вот: я и сейчас легко поднимаю гружёный по самое не хочу рыдван!
  ВТОРОЙ БИНДЮЖНИК. Да шо там поднимает!
  ТРЕТИЙ БИНДЮЖНИК. Он его несёт...
  ПЕРВЫЙ БИНДЮЖНИК. Вот и тогда: я вынес этот груз на себе до самой Одессы...
  РОЗА. Какой мужчина!
  ПЕРВЫЙ БИНДЮЖНИК. Прошу до нашего стола...
  РОЗА. (Кокетливо проходит к столику Биндюжников, садится). А шо было дальше?..
  ВТОРОЙ БИНДЮЖНИК. Теперь мы хотим поставить памятник усем невинно змерзшим у степи коням!
  ТРЕТИЙ БИНДЮЖНИК. Вам налить?..
  РОЗА. Чуть-чуть.... С пол стакана.
  
  Шансон грустно и устало подходит к стулу в углу пивной. Садится. Пьёт холодный чай.
  
  ПАПА САТЫРОС. А бензин для баркаса?.. Или ви думаете, шо Папа Сатырос сам себе нефтяная скважина?..
  СЭМЭН. Ви бы ещё записали износ Чёрного моря от того, шо ви по нему плаваете туда - сюда! У мене, Папа, на вас уже совсем не осталось нервов...
  ПАПА САТЫРОС. Вот только не надо, Сэмэн! - не надо со мной о нервах! Кстати, ви мене напомнили: ночные, сверхурочные и за вредность...
  СЭМЭН. (С размаху втыкает финку в столешницу). Да за эти деньги мене проще купить усю полицию Одессы!
  ПАПА САТЫРОС. Да, но зачем вам столько идиётов?..
  СЭМЭН. Идиёт был я, шо послушал Костю и связался с вами...
  ПАПА САТЫРОС. О! Теперь я и вспомнил, шо мы ещё не оговорили! С чьёй прибыли пойдут комиссионные Косте: с моёй или с вашей?..
  СЭМЭН. Всё! (Залпом выпивает рюмку водку)
  
  Шансон тихо наигрывает грустную мелодию. В пивную входит КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. В отличии от вора - аристократа Сэмэна, Кривой Шнобель босяк. Он начинает делать Сэмэну знаки. Сэмэн видит Кривого Шнобеля, брезгливо морщится, и отворачивается в сторону.
  
  ПАПА САТЫРОС. Этот убогий до вас или до меня?
  СЭМЭН. До меня.
  ПАПА САТЫРОС. Слава Богу, а то ведь у меня репутация...
  СЭМЭН. У мене тоже репутация, но это от Кости...
  ПАПА САТЫРОС. Тогда другое дело. (Вынимает из кармана большие часы луковицу). О! Мене надо отлить... (Уходит)
  СЭМЭН. Зевс... Громовержец...
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. (Подходя) Сэмэнчик, я дико извиняюсь... Но Костя велел сказать...
  СЭМЭН. Фраер ты колотый! Сявка. Ты к кому пришёл? Ты во шо одет? Учишь вас, учишь...
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. А шо я? - шо я? Куда мне, шестёрки, до бубнового Короля? Где мене взять такого прикида? Да у тебе, Сэменчик, одни шкеры тянут на весь мой доход за прошлую жизнь...
  СЭМЭН. (Брезгливо). Ну, и шо велел сказать Костя?
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Костя велел сказать за Мурку...
  СЭМЭН. (Вздрагивая). За Мурку?
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Таки да.
  СЭМЭН. Ты играешь с огнём. Да я тебе за Мурку пасть порву... (Берёт воткнутую в стол финку, приставляет к боку Кривого Шнобеля).
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. А шо я? Шо я? - Костя велел...
  СЭМЭН. Говори.
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. (Срывает с головы картуз).Ну... в общем... это самое...
  СЭМЭН. Костя сам видел?
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Ну!
  
  СЭМЭН усиливает нажим финки.
  
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Гадом буду!.. Век воли не видать! (Дёргает оттопыренным большим пальцем у губ и горла)
  СЭМЭН. (Убирает финку, проводит пальцами под воротником на шее, где бабочка "кис-кис"). Мурка... Девочка... Мой Мурёнок... (С огромным трудом берёт себя в руки). Я хочу подробностей.
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. (Боязливо отодвигаясь). Костя говорит, шо бы ты подплывал у десять в ресторан на Приморской...
  СЭМЭН. И шо будет?
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Костя велел сказать, шо будет конкретных доказательств...
  СЭМЭН. Я Косте вере, как себе... А вот ты... Ты - кто, шобы нести мене такую злую весть?
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. У Кости не было кого другого послать...
  СЭМЭН. Пошёл вон. Скажи Косте, шо я буду на Приморской.
  
   Кривой Шнобель убегает.
  
  СЭМЭН. (Официанту) Гарсон!
  ОФИЦИАНТ. (Проносясь мимо) Сей минут! (Несёт биндюжникам тарелку с огурцами, потом Розе мороженное).
  СЭМЭН. (Вынимает наган, кладёт его на стол рядом с финкой). Гарсон! Вашу маму... (делает паузу) ...будет утешать вся Молдаванка.
  ПАПА САТЫРОС. (подходя к столику) Не надо...
  СЭМЭН. Я и сам не хочу! Но - фраеров таки надо учить...
  ОФИЦИАНТ. (Напугано, подобострастно и кланяясь) Мильон извинений! Рад услужить...
  СЭМЭН. (Берёт его за нос, низко наклоняет к столику) Или мене здесь не уважают?
  ОФИЦИАНТ. Ни боже мой... Почёт дорогому гостю..
  СЭМЭН. Тогда освежи графинчик, и скажи композитору, шо бы играл за мою несчастную любовь!..
  ОФИЦИАНТ. Сей минут... (Убегает к Шансону)
  
  Сэмэн стреляет в воздух. Биндюжники и Роза оборачиваются.
  
  ПАПА САТЫРОС. (Показывая на наган) Зачем вам этот понт? Мы же деловые люди.
  СЭМЭН. (Лениво поигрывая наганом) Мене просто показалось, или вы всё--таки забыли, Папа, с кем имеете дел?..
  ПАПА САТЫРОС. С вами забудешь!
  
  ШАНСОН. (Подходя, Сэмэну) Шалом.
  СЭМЭН. Ну и?
  ШАНСОН. Сэмэнчик, шо делать? - у мене язва, и я должен кушать по часам...
  СЭМЭН. Не понял.
  ШАНСОН. Шо тут не понять такому умному человеку как ви? Этих часов уже подошло, а я боюсь делать перерыв: уся Одесса знает вас за снайпера!
  СЭМЭН. О, Господи! - об чём базар? - пять минут! - ваша скрипка пять минут поёт мене за любовь, и - моё вам почтение: кормите свою язву хоть на убой! (Суёт Шансону пять рублей в нагрудный карман лапсердака)
  ШАНСОН. То-то я смотрю, язва рубцуется на глазах! (Шансон берёт скрипку, извлекает первый аккорд). А теперь для нашего дорогого гостя Сэмэна жестокое танго о любви и смерти!
  
