Бескаравайный Станислав Сергеевич : другие произведения.

Проблема свободы получения информации в учебном процессе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В данной статье анализируются недостатки системы образования, которые проявляются с развитием компьютерной техники, и препятствуют когнитивному развитию студентов, их гносеологической самостоятельности. Делается вывод о необходимость максимально быстрого подключения студентов к научным разработкам.


Бескаравайный С.С.

Проблема свободы получения информации в учебном процессе

  
   В данной статье анализируются недостатки системы образования, которые проявляются с развитием компьютерной техники, и препятствуют когнитивному развитию студентов, их гносеологической самостоятельности. Делается вывод о необходимость максимально быстрого подключения студентов к научным разработкам.
  
   У данiй статтi аналiзуються недолiки системи освiти, якi загострюються з розвитком комп'ютерно§ технiки, i перешкоджають когнiтивному розвитку студентiв, §х гносеологiчно§ самостiйностi. Робиться висновок про необхiднiсть максимально швидкого пiдключення студентiв до наукових розробок.
  
   This article analyzes the shortcomings of the education system, which worsen with the development of computer technology, and hinder cognitive development of students, their epistemological autonomy. It is concluded that the need for the fastest possible connection of students to scientific developments.
  
   Ключевые слова: система образования, гносеологическая самостоятельность, информационно-интеллектуальные умения, Болонская система, тьютор
   Key words: education, epistemological autonomy, information and intellectual skills, the Bologna system, tutor
  
   Сохранение качества образования - одна из самых актуальных проблем высшей школы не только Украины, но и мира. Кроме социальных предпосылок кризиса, существуют и чисто технологические нововведения, все более распространенные, которые трансформируют образование.
   Самое яркое их проявление - это невозможность провести оценку знаний студента из-за новых средств коммуникации. Телефоны, разнообразные ридеры, планшетные компьютеры и т.п. техника обеспечивает устойчивую связь экзаменуемого с Интернетом.
   К сожалению, львиная доля усилий некоторых педагогов направлена на прямое решение данной проблемы, безо всяких попыток понять её первопричины. "Простое" решение выражается в следующих методах, каждому из которых соответствуют свои сложности:
   - отсечение студента от справочной информации - технически трудно, коррупционно ёмко;
   - быстрая генерация новых и новых вопросов - такая практика приводит к превращению содержательных вопросов, требующих развернутых ответов, в обычные тесты, а тесты хуже отражают проблематику излагаемых в академиях курсов;
   - устные ответы с рассуждением, которые показывают уровень рефлексии студентом проблемы - коррупционно ёмко, из-за чего ВУЗы повсеместно переходят исключительно на письменные экзамены;
   - решение типовых задач на основе исходных данных преподавателя, когда каждый раз задаются новые варианты - приводит к использованию студентами стандартных программных заготовок, куда подставляются исходные значения.
   В идеале преподаватель должен постоянно создавать новые задачи, требующие оригинального подхода, аналитического мышления. При том, что старые варианты задач "утекли" в интернет, и доступны всем студентам. Однако объем учебного курса ограничен, и количество новых заданий, базирующихся на материале этого курса, также не безгранично.
   Бесполезно давать сложную творческую задачу большой группе студентов - при типичном для ВУЗов Украины уровне преподавательского контроля будет работать лишь часть из них, остальные заведомо скопируют оригинальные разработки с минимальными дополнениями. Если же написать громадное количество тестовых вопросов, то студент превратится в "говорящий блокнот", в зубрилу, который будет дико ненавидеть преподавателя - ведь тот не дает воспользоваться информацией, мгновенно извлекаемой другими людьми из Интернета.
   В результате происходит снижение системности мышления, ухудшаются навыки усвоения новой информации - учащийся больше копирует, чем понимает.
