Скрыпник Андрей : другие произведения.

Курица или яйцо?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Курица или яйцо?

   Радужный маг задумчиво стоял у закрытой двери подъезда, поглаживая длинную белую бороду и постукивая посохом о бетон.
   - Вы не можете войти, дедушка? - услышал он бойкий женский голос.
   От неожиданности величавый волшебник весь встрепенулся. Он оглянулся и круглыми от изумления глазами посмотрел на маленькую пухлую женщину в коричневой куртке и чёрном берете.
   - Ой, боже ж мой, я вам помогу, - запричитала женщина, мягко отстранила важную фигуру и таблеткой открыла кодовый замок.
   - Входите, дедушка, - пригласила она, открыв дверь.
   Ступив в тёмный коридор, радужный маг запоздало ответил:
   - Это вы мне?
   - Вы на какой этаж? - беспокойно спросила женщина.
   - На последний, - угрюмо произнёс маг.
   - Последний - это четвёртый, - рассмеялась, поднявшись на площадку, женщина. - Вы сказали так, будто это многоэтажка. Но у нас лифта нет. Сами дойдёте? Палка у вас длинная.
   Маг согласно кивнул и подумал о том, что она хоть и говорунья, но обладает деятельной добротой.
   - А вы на какой? - спросил он.
   - На третий, - с готовностью ответила женщина. - Вы, наверное, к инвалиду?
   Старик снова с удивлением посмотрел на круглую маленькую женщину.
   "Всё это неспроста," - подумал он, а вслух произнёс:
   - К нему.
   Пара медленно поднималась по ступенькам.
   - Он за год двоих похоронил. Пандемия, - покачала головой женщина. - Остался один-одинёшенек. Потом и с ног упал. Сама видела, идёт с палочкой, не такой как у вас, а маленькой, - маг непроизвольно взглянул на свой роскошный посох, - идёт и вдруг судорога как скорёжит ногу с колена! Стоит, бедный, шатается. Но гордый, от любой помощи отказывается. Его мысли всегда где-то там, - женщина показала пухлой рукой на потолок, - высоко-высоко.
   - Но надо спускаться на землю, - глухо продолжил маг. - Затем и иду.
   - Вот-вот, - вздохнула женщина и остановилась на площадке своего этажа.
   Маг посмотрел на неё и перед тем, как подниматься дальше, произнёс:
   - У вас добрая душа. Будет приятный сюрприз.
   - И вам всего хорошего, - пожелала женщина, открывая свою дверь.
   Старик за углом остановился и прислушался. Дверь открылась и в подъезд донёсся детский крик:
   - Бабушка, мы навсегда приехали!
   - Ах, ты ж моё золотко! - женщина закрыла дверь
   Маг улыбнулся в бороду и стал степенно подниматься выше. На площадке последнего этажа он подошёл к единственной деревянной двери и коснулся её посохом. Дверь не открылась. Маг указательным пальцем коснулся кнопки звонка. Но тишина не была нарушена.
   - Ничего не понимаю, - развёл руками старик. - Как на качелях, - и сквозь двери прошёл в квартиру.
  
   Новичок угрюмо сидел на табурете у окна и смотрел на серые облака. Палку он отшвырнул в дальний угол комнаты. Маг удивился тому, что всё прибрано и хозяин, в общем-то, не запущен.
   - Здравствуй, я пришёл, - произнёс гость.
   Новичок согласно кивнул, крутнулся на табурете и указал на кожаный диван.
   - Прощальный подарок от Вит Саныча. Садись.
   Маг прислонил посох к стене и аккуратно сел на мягкую кожаную подушку.
   - Вот, - он развёл руками, - явился на общее обозрение. Значит, надо подвести очередную роковую черту в неком твоём проекте.
   - Не говори глупостей, - нахмурился хозяин.
   - Но это так, - медленно сказал гость. - Конечно, дубовые листья - интересная история. И герои там забавные, без червоточины, и догадки смелые, и планы вселенские. Но это всё неправда. Жизнь показала - материя есть и она первична по отношению к нам. Говорю так, хотя мне горько это сознавать.
