Взять чужого ребенка на воспитание всегда представляло собой проблему. Тут нужно обладать особой смелостью, чтобы решиться на такой шаг. Даже для пары мужчина и женщина. А уж для одной женщины - и вовсе обременительно. В том числе и в Америке, несмотря на мощно развитую опекунскую службу. Да, рекомендации педагогов, характеристики штатных психологов о характере маленького человечка, которого собираются усыновить или удочерить, кое-что проясняют. Но все равно - это лишь поверхностные впечатления посторонних, в общем-то, людей. В любом случае, подписывая бумаги на усыновление или удочерение, новые мама и папа (или кто-то один из них) получают не просто улыбающегося и милого дитятку, но и "кота в мешке".
Только если настоящий кот не понравился, то его можно отвезти теще на дачу мышей ловить под присмотром хозяйки, или подарить кому-то, то с реальным мальчиком или девочкой ничего подобного не провернешь. Выбор-то сделан! Гораздо чаще от поспешного, неверного выбора страдают сами дети. Примеры с избиениями, издевательствами приемных родителей над усыновленными детьми чуть ли не каждый месяц всплывают на телеэкранах, в СМИ, в Интернете. А вот обратных ситуаций, когда ребенок из приюта, детдома, превращает жизнь новых родителей в ад - почти нет. Причем, в ад не в переносном смысле, а практически в - прямом. В кино же подобная тема обыграна была не однажды. Вспомним классику жанра, фильм "Омен". Или картину с Маколеем Калкиным "Хороший сын".
Фильм "Дело Љ39" рассказывает историю неравнодушной женщины Эмили Дженкинс. (Рене Зеллвегер). Именно такие люди и должны работать в отделе по контролю за опекой. Такие, которым небезразлична судьба маленьких человечков. А эти человечки воспитываются иногда настоящими монстрами, что прячутся за маской добропорядочных граждан. Разве нормальные родители будут дожидаться момента, когда их дочь или сын уснет, а затем хватать свою кровиночку и нести на кухню, где закладывать ребенка, как индейку на Рождество, в духовку газовой плиты? Именно с такими вот бесчеловечными злодеями, вроде бы, и столкнулась Эмили Дженкинс в своей работе.
Несчастья всегда падают, как снег на голову. Неожиданно, в самый неподходящий момент. У героини Рене Зеллвегер и так дел под завязку! По работе, если точнее - 38. А тут "добренький" шеф кидает на стол еще одно, 39-е, где собраны материалы по девочке 10 лет по имени Лиллит Салливан. Как водится, возмущение подчиненной воспринимается руководителем как нечто скучное и фривольное: "Вот тебе еще одно дело и - точка!" Пункт 1: начальник всегда прав! Пункт 2: если начальник не прав, то - смотри пункт 1! Героиня Зеллвегер берет дело.
По имеющейся у бюро информации, родители Лиллит плохо относятся к ребенку. Несчастная девочка плохо спит, точнее, почти совсем не спит. Не общается с одноклассниками, аппетит отсутствует. Видимо, ей очень тяжело приходится дома. И Эмили это чувствует. Она следует своей интуиции. Родители девочки - странные, агрессивные. Больше того - похоже, что они безумные! Режиссер картины Кристиан Алварт подобрал на эти роли действительно неприятных типов. Что отца, что мать девочки играют актеры весьма отталкивающей внешности и поведение у них соответственное. Даже при взгляде на них понимаешь, что они - безумцы! Особенно Эдди, отец Лиллит. В глазах его и поведении чувствуется злоба, вперемежку с нездоровым ажиотажем. Эти монстры, согласно жалобам Лиллит, обещают отправить ее в ад! Но Эмили Дженкинс призвана помешать этим демоническим планам.
Героиня Зеллвегер выполняет свою работу сотрудницы службы опекунства вполне профессионально. В "Деле Љ 39" бывшая Бриджит Джонс предстает перед зрителем этаким миничиновником, женщиной одинокой, полноватой, разумной. Ее жизнь течет себе и течет, работа занимает почти все пространство ее существования. В ауре ее как будто нет больше места для иных людей, но когда маленькая девочка по имени Лилит (актриса Жодель Ферланд) просит Дженкинс взять ее к себе, удочерить, Эмили сдается. Ведь девочка пережила такое, что и в страшном сне не привидится! Побывать в духовке газовой кухонной плиты! Какие же монстры способны на такое по отношению к беззащитному ребенку!
