Бизянов Владимир Филиппович : другие произведения.

Инструмент концептуального управления

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  1.Выбор и обоснование концептуальной модели системы разработки
  стратегии инновационного развития организации
  Обобщенная концептуальная модель типовой системы разработки стратегии инновационного развития организации, предлагаемая в настоящих методических рекомендациях, изображена на рис.1.
  Конкретная структура этой системы и состав ее элементов определяется разработчиком стратегии с учетом характера проблемы, системного кризиса организации (улучшение нравственности, восстановление экономики, инновационное развитие, экологическая безопасность) и вида организации (министерство, область, город, поселение, муниципальное образование, корпорация, предприятие, учреждение, некоммерческая организация, общественное объединение).
  В зависимости от размерности системы, проблемы и объемов информации разработка стратегии может осуществляться:
  - вручную в бумажном варианте с компьютерной обработкой информации,
  - традиционным методом компьютерной обработки информации с использованием офисных программных комплексов,
  - с использованием специализированных программных комплексов [ ].
  При разработке стратегии рекомендуется пользоваться услугами специалистов, группы экспертов или даже консалтинговых фирм, которые специализируются в области разработки стратегий (www.mag-consulting.ru, www.bsc.com.ua, www.strategy.ru).
  В состав разработанной Стратегии включаются:
  - Декларация "Миссия организации", например Этика поведения,
  - Обращение "Ценности организации", например Нравственные ценности,
  - Манифест "Видение будущего организации" (Генеральная цель -например, нравственное развитие),
  - Концепция "Стратегия инновационного развития организации" (Основные факторы успеха, меры по достижению Видения).Выработка и отбор Концепций наилучших Стратегий достижения Видения будущего организации осуществляется с использованием Системы ПСКОВ и Деловой игры экспертов, в которой проводится многокритериальная групповая экспертная оценка и отбор трех лучших стратегий.
  - Стратегическая карта генеральная - высшего уровня управления организацией. Стратегическая карта формируется по результатам установления и согласования последовательностей причинно-следственных связей инициатив, индикаторов, показателей, стратегических целей, факторы успеха по всем сферам (перспективам, составляющим) деятельности организации
  - Стратегические карты функциональных подразделений органа управления организации( по сферам), а также нижестоящих структурных частей организации (учреждений, партнеров, хозяйствующих субъектов, общественных объединений, групп потребителей). Этот вид стратегических карт составляется путем каскадирования системы показателей сверху вниз от соответствующей сферы, стратегической цели или показателя.
  
  
  Рекомендуемая литература:
  .Стратегическое планирование социально-экономического развития города и региона.- Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П., Стратегическое управление: Учебник.- М..: Омега-Л, 2004, стр.367-393.
  .Кудрявцев Ю.Н., Харченко А.В., Территориальный маркетинг как основа стратегии устойчивого развития муниципальных образований //Аналитический вестник ВНТИЦ,
  1999, Љ4.
  .Гапоненко А.Л.Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город,- М.:Изд-во РАГС, 2001
  .Панкрухин А.П., Маркетинг территорий: Учебное пособие.- М.:Изд-во РАГС, 2002.
  .Стратегический план города: программа социально-экономического развития г.Кирова на период до 2010 года.- Н.Новгород: НИМБ, 2000.
  . .Сбалансированная система показателей в государственном и некоммерческом секторах- Нивен Пол Р., Сбалансированная система показателей: Шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов / Пер с англ.-Днепропетровск: Баланс Букс, 2004, стр.277-298.
  .Автоматизация сбалансированной системы показателей. - Нивен Пол Р. Сбалансированная система показателей: Шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов / Пер с англ.-Днепропетровск: Баланс Букс, 2004, стр.246-260.
  .Автоматизация сбалансированной системы показателей.- Гершун Андрей, Горский Микаэл, Технология сбалансированного управления.-М.:ЗАО "Олимп-Бизнес", 2005,стр.247-258.
  
