Я никак не мог пропустить фильм "Кандагар" по одной причине. Дело в том, что он рассказывает о захвате российского воздушного судна исламистами вместе с экипажем. А в детстве я во все зенки, грубо говоря, и не один раз бороздил экран при просмотре мега-боевика советского периода "Пираты ХХ века". В "Пиратах" также захватывали наше судно (тогда - советское), и экипажу пришлось принимать судьбоносные решения. В те годы "Пираты" стали целой эпопеей в нашем сознании.
Тема захвата какого-либо движущегося объекта очень популярна в мировом кинематографе. В "Осаде" со Стивеном Сиглом в главной роли, террорист захватывает поезд. В нашем фильме "Взбесившийся автобус" с Иваром Калныньшем - автобус (в основу легли, кстати, тоже реальные события). Режиссер Андрей Кавун обратился в "Кандагаре" к воздушным "пиратам" 90-х годов прошлого столетия. Стоило ли экранизировать те трагические события? Да, конечно, тысяча чертей! Поэтому "Кандагар" стоит разобрать подробно.
Сюжет фильма заключается в следующем. 1995 год. Борт российского самолета транспортника ИЛ-76 нагружают патронами. Но по документам все это дело проходит как "амуниция". Потом, после захвата борта, моджахед убедительно покажет, что патроны - боевые, зарядив эту "амуницию" в рожок автомата. Полет проходил над территорией Афганистана. В воздухе появился бомбардировщик, пилотируемый моджахедом, который, очевидно, учился некогда в СССР и прекрасно говорит по-русски.
Пустив две боевые ракеты перед взором нашего экипажа, афганец без эмоций сообщил, что третья пойдет в корпус нашего транспортника, если герой Балуева - Владимир Иванович, не посадит борт на афганской территории, контролируемой Талибаном. Ракеты выглядят весьма убедительно и логичное решение командира - подчиниться. Так российский экипаж в составе пяти человек оказался на аэродроме исламистов. Пятеро наших мужиков были вырваны из мирной жизни и работы и помещены в совершенно чуждый им мир, подчас весьма похожий на ад.
Для моджахедов весь экипаж - неверные. На одном из пленников они срывают нательный крест. Тем самым авторы фильма как бы проводят черту: теперь все намного хуже и все иначе, чем прежде. Здесь, если пытаешься получить медпомощь - читай Коран. Не хочешь - тогда загнешься, тут, в горах, но останешься православным. Моджахеды требуют от экипажа научить их курсантов - малограмотных исламистов, управлять такой махиной, как ИЛ-76. Даже кидают пачку долларов перед командиром Владимиром Ивановичем (Балуев). То есть предлагают сначала пряник. А когда получают отказ, то тут же выходит на первый план кнут. Главный моджахед с восточным спокойствием дает герою Балуева гвоздь, чтобы тот царапал на стене дни, что проведены экипажем в заточении, в каменном мешке.
Теперь присмотримся к двум основным фигурам фильма. К тем, что с экрана как будто поглощают зрителей своей такой разной харизмой. В фильме "Кандагар" их двое: герой Машкова - Сергей, и командир экипажа - Владимир Иванович/Балуев. Что чувствуется в игре Машкова: его герой уже на пределе. Столько месяцев в тюрьме. Он - в плену, в горной, каменистой стране, и когда нервы его дают сбой, герой Машкова начинает бросаться в надсмотрщиков камнями. Камни Афганистана - вот чего вдоволь у пленных. Ими Машков пытается выразить гнев против заточения в мусульманской темнице. Другого оружия у наших ребят нет.
Но вообще, персонаж Машкова - Сергей - отличается жизнелюбием. Смешно ли он травит анекдот в кадре? Если внимательно вслушаться в интонацию - то смешно. Сам-то анекдотец подобран неудачный, но вот актерское исполнение - веселит. Серега еще и любимец женщин. Бабник, иными словами. А чего? Летчик в форме, а форма издревле женщинам нравится.
Герой Балуева - Владимир Иванович, командир экипажа. Как сие и должно быть, это наиболее выдержанный персонаж. Решения его отличаются взвешенностью. Мне кажется, что Владимир Иванович даже легче других вошел в атмосферу восточной неторопливости и спокойствия. Если взглянуть на лицо Балуева, когда он отрастил уже основательную бороду в плену, не в обиду актеру будет сказано, но он - вылитый абрек! Весьма похож на бородатых пулеметчиков, что стерегут тюрьму. Но при всем этом он принял самое важное решение в фильме, а именно: отменил взлет самолета в самый крайний момент, когда первый побег уже почти удался. Отменил, хотя если бы взлетел, то и сам спасся, и троих членов своего экипажа вывез бы на свободу.
