Бескаравайный Станислав Сергеевич : другие произведения.

Краски предсингулярной эпохи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на роман У. Гибсона "Периферийные устройства"


Гибсон У. "Периферийные устройства" СПб: Азбука, 2015

Краски предсингулярной эпохи

   Исторический миг между возникновением Интернета и созданием полноценного, мыслящего ИИ - затянулся на десятилетия. Но каждый год область человеческого взаимодействия с компьютерами становится сложнее - вскрываются новые темы, которые может разрабатывать автор киберпанка.
   Далеко не всегда в этих поисках надо видеть целостные модели или остроумные концепции. Как в "Сказаниях Земноморья" Ле Гуин многие волшебники всю жизнь тратили, чтобы найти одно единственное слово истинной речи - так и писатели порой пытаются разглядеть единственный отблеск будущего. Не всю картину в целом, но различить хотя бы один оттенок.
   До самоотрицающего предела эту тенденцию довел Х. Райаниеми в "Квантовом воре" - нарисовал образ далёкого будущего, построенного на эстетических и постмодернистских аллюзиях. У него футурология обернулась игрой и карнавалом. Гибсон не заходит так далеко. Уже как два десятилетия в его романах актуальные проблемы, вполне современные и социально значимые - сочетаются с эмоциональным восприятием предметов и человеческих качеств, которые никак не получается поместить в сегодняшний день. И чтобы рассмотреть отблески грядущего вместе с автором - надо понять, что же он любит, в каких образах воплощает свои догадки.
   Гибсон очарован ремесленничеством. Но не примитивным, средневековым, а сочетанием новейших технологий, свежих чудес науки - и дедовских механизмов. Почти в каждом его тексте можно найти описание мастерских завтрашнего дня, каких-то лабораторий, кустарных биоферм или подобия лавок старьевщика, где кудесят хакеры-надомники.
   Не оставляет автора равнодушным и образ рождающегося предприятия. Процесс основания фирмы. Когда из случайного набора человеческих качеств и редкого стечения обстоятельств - вдруг появляется вполне значимый бизнес. Для него этот миг, как рождение ребенка или закладка корабля - сочетание больших нервов, торжественности и нежности.
   Наконец, Гибсона привлекают чудачества богатых людей - которые порождают нестандартные технологические продукты. Вроде коляски, начиненной охранным роем микроботов. И вообще необычные изделия, которые выражают индивидуальность человека - прописаны в каждом его романе. Стертый, как пятак, рекламный слоган "вы покупаете не вещь, а образ жизни" - Гибсон умудряется делать правдой: трость с лезвиями, пустынная яхта, изысканный натюрморт в коробочке - становятся продолжением персонажа или даже его лицом, если персонаж никак себя более не проявляет.
   Сложение этих трёх компонентов даёт нам образ "суммы технического знания", которая подвластна мастеру-человеку. Вот велосипед конструкции позапрошлого века, вот в его раме новейшие аккумуляторы, вот и чип, программы - они позволяют сделать уникальный трюк, на который не был способен никакой велосипедист прошлых эпох. И одновременно автор создаёт образ индустрии, нацеленной на конечного пользователя - когда под его личные потребности перебираются все конструкции прошлого и настоящего - и создаётся персональный гибрид.
   Гибсон, при всём своем технократизме, пытается совместить уникальность личности человека, главенство её в нашей цивилизации - и новые уровни технологии, которые превращают личность homo sapiensa в серийный продукт. Он пробует сгустить вокруг себя время и, как муха в янтаре - застыть в предсингулярной эпохе, финал которой описал в своем первом знаменитом романе. Его будто пугает безжалостная интеллектуальность киберпанка Дэвида Марусека или Питера Уоттса