   Литература, затрагивающая проблемы образования, достаточно четко фиксируется снижение эффективности образования последние годы: "Коэффициент полезного действия системы образования как генератора кадров для процесса познания близок к нулю. Три процента, характерные для паровоза, - это наш послезавтрашний счастливый день". [13, С.98-100, С.102]. Упоминается учеты индивидуальных особенностей учащегося при использования информационных технологий: "Эти особенности очень трудно описать с помощью системы формальных параметров, как это делается при анализе технических систем управления"[15]. При этом значительная часть авторов воспринимает расширение использования компьютеров оптимистично, видя проблемы скорее в сокращении периода непосредственного общения преподавателя и ученика [4, 8, 11],. Если взять достаточно типичную коллективную монографию, посвященную воспитанию человека будущего - "Образ человека будущего: Кого и Как воспитывать в подрастающих поколениях" [9] - то мы увидим там весьма интересные и глубокие рассуждения о планетарно-космическом типе личности, об экологическом императиве образования, даже анализ представлений о человеке будущего в советской культуре 20-30-х годов. Но там нет попыток сконструировать новый облик системы образования, которые бы отражали разнообразие воздействия новых технологий на процесс обучения.
   Совершенно очевидно - проблема куда глубже, чем просто сложности с оценкой уровня знаний учащихся. Мы задеваем лишь её верхний уровень. Попытка найти решение лишь в совершенствовании процедуры экзамена - означает использование неадекватных методов. Проблема многоаспектна: достаточно лишь упомянуть, что чем более ответственный экзамен сдают студенты, тем более развернутыми и глубокими должны быть их ответы - однако, возникает катастрофическая нехватка времени у преподавателя.
   Как промежуточный вывод, позволяющий лучше очертить объект и предмет статьи, можно сказать: информационное противостояние преподаватель-учащийся в современных его формах неизбежно будет выигрывать учащийся, т.к. с помощью легкодоступных приборов он может задействовать для поиска ответов практически всю "мировую паутину". Если преподаватель задает студенту вопросы по стандартному, известному всем курсу - например "детали машин" или "сгорание топлива" - то учащийся неизбежно превращается в ретранслятор сведений из Интернета. "Объем знаний студента стремится к объему информации Википедии" - характерная поговорка последних лет.
   Объект статьи: роль информационных технологий в образовании
   Предмет: проблема гносеологической самостоятельности учащегося при взаимодействии с компьютером.
   Чтобы раскрыть проблему, необходимо описать наиболее существенные тренды и противоречия, которые определяют взаимодействие информационных технологий и системы образования.
      -- Как еще не оформившаяся, но значимая тенденция: привычная система образования сталкивается с конкуренцией образовательных программ - лектора, вообще человека-преподавателя заменяет компьютер. Разумеется, у чисто электронного обучения масса недостатков - и ограниченная непосредственная мотивация учащихся, сложности с неправильно сформулированными вопросами учащихся и т.п. Однако сейчас эти сложности уже во многом преодолеваются: за лицом пользователя программа может следить с помощью веб-камеры. Множество "неправильных" вопросов получили свои ответы, и хранятся в очередных электронных архивах. То есть, чтобы общаться с некорректным пользователем компьютер даже не должен "понимать" вопросов, достаточно использовать контекстные ответы, по принципу контекстного перевода. В ближайшее время мы будем наблюдать формирование новых противоположностей: с одной стороны живой преподаватель, с другой - обучающая программа.
   Разумеется, ВУЗы сами расширяют программу дистанционного обучения, видя в ней способ привлечения новых студентов. Электроника рассматривается я виде "аудиторно-аппаратных комплексов", которые могут состоять из "нескольких передающих видеостудий, совмещенных с аудиториями для проведения очных занятий, а также... ...приемных аудиторий на местах "доставки" учебного контента, как в стенах учебного заведения, так и за его пределами для обеспечения занятий на производстве, трансляции научных конференций, круглых столов, выставок и др" [7, С.71]
   Привычные формы высшего образования защищены традицией и множеством законодательных актов - "человек с дипломом" считается специалистом, а самоучка при прочих равных условиях будет получать низшую зарплату. ВУЗы выполняют социализирующую роль в развитии личности. Но в перспективе конфликт неизбежен: если абитуриент будет знать, что за полгода интенсивных занятий он сможет приобрести минимально необходимый профессиональных знаний, и что ВУЗ в будущей профессии не даст ему почти ничего сверх этого минимума - то очень многие не захотят тратить лишние четыре года жизни на политологию, эстетику, историю Украины и другие предметы. Устранить грядущее противоречие можно лишь сохранив за ВУЗами заведомо более высокий уровень образования.