  Сэмэн встаёт, кланяется. Роза аплодирует. Биндюжники поднимают стаканы и чокаются. Шансон медленно входит в мелодию
  
  ПАПА САТЫРОС. Красиво живёте, Сэмэн!
  СЭМЭН. На том стоим!
  ПАПА САТЫРОС. Ладно! Уговорили! Будут вам пулемёты за ваши три процента...
  
  Шансон играет. Теперь можно узнать известную всем и каждому "Мурку". Сэмэн вдруг меняется в лице. Рука его опять рвёт воротничок, наган падает из руки на стол.
  
  СЭМЭН. Мурка... Кошечка моя! Шо же это такое?..
  
  Меняется свет. Пивная как бы отодвигается в глубину. Только СЭМЭН на авансцене, только Шансон со своей скрипкой танцует одинокий танец.
  
  СЭМЭН. Я вышел лицом и ростом... Спасибо маме и папе! Король Молдаванки - так зовут мене те, кто знает, а кто не знает - тот предпочитает помалкивать! За мои дела уся Одесса говорила стихами... На майдане и на Привозе, в Порту и на Пересыпи... В любой малине и на любой блат хате... (Рвёт воротничок) Но, как говориться, четыре сбоку ваших нет! - любовь нагрянет нечаянно, когда её таки совсем не ждёшь!... Как облава, о которой некому вовремя капнуть фартовой братве... Как осенний шторм на нашем море: вот ещё минуту назад всё было тихо, и тут же - майна вира! - вверх и вниз! - и шаланда летит в небо, и рвётся парус, и только сердце прыгает в груди... Я как сейчас помню этих чудных минут: мы зашли после гоп стопа в шикарный ресторан на набережной - таки почему джентльменам не обмыть удачных дел, если фарт наш? - Лёвчик, Вовчик и я, Сэмэн!... Какая была ночь! Звёзды висели гирляндой, а луна освещала небо, как днём... Там сидела ОНА... И я увидел, какие тонкие пальцы небрежно и элегантно сжимають длинный мундштук папиросы "Дюбек"... Я влюбился в неё с первого взгляда... И я подошёл. И я тихо сказал: "Смотрите, леди! Там, в облаках, несётся альбатрос! Любовь зажглась на его белых крыльях! Вы видите?.. Видите?.." - "Да!.." - вскричала она... Лёвчик и Вовчик клялись потом, после, что над рестораном повисла тень Большой Белой птицы...
  
   Скрипка Шансона вскрикивает, как живая. Сэмэн закрывает лицо руками.
  
  СЭМЭН. Мы танцевали... И я шептал ей на ухо: "Моё сердце! Оно теперь никогда не узнает покоя! Но я скажу своему сердцу "Спасибо!", потому что оно умеет любить..."
  
   Скрипка меняет игру. Теперь это страшно и жестоко.
  
  СЭМЭН. Мурка! Я ведь знал! - знал с самого начала, шо тебе подвели ДО МЕНЕ легавые суки.. Но сердце - сердце не хотело верить... (в руке Сэмэна появляется нож) И люди говорили мене: "Сэмэнчик! Брось ходить по острию бритвы! Ми таки не в цирке! Сунь ей под ребро: она стучит, Сэмэнчик, стучит сильнее, чем усе дятлы мира! Под её стук начальнички отвели самый большой несгораемый ящик, и туда сыплются донесения, как осенние листья с каштанов на Приморском бульваре!" Но я не верил. Я говорил им: "Ша! Если кто её тронет, будет иметь дело со мной!.. Я порву глотку любому, кто обидит мою кисулю! Без доказательств - базара нет!.. " И я помочил Гриню Котла, и я пристрелил Нёму Чистодела, и усе перестали вякать... Тогда встал Костя. И Костя сказал братве: "Люди! Сэмэн слеп, как новорожденный! Ему усё застит любов!.." Костя всегда говорит как надо... И я ответил: "Костя! Я тебе уважаю, как и вся остальная Одесса. Дай мене доказательств, и я самолично поставлю Мурку на нож..."
  
   Сэмэн шатаясь делает несколько шагов.
  
  СЭМЭН: Время пришло! Всё, Сэмэнчик! Сегодня от твоего красивого романа останется только горстка пепла - это сгорело навсегда сердца!.. Ах, Мурка! Зачем же ты продалась легавым?... О! Как мне больно... Об этом ещё сложат не одну песню.. Но сейчас... Сейчас мене нужно идтить... Нужно идтить...
  
   Сэмэн делает ещё несколько шагов. Скрипка смолкает.
  
  ПАПА САТЫРОС. (Чуть не плача) Сэмэн! Видит Бог, я скину пол процента...
  
   Биндюжники рыдают. Роза лежит в обмороке.
  
  ШАНСОН. Какой успех... Мазл тов! Сэмэнчик, такого даже я не ожидал...
  
  Сэмэн молча бросает Шансону пачку ассигнаций. Шансон поднимает деньги, считает их. Сэмэн уходит из пивной прямо, как был, в съехавшем галстуке и с бледным лицом.
  
  ПАПА САТЫРОС. Скольки он их вам дал?
  ШАНСОН. Сто двадцать... сто тридцать... сто тридцать один... сто сорок семь... сто пятьдесят... сто семьдесят...
  ПАПА САТЫРОС. Нет! Всё-таки три процента с Сэмэна - это очень мало...
  
   Затемнение.
  
  Картина вторая.
  
  Вечер того же дня. Частный сектор. Лавочка. На лавочке сидят Пацюк и Дядя Вася. Они пьют самогон. Периодически из-за полисадничков и заборов раздаются обрывки песен.
  
  ПАЦЮК. Будьмо!
  ДЯДЯ ВАСЯ. Твоё здоровье.
  
   Выпивают. Хрустят огурцами.
  
  ДЕВИЧИЙ ГОЛОС. "Как бы мне рябине к дубу перебраться? Я б тогда не стала гнуться и ломаться..."
  ПАЦЮК. Моя спивае...
  ДЯДЯ ВАСЯ. Твоя. (Наливает)
  ПАЦЮК. С твоим йде...
  ДЯДЯ ВАСЯ. С моим...
  ПАЦЮК. Будьмо!
  ДЯДЯ ВАСЯ. Твоё здоровье.
  
   Выпивают. Хрустят огурцами.
  
