Бобров Михаил Григорьевич : другие произведения.

Летающий мопс

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Рецензия на "Мой огненный пес - Семаргл" Анны Снеговой http://samlib.ru/comment/s/snegowa_a/mops1

РЕЦЕНЗИЯ на

      “Мой огненный пес Семаргл-1”, Анна Снегова

      http://samlib.ru/s/snegowa_a/mops1.shtml

      

      Внимание! Все нижесказанное является лично моим мнением, ни в коей мере не претендующим на звание абсолютной (а хоть и относительной) истины.

      Сначала выскажу общие впечатления и такие сведения, которые не раскроют интригу, чтобы можно было решить - стоит ли читать. Подробности будут во второй половине рецензии, кто не хочет видеть спойлеры, пускай туда не лезет.

      Главный вывод - читать можно. Впечатление и послевкусие положительное. Читалось не то, чтобы легко - но приятно. Тем приятнее, что текст рассказывает вполне четкую историю, от пролога до эпилога. Автор явно понимает, что такое “композиция”. Наиболее приятно и ценно лично для меня - здесь имеется кульминация и развязка. Здорово устал от недописанного. Завершенностью “Пес” выигрывает у тысяч и тысяч романов, которые имеют ярких героев, написаны отличным языком, украшены искрометным юмором - только незакончены.

      Впрочем, и на фоне этих романов “Пес” выглядит вполне достойно. Те же герои в нем разные. Хотят разного, ведут себя по-разному, поступают вполне живо. Мотивация кое-где хромает - но, может быть, это было задумано на перспективу. В серии еще много романов.

      Язык в романе средний. Гладкий, ровный - однако недостаточно сильный и недостаточно точный. В подробностях дальше.

      Юмора особенного в тексте нет - пожалуй, и к лучшему. Роман о первой любви гыгыканья не терпит. Да, текст главным образом о чувствах. О первых, когда еще сам себе не веришь. К сожалению, все остальное принесено в жертву чувствам. Хорошее впечатление вызывается больше сочувствием к героям, чем крепкой логикой, увлекательным действием или закрученным сюжетом.

      В целом роман мог бы служить превосходной основой для русского школьного аниме, куда лучшей чем перенасыщенный пафосом “Первый отряд”. Все герои “Пса” - школьники. Набор действующих лиц ограничен, но не сводится к штампу “восемь девок - один я”. Каждый имеет яркую личную особенность. Что приятно и ново, особенности эти чисто славянские, стоящие на собственной мифологии. Понятно, что мифология в значительной степени придуманная, от славян уцелело куда меньше, чем от тех же викингов. Но триада Правь-Явь-Навь не только для красоты, автор вполне органично использует ее в сюжете. В команде “Пса” собраны основные архетипы, от робкой красавицы до яркой стервы, причем выписаны они так, что хоть сразу рисуй. Особенно прорыв на прудах удался, считай, готовая 26-минутная серия, до того зримо.

      Главная история происходит только с командой. Все окружающее влияет на героев довольно слабо, даже не фоном, а за фоном. Тот же “Калинов мост” Алексея Гравицкого, хотя и построен вокруг тройки главных героев, но много внимания уделяет реакциям окружающего мира на внезапно воскресшие сказки, отчего и выглядит достоверно.

      Недостатки “Семаргла” получаются из его же достоинств, и чтобы обосновать свое мнение, перейду к подробностям. Далее - раскрытие сюжета, на языке буржуйцев именуемое спойлером, так что все, читающие дальше, делают это на свой страх и риск.

      Первый недостаток, самый важный. Замкнутость на героях. Подвешенность команды посреди вакуума. Окружающая среда - ни полиция, ни ювенальная, прости господи, юстиция - никак не реагирует ни на компанию героев, не шьет Энгельсу педофилию. Ладно, допустим они все маги-экстрасенсы, обвешанные амулетами и так далее. Но нет никакой реакции на происходящие события с жертвами и прорывами со стороны тех же пожарных, водопроводчиков и т.д. Да, в команде имеется Стас - Полоз, который чинит трубы прямо в бою. Но время-то не всякий раз останавливается, пока Стас кабеля сошьет, уже сто раз сигнализация сработает. Из личного опыта могу сказать: в центре Москвы на порванный экскаватором кабель спецсвязи белая “Волга” прилетает в две-три минуты. А тут власти отсуттвуют в сюжете вообще. Ни память корректировать свидетелям, ни подписки брать, ни какие еще следственные действия проводить. Хотя жертвами далеко не всегда являются бомжи.

      Далее. Все происходит в Москве - а за МКАДом, получается, жизни нет? Юлю привезли аж из самого Магадана, но ее проявление сугубо русское. Стены Кремля можно называть древними только с усмешкой, любой “конь-камень” в Тульской области старше их примерно на тысячу лет, и это еще не касаясь сейдов Соловецких островов или там Аркаимов, которые вообще несколько старше Гомеровской Трои. Понятно, что история автора вовсе не об этом, это все даже не фон - холст и грунт для разрисовки фона. Но царапает.