      -- Перевод всей системы образования на "цифровые рельсы". Здесь и многочисленные проекты замены учебников на планшетные компьютеры, на ридеры. Постепенный отказ от работы со студенческими рефератами (написанными от руки или распечатанными) в пользу презентаций, программ и т.п. Использование дисплеев вместо плакатов, стендов и других габаритных наглядных пособий. В результате и вопросы, и ответы будут существовать в оцифрованном виде. Неизбежно насыщение любой аудитории всё большим количеством приборов, имеющих большой объем памяти, дружественный интерфейс и связь с Интернетом.
   Бороться с этим трендом абсолютно бессмысленно и вредно. Как современная армия, лишенная всей электроники, теряет львиную долю своих возможностей, так и специалист, инженер, работающий на производстве - окажется малополезен без компьютера. На случай нештатных ситуаций с отключением электроники он обязан знать алгоритм отключения оборудования, эвакуации. Возможно, даже, он сможет поддержать часть технологических процессов. Но современный завод без автоматики работать не может и не должен.
   Разумеется, существует старое обоснование для "зубрежки" - учащийся должен усвоить суть очередной задачи, понять механизм действия приборов. И ничто так не помогает разобраться в сложных уравнениях, как их самостоятельно решение: навык решения задач "вручную" есть базовым для понимания их сути учащимся. Но есть следующий тренд, которая показывает, что подход с привычными формами "зубрёжки" работает всё хуже.
      -- Отказ студентов от "механического" заучивания материала. Конспектирование материала, которое еще двадцать лет назад обеспечивало подражание ради понимания, создавало фундамент рефлексии - сейчас по мере сил игнорируется студентами. Студенты, приходящие на занятия с ноутбуками, часто набирают лекции, но их мотивация к работе резко падает, когда они видят точно такой же конспект в электронном виде, который преподаватель надиктовал в прошлом году. Работа с учебниками начала приобретать какой-то совершенно другой вид. В оборот вошло слово "гуглить" (от названия поисковой системы Google) - никто не желает учить сведения, которые в любой момент, при ничтожных усилиях можно получить в сети Интернет. То есть от необходимости "знать, где в какой книге находятся ответы", студенты переходят просто к умению "формулировать проблему". Для более или менее успешного обучения этого оказывается достаточно! Но тут возникает очень опасное явление - "интернет-образованщина". Учащийся не формирует в своем сознании сколько-нибудь полной системы рефлексии, он может быть не сведущ в наиболее типичных проблемах. Ему надо просто набрать вопрос в окошке поисковой системы. Проблема в том, что обращение к электронным справочникам, спасет студента на экзамене, без доступа к справочному материалу из сети невозможна будет и работа по специальности, однако при работе с техникой неизбежно возникнет проблема, ответ на которую в Интернете либо отсутствует, либо является ложным. А "инженер" уже не сможет отличить правильную рекомендацию, от ошибочной.
   К сожалению, этот трэнд имеет вполне предсказуемое продолжение. Следующим в отказе от аналитического мышления будет переход от формулировки проблемы на специфическом языке, с применением профильной терминологии, к формулировке той же проблемы обыденными словами. Потребитель не изучает конкретный раздел науки, техники, искусства - он просто относительно четко может высказать свои пожелания. Запоминания громадного количество терминов, которое сейчас даже и не замечается многими студентами - покажется им чудовищно обременительно зубрежкой. Подобная трансформация, например, строительной механике, может выглядеть как отказ от задания характеристик нового сплава в терминах твердости, гибкости, жаростойкости или жаропрочности: заказчик будет просто говорить, что достаточно прочным, чтобы выдержать, допустим, вес заданной строительной конструкции в определенном климате.
   Это путь в гносеологический тупик: учащиеся утрачивают навыки самостоятельного поиска ответов на вопросы. Трэнд компьютеризации требует решения противоречия между пониманием и копированием на новом уровне.
