|
|
||
По поводу конкурсного рассказа. |
"Нельзя писать - такой-то де, старик
козел в очках, плюгавый клеветник
и зол и подл - все это будет личность.
Но можете печатать, например:
что господин Парнасской Старовер
- в своих статьях - бессмыслицы оратор.
Отменно вял, отменно скушноват
тяжеловат и даже глуповат -
тут не лицо, тут только литератор."
А.С.Пушкин.
        Итак, свершилось! Нашими исследователями в заброшенной штольне N4, закрытой после всем известного терракта "Новых кришнаистких экологических паладинов" (и вновь доступной для посетителей только с сентябрьских ид), обнаружена рукопись, повествующая о событиях колоссальной, до сих пор невообразимой древности: начала 12 или даже 10 века. Рукопись называется "Шелковые дорожки войны". Текст приписывается легендарному Краснову Ивану Витальевичу, самому бескомпромиссному и неподкупному члену таинственного ордена Преноминаторов, обладателю титула "судья Ик". (Ниже мы покажем, почему знаменитый судья никак не мог являться автором повествования.)
        Обнаружение столь древнего, к тому же великолепно сохранившегося, текста, вызвало громкие споры среди ученых - как историков, так и литературоведов.
        Просим откомментировать находку представителя Исторической Школы АН УКГБ*, ввиду предстоящих выпускных экзаменов, пожелавшего остаться неизвестным:
        - Не касаюсь литературных достоинств текста, поскольку ничего в них не смыслю. С точки зрения истории, текст является абсолютной сенсацией. Да, именно так, не надо удивленно хмуриться. Комплекс историко-культурных реалий...
        - Э-э, профессор, нам бы попроще. Для детей, все-таки.
        - А! Ну таки да. Короче, братва, дело в следующем. Вот цитата автора:
        "...наш король ведет войну с язычниками на севере"
        затем еще одна цитата:
        "...король собирается послать своего брата на юг, через пролив, в страну франков"
        В истории есть только одно "место и время", когда язычники располагались на севере - а франки - еще пока не французы - на юге. Это - Англия 8-9 веков, расцвет "Эпохи викингов". Тогда короли англов часто воевали с пиктами и скоттами на севере, а на юге - именно через пролив - располагалось королевство франков. Но в эпоху викингов не могло существовать доспехов, которые: "...завинчены у тебя на спине шестью болтами!!" Их начали делать на полтысячелетия позже. Такие тяжелые кирасы вообще не применялись на войне, являясь исключительно турнирным снаряжением. Рискну порекомендовать нашим юным читателям книгу Лилианы и Фреда Функенов, "Энциклопедия вооружения и военного костюма. Средние века", изданную "Астрелью" в 2002 году... Или великолепное издание Оксфордского университета "Эпоха крестовых походов"...
        - Профессор! Не так много, и не так сложно, пожалуйста!
        - В общем, попросту: в истории Земли не было подобной политической ситуации. Следовательно, перед нами первый текст из параллельного пространства, где история пошла иным путем. Таким, что могло существовать некое абстрактное королевство, между язычниками и франками, на месте исторической Британии, и дожившее до эпохи тяжелых доспехов.
        - А не мог автор описывать, допустим, эпоху Эдуардов II и III, то есть, начало Столетней войны между Англией и Францией? Тогда англичание с Шотландией - она как раз на севере - воевали часто и много; и кирасы уже появлялись?
        - Бог мой! Да вы прямо как мальчишки: "Рыцари - это которые на конях бегали и за народ!" Что за безграмотность? В те времена не было нужды в переводчиках с английского на французский. Оба эти языка являлись ветвями норманнского. Знать по обе стороны пролива прекрасно понимала, "что же болтают за столом тамошние придворные", без всякого перевода. Только к концу правления Эдуарда III британское судопроизводство и законоведение понемногу переползло на раннеанглийский, слепленный из норманского и саксонского. Даже девиз на гербе Англии - "Бог и мое право" - записан по-французски: "Dieu et ma juste". К тому же, при Эдуардах знать была уже грамотна в значительно большей степени, чем описанные автором: "...девять из десяти рыцарей", которые "не могут нарисовать собственное имя"!
         - Профессор, осторожнее! Не надо так яростно жестикулировать!