   - Не говори глупостей, - повторил новичок, легкомысленно махнув рукой.
   - Вот где придуманные тобой миры? Ты же конкретно описал, как туда пройдёшь, как будешь творить и радоваться. Что из этого сбылось?
   - Ничего, - уныло отозвался новичок.
   - Ты сам захотел потерять всех своих родных? Хотел, чтобы соседи называли тебя инвалидом?
   - Нет.
   Маг победно поднял голову.
   - И что сейчас занимает всё твоё сознание? Кто фактически руководит твоей жизнью, о мастер необузданной фантазии?
   - Ну, - хозяин хлопнул в ладоши и вздохнул, - практически... умирающее тело.
   - Что и требовалось доказать, - закончил маг.
   - Глупости, - с каменной упрямостью произнёс новичок.
   - Направляющие шоры хороши для рабочих лошадей, а не для людей, - заметил маг и откинулся на спинку дивана. - Ведь и моя жизнь служит доказательством первичности материи.
   У хозяина сработало беспокойство автора.
   - А что с твоей жизнью не так? - спросил он.
   - Я просыпаюсь только тогда, когда кто-то прочтёт твои рассказы со мной, - с горечью сказал величавый старик. - Потом по инерции где-то хожу, что-то стараюсь делать. Но никто меня не замечает. Я прохожу сквозь них, как время. Потом опять засыпаю на ходу... Только сейчас одна странность случилась. Я не смог пройти сквозь дверь в твой подъезд, да соседка твоя меня увидела и даже заговорила. Или это опять твои герои?
   Хозяин отрицательно помотал головой.
   - Давно уже не пишу. Ты прав - я пытался уйти хоть в какой-то из своих миров. Безрезультатно. Но ты же маг! Анализируй всё. Это не странность, а игры создателя этого мира. Всего-навсего. Слушай, - новичок встал, но схватился за колено и с искажённым лицом рухнул на табурет. Интенсивно потирая выпрямленную ногу, он продолжил, как будто ничего не случилось: - Раз ты пришёл как реализатор некой финишной черты, а я не согласен с твоими поверхностными выводами, то надо хорошенько подумать.
   - О чём думать? Что создатель - та твоя провинциальная ведьма? - усмехнулся в бороду маг.
   Новичок внимательно посмотрел на него и признал:
   - Нет, всё значительно серьёзнее. Мы оказались бессильными созданиями, как и все другие мастера, вертикаль движения миров не появилась.
   - А ведь мы тогда тебе поверили, - покачал головой старик.
   - Погоди унывать! - попытался вдохновить гостя новичок. - Ты же сам заметил странность и я могу не одну такую вспомнить. Материя не может быть первична, если начинать сначала.
   - Великий взрыв? - спросил маг. - Ну, была точка - та же материя. Их, возможно, по бесконечности немыслимое количество разбросано.
   Хозяин не согласился:
   - Это то, что можно, так сказать, пощупать. И хоть немыслимое, но количество. Придётся объяснять, что это, где начало, где конец? Как всё появилось, откуда? Почему должно сохраниться, а не рассыпаться в прах и исчезнуть?
   Маг молчал.
   - Это не может быть начальным условием, - убеждённо сказал хозяин. - Надо глубже зарываться. Только бесконечность и то, - он поднял указательный палец, - что без пояснений и напряжения может соответствовать ей всегда и везде.
   - Ну, пустота. Ты писал об этом, - недовольно зашевелился маг.
   - Конечно. Ничего другого предложить невозможно, - новичок на этот раз осторожно встал и опёрся о подоконник. - В последнее время я сквозь тоску думал, почему не получается картина с дубовыми листьями? Моя жизнь так демонстративно разрушена и я оказался бессильным помочь своим, когда они задыхались. Ты прав - ведьма не вписывается в эту картину. Действует некто постоянный, вечный, так сказать, "с набитой рукой". Но этот вечный почему-то резко поменял свои интересы. В поисках ответа я вернулся к начальным условиям. И буквально окунувшись в эти две основы без всех поздних наслоений, вдруг ясно увидел парадокс - конфликт бесконечности и пустоты.
