Блоха Николай Николаевич : другие произведения.

Гимны двух стран Польши и Украины

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.02*45  Ваша оценка:

  Гимны двух стран Польши и Украины
  Для тог чтобы начать говорить о гимнах двух стран мы должны уточнить, что же такое гимн, согласно официального понимания данного слова:
  Гимн (др.-греч. ὕμνος) - торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо (первоначально божество)
  Песня, являющаяся одним из видов национальных символов, наряду с флагом и гербом.
  Государственный гимн - один из государственных символов, торжественное музыкальное или музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, обычно предусмотренных специальным законом: прежде всего, при официальных празднествах, мероприятиях, церемониях и ритуалах; во время его исполнения может быть принято вставать и обнажать голову.
  И как мы видим, что всё что нам говорят, определяя понятие Гимн, в сущности Википедия нам даёт только общее понимание о понятии Гимн, при этом нам не даётся понимание сути Гимна как религиозного так литературного, национальный, страны.
  Но более важное для нас это понять суть Гимна, в любой его форме:
  Религиозный гимн - песня в которой воспевается божество, приписываемые ему свойства, исполняется для ублажения божества.
  Литературный Гимн - художественное произведение воспевающее, в художественной форме, явления природы, людей, животных, те или иные события.
  Национальный Гимн - поэтическое произведение, что в себе заключает в себе, общую национальную идею, описывая её и прославляя её.
  Гимн Страны - поэтическое произведение, рассказывающее о особенностях страны, идеях обедняющих народы населяющие данную страну.
  Самым наиболее точным соответствием Гимну Страны, является гимн СССР.
  
  Гимн СССР
  
  Союз нерушимый республик свободных
  Сплотила навеки Великая Русь.
  Да здравствует созданный волей народов,
  Единый, могучий Советский Союз!
  
  Славься, Отечество наше свободное,
  Дружбы народов надёжный оплот!
  Знамя советское, знамя народное
  Пусть от победы к победе ведёт!
  
  Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
  И Ленин великий нам путь озарил.
  Нас вырастил Сталин - на верность народу,
  На труд и на подвиги нас вдохновил.
  
  Славься, Отечество наше свободное,
  Счастья народов надёжный оплот!
  Знамя советское, знамя народное
  Пусть от победы к победе ведёт!
  
  Мы армию нашу растили в сраженьях,
  Захватчиков подлых с дороги сметём!
  Мы в битвах решаем судьбу поколений,
  Мы к славе Отчизну свою поведём!
  
  Славься, Отечество наше свободное,
  Славы народов надёжный оплот!
  Знамя советское, знамя народное
  Пусть от победы к победе ведёт!
  
  Гимн СССР пример самого правильного построения гимна страны, в данном случае уже распавшейся странны, но нужно вспомнить изначально гимном СССР был "Интернационал":
  
  Интернацiоналъ
  
  Вставай, проклятьем заклеймённый,
  Весь мир голодных и рабов!
  Кипит наш разум возмущённый
  И в смертный бой вести готов.
  
  Весь мир насилья мы разрушим
  До основанья, а затем
  Мы наш, мы новый мир построим,
  Кто был ничем, тот станет всем.
  
  Припев.
  Это есть наш последний
  И решительный бой,
  С Интернационалом
  Воспрянет род людской!
  
  Никто не даст нам избавленья:
  Ни бог, ни царь и не герой,
  Добьёмся мы освобожденья
  Своею собственной рукой.
  
  Чтоб свергнуть гнёт рукой умелой,
  Отвоевать своё добро,
  Вздувайте горн и куйте смело,
  Пока железо горячо.
  
  Припев.
  
  Лишь мы, работники всемирной,
  Великой армии труда,
  Владеть землёй имеем право,
  Но паразиты - никогда.
  
  И если гром великий грянет
  Над сворой псов и палачей,
  Для нас всё так же солнце станет
  Сиять огнём своих лучей.
  
  Припев.
  