  2.Разработка Декларации о Миссии организации
  Миссия организации (органа власти, ведомства, муниципального образования, корпорации, фирмы, общественного объединения) - это концептуальная основа Стратегии инновационного развития организации. Миссия отвечает на вопрос - почему существует организация, определяет причину существования, основное назначение организации, основной вклад (польза, ценность,) в общее дело, постоянный ориентир, компас, маяк, путеводная звезда, к которой стремится организация в своем инновационном развитии.
  Декларация о Миссии организации предназначена для:
   повышения конкурентного преимущества и инвестиционной привлекательности организации,
   концептуального обоснования содержания разрабатываемой стратегии инновационного развития организации, стратегической цели, тактических задач и способов их достижения,
   мобилизации и концентрации внутренних интеллектуальных резервов и человеческих ресурсов организации на приоритетных направлениях консолидированной созидательной деятельности,
   привлечения заинтересованных партнеров, спонсоров, инвесторов к совместной деятельности и потребителей (клиентов) продуктов и услуг организации.
  Требования к содержанию Миссии:
   Миссия должна зажигать чувства созидания, завоевывать сердца и умы всех членов организации, вдохновлять их на осуществление развития, движения вперед, позитивного роста, внутренних изменений организации к лучшему,
   Миссия должна быть рассчитана (ориентировать) и формулироваться на долгосрочную перспективу - на 100 и более лет,
   Миссия должна оставаться в этот период фундаментом организации, служить ориентиром для всех будущих поколений, стратегий и управленческих решений.
   Миссия должна быть сформулирована простым языком,. понятна и доходчива всем ее читателям и исполнителям, обращена к людям, затрагивать их чувства и мотивировать их поведение и действия на выполнение целей организации, привлекать единомышленников, партнеров, спонсоров и инвесторов,.
   Миссия должна мобилизовывать неиспользованные резервы и возможности людей, поднять и вести всех и каждого члена организации в увлекательную совместную созидательную деятельность на благо всех и организации в целом,
   Миссия должна обеспечивать согласованность и единую направленность мыслей и чувств, поведения и действий всех членов организации в соответствии с Миссией организации.
  Методика формулирования Миссии организации основана на концепции "Пять раз - почему?", разработанной Коллинзом и Поррасом : "Ответь пять раз на вопрос - почему существует организация?":
   проведите опрос, конкурс, совещание, мозговой штурм по выявлению формулы Миссии,
   составить предварительное описательное утверждение формулы Миссии,
   затем пять раз задайте вопрос: "Почему это важно?",
   проведите анализ ответов, проведите их унификацию в обобщенную (абстрактную) формулу Миссии до указания истинного, главного предназначения (причины существования) организации для народа (общества, государства),
  Опубликуйте формулу Миссии, проведите ее обсуждение в организации, затем утвердите ее в качестве основы для разработки Стратегии инновационного развития организации.
  
  Рекомендуемые публикации:
  .Тарновский В., Миссия... -"Управление компанией", 2000, Љ5.
  .Формирование миссии и стратегических целей - Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П., Стратегическое управление: Учебник.- М..: Омега-Л, 2004, стр.32-38.
  Миссия - Гершун Андрей, Горский Микаэл, Технология сбалансированного управления.-М.:ЗАО "Олимп-Бизнес", 2005, стр.32-44.
  .Декларация о миссии - Нивен Пол Р. Сбалансированная система показателей: Шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов / Пер с англ.-Днепропетровск: Баланс Букс, 2004, стр.72-76.:
  .Collins and Porras "Building Your Companys Vision", с.65-77.
  .Миссия, ценности, видение организации - Рамперсад К. Хьюберт, Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность.-Пер. с англ.-М.:Альпина Бизнес Букс, 2004, стр.82-90.
  .
  
  3.Разработка Декларации о Ценностях организации
  Декларация о Ценностях организации разрабатывается в тех организациях, в которых Ценности очень важны, так как человеческий потенциал (знания, навыки, умения), убеждения и поведение людей являются основным конкурентным преимуществом организации, основной производительной силой, фактором их экономического роста и социального развития.
  Ценности - это неизменные и долговременные коллективные принципы существования, деятельности и развития организации, которые:
  - отражают истинную суть характера деятельности организации,
  - осознаются и признаются, разделяются и выполняются на практике большинством членов организации,
  - являются жизненно важными для выполнения Миссии о предназначения организации.
  Для выявления или уточнения системы ценностей организации рекомендуется использовать методический инструмент аудита (оценки) и отбора) корпоративных ценностей, предложенный Р.Бапрретом [ ].
  По этой методике разработчики Ценностей применяют один из следующих способов оценки критерия "Ценность / поведение":
  - 10 ценностей, отражающие поведение члена организации (личные ценности),
  - 10 ценностей, отражающие обычное функционирование организации (традиционные ценности организации),
  - 10 важнейших ценностей, обеспечивающие достижение организацией высоких результатов (амбициозные ценности организации).
  Кроме того, для выявления или уточнения систем ценностей рекомендуется использовать вопросник, предложенный Д.Коллинзом [, стр.79-80].
  