   В этот раз, чтобы притормозить сингулярность, Гибсон обращается не к чисто техническим обоснованиям, а скорее к физическим: основное фантдопущение "Периферийных устройств", это воплощённый парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена в проекции на параллельные миры - после вмешательства в прошлое, рождается еще одна реальность, ветвь на дереве бытия, при том исходное будущее сохраняется без всяких изменений или парадоксов. Прошлое и будущее, при всех своих отличиях, связаны незримой пуповиной, возможен обмен информацией, а для человека возможно удалённое цифровое присутствие. Главный технический объект романа - это нечто среднее между "аватаром" и "дистанткой" - управляемое тело, называемое "перифераль". Чтобы прочувствовать другое тело, ощутить "расщепление" - героям приходится сменить время и обстановку. И львиную долю своих усилий Гибсон тратит на то, чтобы показать разницу между присутствием в "настоящем ином" и обычным виртуальным погружением.
   Одновременно уникальности человека противостоит 3D-принтинг - возможность очень быстро "сфабить" любую вещь. Умеренно сильные ИИ в будущем широко распространены, а рядом с людьми - роботы-митикоиды, мало уступающие живым слугам -охранникам. Только вот людей в будущем маловато - не все пережили глобальные потрясения.
   Разумеется, в сюжете есть гонка с постоянно растущими ставками, есть детективная линия и целая череда масок, которые придется срывать с персонажей. Поначалу неторопливый - сюжет берет разгон, скачкообразно увеличивает сложность, размерность, после чего интриги растворяются в медленном и благополучно-слащавом финале, больше напоминающим анимэ.
   Но самое страшное в картине - то, что остается за её рамкой.
   Гибсон осторожничает не только в вопросах искусственного интеллекта - но и в моделях использования "альтернативного прошлого". На поверхности лежит идея найма людей из прошлого в относительно малолюдном настоящем - на должности второстепенных охранников или лакеев. Чуть глубже - идея коллекционирования оружие, которым будут истреблять себя люди, если в прошлое отправить некоторые технологии и спровоцировать войну.
   Но ведь перед людьми из будущего - бесконечный ресурс.
   Множество миров позволит не только моделировать экзотические механизмы, но и строить лаборатории - ставить опасные и антигуманные эксперименты. Или искать месторождение в глубинах земной коры самыми варварскими и разрушительными методами.
   Можно так изменить мир, чтобы среди миллиардов людей нашлась та уникальная личность, которая будет сочетанием своих психических качеств соответствовать потребностям заказчика. Любым.
   Конечно, использование человека из прошлого - задано граничными условиями. С одной стороны это стоимость ИИ, который может делать все тоже самое. А с другой - стоимость канала в прошлое, всей электроники и аватара-периферали. Лишь между этими гранями может существовать работник из прошлого, и грани эти в мире, где математика развита на несколько порядков лучше, чем у нас - должны быть просчитаны очень быстро.
   Для малозначимого переговорщика Недертона путешествие в прошлое может быть средством утоления печали по минувшим годам и упущенным возможностям, воплощенной ностальгией. Но для индустрии, которая стоит на службе у семьи клептархов Зубовых - выводы должны были быть сделаны буквально за несколько часов. Рождение целой отрасли "эксплуатации прошлого" - это тайна, которую автор предпочел не раскрывать... И пока эти нечеловеческие бизнес-решения остаются за кадром - перед читателями разворачивается авантюрный запуск нового стартапа. Нескучное выходит дело. А в общении прошлого и будущего герои романа, до того неряшливо плывущие по жизни - буквально находят себя! Ветераны получают здоровье, деньги и войну в одном флаконе. Мать семейства - спокойную старость в безопасной местности, а провинциальная девушка Флинн Фишер - настоящую, большую цель, к которой она будет идти все следующие годы.
   В остальном, увы, книга Гибсона - это крепкий, средний роман, в котором под маской грядущего прячется очень много черт современности. Русские клептархи-олигархи, живущие в Лондоне. Китай, как черный ящик, откуда можно получить всё, что угодно. Ожидание острейшего экономического кризиса, которое витает над Штатами, да и всем миром.
   Поэтому не надо искать в романе рабочей модели будущего. После колоссального успеха "Нейромантика" не всякий автор решится строить еще один целостный мир. Попробуйте рассмотреть в тексте яркие лоскутки из пёстрого одеяла завтрашнего дня.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"