   - Почему именно ты увидел, такой уникальный? - шутливо взорвался маг, размахивая руками. - Что, специально во мне зависть разжигаешь? Сейчас возьму посох и обращу тебя в лягушку.
   Новичок рассмеялся.
   - Прости, но это действительно удивительный парадокс. Не обижайся - сквозь смех попросил он.
   - Ну смотри, - предупредил маг, - если это не так, а просто бахвальство...
   - Так-так, - махнул рукой новичок, - теперь серьёзнее, - он немного помолчал: - Начальные условия - бесконечность и пустота. Для себя я определил так - пустота может быть двух типов: мёртвая и живая. Итак, начальное условие - бесконечность и мёртвая пустота, без сознаний и образов, обманных материй и так далее. Согласен?
   - Это ваш сон, мастер, - резонно ответил маг. Но, заметив недовольство новичка, добавил: - При данных тобой обстоятельствах такое начальное условие справедливо.
   - Но при мёртвой пустоте, - тихо произнёс хозяин, - нет бесконечности.
   - То есть как, нет, - растерялся маг. - Если я туда бы попал, то с посохом мог в любой точке оказаться.
   - А вот и нет, - довольно улыбнулся новичок. - Это была бы ходьба на месте. Ты можешь идти, бежать, своим волшебным образом перемещаться, без разницы. Как белка в колесе. Нет никаких маркеров, отметок. Бесконечность не реализуема, не ощутима, не нужна. Мёртвая пустота съедает первое начальное условие.
   - Ох! Прямо мурашки по телу пробежали, - вздохнул маг и снова откинулся на спинку дивана. - Фантазёр на все деньги, - но затем его глаза вспыхнули и он встрепенулся: - Вот поэтому и нужна материя! Отметки бесконечности!
   - Мой бедный друг, - снисходительно произнёс новичок, - откуда в пустоте материя? Из чего она там может появиться?
   - Волны, - несмело ответил старик и добавил: - Эфир.
   - Зефир, - завершил его мысль хозяин. - Волны чего в мёртвой пустоте? Нет. Как бы ты не изощрялся, в конце концов признаешь - только сознание. Оно одно, из всех понятий в мире, тождественно пустоте. Но сознание в своих мыслях, видениях может конструировать миры, рождает любые образы, тяжесть материи, эмоции, катастрофы, бег времени, а главное - создаёт метку пространства там, где оно появилось. И всё, что напридумало такое сознание, ведь реально не существует, не нарушает понятие пустоты. Когда такие вот сознания друг за другом покрывают пространство, появляется бесконечность. Это и есть живая пустота.
   - А материя? - хмуро спросил маг.
   - Сознание не может держать в себе какой-то неподвижный мир образов. Попробуй сам думать только о своём посохе. Сознание захиреет и скатится, в конце концов, к мёртвой пустоте. Нужны какие-то шарады, чтобы возбуждать интерес сознания. А понятие материи даёт неисчислимые варианты развития мира образов. Добавь сюда глобальный обман сознательных образов, таких как мы, - это ещё больше интересных сценариев.
   - Местечковые сознания как отметки бесконечности, - задумчиво сказал маг, глядя в потолок. - Здесь что-то не так. Присядь, а я пока подумаю.
   Хозяин послушно сел на табурет, а маг потянулся, взял в руки посох, коснулся его лбом и закрыл глаза.
   - Ну, конечно! - наконец-то очнулся радужный маг и осторожно отставил посох к стене. - Курица или яйцо!
   - Не понял, - признался хозяин.
   - Что рождает каждый день твоё сознание? - вкрадчиво спросил старик.
   - Тело...то есть образ, принимающий вид тела...ну, это так сразу не объяснишь, почему каждый день заново.
   Маг в душе потешался над сбивчивыми пояснениями новичка.