        - Ладно, ладно. Добавлю несколько мелочей, не особо важных. В земной истории пехота не пользовалась "квадратными щитами". Прямоугольными, миндалевидными, реже треугольными; часто - круглыми и овальными. Но никогда квадратными. Далее, непонятно, какой религии принадлежит отец-настоятель. В католической очень редко применяется слово "ладанка". А православные монастыри (чему очень подходит обращение "Серафимушка", насквозь русский ласкательный суффикс) никогда не находились на Британских островах. Далее, если заячье мясо (как и любую охотничью добычу) не на чем было приготовить, его попросту съедали сырым. Цитирую "Устав соколиной охоты" Великого Княжества Литовского: "А кто не ест свежего мяса и не пьет свежей крови, того разложить и уздечкой или нагайкой всыпать по тому самому месту - чтоб знал и приучался". Так что протухнуть несчастному зайчику никто бы не дал. Потом, "спешенные рыцари" никогда не строились "в каре посреди лагеря", ибо между шатров попросту нет для этого места, да и сами рыцари воины конные. В случае сколь угодно внезапно нападения они прежде всего потребовали бы лошадей - что доказывает поведение французской рыцарской конницы при осаде Ла-Реоли в 1320-х годах. А также все войны Филиппов с фламандцами в 14 веке. Рыцари были крайне своенравным народом, собственных полководцев и то не всегда слушались. Пользуясь этим, турки под Никополем разбили французов вдребезги...
        - Профессор! Ай!
        - Да ладно, эта чашка мне все равно не нравилась. Плюньте, не возитесь с осколками... О чем это мы? Ах, ну да, конечно же. Раз не могло быть ничего подобного в земной истории, следовательно, это было в истории неземной. Безусловно!
        - Послушайте, профессор, но ведь средневековые хронисты часто ошибались в деталях или даже опускали или перевирали их. В конце-то концов, суть в духе эпохи, а не в том, что тогда одевали, ели или применяли для ловли вшей?
         - Браво! Молодой человек, Вы не потеряны для науки. Безусловно! Вот самый-то дух эпохи здесь абсолютно не наш. Смотрите сами: юноша 17-ти лет желает последовать за "добрым герцогом" на войну. Но при этом он вопиюще необразован в деталях военного быта. Настолько, что монастырский монах, сорок пять лет назад отказавшийся от мира, способен поучить и наставить его. Герцог не позволил бы такому неучу следовать за собой - в особенности, если парнишка имел на шее двух сестер, коим обязан был обеспечить приданое, достойных женихов и прочее.
        - Но дух рыцарства...
        - Рано я Вас похвалил. Вы сами себе противоречите. Вернее, противоречит автор, а Вы его неумело защищаете. В рыцарской семье мальчик с пяти лет на коне; с семи лет - паж; с тринадцати - оруженосец. А с совершеннолетия уже зрелый воин. Многие к этому времени успевали убить нескольких врагов. Проходя воинское обучение, мальчик прекрасно узнавал все детали рыцарского быта на себе. Эти самые вошеловки ему бы пришлось видеть раньше - если не самому чистить. По выражению автора, "отгребать щитом снег"... э-э, да ведь даже те, кто сейчас играет в рыцарей, догадываются прихватить с собой лопату в поход, а не щитами грести! Однако, если уж наш юный герой верен Святому Георгию до мозга костей, то какие сестры? Какое приданое? Презренные бытовые мелочи - фу! Я выполняю свой вассальный долг! Мой род, мой герб, мое славное имя не будет покрыто позором! Подумаешь, пришлось ради этого обеднеть!... Да, молодой человек, сегодня это звучит дико. Но именно в этом и разница между нами и ими; между "сегодня" и "тогда". Ведь молодой человек держит свои земли не сам по себе, а от своего "доброго герцога". И, если сюзерен призывает вассала в "ост", феодальное ополчение, а вассал не имеет средств - то герцог и должен обеспечить его конем, оружием, местом в шатре. Это - вассальный долг, двусторонняя связь. Пример: армия второго крестового похода построена на основе чего? Ну, как вы думаете, чего?
        - Ну, рыцарского духа, э-э, взаимного уважения... Э-э...
        - Э-ээ, да вы в истории безграмотны, прямо как автор. Сверху донизу - на основе контрактов, мой уважаемый друг. Благоволите открыть упомянутую выше "Историю крестовых походов" на странице 80, где приведена фотокопия контракта, заключенного 12 июля 1270 года. Рыцари Пэйн де Чеворт и Роберт Тайбетот обязуются служить Эдуарду Английскому во время крестового похода, приведя с собой по пяти рыцарей. За это каждого рыцаря бесплатно перевозят в Святую Землю, обеспечивают водой и платят по 100 марок. Не так уж важно, умели рыцари и сам король прочитать данный документ. Важно, что обе стороны умели его исполнять. Рыцари служили крупным магнатам "телами и оружием"; те же взамен обеспечивали их средствами и к существованию, и к "достойному поддержанию своего положения".
