К двадцати годам (1819 г.), закончив курс права и успев набраться практического опыта юриста, Бальзак тем не менее отказался в дальнейшем работать в конторе нотариуса и гнуть спину над соглашениями о продаже, брачными договорами, инвентарными описями. Он мечтал сделаться известным литератором, поэтому договорился с отцом о небольшой ренте на два года, за которые, был уверен, он создаст нечто грандиозное, которое не только прославит его, но и принесет немалые барыши.
"Что за блаженство, - пишет он в этот период сестре Лоре , с которой был близок как никто духовно, - победить забвение и еще больше прославить имя Бальзака. При этой мысли кровь у меня бурлит!"
В эпоху революционных передряг, он чувствует, система потребует выдающихся талантов и непременно обратится к великим литераторам, и он, достигнув литературной известности, вне всякого сомнения сможет прибавить к званию великого писателя звание великого гражданина.
Кроме того он намерен с помощью пера достичь независимости, посредством своих романов освободиться и обрести славу и деньги ("Что он начал мечом, я довершу пером", - напишет он чуть позже на бумаге и приклеит этот девиз на камин под бюстом обожаемого Наполеона). Он прочитал Кребильона, который "ободрял его"; Корнеля, который "приводил его в восторг"; Расина, который "отбивал у него желание писать". В ближайших планах у него романы, комедии, комические оперы, трагедии, - то, что как никогда востребовано современной читающей публикой.
И хотя призрак службы нотариусом еще довлеет над ним, он как одержимый, впроголодь, в убогой, продуваемой всеми ветрами мансарде шестиэтажного дома по улице Ледигьер ("В чердаке есть своя поэзия", - часто говаривал он) пытается создать свой первый шедевр - историческую трагедию "Кромвель", так как, по его мнению, исключительно драматургия наиболее достойна воплощения в это время, а тема Кромвеля "самая прекрасная тема в истории". Бальзак надеялся, что его труд станет "молитвенником для народов и королей".
Увы, судьба не так была благосклонна к молодому пииту, как хотелось бы. Кроме того он сам прекрасно осознает, что недостаточно талантлив в версификации. В результате его дебютное сочинение проваливается уже при первом прочтении в узком семейном кругу и получает малоутешительные отзывы от "знатоков": поэта и актера. А бывший учитель его будущего зятя, в прошлом преподаватель литературы в Политехнической школе и самостоятельно сочинявший незамысловатые комедии, профессор Франсуа-Гийом Андриё и вовсе посчитал молодого автора безнадежным.
В листке с замечаниями, который сестре Бальзака удалось в тот день заполучить, он начеркал: "Мне не хотелось бы отбить у Вашего сына охоту писать, но полагаю, что он с большей пользой мог бы употребить свое время, нежели на писание трагедий и комедий". Получается, время и усилия, которые должны были принести ему известность, потрачены впустую? Неужели он ошибся в себе?
Через два года кропотливой работы он сам признал своего "Кромвеля" никудышным.
"Трагедии не мое дело, вот и все", - констатирует он, нисколько не расстроившись, потому что две страсти по-прежнему неослабно довлеют над ним: любовь и слава. А писательство для него остается только одной из многих возможностей выбиться, чтобы посредством денег и славы завоевать мир. Из-за чего расстраиваться? Не пошла трагедия, можно заняться новомодными романами, - здесь тоже есть где развернуться. Фантазии ему не занимать!