  И если сопоставить цели советского строя до "Великой Отечественной войны", то "Интернационал", как нельзя полностью описывал идеи новой советской страны, но большей частью это гимн общественного социального движения, и он не подходил для сильной страны.
  Примерно это же мы видим и в гимнах Польши и Украины:
  Так в основе Польского гимна, лежит марш (мазурка) Домбровского, первоначальное названиекоторого - "Pieśń Legionów Polskich we Włoszech" ("Песня польских легионов в Италии"), также известная по первой строке - "Jeszcze Polska nie zginęła" ("Ещё Польша не погибла"), которую часто ошибочно принимают за национальный девиз Польши. (Девиз - в геральдике гербовая фигура или изречение на гербе).
  Возникновение данного произведения имеет историческую идею национального самосознания, связанную с положением дел в истории одного народа.
  Речь Посполитая исчезла с политической карты Европы в результате третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году, осуществлённого Россией, Пруссией и Австрией.
  В 1797 году племянник последнего польского короля генерал-поручик князь Ян Генрик Домбровский, с позволения Наполеона Бонапарта создал в Италии из имевших проблемы с законом беглых поляков Польские легионы, которые, по замыслу Домбровского, должны были вторгнуться в Польшу и вновь отвоевать независимость.
  Впервые песня была исполнена 20 июля войсковым оркестром в ритме мазурки на польскую народную мелодию. Однако летом того же года Наполеон начал переговоры с Австрией и для польских легионеров наступила пора разочарований "в связи с указанным им местомъ и родомъ их службы узурпатору на землях Италiйскихъ". Песня стала национальным гимном Ноябрьского (1830 г.) и Январского (1863 г.) восстания.
  Таким образом, видим, что то, что мы называем гимном странны Польша, по сути, есть гимн общественного освободительного движения, учитывающего политическую обстановку в Европе 18 столетия.
  
  Текст и перевод гимна
  
  Mazurek Dąbrowskiego (Мазурка Домбровского)
  
  Jeszcze Polska nie zginęła,
  Kiedy my żyjemy.
  Co nam obca przemoc wzięła,
  Szablą odbierzemy.
  Marsz, marsz, Dąbrowski...
  Z ziemi włoskiej do Polski,
  Za twoim przewodem
  Złączym się z narodem.
  Przejdziem Wisłę, przejdziem Wartę,
  Będziem Polakami,
  Dał nam przykład Bonaparte,
  Jak zwyciężać mamy.
  Marsz, marsz, Dąbrowski...
  Jak Czarniecki do Poznania
  Po szwedzkim zaborze,
  Dla ojczyzny ratowania
  Wrócim się przez morze.
  Marsz, marsz, Dąbrowski...
  Już tam ojciec do swej Basi
  Mówi zapłakany:
  "Słuchaj jeno, pono nasi
  Biją w tarabany."
  Marsz, marsz, Dąbrowski...
  Jeszcze Polska nie zginęła,
  Kiedy my żyjemy.
  Co nam obca przemoc wzięła,
  Szablą odbierzemy.
  Marsz, marsz, Dąbrowski...
  Z ziemi włoskiej do Polski,
  Za twoim przewodem
  Złączym się z narodem.
  Przejdziem Wisłę, przejdziem Wartę,
  Będziem Polakami,
  Dał nam przykład Bonaparte,
  Jak zwyciężać mamy.
  Marsz, marsz, Dąbrowski...
  Jak Czarniecki do Poznania
  Po szwedzkim zaborze,
  Dla ojczyzny ratowania
  Wrócim się przez morze.
  Marsz, marsz, Dąbrowski...
  Już tam ojciec do swej Basi
  Mówi zapłakany:
  "Słuchaj jeno, pono nasi
  Biją w tarabany."
  Marsz, marsz, Dąbrowski...
  
  Ешчэ Польска не згинэѓа
  Кеды мы жыемы.
  Цо нам обца пшэмоц вжеѓа
  Шаблён одбежэмы.
  Марш, марш, Домбровски...,
  З жеми вѓоскей до Польски,
  За твоим пшэводэм
  Зѓончым щен з народэм.
  Пшэйджем Висѓэн, пшэйджем Вартэн,
  Бэнджем Поляками,
  Даѓ нам пшыкѓад Бонапартэ
  Як звыченжачь мамы.
  Марш, марш, Домбровски...,
  Як Чарнецки до Познаня
  По швэдзким забожэ,
  Для ойчызны ратованя
  Вручим щен пшэз можэ.
  Марш, марш, Домбровски...,
  Юж там ойчец до свэй Бащи
  Муви запѓаканы:
  "Сѓухай ено, поно нащи
  Биён в тарабаны."
  Марш, марш, Домбровски...,
  Ешчэ Польска не згинэѓа
  Кеды мы жыемы.
  Цо нам обца пшэмоц вжеѓа
  Шаблён одбежэмы.
  Марш, марш, Домбровски...,
  З жеми вѓоскей до Польски,
  За твоим пшэводэм
  Зѓончым щен з народэм.
  Пшэйджем Висѓэн, пшэйджем Вартэн,
  Бэнджем Поляками,
  Даѓ нам пшыкѓад Бонапартэ
  Як звыченжачь мамы.
  Марш, марш, Домбровски...,
  Як Чарнецки до Познаня
  По швэдзким забожэ,
  Для ойчызны ратованя
  Вручим щен пшэз можэ.
  Марш, марш, Домбровски...,
  Юж там ойчец до свэй Бащи
  Муви запѓаканы:
  "Сѓухай ено, поно нащи
  Биён в тарабаны."
  Марш, марш, Домбровски...,
  