  ДЯДЯ ВАСЯ. А хочешь, Микола, я те объясню, шо она хотит ентой песней сказать?
  ПАЦЮК. Шо?
  ДЯДЯ ВАСЯ. А хотит она, Микола, ентой песней сказать, шо надоело ей в родительской хате, и шо хотит она замуж за моего раздолбаю Стёпку.
  ПАЦЮК. О як!..
  ДЯДЯ ВАСЯ. Да. Я ведь в разведке служил... Гвардии старшина... Девятнадцать раз за линию фронта... Это у их "конспирация": она, Микола, стало быть, "рябина", а он - "дуб". И говорит она ему: делай мне, Стёпка, предложение, бери мене в замуж, и тогда я не стану больше тебе говорить "нет" на твои лапанья руками...
  ПАЦЮК. От, стерво! - в"убью!..
  ДЯДЯ ВАСЯ. Ты погоди... может ещё породнимся.
  ПАЦЮК. (Радостно) Ага! Шо б у мене ище маленьки москалики по хати бигали...
  
  Дядя Вася и Пацюк смеются. Пацюк наливает.
  
  ПАЦЮК. Будьмо
  ДЯДЯ ВАСЯ. Ну, твоё здоровье...
  
  Пьют. Хрустят огурцами.
  
  МУЖСКОЙ ГОЛОС. "Клён ты мой опавший... Клён заиндевелый..."
  ПАЦЮК. Тю! А це шо такэ?
  ДЯДЯ ВАСЯ. А это, Микола, сосед наш Петрович признаётся, шо теперь он как мужик - уже не мужик...
  ПАЦЮК. О як!
  
   Пацюк опять наливает.
  
  ДЯДЯ ВАСЯ. Песня, брат ты мой Микола. Она понимания требует...
  ПАЦЮК. Будьмо!
  ДЯДЯ ВАСЯ. Твоё здоровье.
  
  Пьют. Хрустят огурцами. Далеко на фоне прекрасного южного вечера хор хорошо поставленными голосами поёт
  
  ХОР. "Я люблю тебя, жизнь! Что само по себе и не ново. Я люблю тебя, жизнь! Я люблю тебя снова и снова..."
  ПАЦЮК. Кохает...
  ДДЯ ВАСЯ. Не, Микола... Он говорит: "Имел я такую жизнь!.."
  
  Смеются, наливают.
  
  ДЯДЯ ВАСЯ. Будьмо!
  ПАЦЮК. Твоё здоровье.
  
  Пьют. Хрустят огурцами. Звучит песня, постепенно стихая. Затемнение.
  
  Картина третья.
  
  Вечер того же дня. Приморский бульвар. Фланируют пары. Играет музыка. Навстречу друг другу идут ДВА ОБЫВАТЕЛЯ. Раскланиваются, снимают шляпы, разговаривают.
  
  1ый. Исидору Мартынычу моё здрасти!
  2ой. Матвей Лукич! До чрезвычайности рад! Как ваше?
  1ый. Вполне. А ваше?
  2ой. Ну, не так хорошо, как у вас, но терпеть можно.
  1ый. Шо дети?
  2ой. А шо дети? Когда они росли, было трудно. Теперь они стареют, но легче не стало...
  1ый. Да-а-а...
  2ой. А ваши?
  1ый. Мои тоже.
  
  Мимо по бульвару проходит чудесного вида девушка в коротенькой юбочке. Оба смотрят ей в след.
  
  2ой. Да-а-а...
  1ый. Очень даже "да"! (Провожая девушку взглядом) ...Кстати, Вы уже слишали за этот ужас в пивной "Цветы Магнолии"?
  2ой. А шо?
  1ый. Садом и Гоморра.
  2ой. Ну?..
  1ый. Давайте сядем. В ногах правды нет. Кстати, хороших брук теперь тоже нет! Я ходил у все магазины, но брук нет. Бостон - нет, мохнатый твид - нет, даже лёгких летних в полоску - тоже нет.
  2ой. (Нетерпеливо) Сейчас ничего нет!
  
  Подходят к скамейке. Садятся. Обмахиваются шляпами.
  
  2ой. И шо там было в "Цветах"?
  1ый. Хиросима и Нагасаки.
  2ой. Що, взорвали?..
  1ый. Лучше бы взорвали...
  2ой. (Совсем нетерпеливо).А! Кажется, мне именно это рассказывал Прутис!..
  1ый. Шо Прутис может знать за "Цветы магнолии"? Это не он, это я был там рядом, когда всё началось!
  2ой. (Мстительно). Прутис тоже был рядом.
  1ый. Ой, тоже мне - информбюро! Тоже мне - нашёлся ТАСС! Прутис! - Прутис знает за "Цветы" только то, шо ему рассказал я...
  2ой. И шо вы таки ему рассказали?
  1ый. (Сердито). Я ему рассказал, шо вначале было слово, и слово было у Бога.
  2ой. Ну, это понятно... А за "Цветы"?
  1ый. А за цветы я ему рассказал, шо Лёвчик и Вовчик искали Костю.
  2ой. Самого Костю?
  1ой. Таки, да. Они хотели, шобы Костя помог им спихнуть кенгуру!
  2ой. (Ошарашено). Кенгуру?..
  1ый. Кенгуру.
  2ой. Слушайте, Матвей Лукич! А где эти босяки достали у нас у Одессе кенгуру?
  1ый. Ну, предположим, у Одессе, можно достать всего!......
  2ой. А всё-таки?...
  1ый. Ну хорошо! Только вам, и только по секрету! Они взяли на гоп стоп передвижной цирк!
  2ой. Ой!
  1ой. Тихо! На нас смотрят...
  
  Мимо сидящих проходит ГОРОДОВОЙ. Оба ему кланяются. Городовой берёт под козырёк.
  
  2ой. (Шёпотом) Цирк на гоп стоп - это чего-то новенького!...
  1ый. Ещё бы! Сэмэну достался слон, а этим двоим - кенгуру.
  2ый. А куда Сэмэн спихнул слона?
  1ый. Сэмэн умный человек. Он сказал пару слов старому Карапетяну на Привозе, и теперь увесь Привоз кушает бараний шашлык из этот слон...
  2ой. Да-а-а...
  1ый. Да-а-а...
  2ой. А шо с кенгурой?
  1ый. С кенгурой усё сложнее. Эти идиёты тоже пошли к Карапетяну, но Карапетян сказал, шо этот кенгура - слишком много бегал, и слишком мало кушал...
  2ой. Так Карапетян не взял?
  1ый. Карапетян не взял... И резник Хайм тоже не взял, хотя у евреев - на носу Песах.
  2ой. А почему не взял Хайм?
  1ый. Хайм не взял, потому что итальянец Чизарелли, хозяин ограбленного цирку, - это двоюродный брат Хаима - Абрам.
  