      -- Высшая школа, как и любое другое учреждение, во-первых, подвержено действию законов Паркинсона [10], во-вторых - подвержено влиянию экономики.
   Это формулирует в высшем образовании своё достаточно старое противоречие. Академические курсы растут, пополняются материалами, одновременно устаревают. Без нужды усложняются пакеты документов, перечни и т.п. Увеличивается объем непрофильных дисциплин. Финал подобного процесса можно было неоднократно наблюдать в истории. Университеты позднего Средневековья, над которым так издевался Ф. Рабле, институты по советологии и кремленологии в США, которые проморгали распад СССР и т.п. Общий симптом неизменен: происходит отрыв науки от производства, а учреждение "больно непризавитом" (в терминологии С.Н. Паркинсона).
   Одновременно работодатель (частный или государственный) желает получить специалистов как можно быстрее, и чтобы эти специалисты максимально соответствовали рынку труда. Количество академических курсов так же может увеличиваться, но учащиеся будут получать крайне одностороннее, узкоспециальное образование. На предпосылки к созданию такой ситуации указывают, к примеру, во французском техническом образовании [6]. Или же образование резко дорожает, государство отказывает его субсидировать - как в современной Германии [16].
   В каждую историческую эпоху это противоречие решается своим способом, и единого тренда для образования порой не существует - в гуманитарных дисциплинах может быть самый тяжелый расцвет бюрократии, а в технических - динамичное создание новых специальностей. Каково будет влияние информационной революции (кроме упоминавшейся выше конкуренции программы и человека), каков будет ответ современности? На необходимость быстрейшей формулировки такого решения указывает следующий тренд.
      -- Повышается скорость старения информации, замены оборудования, изменения программного обеспечения. Человечество чрезвычайно быстро накапливает новые сведения, наука идет вперед. Можно сказать, что любой курс, пройденный в университете, в целом окажется недостаточен уже через десять лет, а для значительной доли дисциплин еще раньше. Соответственно, хороший специалист вынужден учиться всю жизнь.
   Это уменьшает значимость для учащихся привычных форм образования. Если еще полстолетия назад поступление в профильный ВУЗ определяло всю дальнейшую профессиональную жизнь человека (он получал распределение на работу и мог трудиться по специальности всю жизнь, проходя стандартные курсы повышения квалификации раз в несколько лет), то теперь высшая школа судорожно пытается угадать тенденции рынка труда, и подстроить даже программы первых курсов обучения под возможные изменения, которые произойдут к тому времени, когда сегодняшние абитуриенты доберутся до четвертых-пятых курсов. Косвенным подтверждением этой тенденции можно указать большое количество выпускников ВУЗов, работающих не по специальности: это явление не может иметь лишь экономические предпосылки - тогда бы все не устроившиеся по своей специальности, трудились бы на рабочих местах, требующих низкой квалификации, а в реальности мы наблюдаем относительно свободный поиск вакансий.
   Из-за такого перманентного устаревания информации - очень большой процент "зазубренных" студентом сведений, оказывается заведомо бесполезен. Навыки поисков информации остаются, умение самостоятельно учиться остаётся - но значительный объем той базы, на основе который возникли эти умения, "сдается в архив", забывается из-за своего редкого использования.
   С учётом пяти перечисленных трендов можно полнее сформулировать проблему "проигрыша" преподавателем информационного противостояния со студентом. В идеале преподаватель сообщает учащемуся качественно новую информацию. Эта информация может быть новой для учащегося (если он не знает, к примеру, особенностей диаграммы железо-углерод), и/или свежей новостью для науки (очередные успехи в нанотехнологиях). Пока высшее учебное заведение остается основным источником новой информации в обоих смыслах (в библиотеке тяжело получить доступные пояснения к учебникам) - студенту приходится учиться на основе именно "зубрёжки". Получать качественно новые знания на фундаменте из чисто количественных сведений.
   Но сейчас Интернет чем дальше, тем больше отбирает у преподавателей монополию на трансляцию стандартных сведений, классических учебных курсов.