Но тогда остался бы "духам" на растерзание герой Владимира Машкова. А уж они бы оторвались на Сереге. Страшна бы была судьба дамского угодника. Но сам Серега потом скажет Владимиру Ивановичу: дурак, мол, что не полетел без меня. Да, герой Балуева - командир, он умеет принимать решения и брать на себя ответственность за них. Но и этот внутренний титанизм плавится, когда душманы рвут на мелкие кусочки фотографии его семьи. Рейс ИЛа-76 итак разбил судьбу героя Балуева на до Кандагара, и после. Владимир Иванович - кремень, но здесь, в конкретной ситуации, на время не выдерживает. А многие бы выдюжили? Вряд ли.
Он ползает среди обрывков семейных фотографий и горе давит его душу. Осознание бессилия. Осознание брошенности всего его экипажа на этой высохшей и каменистой афганской земле. Родина не спешит делать серьезные шаги по освобождению его и ребят-летчиков. Стране не до них. Это отчаяние и боль Балуев выразил не словами в сцене с фотографией, а движениями и интонацией. Стонами, если хотите. Да, он возьмет себя в руки, ведь он - старший не только по званию и возрасту, но и по жизненному опыту. Достойная работа актера. Весьма достойная.
Проблема выбора - вот основная проблема фильма, как мне представляется. Нравственного, арифметического, если хотите. У исламистов при всем их восточном терпении, времени ждать, когда наши примут их требование обучить курсантов добровольно, больше нет. И тогда они прямо заявляют: откажетесь и дальше - убьем ваших родственников в России, и на Украине. Думаю, без труда бы нашлись и те, кто выполнил бы подобный приказ. Тут уж - не до выбора. С другой стороны, опять же, к арифметике. Командир корабля мог спасти четверых из пяти членов экипажа. Пятого - Серегу - пришлось бы списать на "невосполнимые потери", так сказать
Вот в чем штука: никакой особой надежды больше не было на второй побег, после того, как Владимир Иванович прервал взлет, потому что герой Машкова остался у моджахедов. Да и переводчик-афганец, что содействовал нашим, не скрывал, что экипаж расстреляют, в конце концов. Как только окончится обучение талибов летному делу. Теперь считаем: после провала попытки улететь всех пятерых ликвидируют. А так, если бы самолет взлетел, герой Балуева мог бы бросить одного (Серегу), но спасти четверых! Математически очевидно, что второй вариант предпочтительней.
Но мы - русские. Своих не бросаем. Даже если арифметика и обстоятельства - все идет против этого девиза. Все равно - своих не бросаем. Как не бросили осетин в августе 2008-го. Вернемся к картине. Мы видим, как героям ленты приходится постоянно принимать жесткие решения. Читать ли крещеному Коран, или это - грех? А под дулом автомата - читать, или уйти в отказ? Но ведь и Коран, и Библия - одни из величайших книг человечества, а чтение великих книг еще никому вреда не приносило. Но когда религия насаждается под угрозой - куда податься?
Или еще дилемма: либо обучай, либо семью твою постреляют у тебя же на Родине. И никто не помешает, ибо бывший СССР лежит в руинах и анархии. А ведь моджахеды требуют обучить их пилотов не для того, чтобы удобрения на поля с "кукурузников" сыпать. У них план - завладеть ядерным оружием и нанести сокрушительный удар по западной цивилизации. Ведь Запад (а значит - и мы, ибо за ним следуем) погряз в разврате. Мы позволяем, чтобы наши женщины торговали собой в притонах. А в наших храмах устраивают поп-концерты. Наших священников убивают средь бела дня.
Надо ли было героям фильма принимать решение начать обучение, осознавая, куда именно и с каким грузом полетят самолеты, пилоты которых - исламисты - обучены нашим экипажем? Весь фильм, и я хочу подчеркнуть это в данной рецензии, персонажам Балуева (командир), Панина (штурман), Машкова (второй пилот), Голубева (радист), Бенюк (бортинженер) приходится принимать тяжелейшие решения. А последнее - и вовсе на грани фола! Либо хватит полосы, чтобы взлететь, либо - нет, и тогда всем конец. Вот так прикуп. Нда-с, не позавидуешь...
