Бескаравайный Станислав Сергеевич : другие произведения.

Неклассические вампиры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия обыкновенная. На роман Пелевина "Ампир В". Участвовала в конкурсе на сайте www.krupaspb.ru (Питербук). Прошла в финал.


   Неклассические вампиры
   (Виктор ПЕЛЕВИН. "Ампир В" ЭКСМО 2006)
  
   Бывает, что автор не уместил в одной книге все свои мысли. Продолжение писать нельзя - со старыми героями уже все ясно. Приходится создавать произведение, которое будет второй половинкой целого. Особенно интересно, если это целое вмещает в себя всё творчество писателя. Так весь В. Пелевин, который не поместился в "Священной книге оборотня" - втиснулся в "Ампир В", а если что-то отсутствует в "Ампир В", то искать недостающее надо в "Священной книге...".
   Главный герой - юноша Роман, девятнадцати лет, не в армии и не в университете - стал вампиром. Но не от укуса, а от получения языка, особого существа-симбиота, которое и превращает человека в вампира. Чисто случайно он попадает в элиту общества и приобретает имя Рамы Второго. Тут же выясняется, что подросшие клыки - это еще не повод питаться кровью.
   Да и зачем автору литры "красной жидкости"? В. Пелевин выдумал очередное идеальное постмодернистское существо. Фантастический элемент необходим лишь для устранения перегородок между людьми, чтобы герои и читатели могли видеть, могли видеть весь тот хаос, что творится в человеческих головах. Если лиса-оборотень помнила тысячи своих клиентов и, заодно, громадный культурный пласт, то вампиры узнают все о человеке, лишь попробовав каплю его крови. Создается прекрасное поле для общения персонажей, на котором автор занимается своим любимым субъективным идеализмом с китайской спецификой. И старшие вампиры расскажут новичку, что мир вокруг создан воображением, а воображение может существовать лишь в этом мире.
   Впрочем, текст не исчерпывается только философскими рассуждениями. Автор создает фильтр, через который можно воспринимать окружающий мир. Несколько понятий, оправленных в афоризмы и сдобренных очередной англо-русской лингвистической головоломкой - и готовы розовые очки. Через них можно смотреть на что угодно. Дискурс и гламур, сиречь качества культуры, которые необходимы для выработки наркотика баблоса - вот вся основа человеческой цивилизации. Читатель с лёгкостью отыщет в окружающем обществе сотни подтверждений.
   Настоящий фильтр одновременно должен стать трафаретом и накладываться не только на окружающий мир, но и на сознание героев, на их речь. Потому автор заботливо создает внутренний язык произведения, будто систему зеркал, в которой должно заблудиться читательское внимание. Слова об улитке, которая стремится на вершину Фудзи, описание большого плетеного веера над кроватью, история летчика Ганса Ульриха Руделя - повторяются каждые тридцать страниц и насыщаются таким количеством смыслов, что читатели понимают их уже лучше персонажей. Венцом подобных двусмысленностей становится вампирический сонет, сочиненный главным героем. Каждая строчка в нем - это отражение сюжетной линии романа либо знакового для персонажей предмета.
   Лишь одно чувство может пробиться сквозь бесконечные двусмысленности - любовь. Настоящее, искренне чувство, может возникнуть даже в гаденьком мирке вампиров. Однако, финал неизменен: автор снова убил любовь деньгами, властью и долгом. Если русский волк-оборотень бросил китайскую лису, чтобы вернуться на службу, то Иштар Четвертая не бросила Раму Второго, она даже подарила ему жизнь. Только у него на душе не стало меньше черных кошек.
   Наконец, об изюме в булке - о постмодернистском юморе. Текст буквально набит модными словечками, свежей рекламой и актуальными политическими реалиями, а, заодно, и отсылками к множеству классических и не очень произведений. Но автора невозможно обвинить в том, что он де заимствовал идею, и за неимением фантазии, использует все, что видит. Отсылки уже не смотрятся в тексте посторонними вкраплениями, они и составляют сюжет. Книга вместо того, чтобы выглядеть бесконечным рекламным буклетом, становится первоисточником, хроникой событий. Потому есть шанс, что среди книг, по которым будут судить о нашем времени, будет и эта. Жизнеописание неклассических вампиров.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"