   Легко представить себе наихудший вариант развития событий, который вполне может реализоваться, если современная высшая школа законсервирует существующие проблемы - для этого не следует выдумывать ничего нового, не нужны "фанатстические допущения", достаточно лишь продолжить существующие тенденции. Высшее образование станет практически всеобщим, при том, что его ценность продолжит снижаться. Работодатели сейчас рассматривают отсутствие диплома, как способ снизить зарплату, но соответствие диплома избранной профессии мало кого волнует - следовательно, возникнет множество "сокращенных" форм обучения, в рамках которых будет предоставляться документ о высшем образовании. Одновременно большая часть ВУЗов окончательно станет "вещью в себе" - громадной машиной, которая поглощает средства, годы жизни людей и производит лишь малограмотных бакалавров. Основная масса студентов окажется перед выбором: либо честно "зубрить" громадное количество ненужных сведений, тратить силы на конспектирование лекций, которые в итоге неинтересно читать самим преподавателям, либо пользоваться техникой, которая избавит их от нудной и однообразной работы. Гносеологическая самостоятельность таких бакалавров будет стремиться к нулю - за годы подобного обучения они научатся виртуозно копировать ответы "похожие на правильные". Редкие идеалисты, энтузиасты своего дела окончательно "утонут", не смогут повлиять на ситуацию. Аналогично и лучшие ВУЗы, лучшие кафедры, не смогут обеспечить промышленность и государство подходящими специалистами.
   Учащиеся, которые захотят получить настоящие знания для занятия ремеслом - то есть своей профессией без её научных обоснований - будут пренебрегать учебой в пользу подработок, любой реальной деятельности (и это станет массовым явлением). На рабочем месте они все равно узнают больше. А учащиеся, которые захотят заниматься наукой, стать учеными - будут страшно загружены сдачей множества малополезных для них дисциплин. И единственный выход для них - прямо идти в лаборатории, становиться учениками действующих ученых. Произойдет (и частично произошел) отрыв высшей школы от производства, она перестанет выполнять роль связующего звена между наукой и техникой.
   В случае затяжного экономического кризиса государство просто устранит систему-паразита или она рухнет сама от сокращения финансирования - дипломы обесценятся настолько, что их станут выдавать после трехнедельных курсов, а отсутствие документа о высшем образовании перестанет быть предлогом для снижения заработной платы. После коллапса сохранятся действующие лаборатории при крупных фирмах и университетах (их будет сравнительно немного), а львиную долю затребованных на производстве навыков, которые учащиеся раньше получали в стенах ВУЗов, он будут приобретать у собственных компьютеров, в системе ПТУ и в центрах переподготовки фирм. Высшее образование получит очень устойчивую отрицательную репутацию.
   Но не будем выступать в роли алармистов-паникёров. Чтобы понять пути выхода из подобного тупика, необходимо оглянуться, проанализировать, какие кризисы уже преодолевала система образования, и благодаря чему развивалась.
   У средневекового ремесленника не было никаких проблем с "избыточным" высшим образованием. Все знания подмастерье получал без отрыва от производства и любой навык вырабатывался лишь когда требовался в работе. Параллельно возникла система университетов, в которых готовили кадры, максимально оторванные от производства - будущим юристам, теологам, дипломатам куда важнее была дисциплина сознания и умение говорить на латыни, чем вопросы физики. К началу Нового времени эта разделенная система себя изжила: в её рамках невозможно было вести исследования, которых требовала развивающаяся промышленность. Ремесленник не умел работать с информацией, грамотно выстраивать абстрактные умозаключения, не владел категориальным аппаратом. Выпускник университета был буквально "задавлен" необходимостью знать латынь, греческий, иврит, прочесть Аристотеля и множество его комментаторов, свободно ориентироваться в теологических спорах, в гербах и родословных знатных семейств и т.п. Его навыки явно не соответствовали грядущим задачам преобразования науки.
