Бобров Михаил Григорьевич : другие произведения.

Звездный зверь

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Размышления о звездных империях.

Звездный зверь.

- А вот черный песец!
- Военно-морской?
- Нет, просто по канализации подкрался.
(с)

     Рассмотрим идею звездной империи.

     Начнем с империи вообще.

     Что есть империя? В настоящее время ключевая ассоциация на это слово - сила. Империя прежде всего сильна, затем обширна, затем - что очень важно - спокойна и безопасна. Спокойствие и безопасность прежде всего понимается как следствие сильной государственной власти, способной скрутить и внешнего врага и внутреннего бандита. Очень важно, что власть эта централизована. В Империи всегда есть понятие единственного центра власти.

     В обмен на спокойствие и безопасность большинство людей - независимо от степени свободолюбия - собственно, свободу и отдадут. Даже тоталитарная империя (а отнюдь не все были таковыми) их не пугает - вон какой плач стоит над трупом Соцлагеря.

     Очевидно, что сильная власть важна прежде всего в условиях агрессивной внешней среды: иначе людей подчиняться не заставишь. Вот почему Древний Мир - эпоха именно империй. Прочие виды государственного устройства тогда не были конкурентоспособны. Почему? А потому, что один человек или один род не мог противостоять окружающей природе. И даже не всякий союз племен. Требовались усилия колоссального числа рук и умов. Стоит, наверное, отметить, что все империи доримской эпохи начинались с преобразования вмещающего ландшафта. Китайцы укрощали Яньцзы, вавилоняне Тигр и Евфрат, египтяне строили Нильскую ирригацию, инки и центральноамериканцы - террасное земледелие. Лишь много позже, с приручением лошадей, развитием плавки и ковки, появились "технологические" империи: ассирийцы с профессиональным войском в медной броне; "колесничные народы" гиксосы; персы, "торговая империя" греков и финикийцев, кочевники-хунну и так далее. Человек вооружался технологией, и становился все менее зависим от природы. Но при этом все прочнее привязывался к центру развития этой самой технологии.

     Что должна обеспечить технология для империи?

     Прежде всего военное преимущество; затем связь, единство. Центр и окраины должны быть связаны, причем не только информационно, но в первую очередь товарным потоком. Без торговых связей, на чисто военной силе еще ни одна империя планеты Земля не пережила своего основателя. Римский мир и китайскую Ойкумену связывали "дороги, законы, легионы" обеспечивающие безопасность грузопотока на этих самых дорогах. Инки строили прежде всего дороги, хотя до колесного транспорта так и не дошли. Японцы, ввиду частых землетрясений, обходились без колес, паланкинами, но дороги все равно охраняли множеством застав. Китайцы числят среди государственных дел первооснователя стандартизацию колеи повозок. Колониальным империям безопасную торговлю обеспечивали огромные парусные корабли - по тогдашним меркам, плавучие острова. Но плавать совсем не обязательно именно по морю. Интересно посмотреть, как бы выглядела битва за Атлантику 1940-1944 при наличии у Великобритании дирижабельного флота, хотя бы равного по грузоподъемности немецкому флоту 1916г. Кого бы тогда топили подлодки Деница? И как бы люфтваффе воевали над серединой Атлантики, если им в 1940 не хватило сил подавить английскую авиацию в Лондоне, практически у себя под носом?

     Варварские земли - что в Европе, что в Азии - всегда по-настоящему отличало от империи лишь одно. Что на их территории единственным способом ехать куда пожелаешь было путешествие во главе личной армии. Не зря в Гражданскую войну бурно развивались именно банды и бронепоезда: в первую мировую между фронтами враждующих империй зазора не было, а вот в Гражданскую появились колоссальные зоны варварства, которые надо было пересекать под защитой. И поездные команды иногда даже пользовались правом экстерриториальности. Вот картинка немного из иной эпохи, но характерная. Вестерн "Поезд на Юму". Перестрелка у вагонов, куча трупов. Охрана поезда не вмешивается: не наше дело. Победитель, он же преступник, входит в вагон и спокойно сдает оружие. Что мешает ему застрелить двух мужиков в вагоне, он же только что грохнул втрое больше? Но нельзя. Дорога - священное место водопоя. Одно дело ограбить золотой поезд - исключение даже по тамошним меркам! - совсем другое просто напасть. Конечно, вестерн достаточно условный жанр, но и совсем оторван от реальности быть не может. Не поймут. Еще пример. Южный Вьетнам, 1973 примерно год. После неудачного "новогоднего наступления" части Северного Вьетнама и Вьетконга разбиты. Лучшие партизанские и диверсионные группы истреблены, сети и явки разгромлены. Война на дорогах заглохла - и урожай риса в том же году взлетает на 10-15%. Без всяких дополнительных вложений. Надо полагать, сбор риса не очень вырос. А вот процент нормально доехавшего, не испорченного при хранении - очень даже.