  По бульвару мимо скамейки опять проходит та самая чудесного вида девушка. Оба опять смотрят ей вслед, на её шоколадные загорелые длиннющие ноги.
  
  2ой. Да-а-а... (Глубоко и сокрушённо вздыхает).
  1ый. Да-а-а... (Тоже сокрушённо вздыхает, и одевает на голову шляпу). Как идёт время!
  2ой. Не идёт, а бежит!
  1ый. Ну, тогда уж - не бежит, а летит...
  2ой. И с высоты нам шлёт привет...
  1ый. В гробу я видел таких приветов!
  2ой. Типун вам на язык! (Тоже одевает на голову шляпу) Так и что было у пивной?
  1ый. У пивной Лёвчик и Вовчик Костю не нашли.
  2ой. Ещё бы! Костя куда попало не пойдёт... Костя любит, шо бы всё было в полном ажуре!
  1ый. Ажура они там тоже не нашли, но решили таки покушать. Ну, вы же знаете, Исидор Мартыныч, этих недоделанных! - им покушать, так это ещё и выпить...
  2ой. Конечно!
  1ый. Ну, так и они выпили, а потом выпили ещё, а потом обнаружили, что у пивной "Цветы Магнолии" есть чудесные девочки: Маруся, Роза и Рая.
  2ой. Роза?
  1ый. Да. Роза.
  2ой. Я знаю Розу.
  1ый. Я тоже знаю Розу! Но я знаю ещё и Марусю, и Раю...
  2ой. Ну, мене за вами, Матвей Лукич, не угнаться никогда...
  1ый. (Вздыхая) Шо теперь за мной гнаться? - Отбегались мы с вами, Исидор Мартыныч! Отбегались...
  2ой. Да-а-а...
  1ый. "Были когда-то и мы рысаками..."
  
  По бульвару опять проходит городовой. Оба обывателя опять снимают шляпы, городовой опять им козыряет.
  
  2ой. Не будем о грустном!
  1ый. Не будем... Так вот: эти два племенные бугая, Вовчик с Лёвчиком, выпили ещё, съели по третьему шашлыку, и захотели этих девочек танцевать... Причём, - танцевать за просто так, без гонорара!.. Ну, ви же понимаете: большому кавалеру девочек это понравится не могло...
  2ой. И кто был большой кавалер?..
  1ый. Вася Шмаровоз!
  2ой. Ого! Шмаровоз - это серьёзно!
  1ый. Не то слово.
  2ой. И что?
  1ый. Роза сказала Лёвчику, шо она - уся вспотела, и шо танцевать она уся больше не хочет... Лёвчик стал её хватать, а Вовчик - тот уже повалил Марусю с Раей, и залез у лифчик двумя руками.
  2ой. А Вася? Шо - Вася Шмаровоз это стерпел?
  1ый. Конечно нет! Вася Шмаровоз не стерпел. Вася Шмаровоз встал, и подошёл, и походка у Васи Шмаровоза была как у того пеликана в зоологическом саду.
  2ой. Шо, такая же вразвалку?
  1ый. Нет. Такая же презрительный ко всем, кто на неё смотреть... Так вот: Вася Шмаровоз достал из жилетного карману визитку, дал её Лёвчику с Вовчиком, и таки сказал: "Джентльмены усегда могут найтить мене и моих цыпочек вот по этому адресу... Только - за деньги!"
  2оё. Сильно!
  1ый. А шо толку?.. Левчик был уже на взводе, а Вовчик не соображал ничего совсем...
  2ой. И шо?
  1ый. Лёвчик дал Васе в глаз, а Вовчик по шее.
  2ой. Да-а-а...
  1ый. Шо да? - у Лёвчика кулаки с пивную кружку, а у Вовчика - с астраханский арбуз! Васю подняли, но от бывшего Шмаровоза остались только зубы, да и те - на полу... А Вовчик с Лёвчиком так нагло лыбятся на усю пивную, и говорят: "Слушайте, ви! Мы имеем к вам совет - поберечь сегодня своих портретов!"... А в зале - не кто-нибудь, а Миша Лётчик со своей шоблой, и ещё один - тоже, между прочим, фартовый мальчик... (Снимает шляпу)
  2ой. Кто?
  1ый. Ну, этот... Как его... Который ездит всё-время до Нальчика, побираться к родственникам...
  2ой. А! Моня! - Я его знаю.
  1ый Я тоже его знаю: об его хребет сломали бильярдный кий в "Астории"...
  2ой. Да.
  
  По бульвару проходит та же самая девушка, но уже под ручку с мужчиной. Мужчина снимает шляпу, и кланяется Исидору Мартынычу с Матвеем Лукичом. Те кланяются в ответ.
  
  1ый. Смотрите-ка, Прутис!
  2ой. А сколько ему лет?
  1ый. Прутис младше меня на десять, значит ему всего шестьдесят один...
  2ой. Ещё сосем мальчик...
  1ый. Между прочим, этот мальчик купил у внуку на восемнадцать лет машину!
  2ой. Кстати, последний раз из Нальчика Моня тоже приехал на неплохой машине "Форд"...
  1ый. Ви мене ещё будете рассказывать за этого "Форда"! Кто, как не я, посоветовал Моне толкнуть этого драндулета потом через Папу Сатыроса в Тифлис!
  2ой. Так и что: в "Цветах" был сильный драк?
  1ый. Цунами.
  2ой. А кто начал?
  1ый. Начал Миша Лётчик.
  2ой. Я так и думал!
  1ый. Шо тут думать? - Миша Лётчик не смог удержал гнев.
  2ой. Значит, "Цветов Магнолии" уже нет?
  1ый. Совсем.
  2ой. Да-а-а...
  1ый. Вот вам и да! Я не буду говорить за все дела, но официант с вилкой в заду бежал четыре квартала!
  2ой. Сильно...
  1ый. Ещё бы! - Моне дали по кумполу поллитровкой, а Лёвчику и Вовчику изрядно помяли лицо...
  2ой. А девочки?..
  1ый. Марусю так и не нашли, Раю с трудом опознали, а Роза - Роза теперь выходит замуж!
  2ой. Шо ви говорите!..
  1ый. Ну!
  2ой. А Моня?
  1ый. Ви же знаете Моню! Этот не пропадёт нигде! - Перевязал голову марлей, сделал страдальческого лица, и рванул опять в Нальчик: попрошайничать под это дело у родственников денег на лечение...
  2ой. Умеют же люди устраиваться в жизни!
  
  На бульваре появляются пьяные матросы. Они нестройными голосами поют песню.
  