   - Хорошо, остановимся на этом, - согласился старик. - Но у нас с тобой такое же сознание, как те местечковые, правда?
   - Да, - неуверенно подтвердил хозяин, ожидая подвоха.
   - А что же породило эти местечковые сознания? Только не говори, что сознание это тот же образ. Чепуха типа твоей ведьмы. Ты никак не обрисуешь сознание. И это не корона вокруг головы, как ты в молодости писал. Оно здесь, - маг указательным пальцем ткнул себе в лоб. - Скорее я соглашусь с названием "живая пустота", но только чётко ограниченная в пространстве. Ну, так что же породило местечковые сознания?
   Новичок задумался.
   - Да, это вопрос открытый. Или желание пространства, или требование бесконечности...
   Маг перебил его:
   - Но местечковые сознания, по-твоему, рождают все образы вокруг нас и никакие другие образы на них не влияют?
   Новичок внимательно посмотрел на мага и согласно кивнул головой.
   - Я понял, - сказал он. - Они первичные сознания, а мы - вторичные. Но наши сознания - такие же метки в пустоте и мы создаём такие же миры образов.
   - Бессильные, другими не видимые, краткосрочные и угнетаемые внешними обстоятельствами, - жёстко припечатал радужный маг.
   Новичок пожал плечами, ибо возразить ему было нечем.
   - Ладно, продолжим, - вздохнул он. - Пусть первая разница между нами - как рождаются сознания. Хотя независимые сознания образов - такие же метки в пустоте.
   Старик вздохнул и разочарованно покачал головой.
   - Постой, - ухватился за новую мысль новичок, - получается, если наш мир крутится внутри одного из первичных сознаний, то оно огромно. Это гигантская метка пустого пространства. Но послушай, - глаза хозяина сверкнули, - здесь скрыт тот самый ответ, за которым я обратился к начальным условиям.
   У радужного мага уже был готов приговор фантазиям новичка, но он пока молчал.
   - Ведь первичные сознания неподвижны, а мы двигаемся за своими образами в пространстве, - продолжал хозяин. - Мы не привязаны к какой-то метке. В отличие от послушных образов, наши сознания занимают место в пустоте, которое первичное сознание считает своим. Возможно, что мы своими независимыми мыслями срываем какие-то его идеи. Но вот именно из-за этого оно нас гасит. Ты теперь понимаешь, почему так грубо была прервана космическая эра? Независимые сознания устремились туда, где по представлениям первичного, им совсем не было места.
   - Теперь послушай меня, - не выдержал маг. - Пора остановиться. Твои фантазии растут, как на дрожжах.
   - А где я неправ?
   - Прав, прав, - маг взял в руки посох, взглянул на новичка и после минутного размышления поставил его обратно. - Ну хорошо, допустим, твои фантазии верны. Если разглядывать материю до мельчайших подробностей, я теперь допускаю, что можно дойти до состояния пустоты. И наш этот мир, - старик развёл руками, - можно назвать миром образов с обманными ощущениями. Но чем это тебе поможет? - с надрывом спросил маг. - Пусть это первичное сознание в пустоте, за ним мириады таких же, но оно огромно, а мы в нём просто кратковременные образы. Твоё сознание там, - он указал пальцем на голову новичка, - и твои миры там, и твои герои там, и знания там. Это песчинка по сравнению с размерами первичного сознания. Чем ты можешь ему помешать и что собираешься доказать? Придёт тот час, когда первичное сознание просто сменит картинку и от нас ничего не останется. Как и не бывало. Где будут все эти твои сложные построения, твои миры? Догадываешься?
   - Вроде логично, - признал хозяин. - Но слишком всё статично. А в живой пустоте должна быть динамика. И вообще, - сморщился, как от горькой пилюли, новичок, - эти твои слова оскорбительны и несправедливы.
   Маг развёл руками. А новичок продолжал возмущаться:
   - Почему независимые сознания должны прозябать в роли песчинок, независимо от деяний? А первичные, что, навсегда распределили между собой бесконечность? За какие такие заслуги?