     Итак, связь и единство обусловлены безопасностью путей сообщения. Эти же коммуникации дают и требуемое военное преимущество, позволяя создавать перевес в силах путем быстрой переброски войск в нужное место.

     Еще раз: империя это связь!

     Ну, а теперь господа фантасты называют мне средство связи для межзвездных расстояний. Такое, чтобы ответ приходил еще при жизни абонента. Урсула ле Гуин озаботилась этим всерьез, поставив развитие Экумены и Лиги Миров в прямую зависимость от возможностей связи и перевозки. Иван Ефремов заставляет героев мучительно исследовать Звездолеты Прямого Луча. Герих Альтов ("Порт каменных бурь") решает проблему парадоксально, но красиво: если нельзя доплыть до острова за приемлемый срок, подтянем остров (планету, звездную систему) поближе. Благо, трение звезды об вакуум даже меньше, чем колеса по рельсу.

     Понятно, что со связью в реальных империях не всегда было хорошо. С Америкой и колониями, например, связь была только корабельная. Месяц, два, три. Караваны по Великому Шелковому пути оборачивались за год. Купцы и посольства уезжали на несколько лет. Но все эти сроки оставались в пределах жизни одного человека, что обеспечивало единство замысла на все время экспедиции, и даже на время серии экспедиций. Какой же уровень политической стабильности (и технической, и этической - например, смена правящей религии - реакция экипажа корабля - ?) может выдержать двадцать, тридцать лет полета в обе стороны?

     Очевидно, что звездная империя не может существовать без связи, скорость которой должна первышать скорость света. Это первая необходимая технология.

     Но передача информации - это еще даже не начало.

     Допустим, с целью сохранения контроля, все колонии полностью зависимы от Центра технологически - вся наука и разработка в Центре, все наукоемкое производство там же; все образованные люди там же - но тогда вопрос транспортировки превращается в главный; а тут разница такая же, как между флажковыми сигналами от Дувра до Кале - и тридцатью тоннами английской шерсти, которые как-то надо переправить в том же направлении. Далее, абсолютная зависимость колоний от Центра делает всю цивилизацию слишком нежизнеспособной. Либо: "Корабль из Центра не пришел, и где наши запчасти к тракторам?" Либо в Центре эпидемия, например, или вражья сила... или просто неверное управленческое решение, астероид вломился, динозавры сдохли - словом, все известные беды однополюсной цивилизации. Например, как насытить людьми глубинку? В богатой недрами и просторной Сибири люди чувствуют себя временщиками. Бегут в Европу. Да, впрочем, и флибустьеры с золотого Мэйна при первой же возможности рвались в сырые, холодные, зарегулированные церковью и королями родные места. А уж, казалось бы, не Сибирь. Елена Горелик в пиратской трилогии обработала именно ход с возникновением нового государства - чтоб не хотели бежать в столицы. Чтобы в колониях был тот же уровень комфорта (включая психологический и интеллектуальный).

     Но ведь это значит, что возникает новый Центр! Такова логика развития всех абсолютно колоний. Вот почему все страны в ХХ веке отказались от модели "Центр-колонии". Либо все толковые люди сбегутся в столицу, оставив окраины дуракам и предприимчивым соседям (сегодняшняя ситуация с Сибирью и Китаем); либо возникнут новые центры, которым свои интересы ближе к телу. Как при распаде Рима, Соцлагеря, Британской и Французской (а до того Испанской) колониальных империй.

     Теперь немного об автономности колоний. В семнадцатом веке проще было сляпать небольшую кузницу на склоне Аппалачей, тут же плавить и ковать, чем ждать раз в год корабля из Бирмингема с ножами и лопатами. Колонии, слишком зависимые от транспорта, находились на грани вымирания. В двадцатом веке стало проще привезти, чем сделать на месте. Но мы, по отношению к Космосу, находимся нынче где-то между финикийцами и греками ахейской культуры. Нет сомнения, что все колонии должны основываться на принципах полной автономности по жизнеобеспечению. Точно так, как геологические и научные экспедиции первой половины ХХ века - неспешные, но почти независимые от окружающей среды и не шибко нуждающиеся в связи с пославшей их цивилизацией. В новых межзвездных колониях наверняка будут полностью автоматические заводы по полному циклу производства всей необходимой техники. Ведь создание самокопирующихся, саморемонтирующихся роботов уже сегодня проблема этики, но не техники. Не полетишь же за каждым винтиком в Центр, через сорок парсек.