Мне представляется, что надежда после провала первой реальной попытки сбежать теперь лишь на русское "авось". Нужно вроде бы было улетать без Сереги. Четверо спасенных - лучше пяти трупов. А мужики понадеялись на "авось". Не на государство свое, не на страну, не на международные организации. На "авось": авось выживем. И "авось", помноженный на русский дух, в итоге дает нелогичный результат: экипаж бежит из плена! Чудно, но - факт.
Вначале заключения наши еще надеются, что все уляжется. Что их некогда великая страна вызволит своих сыновей из талибской темницы. Выкупит. Освободит. Хоть как-нибудь жестко проявит себя. При просмотре картины "Кандагар" мне часто хотелось воскликнуть: "А где же страна? Почему нет ни группы спецназа, что молниеносно освободит экипаж? Почему нет столько месяцев переговорщиков из высших эшелонов власти России и Украины?" Потом я вспоминаю тот год, 1996-й. В России шли выборы президента. Властям не до экипажа. Экипажей много, а кресло президента - одно. Так что ребятам из фильма оставалось одно: надеяться только на себя. Возьмут ли верх коммунисты? Вот что больше волновало тогда власть.
А тем временем месяцы идут и каждый в заточении свихнуться может. К тому же, у моджахедов в порядке вещей привести пленника (женщину!) с наглухо завязанной головой, швырнуть бедолагу посреди площади и на глазах у наших летчиков, прочих афганцев, сунуть ей под ноги гранату. Взрыв. На экране, естественно, не показывается, на сколько кусков разлетается тело, но рвотный рефлекс у нашего бортмеханика открывается моментально. Авторы фильма "Кандагар" показывают, какая бездна между миром исламистов и простых мужиков - работяг с российской глубинки. А ведь несчастная лишь мужу изменила. На Западе это может быть причиной развода. Скандала. Но никак не публичной казни.
А ведь наши ребята должны бы были обнимать своих детей и жен, если бы не эти чертовы патроны и бардак в стране. Попробовали бы эти моджахеды захватить, скажем, американский экипаж! Дак тогда уж наверняка бы Пентагон провел бы военную операцию по освобождению пленников, а натовские бомбардировщики сравняли бы с камнями всех и все, кто причастен к захвату граждан США.
Теперь обратим внимание на еще одного героя фильма - Витька (актер Голубев). Витек - радист, и это персонаж наиболее понятен. Самый молодой из экипажа. В голове - ветер, в руках - колода карт, пальцы блестяще шулерничают. Он так и не может разобраться со своими женщинами. Вроде бы желает жениться, а не складывается. Скорее всего, в глубине души и не особо-то хочет вешать себе хомут семейных уз. Его поведение в плену прозрачно. Он даже готов принять мусульманство лишь бы его выпустили. "Буром" прет против старших товарищей и лично командира.
Это он выдал душманам по недомыслию альбом с семейными фотографиями Владимира Ивановича, в результате чего афганец и изорвал снимки. Витек и сам пока не знает, во что ему верить, а во что - нет. Мусульманство, христианство - ему, по большому счету, по-барабану. Он - молодой парень и просто хочет жить. Он не строит никаких сложных логических построений. "Домой, к маме". Его и винить-то даже в эпизодах малодушия не хочется! Но что важно, именно он, шалопай, принес немалую пользу экипажу в организации побега, отвлекая моджахедов.
Да, он полетел с велосипеда на раскаленный асфальт после удара афганца-наездника. Да, получил очередной тумак. Больно, обидно! Но он выяснил посредством данного ловкого хода, что пулемет рядом с взлетной полосой - бутафория. Значит, есть шанс улететь. Шалопай и картежник не испугался рискнуть.
Теперь о стилистике и недостатках. В ткани фильма чувствуется натянутость повествования, точнее - затянутость многих сцен. Понятно, что сама фабула картины вроде бы не дает возможности развернуться. Экипаж коротает время в одном помещении - каменном мешке. За стены пленников почти не выпускают, да и гости нечасто наведываются. Логично было бы предположить, и это позволяет рецензия, что при столь длительном - более года - нахождении в чуждом мире исламистской темницы, персонажи фильма "Кандагар" должны были бы надоесть друг другу до чертиков. Если бы авторы мощнее "подогрели" конфликты между самими членами экипажа.... А так, однозначно, есть в фильме "зевотные" отрезки, подчас, весьма продолжительные.
Выделим теперь положительный штрих. Как мне показалось, (тут есть со мной несогласные), музыкальный трек фильма очень здорово вписался в стилистику картины. Вот кто прозорливо "просек", какое звуковое оформление сделать этой драматической, в общем-то, истории - это композитор Дарин Сысоев. Плюс эта восточная неторопливость уклада жизни талибов, а также виды Афганистана - все это очень органично сплетено вместе. Я, как зритель даже озадачился, как же такая могущественная, красивейшая в своем безмолвии гор страна, как Афганистан, все воюет и воюет. Веками. А ведь вокруг - одни камни. Да наркотраффик. Да, небогатый выбор у жителей.