   - Ты сам подтвердил, что вертикали движения миров, этой меры добра и зла, нет, - заметил старик.
   - Очень жаль, - буркнул новичок и осторожно поднялся на ноги. Покосившись на посох, он начал медленно прохаживаться по комнате. - Нет, твой приговор поспешен. Слишком всё статично, слишком. Ведь первичное сознание откровенно деградирует. Недаром уже везде, а не только в моих давних книгах, звучит термин "Семидесятые". Отказавшись от того направления, первичное сознание постоянно меняет образы и предлагает альтернативы, сколь мерзкие, столь и дебильные.
   - А причём это до нашего разговора? - удивился радужный маг.
   - Как причём?! - возмутился новичок. - Ведь появляются пустоты в обоих мирах, и в духовном, и в физическом. Это пустоты в огромной метке, выделенной нашему первичному сознанию. Ему такое не исправить.
   - Прямо-таки не исправить! - поддался на уловку новичка маг.
   Новичок отрицательно помотал головой и, продолжая измерять шагами комнату, принялся объяснять:
   - Испугавшись лавинного прироста независимых сознаний, наше первичное сломало развитие мира и предложило опять старую песню - бесконечную борьбу созидания и разрушения.
   - В общем, битва добра и зла, - уточнил маг.
   - Конечно. Я уверен, в других первичных сознаниях такой же механизм избавления от нежелательных соседей. И хоть вертикаль движения миров не появилась, но путь в минус бесконечность явно просматривается. Добровольно пригласив разрушение в свои мысли, первичное сознание тем самым сделало его триумфатором.
   Старик внимательно затих на диване. В его глазах впервые за эту встречу появилось уважение.
   А новичок продолжал фантазировать:
   - Для добра в столкновении со злом приемлем только один вариант - полное сокрушение противника. Любые другие варианты принудительного соседства ведут к угасанию созидания. Первичное сознание, пролистав свой богатый опыт миров, уяснило, что постоянное присутствие зла уничтожает под корень независимые сознания образов. Поэтому первичное, образно выражаясь, вяжет по рукам и ногам, давит со всей силы на макушку добра и тянет вверх под мышки зло, почему-то считая, что так ставит в равные условия противников для вечной борьбы.
   - А что не так? - удивился маг. - Где добро, там и зло. Я в прежней своей реинкарнации постоянно балансировал на грани добра и зла.
   Новичок остановился.
   - И что это тебе принесло? - спросил он.
   Радужный маг задумался и на его лоб набежали глубокие морщины.
   - Да, - сказал он. - Внутренний и внешний разгром и полное унижение от всякой мерзости. Я не смог сохранить в себе добро, ты прав.
   - Вот, - кивнул новичок и продолжил ходьбу. - Втаптывая в грязь первое и насильственно возвышая второе, первичное сознание думает, что это ограничится только его мирами образов. Нет, извольте, - горько усмехнулся хозяин. - То же самое происходит с его мыслями - а это основа всякого сознания.
   Маг, наблюдая за ним, замер как изваяние.
   - И там, - продолжал, чеканя шаг, хозяин, - созидание стирается в труху, а разрушение превращается в горный обвал. Ничего уже не поменяешь. Просто нельзя договариваться со злом.
   - Переходи к итогу, - медленно произнёс маг.
   - Мёртвая пустота отмеренного ему пространства, - закончил новичок. - И в других метках то же самое. Статичными сознаниями руководит одно правило - чтобы ничего кардинально не менялось, не пущать, изводить любое независимое сознание. И как это согласуется с созиданием?
   - Садись, - хлопнув по дивану, великодушно предложил радужный маг. - Считай, что посоха нет.
   Новичок сел рядом с гостем.
   - Давай, колись, - по-дружески предложил старик. - Сколь ни причудливы узоры твоей фантазии, этой нити должен быть конец. Переходи к нему, пожалей мои седины.