Рене Зеллвегер следуя в формате роли - очень неравнодушной и доброй женщины средних лет - не могла поступить иначе, кроме как вызволить девочку из беды даже ценой собственной жизни. У Эмили есть друг - полицейский Мак (актер Иен Макшейн). Они вдвоем влетают в дом Салливанов и в последние секунды спасают Лиллит, вызволяя несчастную крошку из духовки. Мак - крепкий мужик, профи, и короткий бой с отцом несчастной он выигрывает! Эта сцена призвана показать зрителю, что добро все же придет на помощь, когда зло, кажется, уже почти одержало победу. Героиню Жодель Ферланд спасли. Родителей ее отправили в психушку. Там им и место! Они должны быть наказаны за такие деяния. И их накажут. Только кто: Бог или Дьявол?
Тут бы и фильму конец, вот он - хэппи-энд! Но самое интересное ждет зрителя как раз после. Да, пролог картины и начало основной части несколько затянуты и даже вызывают определенную скуку. Я полагаю, что довести сюжет до стремительного развития можно было бы и раньше. А то получается некий дисбаланс в темпе картины: сначала телега фильма трясется медленно, размеренно, и вдруг начинает нестись галопом да самого упора!
Вот тут - то, после удочерения, режиссер и сценаристы начинают подкидывать дополнительные загадки. С чего это родители девочки понакрутили кучу засовов на свою спальню? Чокнутые, конечно, они и есть чокнутые. Но кого бояться чокнутые? Что сделало их безумными? Догадки у зрителя появляются, а жизнь героев фильма идет свои чередом.
Теперь Лилит и Эмили живут вместе. Все бы ничего, только девочка начала лазить по вещам новоиспеченной мамаши. Сотрудница отдела опеки, ясное дело, выразила недовольство. А Лилит - давай огрызаться! Все вроде бы логично: трудное детство! Маленькая актриса, сыгравшая Лиллит (Жодель Ферланд), в фильме "Дело Љ39" вновь выступила в уже несколько сложившемся амплуа. Она знакома зрителю по леденящему кровь триллеру "Сайлент Хилл". Уместно ли приглашение режиссером именно Жодель на роль Лиллит? Думаю, вполне. Во внешности девочки есть что-то демоническое. Темные волосы и эти широкие глаза. Она двойственна, нет, тройственна, эта Лиллит. Даже дружок Эмили, психотерапевт, мужчина солидный, много повидавший и услышавший за свою практику, потрясен, насколько не по годам развито мышление у Лиллит. Она выдает такие заумные тирады, что зритель невольно прислушивается к ним. Смысл этих тирад понятен, но не сразу, а требует умственной работы. Это - не детские слова и мысли. Обычно, когда говорит ребенок десяти лет от роду, его высказывания понятны и просты. Бывает сложнее, если он - вундеркинд, но вундеркинды очень редкое явление. Лиллит же рассуждает как взрослый, подчас матерый адвокат, например. Этот ход придает интриги повествованию.
Совсем юная актриса Жодель Ферланд справилась со своей ролью блестяще, я считаю. Ей веришь, за нее переживаешь, ее жалеешь. Ее внешний облик прямо говорит зрителю: "Я - маленький человечек! Не обижайте меня! Не убивайте меня! Защищайте меня!". И ее хочется защищать и спасать! Но, с другой стороны, непонятно, что скрыто в глубинах ее темных очей. Во всяком случае, добра и света там не особенно-то и видно. Такой многогранный типаж лица! Да, Жодель Ферланд соответствует картине "Дело Љ 39".