  МАТРОСЫ. "Врагу не сдаётся наш гордый "ВАРЯГ", на солнце оружьем сверкая!.."
  1ый. Это с "Петра Великого"! Идут в ресторан "Варяг"...
  2ой. Значит, "Варяга" в Одессе тоже к завтра не будет...
  
   Оба обывателя встают, не спеша идут по бульвару рядом.
  
  1ый. Шо значит к завтра? - "Варяга" не будет уже через час! Это я вам говорю, как старый морак! - вы же знаете, Исидор Мартынович, шо я сам ходил на "Петре Великом" усю юность?
  2ой. Как же! Как же! Да о ваших драках в Одессе до сих пор легенды ходят...
  
  Обыватели уходят по бульвару. На авансцене появляется Городовой. Он меланхолично ковыряется спичкой в свистке.
  
  ГОРОДОВОЙ. (Напевает). "Наша служба и опасна и трудна. И на первый взгляд как будто не нужна..." Вот ведь, тварь! - засорилси!..
  
  Городовой дует в свисток. Звук не выходит.
  
  ГОРОДОВОЙ. "Если кто-то кое-где у нас порой..."
  
  Городовой опять дует, звук получается.
  
  ГОРОДОВОЙ. Во! Совсем другое дело.
  
  Городовой оглушительно свистит. В ответ раздаётся такой же свист. Городовой свистит, но уже переливчато, как соловей. В ответ - такой же соловьиный перелив другого свистка. Затемнение. В темноте ещё долго слышны парные переливы художественного свиста.
  
  Картина четвёртая.
  
  Тот же самый вечер. Тот же самый Приморский Бульвар. На бульвар выходят АБРАМ и ДРУГОЙ АБРАМ. Они торопливо подходят к скамейке, садятся.
  
  АБРАМ. Ну?
  ДРУГОЙ АБРАМ. Гну.
  АБРАМ. Не пойдёт.
  ДРУГОЙ АБРАМ. Почему?
  АБРАМ. По кочану.
  ДРУГОЙ АБРАМ. А вот это уже лучше...
  АБРАМ. Всё равно - лабуда... (Вздыхает) Ми не там ищем!
  ДРУГОЙ АБРАМ. (Тоже вздыхает) Наверное.
  АБРАМ. Осталось одна ночь. ((Вздыхает)
  ДРУГОЙ АБРАМ. А потом Костя скажет "Ну, мальчики! Ви мене подвели..."
  АБРАМ. ...И нас начнут медленно рэзать на ленточки для бескозырок!
  ДРУГОЙ АБРАМ. (Безнадёжно вздыхая). Я тысячу раз талдычил тебе, шо эта халтура нас погубит!
  АБРАМ. Ша! Кто говорит за халтуру? Ми делаем таки благое дело! Костя сказал, шо это - к юбилею Папы Сатыроса! Всё-таки, пол века контрабандистского стажа!.. Это тебе не фунт изюма! Это рекорд! Это - победа над старостью! Это - гордость и слава родной Одессы! Это...
  ДРУГОЙ АБРАМ. (Махает на него руками) Это - два наших трупа, если песни не будет завтра к утру! Море - будет. Каштаны будут. Уся Одесса будет... А нас - нет.
  АБРАМ. А шо же делать?
  ДРУГОЙ АБРАМ. Давай сначала. Шо у нас есть?
  АБРАМ. (Почти плача). У нас в наличии отсутствие идеи...
  ДРУГОЙ АБРАМ. (Настораживаясь). "Хохлы сказали, греки и евреи..." (задумывается) "У нас в наличии отсутствие идеи!"
  АБРАМ. (Без паузы, подхватывает). "Но если море есть, то - значит! - можно плыть!.."
  ДРУГОЙ АБРАМ. "И можно где-нибудь, чего-нибудь добыть!"
  АБРАМ. "Хоть из Джанкоя...."
  ДРУГОЙ АБРАМ. "Хоть из Уганды..."
  АБРАМ. "Раз море есть, то - как нам жить без контрабанды?.."
  ДРУГОЙ АБРАМ. "Все пароходы, все баркасы и шаланды..."
  АБРАМ. "...Бог создал в помочь нам для контрабанды!.."
  ДРУГОЙ АБРАМ. Скорее записывай!
  
  АБРАМ выхватывает из кармана блокнот, ДРУГОЙ АБРАМ протягивает ему карандаш. Абрам начинает писать.
  
  ДРУГОЙ АБРАМ. Ну, слава Богу! Пошла, родимая...
  АБРАМ. Кстати, при чём здесь Уганда?
  ДРУГОЙ АБРАМ. А я знаю?.. Шо ты ко мне вяжешься? Скажи спасибо, шо у мене поэтическое чутьё!
  АБРАМ. (Закончив писать). Это у кого поэтическое чутьё? Это у тебе поэтическое чутьё? Да ты...
  ДРУГОЙ АБРАМ. Не отвлекайся!
  АБРАМ. Нет! Он мене ещё будет указывать! Да ты...
  ДРУГОЙ АБРАМ. Ша! Давайте будем помнить только о хорошем!..
  АБРАМ. А вот этого я запишу...(Записывает). "Давайте... будем помнить... только... о хорошем..."
  ДРУГОЙ АБРАМ. "А кто не с нами, тех завалим и покрошим!.."
  АБРАМ. Иль ты, кровожадный какой!.. Прямо так и покрошим?..
  ДРУГОЙ АБРАМ. Ну, тогда предложи сам!
  АБРАМ. Пожалуйста! (не задумываясь, выдаёт придуманную строчку) "Дай Бог иметь вам фунты, доллары и гроши!..."
  ДРУГОЙ АБРАМ. Молодец! Погоди-ка... Вот! - "Дай Бог удачи вам, и ночку потемней, чтоб ускользнуть от пограничных патрулей!.."
  АБРАМ. Тяжеловесно...
  ДРУГОЙ АБРАМ. Сойдёт... потом, если что, подправим...
  АБРАМ. Тогда - припев... Ага... "Судьба удачно распорядилась..."
  ДРУГОЙ АБРАМ. "Фортуна тоже не поленилась!..."
  АБРАМ. "На вольном ветре..."
  ДРУГОЙ АБРАМ. "В Одессе вырос..."
  АБРАМ. "Папа Сатырос!.."
  ДРУГОЙ АБРАМ. "Папа Сатырос!.."
  
  АБРАМ записывает. Другой АБРАМ, радостно потирая руки, вскакивает и несколько раз оббегает вокруг скамейки.
  