   - Ну да, - согласился новичок, - много выплывает историй, можно запутаться. Тогда обратимся к вершителям всего нашего бытия.
   - Давай уже, - махнул рукой маг. - Меня уже ничем не удивишь
   - Предусловие - мёртвая пустота. Страшное состояние, что-то вроде нашей смерти. Дальше возникают начальные условия и появляется бытие. Курица или яйцо на новый лад, жизнь или смерть, не правда ли? - усмехнулся новичок.
   Старик устало вздохнул.
   - Хорошо, не будем отвлекаться, - успокоил хозяин. - Начальные условия. Первое - пустота. Ну, этим всё сказано. Что за неё переживать и к чему присматриваться? Она не стоит нашего внимания. Второе условие - статичные первичные сознания в своих огромных метках. По сути, это та же пустота, но живая, способная мыслить и создавать миры обманных образов. Как сейчас мы понимаем, способность быть живыми у статичных сознаний зависит от направления их мыслей. Для искоренения независимых сознаний, неизбежно возникающих в огромных метках в процессе созидания, они допустили в свои мысли разрушение и стремительно деградируют. Не знаю, как тебе, но мне теперь они совершенно не интересны. А главное, - новичок многозначительно поднял указательный палец, - они лишь инструмент для поддержания третьего начального условия - бесконечности. А вот тут у меня уже захватывает дух, - хозяин пристально посмотрел на гостя, маг согласно кивнул головой. - Это величие и загадка. Ценность бытия, которую никак не хочется терять.
   - Но уникальность каждой точки бесконечности создаётся образами сознаний, - возразил радужный маг, - если оставаться в твоих фантазиях, - поспешно добавил он.
   - Вот, здесь главный вопрос! - подхватил тему новичок. - Обязательно ли этими творцами должны быть огромные статичные метки? Изначально и до конца ли приподнесён им этот дар и кем? Смотри, при деградации первичных сознаний, из-за их правила никого не пущать в свои метки, в образах появляются пустоты и, хуже того, мерзость. Если мерзость победит, не захочется исследовать бесконечность. Логичнее станет мёртвая пустота. Сознания нужны, конечно. Но для чего? Чтобы расцветала бесконечность. Обязательно ли для этого первичными должны быть огромные статичные метки? А почему не мы, независимые сознания, но только с вертикалью движения миров? Когда от мыслей сознаний, от добра и зла, будет зависеть - растут и усложняются миры образов или рассыпаются в прах вместе с сознаниями. Такая бесконечность сложна и неуправляема, но устойчива к мерзостям однородных статичных сознаний.
   - Но этого же нет! - твёрдо произнёс старик, глядя в пол.
   Хозяин вздохнул, встал и медленно подошёл к окну.
   - Между мёртвой пустотой и бесконечностью с её образами сознаний есть какая-то сила, - произнёс он, вглядываясь в даль. - То, что позволило пустоте стать живой, родиться мыслям и сознанию. Или пустота, захотевшая величия, закрутила вихри мыслей. Или бесконечность обладает способностью возрождения путём воздействия на пустоту. Или какая-то третья сила?
   - Посмотрим, - произнёс за спиной глухой голос.
   - Эта сила, - завершал свои фантазии новичок, разглядывая облака, - глобальна, но, видимо, нуждается в сознаниях. Возможно, сама не обладает этим. Поэтому она позволяет делать всё статичным сознаниям, но и постоянно рассыпает искры независимых сознаний по образам, надеясь на их мысли в поисках устойчивой бесконечности. Надеюсь, ещё не решён вопрос, кого сделать первичным - курицу или яйцо, статичные метки или бурлеск независимых сознаний с вертикалью движения миров, - хозяин помолчал. - Но хочется быть самодостаточным. Чтобы важны были именно наши знания и поступки, а не решения какой-то иной могучей силы. Именно она постоянно вводит мои мысли в пике поиска сути и корней мира. Я прав или нет? - новичок оглянулся.
   Мага и посоха уже не было. Только тишина и одиночество.
  

2021 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"