Раз мы заговорили о загранице, перейдем к еще одному персонажу из ближней заграницы - хохлу в исполнении Богдана Бенюка. Как ни странно, это - один из самых выпуклых персонажей в картине. Более того, в исполнении Бенюка он получился, как мне кажется, наиболее привлекательным. Вот поглядите на него внешне: вроде бы серьезный мужик. Пышные усы. Чем-то потертого в боях Чапаева напоминает, то есть отважного красного командира. А на поверку получается перед нами - отпетый хохол! Мозаику характера данного персонажа в этой рецензии я бы определил как забавную.
Эн, нет. Смешную. Хотя речь в фильме идет об архитрагической ситуации. Но вот неповторимый говор отпетого хохла истинно умиляет! Во всяком случае, из опрошенных мной пяти человек, трое согласились, что персонаж Бенюка весьма забавен. Он какой-то душевный, я бы так сказал. Только есть, мне кажется, в его линии поведения нестыковка. Вот он получил фотографию из дома. На ней его новорожденная внучка.
Внучка у него под Харьковом родилась. И он зачем-то буквально сует под нос моджахедам фотографию девочки. Он ждет, что те скажут что-то типа: "Ух! Какая муся-пуся!". Сомневаюсь. Свихнулся? Да нет, не похоже. Хотел поделиться радостью со своими мучителями? Я в это не верю. Данный авторский ход выглядит неубедительно.
Выглядит также немного странно, что герой Бенюка, который канючит по фильму и кажется слабым, вдруг вступает в смертельный бой с талибом в самолете. Значит, он как-то хорошо маскировался, что только снаружи - ягненок, а внутри - зверь. Хотя ведь говорят в народе: "Не буди лихо, пока оно тихо". Скажу прямо: в виду своей двуслойности и забавности говора, общего внешнего вида герой Богдана Бенюка весьма притягателен.
Что еще импонирует в персонажах фильма "Кандагар" - так это их человечность. Да, экипаж захвачен, и пребывает в тюрьме, условия в которой весьма далеки как раз от человеческих. Но при всех горестях наши мужики находят силы, а главное - желание повеселиться! Во как! Самозабвенно гоняют в футбол, причем зритель видит, что герои Машкова, Балуева, Голубева, Панина, Бенюка при пинании мяча забывают на время, что они - пленники. Свойственный нашим российским мужикам азарт в игре так и прет наружу, в отличие от их тюремщиков. Вот так: даже в исламской темнице любит наш человек жизнь. Пытается ее скрасить подручными средствами.
В кадре идет дождь. А они, наши мужики, выбегают под "слезы небес" весело, будто в песне Юрия Шевчука "Дождь" со словами:
"И представил я -
Город наводнился вдруг
Весёлыми людьми,
Вышли все под дождь,
Хором что-то пели,
И плясали, чёрт возьми..."
Наши герои как дети брызгаются из колодезных ведер во дворе тюрьмы, хохочут, отфыркиваются и подкалывают друг друга. Это значит - нет, не сломлен тяготами экипаж российского лайнера. Не сломлен. Я считаю сцену с обливанием - лучшей в фильме. Она вызывает гордость за страну. Это особенно чувствуется сейчас, когда приходят не особо пока радостные сообщения о выступлениях наших спортсменов на олимпиаде в Ванкувере.
Перейдем теперь к последнему члену экипажа - герою Андрея Панина. Этот персонаж, как мне кажется, получился наиболее нейтральным. Просто разумный русский мужик. Этакий домосед. Любитель самостоятельно починить утюг, сколотить табуретку. Сложно разглядеть в его герое какую-либо изюминку. Как-то без лишних слов и бравых заявлений он внес свой, пусть и малозаметный, но важный вклад в общее дело - сбежать из талибской невольницы. В конце концов, кто-то должен спокойно играть и незаглавные по экспрессии роли.
В целом, данная рецензия дает мне возможность твердо утверждать, что "Кандагар" не вызвал такие же мощные чувства, как далекие "Пираты ХХ века". Стоит ли посмотреть фильм широкому кругу зрителей? Скажу так: если вы купите билет, то, скорее всего, не пожалеете. Но, если не купите - то трагедии в том не будет. У меня здесь не возникает проблем с оценкой фильма по десятибалльной шкале.