   Единую систему, включающую науку и производство начали воплощать сообщества ученых Ренессанса и первых десятилетий Нового времени. Это кружки, отчасти салоны, весьма неустойчивые собрания, порой зависящие от денег единственного спонсора. Г. Галилею, занимавшему официальную должность профессора, пришлось тратить громадное количество времени на пустые диспуты с коллегами, на бесконечные попытки отстоять приоритет своих изобретений, а порой и на чтение курсов по географии ада. Словом, он был одиночкой. Но у этих одиночек и небольших сообществ были уже совершенно другие навыки работы с информацией, другое восприятие мира, иной категориальный аппарат. Например, он не воспринимал ссылок на античную мифологию, как аргументов в дискуссии об астрономических явлениях, в то время, как для его оппонентов такие ссылки были значимы [1].
   Во второй половине XVII-го века и первых десятилетиях XVIII-го происходит перелом - в старых университетах или во вновь созданных учебных заведениях начинают преподавать новую физику, механику, гидравлику. Академии наук (например, парижская после реформ Кольбера) начинают приобретать современный вид. Там экспериментальная и/или математическая проверка утверждений доводится практически до автоматизма. Решение буквально сотен примеров (стандартных задач) становится той базой, на которой через повторение учащиеся приходят к пониманию.
   Кружки и неформальные сообщества ученых отходят на второй план. Они, впрочем, сохраняются, дискуссионная среда не исчезает. С чем это связано? Любая педагогическая программа отличается достаточным консерватизмом, преподаватели стремятся описывать решенные проблемы. Так воспитывают инженеров. Но, придя к периферии науки, человек должен вступить в область неопределенности. По многим проблемам не выработано единого мнения - и здесь не обойтись без дискуссий. Для использования и осмысления технического знания, как принципиально менее целостного, нельзя было абсолютно жестко формализировать философский дискурс. Представление о необходимости такой системы сложились в Новое время: пока ньютонианство не приобрело почти абсолютного авторитета, в умах философов соперничало множество течений и концепций - стала ясна необходимость "дискуссионной площадки", на которой даже в середине XVIII-го века, опираясь на частные проблемы науки, могли подвергать сомнению основы ньютонианства [5].
   В течении всего XVIII-го века идет усовершенствование системы образования, и одновременно становится совершенно ясно, что всё техническое образование не может быть объединено с академической деятельностью. Есть элементарные социальные диспропорции: промышленная революция требует десятков тысяч инженеров, а число академиков (профессоров и всех, кто профессионально занимается именно открытиями в науке) на два порядка меньше. В результате возникает система технического образования и сеть академий. Связь между ними несомненна, но единства нет и быть не может, они направлены на удовлетворение совершенно разных запросов общества.
   Финалом становления идеала системы образования индустриальной эпохи - можно указать возникновение берлинского университета, где неразделимость исследования и преподавания была прямо зафиксирована в меморандуме Вильгельма фон Гумбольдта "О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине" [3] К этому идеалу можно было приближаться, но вся система образования не могла его повторить.
   "Интернетовский" кризис начала XXI-го века - все увеличивающая свобода доступа к информации, компьютеризация процесса обучения - ставят под вопрос существование старой образовательной "системы-кентавра". Как аппарат "ксерокс" убил профессию копировальщицы-чертежницы, так интерактивный дружественный интерфейс вместе с хорошей образовательной программой могут "убить" преподавателя. Такое развитие событий кажется маловероятным, но возможным, если преподаватели будет сообщать на лекциях лишь тривиальные вещи и пытаться сформировать у студентов устаревшие навыки работы с информацией. Примером подобного неправильного подхода можно указать требования к студентам-программистам сдавать курсовые в рукописном виде.
   Каков же путь решения проблемы?
   Необходимо на новом уровня добиваться объединения промышленности и науки, теории и практики в пределах учебных заведений. Этого невозможно достичь лишь улучшением отчетности, повышение дисциплины, введением разнообразных стандартов качества или обеспечения лекций медиа-сопровождением. Требуется многоуровневое решение.
   Во-первых, должна измениться социальная роль высшей школы. Нынешнее положение, когда множество полуфиктивных ВУЗов чисто формально выдают "корочки" - недопустимо. Высшая школа должна обеспечивать не статус, который позволит получать зарплату, а умения, навыки, компетенции и т.п. - которые и обеспечивают такой статус.