      Далее. Организация отсутствует, как понятие. При чтении я не мог понять - почему Светка не взбрыкнет, как та самая Анжела, и не откажется выходить на выброс? Что держит их всех вместе? Угроза жизни? Общие правила для команды не заявлены. Не перечислено, что наказуемо, а что похвально. По опыту собственного ролевого клуба могу четко сказать - бардак будет столь рыхлый, что никакие осмысленные действия не получатся. Все потонет в обсуждениях, отношениях, обидках, ревностях и т.п.

      Ладно, Энгельсу кое-как удается слепить этот снежок. Ни тренировок, ни обмена знаниями, ни хоть какого-то практического опыта совместного передвижения хотя бы! Артем болтается вокруг вышедшей на задание группы - ну молодец, че. Подловит его, одиночку, стрыга или там десяток кикимор - и привет, собаком звали. Ладно, Энгельс в армии не служил - но так угроза жизни же! Благо, сейчас в интернете сведений море. При необходимости (а необходимость есть, смерти-то реальные) можно научиться хотя бы правилам из туристического опыта. Типа: куда идем, кто с кем идет, главное: куда всем спасаться в случае неудачи. Кто принимает управление после выбытия Энгельса. Или там общий сход управляет?

      Опять же, понятно - история Ромео и Джульетты не про то, как Меркуцио Тибальта выслеживал, и какие при этом применял тактические схемы, и какая заточка клинка у него была, и брал он оружье испанским хватом или там итальянским, и была у него французская стойка или, скажем, фламандская. Но от откровенной лопоухости на выходах как-то нехорошо начинаешь про Энгельса думать.

      

      Второй недостаток романа - язык. Все персонажи говорят почти одинаково. Гладко, правильно.

      “

       - Девочки, придите в себя! Вы скорее должны перебраться к нам. В любой момент могут полезть следующие, - крикнул им Энгельс.

       Света с трудом поднялась на ноги, игнорируя руку, которую протянула ей Кира.

       - Как Вы себе это представляете? - возмутилась она дрожащим голосом. - Вы видите тут что-нибудь похожее на мост?

      ”

      И, как видно, из отрывка, говорят долго. Видно, Света еще не достаточно испугалась, Энгельса на “Вы” имеет время называть, фразу строить. За девочек не спорю, автору однозначно виднее, как девочки в такой ситуации себя поведут. Но вот мужчина на одних рефлексах рявкнет что-то вроде:

      - Девчата, ноги в руки! Живо к нам! Пока еще не полезли!

      А не будет жевать: “В любой момент могут полезть следующие,” - не та ситуация.

      

      Вот еще сцена:

      “

       - Пойдём домой вместе! - Света догнала Артёма и схватила под руку, прижавшись всем телом. Юноша бросил на неё раздражённый взгляд и стряхнул со своей руки.

       - Спасибо, мне провожатые не нужны. Я сам теперь в этой роли. Иду за своим дурацким Хвостом.

       - Ну, как знаешь! - Светлана остановилась посреди коридора и долго смотрела ему вслед. Её взгляд метал молнии.

      ”

      Для чувственного шторма, показанного в сцене, изложена она откровенно вяло.

      “

      - Как знаешь! - Светлана отскочила и долго прожигала взглядом спину уходящим

      ИЛИ

      - Как знаешь! - молнии из Светкиных глаз Артем ощутил даже сквозь рубашку

      ”

      Это главная претензия к языку. По мелочи - у всех персонажей одинаковый говор. Выделяется Энгельс, любитель почитать лекции - как и положено его архетипу наставника. Еще выделяется Юлька.

      

      Третье. Великолепный сюжетный ход с предательством Олега - когда все уже поверили, что засланкой была Маргарита. Получилось достоверно, четко обосновано и в целом превосходно. Но тут же рядом откровенное натягивание совы на глобус, с полетом Сирин к дуплу. Вторая рана Древа тут откровенно лишняя. Если по сюжету надо сделать, чтобы Сирин спасала Артема, то мне представляется (что не означает моей правоты) более крепким ход с черным кинжалом Олега, чем со второй раной Древа.

      А что Стас оказался сиротой - это и вовсе рояль в кустах. А вот не оказался бы Стас одиночкой, тогда как? И ни один из героев после всего на эту тему даже не пикнул. Ладно сразу после боя: молодежь занята друг другом, у Гендальфа (то есть Энгельса) жена рожает. Но потом-то никто и не вспомнил. “Помер Максим - да и хрен с ним”?

      

      Ну и последнее. Что Артем достанется Кире, как бы понятно с момента поселения их в одной комнате. И поэтому размолвка после схватки с упырем выглядит откровенно надуманно. Типа, так по сюжету надо. Больше никакого обоснования у нее нет.

      КоТ

      Гомель 15.03.2018



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"