  Ещё Польша не погибла,
  Если мы живы.
  Всё, что отнято вражьей силой,
  Саблею вернём.
  Марш, марш, Домбровский...
  С земли итальянской в Польшу.
  Под твоим руководством
  Соединимся с народом.
  Перейдём Вислу, перейдем Варту,
  Будем поляками.
  Дал пример нам Бонапарт
  Как должны мы побеждать.
  Марш, марш, Домбровский...
  Как Чарнецкий в Познань,
  После шведской оккупации,
  Для спасения родины
  Вернёмся через море.
  Марш, марш, Домбровский...
  Уже там отец своей Басе,
  Говорит заплаканный:
  "Слушай, похоже наши
  Бьют в барабаны."
  Марш, марш, Домбровский...
  Ещё Польша не погибла,
  Если мы живы.
  Всё, что отнято вражьей силой,
  Саблею вернём.
  Марш, марш, Домбровский...
  С земли итальянской в Польшу.
  Под твоим руководством
  Соединимся с народом.
  Перейдём Вислу, перейдем Варту,
  Будем поляками.
  Дал пример нам Бонапарт
  Как должны мы побеждать.
  Марш, марш, Домбровский...
  Как Чарнецкий в Познань,
  После шведской оккупации,
  Для спасения родины
  Вернёмся через море.
  Марш, марш, Домбровский...
  Уже там отец своей Басе,
  Говорит заплаканный:
  "Слушай, похоже наши
  Бьют в барабаны."
  Марш, марш, Домбровский...
  
  
  Ввеки Польша не погибнет,
  Если мы живем!
  Что враги у нас отняли,
  Саблями вернём!
  Марш, марш Домбровский!
  Из Италии в Польшу!
  С народом и страною,
  Жить одной судьбою!
  Вислу перейдем и Варту,
  Польшу возродим!
  Нам примером Бонапарт!
  Знаем: победим!
  Марш, марш Домбровский!
  Как тогда Чарнецкий в Познань,
  Шведам дав отпор.
  Чтобы Родину спасти,
  Море перейдем!
  Марш, марш Домбровский!
  И отец дочурке скажет
  С радости слезами:
  "Слушай, Бася! Это наши
  Бьют там в барабаны!"
  Марш, марш Домбровский!
  Ввеки Польша не погибнет,
  Если мы живем!
  Что враги у нас отняли,
  Саблями вернём!
  Марш, марш Домбровский!
  Из Италии в Польшу!
  С народом и страною,
  Жить одной судьбою!
  Вислу перейдем и Варту,
  Польшу возродим!
  Нам примером Бонапарт!
  Знаем: победим!
  Марш, марш Домбровский!
  Как тогда Чарнецкий в Познань,
  Шведам дав отпор.
  Чтобы Родину спасти,
  Море перейдем!
  Марш, марш Домбровский!
  И отец дочурке скажет
  С радости слезами:
  "Слушай, Бася! Это наши
  Бьют там в барабаны!"
  Марш, марш Домбровский!
  
  Оригинальный текст "Мазурки Домбровского" включал в себя две дополнительные строфы (в официальном тексте государственного гимна Польши они отсутствуют):
  Niemiec, Moskal nie osiędzie,
  Gdy jąwszy pałasza
  Hasłem wszystkich zgoda będzie
  I Ojczyzna nasza.
  Marsz, marsz, Dąbrowski...
  Na to wszystkich jedne głosy:
  Dosyć tej niewoli!
  Mamy Racławickie kosy
  Kościuszkę, Bóg pozwoli.
  
  Немец, Москаль не ощендже,
  Гды ёнвшы паѓаша
  Хасѓэм вшыстких згода бэндже
  И Ойчызна наша.
  Марш, марш, Домбровски...,
  На то вшыстких еднэ гѓосы:
  Досычь тэй неволи!
  Мамы Рацѓавицке косы
  Кощчюшко, Буг позволи.
  
  Немец, Москаль не усидит,
  Когда подняв палаш,
  Общим кличем станут согласие
  И наша Родина.
  Марш, марш, Домбровский...
  На это все в один голос:
  Хватит этого рабства!
  Есть у нас рацлавицкие косы (нож),
  Косцюшко, и Бог нам поможет".
  
