Блинников Павел : другие произведения.

Признаки цивилизации

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Каждый из нас сталкивался с мыслью, что образование в нашей стране, да и в мире в целом, как-то неверно построено. Учат нас учат, а потом целый ворох знаний и предметов банально в жизни не пригождается. Оттолкнемся от нашего образования, что берет корни из советского образования, а то, кстати, брало многое из разных школ разных стран.
  
  О советском образовании и его эффективности надо объяснять? Обхаянное всей либерально-демократической швалью, это образование, тем не менее, породило массу ученых. Советская наука считалась одной из передовых в мире. Она создала космическую промышленность, атомную, сумела построить свои автопарки, сумела освоить недра. А значит, образование было построено верно? Чем же было отличие нашего от западного? Шириной специализаций?
  
  Помните, еще в 90-е Задорнов рассуждал, что в США специалист по правой ноздре знает всё о правой ноздре, но не знает ничего о левой. Я так скажу, если бы метафора была хотя бы отчасти верна, специалистом и по левой ноздре тот быть не мог бы. Конечно, метафора полностью неверна, просто сатирик не учел, американцы вполне себе широкие специалисты, но мир вокруг них несколько иной. Специалист по левой ноздре может не знать, как починить сливной бачек, зато сможет починить мотоцикл. Или наоборот. Смотря кто с кем сталкивался, смотря что кому пригодилось. И если советскому человеку нужны были знания о том, как работать на токарном станке (сейчас кажется дико, но мы-то помним уроки труда; хотя не знаю, может, и сегодня учат делать на том станке подсвечник) и управлять трактором, американцу преподавались знания иного толка.
  
  Теперь немного общей теории. Образование - это что такое вообще? В современных понятиях - это некий заказ государства к народу. Об этом чуть ниже, сейчас же хочется о ином. До ХХ века образование было недоступно 90% населения планеты. Причем я не об образовании гуманитарного или философского толка, что даже сегодня удел немногих, а о сугубо техническом. Профессии были разделены на касты, у мастеров были секреты, которые передавались только подмастерьям, в результате найти, допустим, архитектора было очень трудной задачей. Печник был невероятно востребованной профессией, по сей день, кстати. Чего там далеко ходить, даже пастух был профессией, которой надо было овладеть. А повар! Поклонениями от матерей к дочкам бережно передавались "женские секреты", которые мы можем скачать в инете. Рецепты, способы отстирать и отмыть, секреты простого врачевания - от чего какая травка, секреты заготовки продуктов... И если сегодня вполне может прокатить вариант брака по любви, а то и вовсе ради секса, ранее жену выбирали как лошадь. А мужа как жеребца. Она должна была не просто рожать, это подразумевалось, как подразумевалось за мужчиной обязанность добывать еду, зарабатывать деньги, женщина же еще была обязана уметь содержать дом - а это очень сложно, если отобрать у нас стиральные машины, центральной отопление, да и просто электричество. Цивилизация бережно хранила эти знания, а утеря человека, который, допустим, умел выделывать кожу, была страшной потерей для деревни или даже города.
  
  Впрочем, человечество двигалось вперед, и вскоре появилась потребность снять табу на некоторые роды знаний. Допустим, СССР потребовалось миллион инженеров и пять миллионов слесарей. Для этих задач и формировали школьную и высшую учебные программы. Причем еще были условия. Многие возмущаются, зачем мы учили геометрию и алгебру, но, если предположить, что техническому работнику придется делать сложный расчет в условиях, где нет компьютеров и даже электричества, где думать надо гораздо шире, а окружающие условия ужасны - многое из школьной программы пригождается. Что говорить, стоны о том, что не нужна математика в жизни, идут только потому, что в стране острый недостаток индустриализации. Техническому персоналу математика ой как нужна. Экономическому тоже.
  
  С другой стороны, Запад. Там есть финансисты, экономисты и прочие гуманитарии, которые и формируют основную прибыль бюджетов Западных стран. Остальных специалистов можно в этом случае купить. В РФ тоже вон в нулевые наплодили и экономистов, и юристов, и финансистов. К сожалению, за отсутствием экономики они тоже оказались ни к чему. И математика им тоже не пригодилась.
  
  Проблема современного образования - ее бесплановость. Государства зашли в цивилизационный тупик, из которого просто не могут понять, куда всё пойдет, куда двинется развитие человечества. Оттого и не могут предложить внятный заказ и под него заточить школьные программы. В России это особенно остро, хотя решений масса, хоть та же вторая индустриализация и перевод всего образования на технарей. Мы должны догнать мир и встать с ним в один тупик, но пока мир будет тупить, у нас будут цели, у нас будет план.
   Цивилизация проходит трудный период, где люди умеют пользоваться компьютером, но не представляют, как он устроен. Где человек умрет, если его выкинуть летом в лес. Человечеству нужны новые свершения, новые трудности, подвиги и освоения. Нужны героические победы! Новые войны с планетой, с другими планетами... Только тогда знания, преподаваемые в школе, не будут казаться бесполезными.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"