        Безусловно, такой уважаемый и опытный преноминатор, как Краснов не мог всего этого не знать! А раз так, то незачем Вам и вовсе обращаться к этим зазнайкам с литературного факультета. Я вам скажу и без них: текст полностью не исторический. Безусловно! Он описывает параллельное пространство, иной мир. Это сенсация!! А Краснову ее просто приписали, пытаясь под громким именем протиснуться к читательскому вниманию. Да. Безусловно!
        - Благодарю Вас, профессор.
        Вопреки настойчивым уверениям историка, мы все же рискнули обратиться к литературному факультету все той же АН УКГБ. Ведь обвинить знаменитого "судью Ик" в том, что текст, составляющий его честь и славу, ему отнюдь не принадлежит - деяние, исключительное в своей богомерзости. Увы, действительность оказалась еще мрачнее. Комментирует профессор литературоведения, специализирующийся на творчестве "судьи Ик":
        - "Шелковые дорожки войны" вяловаты для энергичного и резкого стиля "судьи". Человек, написавший в комментариях "...меня терзают смутные сомнения по поводу серьёзности всего происходящего. Половина сентября прошло, а спискок поданных заявок не уменьшился ни на одну работу. Вы уверены, что они ВСЕ подходят даже для первого этапа?" - такой бескомпромиссный борец с нечистотой стиля никогда не допустит фразы: "Там на полочке, справа от святого Николая, на полочке - ящичек деревянный". Повторения в писательской культуре конца 20в, когда жил "судья Ик", считались признаком дурного тона, плохой вычитки рассказа. Маловероятно, что легендарный судья вменил бы в вину участникам конкурса то, чем сам грешит - плохую стилистику. Например, герой "Шелковых дорожек" произносит: "На конце копья". Молодой человек, воспитанный в духе рыцарства, "прочитавший все книги в замке", "беседовавший со всеми проезжавшими рыцарями", сказал бы скорее: "на острие копья". И так далее. Слова "этой, этот, он", предложение или даже фраза без указания действующего лица, наподобие: "У него уже всё готово было для этого похода. Но ему тогда пришлось гораздо труднее чем тебе. Что бы купить себе доспехи, доброго коня и всё необходимое для дальней дороги, ему пришлось продать почти всё родительское наследство. Только родительский дом он не стал продавать. Там у него остался младший брат"... Не говоря уж о раздельном написании "Что бы"... Нет, ни в коем случае! Блистательный судья, благородный преноминатор никогда не позволил бы себе подобного!
        - Но, может быть, мелкие детали автору и знать не обязательно? Что за придирки, в конце-то концов?
        - Видите ли, мой дорогой юный друг! "Судья Ик" безжалостен к мелким ошибкам иных авторов. Вот его замечание: "Если предложение читать по словам, то получается именно так." Видите, как глубоко он проникает в суть преноминируемых текстов: читает по словам! Чуть ли не по слогам!
        - Ну, может, он иначе не умеет...
        - Хам! Нахал! Немедленно извинитесь! Писатель, способный в чисто академическом стиле набрать 15000 знаков... или около того... и вдруг читает по слогам? Так вот! Если "судья" требует от иных авторов высочайшей чистоты в работе, то он сам, в своих произведениях, является образцом и эталоном литературного качества. А если не является, то какой же он судья? Нет-нет, юноша, и не просите. Я не признаю за этим текстом авторства Краснова. Тут я вполне согласен с этими зазн... моими коллегами с исторического факультета. Увы!
        Вырвавшись, наконец, из гостеприимной АН УКГБ, мы подвели итоги. К сожалению, находка поставила больше вопросов, чем дала ответов. Остается неизвестным загадочный параллельный мир, с язычниками на севере, франками на юге и тяжелыми кирасами "о шести болтах" посередине. Остается неизвестным имя подлеца и негодяя, посмевшего приписать блистательному судье и преноминатору скучный, унылый, морализаторский трактат. Столь пресный трактат выставлен на детский конкурс или по недоразумению, или по злому умыслу. Все эти загадки ждут своего исследователя, который не замедлит явиться.
        Безусловно!
        
        (с) КоТ. г.Гомель
        
        * УКГБ - унитарное кроваво-готическое бюро**
        ** - эту фразу я сочинил в последние пять минут и еще не знаю, что она означает.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"