  Рекомендуемая литература:
  .Базовые ценности - Рамперсад К. Хьюберт, Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность.-Пер. с англ.-М.:Альпина Бизнес Букс, 2004, стр.89-90.
  .Ценности - Нивен Пол Р., Сбалансированная система показателей: Шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов / Пер с англ.-Днепропетровск: Баланс Букс, 2004, стр. 76-82
  
  4.Разработка Декларации о Видении будущего организации
  На основе утвержденных Миссии и системы ценностей организации необходимо составить Декларацию о видении организации [ ]
  Видение - это словесное описание завтрашних реальных возможностей с учетом проблем, реально желаемого (ожидаемого), более высокого качественного состояния организации, какой ее реально желают видеть большинство членов организации в обозримом будущем, через 5, 10 или 15 лет.
  Декларация о видении является концептуальной основой для формулирования системы целей деятельности организации.
  Декларация о видении должна очень конкретно описывать картину желаемого состояния организации: желаемая сфера деятельности, применяемая технология деятельности (управления), будущая оценка качества организации (конкурентоспособность, надежность, совместимость, инвестиционная привлекательность) заинтересованными субъектами взаимодействия (инвесторы, партнеры, потребители, власть)
  Декларация о видении должна:
   отражать единое видение будущего организации, разделяемое и претворяемое в жизнь всеми членами организации, обеспечивающее большую мотивационную силу,
   служить источником вдохновения, направлять действия всех членов организации, побуждать их присоединиться к решению сложных проблем и задач, стоящих перед организацией,
   видение должно выполнять роль связующего звена между Миссией, Системой ценностей и Стратегией, которую необходимо претворять в жизнь, чтобы добиться Видения желаемого состояния организации.
  Декларация о видении, используемая в процессе совершенствования деятельности организации, должна служить трем важным целям [ ]:
  1. разъясняя общее направление изменений, Видение упрощает принятие сотен или тысяч конкретных решений,
  2. видение побуждает людей действовать в нужном направлении, даже если первые шаги оказываются для них очень трудными,
  3. декларация о видении позволяет быстро и эффективно координировать действия разных людей во всей организации.
  Декларации о видении должна удовлетворять ряду требований [ , стр.84]: краткость, обращенность ко всем заинтересованным лицам, соответствие Миссии и Системе ценностей, возможность проверки, осуществимость, способность вдохновлять.
  Для разработки формулы Декларации о видении организации рекомендуется использовать любой из предлагаемых методов [ , стр.85-86]
   метод собеседования с членами высшего руководства организации (с участием внешнего консультанта) по ряду вопросов (общие, специальные, о прошлом, настоящем и будущем организации),
   метод мысленного путешествия в будущее - многократное "фотографирование" (запись) формулы будущего состояния организации.
  Рекомендуемая литература:
  Марковский В., Видение: немного мистики в мире бизнеса.- www.top-manager.ru.
  .Видение - Гершун Андрей, Горский Микаэл, Технология сбалансированного управления.-М.:ЗАО "Олимп-Бизнес", 2005, стр.45-50.
  .Видение организации - Рамперсад К. Хьюберт, Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность.-Пер. с англ.-М.:Альпина Бизнес Букс, 2004, стр.86-89.
  .Видение - Нивен Пол Р., Сбалансированная система показателей: Шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов / Пер с англ.-Днепропетровск: Баланс Букс, 2004, стр.82- 87.
  John P. Kotter, Leading Change (Boston: Harvard Business School Press, 1996)
  .Связывание общей цели с этикой - Рамперсад К. Хьюберт, Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность.-Пер. с англ.-М.:Альпина Бизнес Букс, 2004, стр. 91-96.Общие принципы этики для всех профессий - Протанская Е.С., Профессиональная этика. Моральная проподевтика делового поведения: Уч. пособие.- СПб.:Алетейя, 2003, стр.81-13.
  