   Во-вторых, обучение должно быть объединено с практикой. Никакие формальные, условные решения тут недопустимы. Показуха будет лучше всего видна именно учащемуся, и она немедленно приведет к утрате его внимания - если студент будет знать, что можно вытащить из интернета очередную "туфту", и преподаватель её примет, то сколько бы отчетов не написал потом персонал университета - они будут аналогичной "туфтой". Студент должен усвоить категориальный аппарат, получить целостную систему восприятия мира, но простое, механическое насыщение программы обучения гуманитарными курсами, так же не может быть оправданием отрыва от практики. Как справедливо заметил С.Н. Глазычев "само по себе увеличение гуманитарных и гуманитарно-природных ориентиров в образовании не снимает проблемы готовности к адекватному бытию" [2, c.25].
   В-третьих, у студента должна быть осуществимая возможность формулировать ответы самостоятельно, и делать это быстрее, чем происходит их заимствование (или хотя бы тратить сопоставимое с копированием время). Здесь невозможно обойтись без смены навыков и умений, без качественно нового уровня работы с информацией и одновременно оттачивания умений рефлексии. Эти навыки сейчас пытаются искать и создавать механизмы их выработки. Например, С.А. Сапон указывает на информационно-интеллектуальные умения: "эффективность работы с информацией при строгом соблюдении логико-информационных закономерностей языка на уровне описания, объяснения и прогноза для достижения познавательных целей" [11, С.99]. В этих умениях, "представление информации на уровне понимания" это определение связи между предметами и явлениями, анализ связи между предметами и явлениями, обоснование причинно-следственно связи. "Представление информации на уровне прогноза": определение проблемы и формулировка гипотезы, подбор необходимой информации и составление плана действий по решению проблемы, предъявлять вариант решения. Можно составить множество вариантов подобных умений, но общий их смысл в том, что учащийся должен как можно быстрее получать доступ к "качественным" знаниям, не тратя лишнего времени на "количественные". Те методики, которые использовал еще Я.А. Коменский, были идеальны для "эпохи Гуттенберга", для определенного информационного потока и книги, как основного носителя информации. Сейчас их необходимо трансформировать.
   Как вывод, можно сформулировать несколько требований к системе высшего образования:
   - неукоснительное соблюдение "гумбольтовского" стандарта ВУЗов. Учебное заведение может считаться высшим лишь настолько, насколько ведет исследовательскую деятельность. В противном случае это техникум или ПТУ с принципиально иной программой обучения. Это не значит, что ставится цель минимизировать количество ВУЗов, оно должно лишь соответствовать уровню развития науки в стране (и этот уровень надо повышать);
   - неразрывность исследований, практики и учебы. Студент должен включаться в НИОКР уже с первого курса. Он должен пройти ступеньки развития от подмастерья до исследователя в действующей команде Роль учащегося в проекте возрастает строго по мере получения соответствующих навыков, и ему бессмысленно искать готовые ответы в Интернете, поскольку ответов еще попросту не существует. Такое обучение создаст отличные предпосылки для выработки гносеологической самостоятельности студента. Но идеалом была бы взаимосвязь между переходом от подмастерья к исследователю - и овладением методологическими регулятивами теории, пониманием онтологических предпосылок профильных научных дисциплин и т.п.;
   - как специалист не может считаться полноценным в отрыве от профильной библиотеки и справочной информации, так и учащийся с первого же дня пребывания в ВУЗе должен рассматриваться как единое целое с собственным компьютером, с собственным научным архивом, подборкой книг и т.п.;
   - выработка нового набора навыков обращения с информацией. Для современного студента десятипальцевый "слепой" набор текста и скорочтение a priori важнее каллиграфического почерка. Умение интуитивно подстраиваться к новым интерфейсам, быстро выявлять возможности новых программ, быстро искать информацию, работать с обучающими программами - необходимы будущему инженеру;
   - выработка набора информационно-интеллектуальных умений на основе новых навыков работы с информацией - учащийся должен анализировать и закреплять новых методов, постоянно разнообразить "гносеологический арсенал" и быть готовым гибко использовать его использовать. Учащийся должен так же обладать целостной научной картиной мира;
   - возможно, реализация тех составляющих болонской системы, которые сейчас крайне ограничено используются в постсоветской высшей школе: тьюторство, индивидуальная подборка курсов. Тьютором, возможно, может выступать руководитель проекта, в который записывают первокурсника. Это, конечно, может привести к излишне "техническому" подходу в выборе курсов, к противоречию между выбором тьюторов и требованиями формирования целостного мировоззрения студента.
