Бескаравайный Станислав Сергеевич : другие произведения.

Прокруст-демократ

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    С кем воюют развитые демократические государства?


Бескаравайный С.С.

Прокруст-демократ

   США возложили на себя роль мирового полицейского. После 1991 года у них осталось к этому очень мало препятствий. Они пытались решить множество кризисов, и сейчас назревает очередной - Иран. Аналитики увлеченно спорят: сколько построено центрифуг для обогащения сырья, есть ли там уже и когда появится бомба. Пугают "ядерными аятоллами". Насколько эффективно разрешится эта проблема?
   Среди прочих показателей работы полиции есть и такой: все ли подозреваемые предстают перед судом, или некоторые почему-то остаются свободными. Особенно неприятно, когда вроде бы виновные люди пользуются неприкосновенностью. С государствами всё не так просто и однозначно, но что мы наблюдаем сейчас? Насколько прочен государственный суверенитет и неприкосновенность границ?
   Разумеется, неприкосновенны члены ядерного клуба. Россия, имея второй по величине ядерный арсенал и действующие средства доставки, пока может быть спокойна. Индия и Китай защищены от полномасштабной "миротворческой операции" - ответный удар, может быть, и перехватят, но экономические потрясения и многолетняя война "не на жизнь, а на смерть" в США никому не нужны. Хотя все три этих государства не застрахованы от "маленьких пакостей" в стиле холодной войны.
   Союзники США, пусть даже сами обладающие атомной бомбой, находятся в двусмысленной ситуации: им гарантируется ядерный зонтик, прикрытие от большого вторжения. Но реальной защиты от незначительных проблем - нет. Когда у Испании были проблемы с Марокко, и африканцы заняли небольшой островок в Гибралтарском проливе - вся машина НАТО не пошевелилась, пока сами испанцы эту проблему не решили. Англии пришлось самой разбираться с Аргентиной. Даже с новыми членами блока, которые изо всех сил хотят чувствовать себя защищенными, всё не так ясно. Типичен случай с Литвой - случайный российский самолет чуть не полчаса кружил в её воздушном пространстве. Никто из системы ПВО альянса и не пошевелился. Можно быть совершенно уверенным: даже если третий позиционный район противоракетной обороны будет развернут в Польше и Чехии - от этих данных самим чехам и полякам большой пользы получить не удастся. Залети очередной самолет, согласования и уведомления займут столько времени, что он либо улетит, либо у него кончиться горючее.
   Кто же прикосновенен, какие государства находятся у мирового полицейского в списке подозреваемых? Если не принимать за истину навязчивую пропаганду про "ось зла", то можно выделить два типа таких стран.
   Во-первых, это страны, где не сложилось прочного административного аппарата. Операции против них - это фактически серия набегов, с целью уничтожить очередную подборку террористов. Из Сомали, как только началась партизанская война, США ушли. Предприятия в Судане уничтожили ракетами. В Йемене так же уничтожили машину с подозреваемыми. Даже Афганистан, где, казалось бы, надо выкорчевывать терроризм - по настоящему не оккупирован. Есть гарнизоны в Кабуле и еще в нескольких городах, но территорию на местах войска не контролируют и собирать урожаи мака не мешают. Права человека, по сути, там никто не восстанавливает, а элементы демократии слишком напоминают потёмкинские деревни.
   Во-вторых, это государства, которые могут препятствовать влиянию США в стратегически важных регионах. Вот здесь уже нет набегов, а есть полномасштабное уничтожение экономического потенциала и занятие территории. Югославия могла быть опасной, выводить из-под контроля Балканы. Война с ней была серьезной. Теперь созданы большие базы в Боснии, есть присутствие в Македонии. Аналогично насыщен войсками регион Персидского Залива. В Ираке размещена группировка в полтораста тысяч человек, которой не приходится простаивать. Ситуация "на местах" отслеживается и всякое возмущение - подавляется. Права человека тоже не защищаются, но работа с местными институтами власти ведется очень серьезная. Создаются долговременные марионеточные режимы. Однако и близко нет попыток создать эффективную экономику, как было в послевоенной Японии или Германии.
   Каковы способы перехода из прикосновенного состояния - в безопасное? Можно стать страной, послушной воле США, как Латвия, которой прощается всё. Или перейти некий уровень могущества, когда война станет слишком затратной. Здесь лучшим примером выступает Пакистан: у власти долгое время был диктатор, но местные разжились атомной бомбой. Эта страна даже стала союзником США. Аналогично Венесуэла, хоть и поносит США при всяком удобном случае, но пока местно население относительно едино вокруг президента, пока основные силы США заняты в Азии - можно продолжать боливаринскую революцию. Если Уго Чавес тоже успеет разжиться бомбой, прежде чем у СЩА освободятся приличные военные резервы, то неприкосновенность его станет весьма надежной.
   Итак, всякое государство, у которого есть возможности для создания атомной промышленности, и которое претендует хоть на малейшую степень независимости в мировой политике - уже потенциальная жертва "демократизации". Оно входит в самую страшную группу риска - в число среди тех, кто может увеличить количество неприкосновенных для США государств. Иран туда попадает. Но если руководство Ирана это знает, и в Вашингтоне знают что знают в Тегеране - то ситуация уже подчиняется логике гонки вооружений! Основная проблема, не в самом факте обладания ядерным оружием. Даже не в нефтяной бирже. Проблема в том, что обе стороны боятся опоздать. Руководство США видит, что скоро возникнет еще одно государство с бомбой - и не желает оказаться в положении своих предшественников 1949 года, когда в переговорах с СССР ядерная бомба перестала быть односторонней угрозой. В Тегеране понимают, что бесполезно отступать или договариваться. К ним рано или поздно придут, как пришли к Хусейну.
   И логику ситуации определяет уже не международное право. Не мораль, не обычай, не разумная политика. Перед нами картина "понятий", на манер уголовных. Кто успел схватиться за пулемет и связку динамита, того не расстреляют. А кто и не тянется к оружию, тот уже не полноценный человек, а так, быдло.
   Смена президента в этом смысле ничего не изменит. Шоу должно продолжаться: чтобы обеспечивать гигантское потребление в США, приходить выколачивать эти деньги из остальной планеты.
   При чем же тут Украина? Она ухитрилась попасть сразу в две группы риска. Одновременно есть предпосылки для создания бомбы, и государственный аппарат лежит на боку. Понятно, что с нынешним оранжевым президентом обвинение в производстве ядерного оружии Украине не грозит - не столько в силу его лояльности к США, сколько в силу заведомого провала такого сложного индустриального проекта. Но если власть начнет меняться, возникнет масса поводов сделать сюда визит.
   США не справились с ролью планетарного жандарма, скатились к мордобою и грабежу. Если единственной нынешней мировой империи удастся подмять под себя Иран (очередная бойня, но уже много большего масштаба, чем в Ираке), то чья очередь придет следом? Северной Кореи, Белоруссии? Их могут защитить Китай и Россия. Может быть Венесуэлы и Боливии? Или возьмутся за Саудовскую Аравию? Бесполезно гадать. Чем дальше будет продолжаться их политика, тем в более страшный тупик зайдет ситуация. И одна из немногих надежд этого дня в том, что страны "второго эшелона", что уже или еще не являются мировыми империями - смогут сказать "нет". Объединяться ли Россия, Китай, Индия, Бразилия для этого в какую-то структуру, или это будет ситуативное большинство - не важно. Главное остановить "демократическое колесо". И тогда уже можно будет решать проблему ядерного оружия. В спокойной обстановке, а не в тени авианосцев.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"