  5.Информационный и системный анализ деятельности организации.Для концептуального обоснования и разработки манифеста "Видение будущего организации" рекомендуется провести:
  - системный анализ проблем состояния, функционирования и развития организации,
  - SWOT-анализ: - внутренней среды - сильные и слабые стороны организации,
  - внешней среды - возможности и угрозы, риски,
  - STEP-анализ внешних факторов: социальных, технологических, экономических, политических, - GAP-анализ разрывов - между возможностями и целями организации, - анализ диаграмм Ишикава - анализ причин проблем организации и их последствий.
  - построение и анализ имитационной модели деятельности и развития организации,
  Рекомендуемая литература:
  .Стратегический анализ среды управления - Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П., Стратегическое управление: Учебник.- М..: Омега-Л, 2004, стр. 48-71.
  Гершун Андрей, Горский Микаэл, Технология сбалансированного управления.-М.:ЗАО "Олимп-Бизнес", 2005, стр.60-91,
  Советов
  
  6.Выработка и отбор наилучших концепций Стратегий достижения Видения будущего организации.
  Концепция Стратегии - это краткое изложение способа (метода, технологии) достижения Видения будущего организации, базовые направления политики организации, основные (критические) факторы долговременного эффективного функционирования, результативности деятельности и успешности развития организации.
  Выработка и отбор наилучших концепций стратегии достижения Видения будущего организации осуществляется с использованием методики программно-целевого планирования - компьютерной обработки массивов карт многокритериальной групповой экспертной оценки относительной важности и отбора трех лучших вариантов стратегий. Решение этой задачи осуществляется с использованием Системы ПСКОВ и Деловой игры экспертов
  Рекомендуемая литература:
  .Стратегия и стратегическое управление. - Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П., Стратегическое управление: Учебник.- М..: Омега-Л, 2004, стр. 5-9.
  .Базовые стратегии.- Гершун Андрей, Горский Микаэл, Технология сбалансированного управления.-М.:ЗАО "Олимп-Бизнес", 2005, стр.152-171
  .Стратегическое планирование социально-экономического развития города и региона.- Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П., Стратегическое управление: Учебник.- М..: Омега-Л, 2004, стр.367-393.
  .Сбалансированные системы показателей в государственном и некоммерческом секторах.- Нивен Пол Р., Сбалансированная система показателей: Шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов / Пер с англ.-Днепропетровск: Баланс Букс, 2004, стр.277-278.
  
  7.Обоснование перечня основных сфер (перспектив, составляющих) деятельности и развития организации.
  В качестве основных сфер (перспективы, составляющие) деятельности и развития организации принимаются те. которые наиболее полно характеризуют деятельность организации по реализации избранной концепции стратегии инновационного развития организации для достижения Видения будущего организации - генеральной цели ее развития.
  В классических системах разработки стратегии обычно принимаются четыре сферы (составляющие, перспективы):
  - финансы - как и на сколько организация увеличивает потребительную стоимость (доход), дополнительную ценность услуг для потребителей (населения) без увеличения расходов бюджета организации,
  - потребители (клиенты) - кого организация считает своими клиентами (потребителями), которым она оказывает услуги, и как она создает прибавочную стоимость (доход) для этих клиентов (потребителей),
  - внутренние процессы - какие внутренние управленческие и производственные процессы организация должна довести до совершенства, чтобы удовлетворить запросы (потребности) ее потребителей (клиентов) и при этом контролировать (не превысить) бюджет организации,
  -знания и обучение - как организация развивает и использует свой интеллектуальный капитал для изменения и развития внутренних процессов, удовлетворяя возрастающие требования власти и потребителей (населения).
  В зависимости от обстоятельств, положения, функционирования и развития организации, кроме указанных выше сфер (составляющих, перспектив) разработчики стратегии могут включить другие сферы, например:
  - инновации - новейшие организационные, управленческие, производственные и социальные технологии, которые обеспечат использование знаний и обучения персонала, технологический прорыв, повышение эффективности деятельности и результативность услуг организации потребителям,
  - инфраструктура - важнейшие подсистема жизнедеятельности организации как системы, обеспечивающая использование инноваций,
  - взаимодействие - система кооперации, партнерских связей и сотрудничества организации с властью, общественными объединениями, партнерами, потребителями и конкурентами для эффективного функционирования всех сфер (составляющих, перспектив) деятельности организации.
  
  8.Выдвижение стратегических целей в каждой из указанных выше сферах (составляющих, перспектив)
  
  
  .
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"