  Но 26 февраля 1927 году "Марш Домбровского" стал государственным гимном Польши. Но мы видим из текста марша, что марш имел смысл до воссоздания Польши, как и "Интернационал" для Советского Союза, в процессе его становления.
  В тоже время "Марш Домбровского" став гимном Польши, не смог объединить в себе суть польского народа, оставаясь общей темой говорящей о Польше как нестабильном государстве, что вообщем-то и показала дальнейшая история раздел Польши 1939 года.
  В тоже время "Марш Домбровского", и ныне есть гимном Польши, что, по сути, заставляет задуматься о сути Польши, и её дальнейшей истории, о том, что согласно гимну своему Польша это ещё не сформировавшаяся странна, и неполноценная нация, чувствующая угрозы со стороны. Поскольку страна Польша не имеет гимна, а использует марш.
  Кроме того многие считают что, "Марш Домбровского" оказал влияние на текст и метр стиха Павла Чубинского 1862 г., будущего гимна будущей Украины - "Ще не вмерла Укра§на".
  А это говорит о том, что нынешний гимн Украины, это также гимн общественного движения, но не как он не может быть символом страны.
  Так что же такое Украинский гимн?
  Создание украинского гимна берёт начало с осени 1862 года. Украинский этнограф, фольклорист, поэт Чубинский Павел Платонович (укр. Павло Чубинський) создает стихотворение "Ещё не умерла Украина" (укр. "Ще не вмерла Укра§на"), которому в будущем суждено было стать национальным, а затем и государственным гимном украинского народа.
  
  Текст официального Государственного Гимна Украины
  
  Утверждён 6 марта 2003 Верховной Радой (в качестве гимна Украины утверждены только слова первого куплета и припева).
  Текст на украинском языке
  Ще не вмерла Укра§ни нi слава, нi воля,
  Ще нам, браття молодi§, усмiхнеться доля.
  Згинуть нашi ворiженьки, як роса на сонцi.
  Запануєм i ми, браття, у сво§й сторонцi.
  Душу й тiло ми положим за нашу свободу,
  I покажем, що ми, браття, козацького роду.
  
  Построчный перевод на русский язык
  
  Еще не умерла Украины ни слава, ни воля.
  Ещё нам, братья молодые, улыбнётся судьба.
  Сгинут наши враги, как роса на солнце,
  Загосподствуем и мы, братья, в своем крае.
  Душу и тело мы положим за нашу свободу
  И покажем, что мы, братья, казацкого рода.
  
  Первоначальный текст Чубинского
  Публикация стиха во Львовском журнале "Мета" (досл. Цель), 1863, Љ 4. Орфография сохранена.
  
  Ще не вмерла Укра§на, и слава, и воля,
  Ще намъ, браття-молодцi, усмiхнеться доля!.
  Згинуть нашi вороги, якъ роса на сонцi,
  Запануємъ, браття й ми у сво§й сторонцi!
  Душу й тiло ми положим за свою свободу
  И покажемъ, що ми, браття, козацького роду!
  Гей-гей, браття миле,
  Нумо братися за дiло,
  Гей-гей, пора вставати,
  Пора волю добувати!
  Наливайко, Залiзнякъ и Тарас Трясило
  Кличуть насъ изъ-за могилъ на святеє дiло.
  Изгадаймо славну смерть лицарства-козацтва,
  Щобъ не втратить марне намъ своєго юнацтва.
  Душу й тiло ми положим за свою свободу
  И покажемъ, що ми, браття, козацького роду!
  Гей-гей, браття миле,
  Нумо братися за дiло,
  Гей-гей, пора вставати,
  Пора волю добувати!
  Ой, Богдане, Богдане, славний наш гетьмане,
  На-що вiддавъ Укра§ну москалям поганим?!
  Щоб вернути §§ честь, ляжем головами,
  Наречемось Укра§ни вiрними синами.
  Душу й тiло ми положим за нашу свободу
  I - покажем, що ми, браття, козацького роду!
  Гей-гей, браття миле,
  Нумо братися за дiло,
  Гей-гей, пора вставати,
  Пора волю добувати!
  Нашi браття Славяне вже за зброю взялись;
  Не дiжде нiхто, щобъ ми по-заду зiстались.
  Поєднаймось разомъ всi, братчики-Славяне:
  Нехай гинуть вороги, най воля настане!
  Душу й тiло ми положим за нашу свободу
  I - покажем, що ми, браття, козацького роду!
  Гей-гей, браття миле,
  Нумо братися за дiло,
  Гей, гей, пора вставати,
  Пора волю добувати!
  