     Как в этом случае Центру удержать власть?

     Либо объединить все колонии общей транспортной сетью, контроль за которой в руках Центра (производство кораблей только там, управляющие станции Нуль-Т только в метрополии). Либо консолидировать все ресурсы нескольких планет для проектов действительно космического масштаба, типа стягивания нескольких близлежащих звезд в шаровое скопление. Либо создать общность культурную, как пыталось решить проблему Британское Содружество, а уж на основе этой общности создавать единое политическое и финансово-торговое пространство.

     Еще такой вопрос. Не глупо ли отправляться за сотни парсек вслепую, не зная, найдется ли там пригодный для жилья шар? Комплекс терраформинга в межзвездном полете - не роскошь, а средство выживания.

     Но, когда есть терраформинг и куча других технологий, проще никуда не лететь. Создать еще одну Землю на удобной орбите; или Марс с Венерой переместить и терраформировать. Или Юпитер разобрать на ожерелье планет вокруг Солнца. Или подорвать его "кузькиной мамой", превратив в микрозвезду, и терраформировать его согретые спутники - Титан и Европа по массогабаритам не так уж сильно отличаются от Земли. Что получим? Получим как бы насыпной остров недалеко от берега. Торговать близко. Плыть недолго. Основывать сравнительно дешево. Полная автономия не нужна - возможен прямой контроль и быстрые поставки нужных материалов. Сравнительно быстрая связь.

     Кого может не устраивать близкое расположение колоний?

     Во-первых, беглецов от существующего порядка. Викинги бегут от Харальда, открывают Исландию. Пуритане, мормоны, иные еретики бегут от Папы римского, основывают колонии в Америке. Ирландцы от англичан. Казаки и новгородцы от престола московского - на Дон, в Сибирь, аж на Аляску. Захотят ли беглецы вообще поддерживать связь с метрополией? Что в метрополии у них осталось такого, чего нет в новом мире? Только информация. Учебники, ученые, медики, технологи по тонким производствам, университеты. Что они могут дать взамен? Ресурсы? Об этом чуть ниже и подробнее, а пока рассмотрим второй случай.

     Во-вторых, ученых, чьи эксперименты небезопасны для человечества. Могут, например, звезду ненароком погасить. Ученым нужна и связь, и материалы, и оборудование, и мозги. Опять нужен транспорт. То же самое и с военными полигонами.

     Итак, три главных и постоянных источника основания колоний: беглые, ученые, военные. И только в последнюю очередь - избыток людей в метрополии. Этот источник пульсирующий. Прирост рождаемости нестабилен.

     Кто бы ни летел на поселение, он должен иметь автономные источники энергии, автономный производственный цикл, здоровое психически и гибкое разумом общество для устойчивости в невообразимых пока ситуациях. Иначе можно просто не долететь. Если же есть возможности для полной автономии (технически - есть), то она и возникнет. А как будет оформлена юридически, вопрос десятый.

     Ожидаемый и предсказуемый вывод: при досветовых скоростях все звездные системы автономны и самоуправляемы, контакты между ними эпизодические, основной обмен иформационный.

     А при сверхсветовых скоростях? Да, можно легко прилететь в другую систему, и основать колонию, технологически зависимую от метрополии. Но жители такой колонии, сознавая свою зависимость и уязвимость, направят силы на искоренение слабых мест, рано или поздно получат автономию, особенно, если колония хороша для жизни. И выгодно ли гнать войска на подавление? Хорошо, будем постоянно переменять жителей, чтоб не прикипели сердцем к своему вагончику в тундре. Но тогда колония не разовьется. Десяток наладчиков горнодобывающего комплекса, живущих вахтовым методом - не колония.

     Кстати о горнодобывающем комплексе. Какая вообще прибыль от колонии возможна? Ресурсы? Все ресурсы есть химические соединения, если это не физические законы. Пользование физическими законами осуществимо только в месте аномалии. Придется перемещать учреждение, которое использует, исследует данную аномалию.