   - наконец, проблема, которая была очерчена в начале статьи - сложности с оценкой уровня знания студентов. Вероятно, возможен следующий подход: студент может и должен приходить на экзамен с компьютером - это его орудие труда. Учащийся настолько хорошо формулирует ответы, насколько он хорошо собрал и упорядочил информацию на своём ноутбуке. Использование Интернета во время экзамена недопустимо - в любом ВУЗе достаточно возможностей, чтобы экранировать несколько аудиторий.
   Разумеется, подобный подход неизбежно столкнется со сложностями. Есть чисто экономические - институт тьюторства может быть весьма затратным. Есть организационные - далеко не все сегодняшние ВУЗы готовы формировать достаточное количество исследовательских проектов, чтобы полноценно использовать в них всех студентов. Но главная сложность - не превратить студента в "технаря", в узкого специалиста по игольным ушкам, который ничего не знает об остриях. И задача сформулировать его методологический багаж на основе новых навыков работы с информацией - одна из самых актуальных задач современной философии образования.
  
  
  
   Литература:
   1. Галилей Г. Пробирных дел мастер. - М.: Наука, - 1987. - 272с.
   2. Глазычев С.Н. Наука в гуманитарном университете: становление традиции// Вестник международной академии наук (русская секция) 2008 - N1 - С. 22-29
   3. Дуда Г. "Введение к меморандуму Вильгельма фон Гумбольда "О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине""// Университетское управление, - 1998 N3 (6) - С.24-27 http://www.ecsocman.edu.ru/univman/msg/144982.html
   4. Карпов Е.В. Информационно-технологические аспекты модернизации гражданско-правового образования студентов вузов// 18 Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. Человек и образование, - N 1 (26) 2011 - С.18-22
   5. Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1977. - 300с , с.68
   6. ле Галь Б, Сулье Ш. "Реформа управления университетами и актуализация спора факультетов во Франции" Laboratorium. Журнал социальных исследований. - 2009,  N 1 - С. 65-82.  http://www.ecsocman.edu.ru/data/2010/09/08/1214991115/5_Soulie_rus.pdf
   7. Марон А. Е., Монахова Л. Ю., Алексеенко И. А. (СанктПетербург) Информационные технологии сопровождения непрерывной профессиональной подготовки специалистов// 18 Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. Человек и образование, N 1 (26) 2011 - С. 69-72
   8. Ноженко Е. И. Информационные технологии в системе учебной деятельности учащихся открытой (сменной) школы// Научный педагогический и психолого-педагогический журнал "Человек и образование" из Перечня ВАК РФ. [Электронный ресурс] N2 (23) - 2010 - С. 74-77
   9. Образ человека будущего: Кого и Как воспитывать в подрастающих поколениях: коллективная монография / Под ред. О.А. Базалука - К.: Кондор, 2011. - Т.1. - 328с.
   10. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сборник. - М.: Прогресс, 1989. - 448с.
   11. Пахотин К.К. Высшая школа - некоторые избранные проблемы: монография. - Умань: Вi-завi, 2007. - 269с.,
   12. Пищулин Н.П., Огородников Ю.А. Философия образования. - М., 2003.
   13. Переслегин С. "Система знаний для менеджеров будущего: можно ли преодолеть кризис высшего образования" - "Top-manager", 2007 г., N 2, с. 98-100 и 102.
   14. Сапон С.А. Информационно-интеллектуальные умения как образовательный результат//Человек и образование N1 (26) 2011 - с.98-103
   15. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2005 - 400 с
   16. Ходов Л. Проблемы высшей школы Германии Опубликовано в журнале "Вопросы экономики", 2009, N7, с. 147-152
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"