  ДРУГОЙ АБРАМ. Слушай, а ведь мы с тобой - молодца!...
  АБРАМ. (Продолжая записывать). Ну, это я - молодца. А ты - на подхвате! Так и будешь всю жизнь инструментов подавать!...
  ДРУГОЙ АБРАМ. Ой! То же мне - Пушкин... с мыловаренного завода! Куда ты бэз мене, недоносок?..
  АБРАМ. Я тебе не недоносок1 Я тебе - полноценный соавтор!
  ДРУГОЙ АБРАМ. Тода - давай ещё одного куплета!
  АБРАМ. Не вижу препятствий! Учись, шлимазл, пока я живой! (Задумывается).
  ДРУГОЙ АБРАМ. Ну?
  АБРАМ. Шо - ну? Не видишь - ми ду-у-умаем...
  ДРУГОЙ АБРАМ. Ах, ви думаете? - было бы, чем...
  АБРАМ. Ой-ой-ой! Наше "чем" по сравнению с вашим "ничем" и варит лучше, и солит круче...
  ДРУГОЙ АБРАМ. Да я...
  АБРАМ. Всё! Слушай! - итак: "Где что достать, мы знаем не из прессы!..."
  ДРУГОЙ АБРАМ. "Спросите Молдаванку и Пересыпь!.."
  АБРАМ. "На свете нету - Господи, прости!.."
  ДРУГОЙ АБРАМ. "Чего не мог бы он в Одессу привести..."
  АБРАМ. (Неожиданно серьёзно). Слушай, а ведь хорошо...
  ДРУГОЙ АБРАМ. А то!..
  АБРАМ. "Тогда - последний припевчик?..
  ДРУГОЙ АБРАМ. Поехали!
  АБРАМ. "За всё спасибо..."
  ДРУГОЙ АБРАМ. "Одессе маме..."
  АБРАМ. "За то, шо возишь..."
  ДРУГОЙ АБРАМ. "За то, шо с нами!.."
  АБРАМ. "Папа Сатырос..."
  ДРУГОЙ АБРАМ. "Такая глыба!.."
  АБРАМ. "И этой глыбе..."
  ДРУГОЙ АБРАМ. "За всё спасибо!.."
  
  АБРАМ пишет. ДРУГОЙ АБРАМ блаженно откидывается на спинку скамейки.
  
  ДРУГОЙ АБРАМ. А ведь - можем...
  АБРАМ. (Не отрываясь от записи). Не можем - а могём!..
  ДРУГОЙ АБРАМ. С этим таки не стыдно идти к Косте!
  АБРАМ. Всё!.. (Захлопывает блокнотик).
  ДРУГОЙ АБРАМ. В пивную?
  АБРАМ. А как же? Такой успех надо так обмыть ...
  ДРУГОЙ АБРАМ. Тока давай сразу договоримся: тебе с гонорару десять процентов!
  АБРАМ. Ой! Это тебе - десять и то много!
  ДРУГОЙ АБРАМ. Да ты сам даже на десять не наработал!..
  
   Встают. Уходят. На авансцену выходит ГОРОДОВОЙ.
  
  ГОРОДОВОЙ. "По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах..."
  
  Вынимает из кармана лист бумаги. Разворачивает его. На листе бумаги отчётливо видна страшного вида рожа и надпись: "ВНИМАНИЕ! УСЕМ ПОСТАМ!".
  
  ГОРОДОВОЙ. Ну, сядем, поглядим: кто у нас в розыске?
  
   Садится на скамейку. Читает. Поёт, как бы про себя.
  
  ГОРОДОВОЙ. "Бежал из тюрьмы тёмной ночью. В тюрьме за свободу страдал..."
  
   Медленное затемнение.
  
  ГОРОДОВОЙ. " Бежать больше не было мочи. Пред ним растелался Байкал..."
  
  
  Картина пятая.
  
  Тот же Приморский Бульвар. Тот же вечер. Та же скамейка. На скамейке сидит ГОРОДОВОЙ, из темноты к скамейке выходит КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ подходит к скамейке сзади, становится за спиной ГОРОДОВОГО. Залитый светом бульвар словно бы перед ними.
  
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Начальник...
  ГОРОДОВОЙ. (Делает вид, что рассматривает свою бумагу). Ну?..
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Ты ж мене губишь, начальник! Век воли не видать...
  ГОРОДОВОЙ. Шо ты дёргаишьси? Мы здеся одни!..
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Уйдём со свету, начальник! Мене же усекут...
  ГОРОДОВОЙ. Ближе к делу! Ты у пивной был?..
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Ну...
  ГОРОДОВОЙ. Ты Сэмэну сказал?..
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Ну...
  ГОРОДОВОЙ. И шо Сэмэн?..
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Сэмэн мене чуть не помочил!..
  ГОРОДОВОЙ. (Довольно смеётся) Значит, поверил!..
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. (Затравленно). Гадом буду...
  ГОРОДОВОЙ. (Ещё более довольно). Будешь! Обязательно. Вот, как только Сэмэн Мурку на нож поставит, я ему всё про тебе и выложу.... Как думаешь, Кривой, шо Сэмэн за твою подлянку с тобой делать будет?..
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. (Прячется под скамейку). Не губи, начальник!.. Христом-богом!.. В натуре...
  ГОРОДОВОЙ. Ну, тогда слушай мене, и делай, как я скажу! Я для тебя сейчас и бог, и царь, и спасение, и защита! Вякнешь супротив - отдам Сэмэну. Понял?..
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. (Из-под скамейки). Ой, хреново мне начальник...
  ГОРОДОВОЙ. Тебе и должно быть хреново! Ты ж, сявка, теперича не жилец, если я тебе не спасу! И усю твою погану душонку я теперича держу вот здеся!... (сжимает кулак) ...и держу крепко!
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. (Из-под скамейки) Ой, крепко, начальник!..
  ГОРОДОВОЙ. Ладно. Вылазь, гнида! Я те щас инструкции давать буду.
  
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ высовывает из-под скамейки голову. Городовой ставит на голову КРИВОМУ ШНОБЕЛЮ ногу.
  
  ГОРОДОВОЙ. В сапог господина глядючи, аки в зерцало, могёт подлый человечишко увидать своё щастьё!..
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Ох, начальник...
  ГОРОДОВОЙ. (Смеётся). А ты как хотел, сявка? С Сахалинского этапу бежал?
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. (Стонет, скулит, плачет). Бежал... Ой, бежал, начальник!..
  ГОРОДОВОЙ. Конвоира каменюгой по башке бил?
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. (Стонет, скулит, плачет). Бил...
  ГОРОДОВОЙ. Громче, сявка!
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. (Стонет, скулит, плачет). Бил!.. Век воли не видать! Гадом буду! - Бил, начальник!
  ГОРОДОВОЙ. Конвоир ентот Богу душу отдал?..
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. (Воет). Не губи, начальник...
  ГОРОДОВОЙ. А я тебя, гниду, сажать не стал! На свободе оставил... (Тыкает КРИВОГО ШНОБЕЛЯ сапогом). Оставил?..
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Да на хрена-фига мене такая свобода, начальник?..
  ГОРОДОВОЙ. Врёшь!
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Ей богу, начальник...
  ГОРОДОВОЙ. Ой, врёшь, Кривой! Ты ж за енту свободу с этапа дёрнул и человека за просто так пришил! Ты ж за енту свободу в тайге сибирской гнуса кормил! Ты ж за её, родимую, через озеро - море Байкал на лодчонке утлой переплывал! Ты ж за неё с ума сходил, когда к тебе с голодухи мамка рОдная на берегу того Байкалу вышла, и стала говорить: "Торопися, сыночек! Ужо совсем скоро некому станет ждать тебя у рОдной хати! Батяня твой помер! Брательник малолетний за кусок хлеба уворованного в каторгу попал! Сестра - красавица на панель пошла... Торопись, сынок, а то и мене не сподобит Боже дождатьси..."
  