Фильм продолжает подкидывать загадки, которые следует решать. Почему маленький мальчик, хоть и из неблагополучной семьи, гаечным ключом убивает своих родителей? Выясняется, что перед этим деянием мальчику звонили. Из дома героини Эмили Дженкинс! Таковы данные полицейского Мака. Может быть, сама работник опекунской службы США звонила мальчику и послала того убивать? Зла по шкале ненависти в фильме становится все больше, так же, как и трупов. Причем, трупы-то все из окружения Дженкинс! Кто "чистит" ее знакомых? Кто эта некая третья сила, что убивает дорогих Эмили людей? Напряжение нарастает. Не скажу, что прямо колени трясутся, и о многом можно догадаться уже в середине фильма, но тайна в картине, безусловно, имеется, которая и заставляет прильнуть к экрану.
"Дело Љ39" - именно мистический триллер, хотя заявлен также как хоррор. Там нет особых боевых сцен, спецэффекты умеренно и хорошо подобраны именно под сюжет. Актерская работа полицейского Мака (Йен Макшейн) впечатляет особенно. Он, тертый калач, боец с преступностью, хладнокровный воин закона, делается размякшим перед необъяснимостью здравой логикой цепи трагических смертей. Ему, как ни странно, более всего сопереживаешь. Интересно наблюдать, как разум пытается понять то, что пониманию обычным разумом не поддается. И актер Макшейн смог передать эту заковыку в рамках своей роли весьма убедительно. Не будем кривить душой, сюжет фильма "Дело Љ39" вполне предсказуем, открывать его ходы я не стану. Вы и сами сообразите, кто и что собой представляет с началом трагических событий в фильме. Замечу лишь, что эта предсказуемость портит несколько впечатление от работы режиссера Кристиана Алварта, который отчаянно пытается внести больше мистики в ткань фильма.
Например, вы с детства ужасно боитесь собак. Предположим, покусали вас они когда-то давно. Уколы в живот, пасти с обнаженными клыками, налитые ненавистью и злобой глаза. Вы все это помните, вы боитесь этих животных до жути! Так получилось. И вот неожиданно к вам приходят видения, что стая собак начинает рвать вашу плоть на куски. Представляете, что должна перенести ваша психика! А если к тому же эти видения вроде бы нереальные, но, для вас, более чем реальные, то вам можно только посочувствовать! Героям фильма "Дело Љ39" приходится пройти примерно через нечто подобное и не все выдюжат это испытание.
Психика героини Рене Зеллвегер тоже не выдерживает и начинает давать сбой. В обстановке трагедий, что свалились на ее голову, от контактов с пациентами психбольницы Дженкинс и сама начинает потихоньку "съезжать с катушек". Ее можно понять: столько загадок и совпадений, смерть гуляет рядом, а она одна. Совсем одна. Хотя это, конечно, не повод запалить свой дом. Нормальные люди, наоборот, стараются возвести дом своими руками. Украсить его, моют и чистят. А тут - бензин, да зажигалка. Кого она испугалась, Эмили, в этих стенах? Может быть, кто-то живет между перегородками или в подвале, или под крышей? Когда психика заболевает, все может привидеться.
Зеллвегер старается держаться ступенчатости в изображении безумия и ей это вполне удается. Пожалуй, глядя на экран, на актерское исполнение роли Рене, мы можем сказать, что именно так и сходят с ума. К тому же, Эмили неоткуда ждать помощи, по большому -то счету. Ее ближайшие друзья отправились в мир иной. Лишь маленькая Лиллит держится рядом. А тут еще и родители девочки погибают в психбольнице. Тучи над сотрудницей службы опеки сгущаются. Смерть бродит уже совсем рядом. Плюс выплывают признаки прошлого из сознания: много лет мать назад Эмили погибла в автокатастрофе. Может быть, то было не случайностью? Тут и мужик - то с крепкой нервной системой с трудом выдержит! Что уж говорить об обычной женщине. Чувствуешь, что некий взрыв в сюжете неминуем. И зритель ждет развязки в напряженном молчании.
Фильм "Дело Љ39" - весьма неплохое кино, сделанное по классическим законам жанра мистического триллера с элементами ужаса, но не сильно страшными. Да, тематика не нова, но зато есть тонкая работа актерского состава. Детям фильм будет неприятен, да и не нужно его им показывать. А вот любителям жанра, причем всех возрастов, кроме детского, это кино будет в самый раз.