Аннотация: Сравнительный анализ романа Э.Берроуза"Принцесса Марса и к.ф."Джон Картер"
Мало найдется писателей,чья фантазия оказалась столь богата, что перед ней спасовал сам Голливуд. Ровно целый век потребовался, чтобы "Великая фабрика грез" оказалась технически готовой экранизировать достойно первую книгу цикла Э.Берроуза "Марсиане". Роман "Принцесса Марса"был опубликован впервые в 1912г., и только в 2012г. по его мотивам вышел на киноэкраны фильм"Джон Картер" режиссера Эднрю Стэнтона.
Фильм "Принцесса Марса"режиссера Марка Аткинса, 2009 года выпуска, трудно назвать серьезной работой. По своему качеству он сильно смахивает на любительскую постановку из подручного реквизита и кадрами, оставшихся после монтажа фильмов" Звездные войны,"Звездный десант", "Вспомнить все" и парочки боевиков. Поэтому говорить о нем особого интереса не представляет.
Сразу надо сказать,что "Джон Картер" не является точной копией романа Э.Берруза. Из за чего, после первого просмотра фильма, хочется в очередной раз обвинить Голливуд в слишком вольном обращении с классикой. Но прочтя внимательно ещё раз роман , начинаешь задумываться о причинах такого отступления от авторского сюжета.
Не занимаясь подробным пересказом книги и фильма, осветим основные моменты, где творение фабрики грез смогло проиллюстрировать роман, а где пошло своим путем.
И начнем, как водиться, с экспозиции и прочего антуража.
Съемки безводных степей с желтой скупой растительностью, реки Ис, заброшенных городов, ристалища, выполненные качественно, дают картины, словно сошедшие со страниц книги.То же самое касается и фантастических животных.
Но не поражать воображение зрителей Голливуд не может, поэтому вместо поднимающихся на ночь домов у Берроуза, в фильме Зонтаг - это целый движущийся город.
Далее.В романе Берроуз называет корабли марсиан "дирижаблями" и "аэропланами". Но учитывая, время написания романа, свойство человека оперировать известной ему терминологией, можно сказать ,что и в этом моменте Голливуд оказался на высоте. Летательные аппараты марсиан в фильме не окажутся отстало - примитивными, но при этом вполне узнаваемы по книжным характеристикам.
Облик героев так же передан безупречно за исключением некоторых деталей: у книжных марсиан изо рта растут огромные клыки, а не бивни от висков. Дея Торис, как и все на Марсе, наряжена только в драгоценности. Да и сам Джон Картер в книге оказывается на Марсе в "чем мать родила". Впрочем такое отступление от оригинаоа вполне объяснимо: что можно в тексте ,не всегда допустимо на экране.
Но вот мы переходим к самому Джону Картеру и начинаются вопросы. Ни типаж главного героя, ни его поведение не соответствуют его книжному прообразу.
Книжный Джон Картер - "широкоплечий богатырь, спортсмен,...У него коротко остриженные волосы,серые стальные глаза,в которых свелась несокрушимая воля". То есть сильный,уверенный в себе брутальный мужчина. Знающий себе цену, чего хочет и готовый этого добиваться любой ценой. Тем более,когда ты впервые влюбился, и твоя избранница - самая красивая женщина на планете, не обремененная лишней одеждой. Дама при этом, как настоящая принцесса, позволяет себя спасать, совершать подвиги в свою честь, не путаясь особо под ногами. Джон Картер не ностальгирует по родным местам, не сожалеет о прошлом, "не выпадает в осадок" от смены обстановки. Золотоискательство для него -способом убить время на гражданке. Поэтому он, как естественную, воспринимает мысль ,что "планета вечных сражений" и есть его дом и судьба.
Джон Картер - киногерой , хоть и способен с отчаяния крошить туземцев целыми ордами, и по сути являет собой релаксирующего неудачника, озлобившийся на весь мир, носящегося с идеей- фикс "найти пещеру с золотом". Но сподобившегося вдруг искупать вину перед собой, идя на самопожертвование. Не похоже,чтоб Дея Торис вызывала у него безумно сильные чувства. Скорее здесь идет в ход правило"мы в ответе за тех,кого приручаем".В конце концов, сколько можно страдать в одиночестве? Девица из приличных, с приданным и связями. Можно и остепениться, когда ещё такой случай подвернется.
Зачем понадобилось так переосмысливать образ Главного героя?
Возможно дело в том,что за сто лет шагнул далеко не только технический прогресс, но произошли изменения в общественных устоях, взглядах на жизнь,идеалах, до этого веками остававшиеся непоколебимыми. И Голливуд,в силу коммерческого интереса, похоже, не мог не среагировать на это.
"Фабрика грез" побоялась прогореть, представив зрителям самый древний типаж мужчины - воина,решительного,способного ради любимой женщины рискнуть без колебаний всем. И заменила на человека с более сложной душевной организацией.
В первом случае,прекрасных глаз любимой вполне достаточно,чтобы перевернуть мир, смести с дороги любые препятствия, проявляя эгоизм свойственный влюбленным. В конце концов ,в книге вся вина Саб Тана,только в том, что Дея Торис нужна Картеру самому. Во втором варианте, наличия просто прекрасной незнакомки маловато , надо психологической ломка, колебания,метания, чтобы наконец то взяться за её спасение и мира.
О времена ,о нравы! Отсюда вывод. Новое переосмысливание книги предложенное Голливудом может подойти тем, кого не устраивает первобытная брутальность героев типа"Конана- Варвара" и древние избитые сюжеты о спасении красавиц. И наоборот, тем кому надоели вечно рефлексирующие, сами незнающие чего хотят, персонажи, стоит не создавать мнение о творчестве Берроуза по фильму, а обратиться к первоисточнику, и убедиться самому в невероятном богатстве фантазии автора-фантаста.