Княжну Ольгу, нынче её воспевают, но большинство и не знает кто она такая, памятник из белого мрамора на площади, и не более. В тоже время правление Ольги, стало роковым для Руси и её гибели, но для продолжения выписка из энциклопедии.
Происхождение: Согласно самой ранней древнерусской летописи, "Повести Временных Лет", Ольга была родом из Пскова. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, "от языка варяжска". По мнению норманистов, варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga. Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых 1-й половиной X века. С другой стороны, в летописях имя Ольги часто передано славянской формой "Вольга". Известно и древнечешское имя Olha.
Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: "Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга". Олег же поженил Игоря и Ольгу.
Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги:
"Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил".
Болгарские историки выдвигали также версию о болгарских корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение Нового Владимирского Летописца ("Игоря же ожени Олег въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу".) и переводя летописное название Плесков не как Псков, но как Плиска - болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, что и послужило основанием для автора Нового Владимирского Летописца перевести сообщение "Повести временных лет" об Ольге из Пскова как об Ольге из болгар, так как написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.
Брак и начало правления
Первая встреча князя Игоря с Ольгой.
По "Повести временных лет" Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же "Повести", их сын Святослав родился только в 942 году.
Возможно, чтобы разрешить это противоречие, поздние Устюжская летопись и Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского сообщают о 10-летнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Данное сообщение противоречит легенде, изложенной в Степенной книге (2-я половина XVI века), о случайной встрече с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился в тамошних местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же "разгореся желанием" и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: "Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание". О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены.
Новгородская Первая летопись младшего извода, которая содержит в наиболее неизменном виде сведения из Начального свода XI века, оставляет сообщение о женитьбе Игоря на Ольге недатированным, то есть самые ранние древнерусские летописцы не имели сведений о дате свадьбы. Вполне вероятно, что 903 год в тексте ПВЛ возник в более позднее время, когда монах Нестор пытался привести начальную древнерусскую историю в хронологический порядок. После свадьбы имя Ольги упоминается в очередной раз только через 40 лет, в русско-византийском договоре 944 года.
Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.
Месть Древлянам.
Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:
• 1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
Ольга посмотрела на них из терема и спросила: "Довольны ли честью?" А они закричали: "Ох! Хуже нам Игоревой смерти".
Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи.
• 2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
• 3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
Четвёртая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи.
• 4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В ПВЛ летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном.
После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.
Правление Ольги
Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, устанавливая там оброки и дани, после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему "погостов" - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель - новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.
В 945 г. Ольга осуществила серьёзные преобразования в управлении княжеством - установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани ("полюдья") - "уроков" (или "оброков") и периодичность их сбора ("уставы"). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор ("тиун").
На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга, по преданию, основала город Псков. На месте видения трех светоносных лучей с неба, которого в тех краях сподобилась великая княгиня, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.
Следующим деянием Ольги, отмеченным в ПВЛ, является её крещение в 955 году в византийском Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако "он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем". Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.
Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин с патриархом (Феофилакт до 956 г.): "И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого". ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу замуж, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.
Подведём итог.
Из того, что нам известно о Ольге, можно сказать, что она самолюбивая, маленькая девочка, что выросла в княжих хоромах и больше всего любила власть, а попав под власть религии Крестьянства, по научению религиозных наставников угождала своему мужу, при этом нет описания её жизни, можно предположить, всеми путями добилась признание народа Руси как правдивой доброй княжны, а решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.
Чему научили Ольгу отцы? - по причине того что древний мир до крестьянства, делился на две основных части, юго-восточную часть где правили цари, и северо-западную часть от Римской империя и выше, современной Европе, по нынешним стандартам демократией, и выражалось это в выборе князей на княжескую должность.
Вернёмся к энциклопедии:
У славян
Первоначально князь был племенным вождём, возглавлявшим органы военной демократии. Древнейшее качество князя как старейшины рода отложилось в русской свадебной лексике, где новобрачные (условные основатели рода) именуются "князем" и "княгиней". Затем князь постепенно превратился в главу раннефеодального государства.
Функции князя:
• Военная - организация нападения и защиты племени. В древнерусском обществе высоко ценилась военная храбрость князя.
• Судебная - князь лично председательствовал на гласном суде, а также взимал судебные штрафы (виры)
• Религиозная - в языческое время князья являлись инициаторами и организаторами жертвоприношений, что связано с развитием у слова "князь" значения "священник" в чешском и польском (ср. ксёндз).
Княжеская власть, сначала чаще всего выборная, постепенно становится наследственной (Рюриковичи на Руси, Гедиминовичи и Ягеллоны в Великом княжестве Литовском, Пясты в Польше, Пржемысловичи (?) в Чехии и т. д.).
А пришедшая на смену язычества новая религия, несла за собой и новое устроение власти, власти абсолютной, а именно единовластие, так с четырёхсотого гора, Европа погружается в междоусобные войны на пятьсот лет, и только к десятому веку начинается формирование до ныне существующих стран, Франция, Германия, Англия и других. За пятьсот лет смутных времён, в Европе полностью установилась монархия, и были истреблены все признаки старых культов. В тоже время, Русь, не попала под влияние первой волны насильственной кристинезации, и в десятом веке, Русь была одним из сильных не крестьянских государств. Так в десятом веке, боясь Руси, и помня, что в смутные пека именно Русечей князья приглашались на престол для наведения порядка на их них землях. Европа начала политическое влияние на присоединение к Крестинскому миру. Для этого началась обработка молодой княжны Киевского князя, и через нёё на князя, но до нас дошли только сведения, о влиянии Ольги на сына.
Вернёмся к энциклопедии:
Деянием Ольги, отмеченным в Повести временных лет, является её крещение в 955 году в византийском Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако "он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем". Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.
Но, как известно Русь 988 году была крещена.
Вернёмся к энциклопедии:
Креще́ние Руси́ - введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения . Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже, а именно в 990 или 991 году).
Данное действие наряду с ранее сделанным Ольгою (В 945 г. Ольга осуществила серьёзные преобразования в управлении княжеством - установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани ("полюдья") - "уроков" (или "оброков") и периодичность их сбора ("уставы"). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор ("тиун")), привело к погружению Руси в междоусобные войны, Причиной междоусобных воин вначале было желание освободиться от дани, а после 1113 года, и желание самоличной власти того или иного князьки. В результате чего Русь погрузилась, междоусобные войны, как следствие ослабла и прекратила самостоятельное существование. Так прихоть Ольги, привела к гибели Руси.