     Что же до химических соединений, то технологически намного проще синтезировать их поатомной сборкой в нанореакторах, (многие из них - уже сегодня) чем строить межзвездный сверхсветовой корабль! Сверхсветовой - потому что досветовые перевозки нерентабельны. Хорошо, если до ближайшей рудной планеты всего лишь пять световых лет. А если пятьдесят?

     Жизненное пространство для избытка населения? Но ведь мы уже договорились, что можно терраформировать собственную систему, и очень долго. И ростом населения можно управлять. Да, это нелегко. Но опять же, проще и дешевле всем раздавать противозачаточные, чем строить ССК и лететь неведомо куда.

     Опять возвращаемся к вопросу: на каких принципах возможно объединение нескольких звездных систем? Совместный проект, внешняя угроза (это какая же?), единая культура - все это совсем не требует центра власти и не предполагает имперского подчинения. Конфедерация достаточно автономных республик. "Морской союз" независимых полисов Греции. И то - только в случае давления персов. Формально единая Поднебесная, в которой есть номинальный глава - император и относительно самостоятельные феодалы - не наместники.

     Но если не звездная империя, то что взамен?

     Хотя "предсказание будущего входит в те профессии, где спецодежда есть непременный колпак с бубенчиками" (с) К.Ю.Еськов, желание поднять завесу слишком велико. Рискну предложить свое видение экспании человечества, разработанное как дизайн-документ компьютерной игры "Космические рейнджеры-4".

     

КР4-1: Стажеры.

     Цивилизации высылают корабли, экспедиции, автоматические зонды, с которыми может встретиться игрок. Но основное содержание 1й части - освоение собственной системы. Исследование планет, перевозки грузов в колонии, разработка астероидов.

     Полеты земля-орбита-земля между верхом атмосферы и стыковочным узлом орбитальной станции. Квесты по отлову улетевшей в иллюминатор сумочки, сбору мусора (ловля метеорных потоков, созданных межорбитниками по халатности или возникшими при аварии). Квест по сборке орбитальной станции. Квест по снятию с орбиты забарахлившего спутника связи и его возвращению на место. Полеты в системе.

     Потоки в основном состоят из грузоперевозок на вновь осваиваемые планеты, доставке больших объемов руды на комбинаты или комбинатов к месту разработки, а оттуда доставки сырья; вывод на околосолнечную орбиту станций службы светила и энергетических; испытаний модуля терраформинга, и так далее. Возможен отстрел пиратов, правда, не совсем понятно, где им жить, и как они могут ловить корабли.

     Необходимые условия для полета к звездам (для перехода на КР4-2) -

     - двигатель

     - источник энергии

     - компьютер для расчета полетов (звезды ведь тоже движутся)

     - хорошая трехмерная карта пространства

     - модуль терраформинга, чтобы зря не летать

     - замкнутый цикл ЖО на 10000-20000 колонистов

     - механизм продления жизни для длительных перелетов

     Все это исследуется и производится в родовой системе. К ближайшей звезде на 1-м этапе запускаются зонды.

     

КР4-2: Оседлавшие свет.

     Небольшой промежуток освоения Галактики с субсветовыми скоростями. Двигатели, естественно, фотонные. Исследование ближайших окрестностей звезды. Колонизация, терраформинг. Способ почти бесконечного продления жизни для долгих полетов. Поиск и спасение застрявших кораблей, перевозка (буксировка) колоний, освоение систем, исследование систем и звезд. Техническая база и возможности в целом те же самые. На планетах появляется возможность делать орбитальные лифты - по Кларку (Башня) или по Юницкому (Пояс). На перелеты уходит много времени. Полеты к ближайшим звездам, от них запуск зондов к соседним.

     

КР4-3: Далекие радуги.

     Технический скачок, вызванный изобретением прыжкового двигателя. Становится возможен только после изучения нескольких соседних звезд и пространства между ними. Обоснование: ученым нужно исследовать свойства именно пространства. Плюс, требуется более мощная геометрическая база для навигационного обеспечения. К обычному набору модулей добавляется модуль прыжкового двигателя, к устройствам связи - ансибл, к локаторам - гравитационный.

     Первые ССК еще не могут нести людей, и используются как грузовые автоматические баржи, летающие только между освоенными системами. Например, несколько таких барж на грузовой линии возят предметы роскоши и необходимую технику в осваиваемые колонии.

     С развитием компьютеров становится возможным забросить ССК в неисследованную систему и получить ее карту, характеристики звезды и т.п. Первые контакты с чужими цивилизациями.