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ обливается слезами. Городовой неожиданно убирает ногу.
  
  ГОРОДОВОЙ. Плачь, паря! Плачь шибче! Не я твою жизню сгубил!
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Не ты, начальник!..
  ГОРОДОВОЙ. Не я...
  
  Городовой наклоняется и гладит КРИВОГО ШНОБЕЛЯ по голове рукой.
  
  ГОРОДОВОЙ. Плачь, паря! Кляни судьбу - злодейку! Никто тебя не жалел! Плачь... а я тебя пожалею!
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. (Воет). У-у-у!
  ГОРОДОВОЙ. И будет у тебя, паря, другая песня! И будет тебе, паря, в этой песне великий фарт! И злато - серебро, и деньги - фунты, и краса - девица...
  
  Городовой гладит Кривого Шнобеля по голове. Кривой Шнобель затихает, только изредка ещё всхлипывая, совсем как малое дитё.
  
  ГОРОДОВОЙ. Хочешь такую песню, паря?
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Хочу-у...
  ГОРОДОВОЙ. Как думаешь, ради такой песни - жить стоит?..
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Сто-оит...
  ГОРОДОВОЙ. Ну, так живи, паря! Живи, гуляй, ни о чём не думай!
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Де-енег нет...
  ГОРОДОВОЙ. Будут и деньги! Ты только до Кости дойди, да скажи Косте: дескать, так, мол, и так, - Сэмэнчик совсем с глузу съихал! Мурку ни за што ни про што убить хочет! - совсем от ревности ошалел...
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Боюся я, начальник...
  ГОРОДОВОЙ. А ты не боись. Ты ж умный! Ты ж понимаешь: за шо купил, за то и продал!.. Сам посуди: в пивной был?
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Был...
  ГОРОДОВОЙ. Как Сэмэн грозился Мурку решить, слыхал?..
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Так ведь все слыхали...
  ГОРОДОВОЙ. То-то и оно! Все слыхали, а ты - ты умный! Ты ж Косте первый весточку в клювике принёс...
  
  ГОРОДОВОЙ говорит ласково и вкрадчиво, гладит КРИВОГО ШНОБЕЛЯ рукой по волосам. КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ к этому моменту совсем успокаивается, и готов уже на всё.
  
  ГОРОДОВОЙ. И будет тебе, паря, от Кости за это благодарность... И будет тебе, паря, от братвы за это уважение... Разве ж это плохо, паря?..
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Хорошо!..
  ГОРОДОВОЙ. Ну, раз ты усё и понял, то - иди с миром!
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ. Спасибо, начальник! Век доброты вашей не позабуду!
  
  КРИВОЙ ШНОБЕЛЬ покорно вылезает из-под скамейки, и уходит в темноту. ГОРОДОВОЙ вынимает из кармана галифе большой клетчатый носовой платок, снимает фуражку, вытирает пот с шеи и лба.
  
  ГОРОДОВОЙ. (Негромко поёт). "Вздумалось козлику в лес погуляти... Раз - два, раз - два, в лес погуляти..."
  
  Одевает фуражку, встаёт со скамейки, оглядывается по сторонам. Вокруг никого нет: Приморский Бульвар опустел. И Городовой неожиданно начинает танцевать.
  
  ГОРОДОВОЙ. (Танцуя). "Напали на козлика серые волки! Раз-два, раз-два, серые волки! Остались от козлика рожки да ножки! Раз-два. Раз-два! Рожки, да ножки!.."
  
   ГОРОДОВОЙ, танцуя, уходит.
  
  Картина шестая.
  
   Из кустов появляется Попандопуло, застёгивая ширинку.
  
  ПОПАНДОПУЛО. (Сам себе). Вот это я сходил отлить! Да за таких вестей мене Папа Сатырос возьмёт к себе мотористом на второй баркас! (Задумчиво). Хотя - почему на второй, и почему мотористом?... Попандопуло, ты себе просто не знаешь цены! За таких вестей Папа Сатырос возьмёт мене не на второй, а на первый, и - не мотористом, а самым что ни на есть ответственным! Короче, этим, который смотрит по оба борта во все глаза: не идёт ли патрулей?.. (Потирает руки). А когда патрулей уже идёт, когда их быстроходный катера кричат во весь матюгальник: "Эй, на фелюге! Стоп машина! Будем и стрелять!..", Папа Сатырос доверит именно мене самый хитрый манёвер: сбросить груз у воду! - утопить, но чуть-чуть; и - запомнить место, шо бы потом, когда эти идиёты с патруля ничего не найдуть, - усё снова взять на борт!.. (Возносит руки в вверх). Спасибо, боги! Маленький грек Попандопуло уже бежит навстречу своему счастью! Я иду до тебе, Папа Сатырос! Я несу до тебе свежих одесских новостей! Готовь мене место у шлюпке и круг!..
  
  ПОПАНДОПУЛО убегает. Из соседних кустов появляется ПРУТИС. Следом вылезает та самая чудесная ДЕВУШКА С БУЛЬВАРА.
  