  Ещё не умерла Украина, и слава, и воля,
  Ещё нам, братья-молодцы, улыбнётся доля!.
  Сгинут наши враги, как роса на солнце,
  Заживём и мы, братья, в своём краю!
  Душу и тело мы положим за свою свободу
  И покажем, что мы, братья, казацкого рода!
  Эй-эй, братцы милые,
  Давайте браться за дело,
  Эй-эй, пора вставать,
  Пора свободу добывать!
  Наливайко, Зализняк и Тарас Трясило
  Зовут нас из могил на святое дело.
  Вспомним же славную смерть рыцарства-казачества,
  Чтоб не потерять зря нам нашего юношества.
  Душу и тело мы положим за свою свободу
  И покажем, что мы, братья, казацкого рода!
  Эй-эй, братцы милые,
  Давайте браться за дело,
  Эй-эй, пора вставать,
  Пора свободу добывать!
  Ой, Богдан, Богдан, славный наш гетьман
  Зачем отдал Украину москалям поганым?!
  Чтоб вернуть её честь, ляжем головами,
  Назовемся Украины славными сынами.
  Душу и тело мы положим за нашу свободу
  И покажем, что мы, братья, казацкого рода!
  Эй-Эй, братцы милые,
  Давайте браться за дело,
  Эй-эй, пора вставать,
  Пора свободу добывать!
  Наши братья славяне уже взялись за оружие;
  Не дождется никто, чтоб мы позади остались.
  Давайте же объединимся все вместе братишки-славяне:
  Пусть гибнут враги, пусть наступит свобода!
  Душу и тело мы положим за нашу свободу
  И покажем, что мы, братья, казацкого рода!
  Эй-эй, братцы милые,
  Давайте браться за дело,
  Эй, эй, пора вставать,
  Пора свободу добывать!
  
  
  И мы из текста, как гимна Украины, так и из первоначального текста Павла Чубинского, мы можем сказать, что это большей частью гимн движения, всего лишь призыв к действию.
  При этом в "Мазурке Домбровского" враги полностью называются: Немец (Австрия и Прусия), Москаль не усидит, то в "Ще не вмерла Украина", врагом называется только Московия, при этом забывается, что в данный период времени часть территорий оккупирована Австро-Венгерской империей, как следствие и первая публикация была в Лемберг (Австро-Венгерское название Львова).
  К тому же известно, что в первоначальной (правильной) версии слова звучали как "Ще не вмерли Укра§ни", а не "Ще не вмерла Укра§на", то есть "Ещё не умерли Украины ни слава, ни воля", а не "Ещё не умерла Украина, ни слава, ни воля".
  Такое незначительное различие, оригинального текста от того что мы привыкли, говорит о том, что образованные люди, они же украинофилы в 1862 годе, ещё знали истенное значение слова украина - часть территории, а дословно часть края. Таким образом поэт Чубинский Павел Платонович, изначально говорил о том что есть множество территорий, что имеют свою славу, и волю, вот только мало кто хнает значение данных слов в исконном их значении.
  ...Слава - Слово людей основа ведомо основой, то что люди говорят основа, для того что мы знаем как основу. Славу - Слово людей основа ведомо часть, то, что люди говорят основы, известная часть. Воля - Ведомо оно людьми принято, то на что человек даёт своё согласие, что он принимает. Волю - Ведомо оно людей объединяет, общее решение, что объединяет людей...
  Таким образом, Павел Платонович в оригинальном тексте "Ще не вмерли Укра§ни, нi слава, нi воля", рассказал нам о том, что части территорий что находились как под Австро-Венгерской империей, так и под Москвой, ещё имели свою славу - традиции того или иного народа живущего на той или иной украине, что были известны. Имели волю - самоуправление, или стремились к нему, в приделах своей украины.
  Но Австро-Венгерская цензура не пропустила изначальный текст, и мы имеем, то, что мы имеем.
  Павел Платонович одной строкой ответил мне на вопрос кто такие украинофилы изначально, это люди что изучали обряды, наречия своих украин, частей территории, Галецкой украины, Волынской украины, Киевской украины и так далее.
  А это говорит нам о том, что страна с названием Украина - Часть территории, в качестве гимна использует воззвание, что не есть гимном, поскольку не описывает и не представляет страну как субъект юридического международного права, тогда как имея за спиной 8 тысячелетнюю историю Русских Земель, данная часть территории могла и имеет право называться Русской Землёй, или Исконно Русской Землёй, и иметь доминирующее положение в мире как центра древней культуры...
  З.П. Обычно украинцы после слов о древней культуре возражают, поскольку их устраивает третьестепенность их страны.
Оценка: 3.02*45  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"