     В родовой системе к этому моменту технология позволяет начать устройство общесистемных артефактов типа Диска Альтова, Сферы Дайсона. Наука начинает исследовать возможность управления звездами. Пока что - с целью сокращения вспышек и умягчения радиационного режима.

     К концу этапа составлены звездные трехмерные карты почти всей Галактики, и изобретен обитаемый ССК.

     

КР4-4: Граждане Галактики.

     Кораблей становится много. Лавинообразное расширение по всем доступным системам. Первое появление боевых кораблей. Многочисленные контакты с чужими. Разные типы цивилизаций.

     Наука исследует возможность перемещения звездных систем, начинает подбираться к нуль-т. Строятся межзвездные информационные сети, постоянно синхронизируемые по ансиблу. По ансиблу можно передавать картину звездного неба - того, которое видно с данной планеты - и накладывать ее на картину, например, земного неба. Так можно увидеть разницу: каким будет наше небо через 4 года или там сколько до передатчика.

     Перевозка, освоение. Создание новых планет в существующих системах. Военные вторжения, конвои, отлов пиратов. Каждая цивилизация стремится создать себе мирную зону, и побольше. На обочину выметает авантюристов и неудачников.

     

КР4-5: Конец вечности.

     Изобретен нуль-т, как возможность перемещения между камерами: парой - в любую точку на линии, тройкой - в любую на плоскости, четверкой - в любую внутри тетраэдра.

     Изобретен способ стягивать звезды и зажигать их. Галактика в основном поделена между цивилизациями, выделяются ухоженные зоны, где нет войн, пиратов, метеорных потоков и вспышек на светилах. Дипломаты заключают межцивилизационные альянсы.

     Выделяются и сектора отбросов, имеющие уровень развития около ХХ-ХХII веков технический и социальный, которые, тем не менее, тоже рано или поздно разовьются в цивилизации.

     В секторах с нуль-т корабли не нужны вовсе, и там ты можешь прыгать с планеты на планету сначала с помощью камер, а к концу этапа и просто с помощью носимого аппарата, типа сотовика.

     Развоз и установка нуль-т камер, стягивание звездных систем. Корабли вытесняются на фронтир, где еще есть обычные работы по перевозке.

     

Системы.

     Звездные системы делятся на:

     "Н" - необитаемые. Нет разумной жизни, нет заправочных станций. Пилот видит только то, что показывает его радар и сканер, и только в его радиусе действия.

     "К" - колонизированные. Часть планет (или все) заселена. Навигационного оборудования общесистемного уровня нет. Метеорные потоки и вспышки на звезде не отслеживаются. Полеты по системе на свой страх и риск. Пилот наблюдает радар и сканер, плюс может получить сводку или карту системы с какой-либо освоенной планеты по радио.

     "Ж" - жилые. Существует централизованная служба, отслеживающая вспышки на звезде, метеорные потоки, сообщающая игроку их предполагаемые траектории. На астероидах аварийные купола с запасом кислорода, маяки для ориентации, передающие свои координаты, в системе заводы, станции, искусственные планеты и так далее.

     "Б" - благоустроенные. Звезда используется, как источник энергии, управляется спец.оборудованием, соответственно, никаких вспышек или выбросов. Никаких метеорных потоков. В системе есть диск Альтова, Сфера Дайсона, полеты разрешены только по определенным трассам, (и под управлением навигационных компьютеров) так как почти все пространство системы заселено.

     С точки зрения физики, системы делятся на свободнолетящие, и объединяемые в скопления.

     

Небесные тела.

     Звездой считается тело, светящееся собственным светом.

     Планетой считается тело, достаточное для удержания вокруг себя атмосферы.

     Все прочее для простоты считается астероидом.

     Спутник - астероид, обращающийся вокруг планеты.

     Метеорит - астероид, меньший по размерам, чем корабль.

     Метеор - явление сгорания метеорита в атмосфере.

     Комета - астероид, способный под давлением солнечного ветра, выпускать хвост.

     Тела бывают:

     По условиям обитания

     "Н" - никак. Или гравитация слишком большая, или даже скафандры не выдерживают температур/давлений/кислотной атмосферы

     "С" - Скафандр. Только в скафандре

     "К" - Купола. На планете есть купола, но в остальном опять только в скафандре

     "Б" - Бактерии. Условия пригодны для расы, требуется только согласовать наборы микробов.

     "В" - выходи и гуляй. Условия полностью совпадают с привычными.

     По принадлежности:

     "Н" - ничья

     "Р" - разделенная между несколькими расами

     "М" - монолитно принадлежащая одной расе

     

Цивилизации.