  ПРУТИС. (Заправляя в брюки рубашку). Ой, вэй! Шо только не увидишь из того места, где тебе таки хорошо!
  ДЕВУШКА С БУЛЬВАРА. Папаша, не забудьте про деньги!
  ПРУТИС. Я только за них и думаю!
  ДЕВУШКА С БУЛЬВАРА. Не надо думать, папаша! Надо платить...
  ПРУТИС. Девочка! Ты хоть представляешь себе, шо мы с тобой сейчас слыхали?..
  ДЕВУШКА С БУЛЬВАРА. Я ничего не слыхала. Я работала.
  ПРУТИС. Совсем ничего?..
  ДЕВУШКА С БУЛЬВАРА. Шо вы, папаша, не понимаете? - при нашей работе отвлекаться - это терять клиентуру! А ведь кругом конкурэнция, инфляция и милиция!
  ПРУТИС. Это - да!..
  ДЕВУШКА С БУЛЬВАРА. А если да, то давайте моих двадцать рублей, и не морочьте мене голову!
  ПРУТИС. Вы таки правы! (Вынимает из кармана кошелёчек, из кошелёчка вынимает мятые рубли, слюнявит пальцы, считает). Нате вам одиннадцать... нате вам восемнадцать... остальное - нате вам мелочью!..
  ДЕВУШКА С БУЛЬВАРА. Мелочь - тоже деньги...
  ПРУТИС. Золотые слова!
  ДЕВУШКА С БУЛЬВАРА. (Пересчитывает). Папаша, здесь же не хватает ровно одиннадцать копеек!
  ПРУТИС. Песня, а не девушка! (Отсчитывает одиннадцать копеек). Вот! Теперь мы и в расчёте!
  ДЕВУШКА С БУЛЬВАРА. (Считает). Девять... Десять... Одиннадцать... Я таки не поняла, - вам шо, папаша, совсем не понравилось?..
  ПРУТИС. Почему?
  ДЕВУШКА С БУЛЬВАРА. Ну, папаша, ви же мене совсем не даёте на чай! Вот я и спрашиваю: вам таки не понравилось, или ви просто скупердяй?..
  ПРУТИС. Мене понравилось! Нате вам ещё три рубля, и считайте мене самым счастливым человеком!
  ДЕВУШКА С БУЛЬВАРА. (Прячет деньки, вынимает из шёлкового чулка на правой ноге визитную карточку). Всегда рада буду вас таки обслужить! Возможны гибкие скидки для постоянных уклиентов!
  
  ДЕВУШКА С БУЛЬВАРА уходит, красиво покачивая бёдрами. Прутис смотрит ей в след.
  
  ПРУТИС. Если бы ты знала, голубка, за шо таки старый Прутис только что заплатил своих денег! (Не спеша вынимает из кармана галстук, надевает его через голову). Хотя - твои прелести, птичка, тоже таки стоят моих трудовых рублей! (Вынимает расчёску, начинает бережно укладывать волосы вокруг лысины). Но главное, ненаглядный мой страусёнок, те бесценные два десятка слов, которых услышал Прутис, красиво лёжа наверху тебя! (Прячет расчёску). Только нужно грамотно подойти и вовремя сказать!.. Этот поц Попандопуло хочет взять с Папы Сатыроса... А ми - ми пойдём, и тихонечко предупредим Сэмэна!.. Ми скажем Сэмэну: "Сэмэнчик! Твоя мама, Мариэтта Самуиловна, - дай Бог ей здоровья! - хочет таки иметь живого еврейского сына, а не того психа - мавра, который готов душить из-за платка своих Дездемон!.." (Садится на скамейку). А ещё я скажу так: "Дай мене немного на мою старость, Сэмэнчик, и я покажу тебе лично пальцем того гада, который губит твою большую любовь твоими же руками!.." (Встаёт со скамейки, решительно делает несколько шагов, останавливается, и хлопает себя по лбу рукой). Прутис, ты кретин! Зачем тебе надо этих бешенных? Зачем тебе надо встревать между властью и бандитских дел?.. Или Городовой не узнает, кто капнул Сэмэну?.. Вот! (Прутис поднимает вверх палец). Теперь я понял, за шо я таки заплатил свои двадцать три рубля! (Радостно смеётся). За мудрое право знать, но молчать! За возможность опять остаться таки живим, в этом жутком мире!.. Иди в пивную, Прутис! Ты только что остался жив. И можешь за это дело честно пропустить стаканчик!..
  
   Прутис уходит, напевая.
  
  ПРУТИС. "Умный в гору не пойдёт! Умный гору обойдёт! Если он, конечно. умный, а не полный идиёт!.. И зачем нам в гору лезть, если можно снизу сесть, - снизу сесть, немножко випить, и чего-нибудь поесть!.."
  
  ПРУТИС уходит. Из кустов появляется МАЛЬЧИК СОПЛЯСТИК. Это очень сосредоточенный подросток, с вечно сопливым носом. В руке у него фотоаппарат.
  
  МАЛЬЧИК СОПЛЯСТИК. (Прячет фотоаппарат, утирая нос рукавом). Значит так! Сеструху мою я с этим дедом засёк и на фотик забацал! Бандюгана с Городовым - тоже. (Утирает нос рукавом). Теперь я могу с гордостью сказать, шо заработал себе денег на висшее образование!.. (Опять утирает нос). Ну-с, поглядим! Шо там у нас вырисовывается. (Садится на скамейку. Вынимает из кармана толстой блокнот, открывает блокнот, читает). Прутис... Прутис... Вот: "Прутис Арон Моисеевич, шестьдесят один год, заведующий промтоварным магазином Љ2... Жена - Софья Марковна... Дети - Прутис Марк Аронович, инспектор Отдела народного образования; дочь - Инесса Ароновна, студентка консерватории..." Ага! (Утирает нос рукавом). Вот к уважаемому Прутису мы за денежкой и пойдём!.. Не станет же уважаемый Арон Моисеевич портить себе жизнь из-за этой шлюхи, которая моя сестра? Неужели Арон Моисеевич откажет мальчику в искреннем желании стать образованным членом общества?.. (Утирает нос. Прячем блокнотик). А если откажет, то мы же можем пойти и совсем в другие места! - Бедные ваши дети, уважаемый Прутис, могут всё потерять по вине папы! И ещё: ви знали за заговор против Сэмэна, и решили Сэмэну ничего не сказать? - ай-яй-яй, Арон Маркович! - не хорошо. Сэмэн так не любит... Сэмэн за такое может сильно огорчить и вас, и вашу семью... (Утирает нос рукавом). Не обессудьте, дяденька Прутис, но страсть как хочется мене, бедному сиротке, пробиться в люди! Шо при ваших доходах и сбережениях стоит оплатить мою тихую учёбу?..
  
  МАЛЬЧИК СОПЛЯСТИК опять утирает нос, и вдруг смеётся.
  
  МАЛЬЧИК СОПЛЯСТИК. А ведь не плохой кадр и с пляшущим Городовым! Надо, кстати, подумать: шо я с этого таки могу иметь ещё?.. Ведь не может же господин Городовой не понимать, шо карточки могут таки попасть в газету? - шо тогда скажут люди за методы работы правоохранительных структур?...
  
  МАЛЬЧИК СОПЛЯСТИК задумчиво уходит. Из кустов решительно появляется МИХАЛ МИХАЛЫЧ ЖВАНЕЦКИЙ. Он держит в руках свой знаменитый портфель, на ходу засовывая в него ворох исписанных бумаг.
   <...>
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"