     По уровню развития цивилизации подразделяются на:

     "Д" - докосмические, которые еще не включают космос в свою картину мира. Пилота считают богом, боятся. Торговать могут, но приносят предметы роскоши, артефакты непонятного назначения, ценные только на научных станциях, как коллекционный материал. Иногда предлагают еду по бросовым ценам.

     "П" - предкосмические, которые уже знают о космосе, звездах, планетах, но не освоили пока даже свою атмосферу. Торгуют охотно, но больше берут, чем отдают.

     "А" - атмосферные.

     "О" - орбитальные. Имеют спутники, орбитальные станции.

     "С" - системные. Летают в своей системе.

     "Г" - галактические. Летают между звездами.

     По типу экспорта (имеет значение только с развитием мгновенного перемещения)

     Ресурсные - необработанное сырье

     Аграрные - еда

     Технические - техника, оружие

     Научные - медикаменты, технологии, усовершенствования

     

Корабли.

     Корабли делятся:

     По конструкции:

     "М" Модульный - "Штанга", на которую навешивается жилой, двигательный, топливный, конструктивный, радарный, компьютерный, стрелковый, защитный, энергетический, ремонтный, горноразрабатывающий (для ковыряния астероидов) и т.п., модули. Грузы пакуются в пластиковые пузыри и навешиваются снаружи.

     "З" - замкнутый, все внутри корпуса. Максимальное количество груза и прочего определяется объемом корпуса. Выше защита от радиации и вражеских выстрелов.

     "О" - обтекаемый, для посадок на атмосферные планеты. Тоже закрытый, герметичный.

     "П" - перестраиваемый, полеты в диске Альтова, меняется в ходе полета.

     По дальности:

     "А" Атмосферные - сообщения между планетой и орбитой

     "ДС" Дисковые - полеты в Диске Альтова. Редкие прыжки за его пределы вызывают усиленный износ конструкции, но возможны в порядке исключения.

     "С" Свободные - полеты в свободном пространстве,

     "Д" Дальние - полеты к другим системам

     По автономности:

     "НА" - Не автономный - требует наличия рядом планеты или корабля-носителя, время использования корабля ограничено не ресурсом жизнеобеспечения (ЖО), а другими характеристиками. Например, это истребитель ближнего боя или посадочный модуль, которому личная оранжерея с анасами ни шла, ни ехала.

     "К" - конечная - имеет ресурс жизнеобеспечения. Запасы большие, но конечные, требуют периодического пополнения.

     "Б" - бесконечная - имеет систему ЖО замкнутого цикла. Не нуждается в пополнении запасов. Хотя смена воздуха в системе, например, благотворно влияет на психологический климат в экипаже.

     

Типовые классы кораблей.

     Корабли набираются сочетанием классов. Классы кораблей:

     "З-О" Атмосферные челноки земля-орбита. Имеют обтекаемую форму, адаптированы для посадки на атмосферные планеты. Не могут использовать двигатели, загрязняющие среду: ЯРД, ЖРД на фтороводороде.

     "О-О", "Два кольца", "Помело", "Кислородка" (от обозначения Орбита-Орбита, О2) Внутрисистемные корабли-лихтеры, орбита-орбита. Могут использовать любые двигатели, кроме изменяющих геометрию (прыжковых), т.к. вызывают коллапс звезды. Здесь фотонные зеркалки, солнечный парус, редко ЖРД (требуется много рабочего тела, которое выбрасывается в космос при работе).

     Конструктивно представляют собой палку с двигательной группой на одном конце, и обитаемым модулем на втором. Строятся по модульному принципу: на палку навешиваются капсулы-модули, а грузы пакуются в пластиковые пузыри и прицепляются снаружи.

     "Х" - "хамелеоны" - корабли для газового диска Альтова. Состоят из капсулы управления конструкцией, которая по мере необходимости отращивает себе в диске крылья, двигатели, стенки и т.п. Могут садиться на планеты в пределах диска. Способны на броски вне диска на правах "О-О", требуют предварительного создания всех должных модулей из вещества диска.

     "Д" - корабли дальнего космоса, для межзвездных полетов.

     Огромны, 5-8 км в габаритах. Корпус - шар или цилиндр, или тор. Имеют те же модули, что и обычные корабли, плюс модуль прыжкового двигателя. Искусственная гравитация вращением, замкнутый цикл ЖО, авторемонт.

     Имеют подклассы:

     "ДС" - корабли досветовой скорости, корабли-колонии. Фотонный или ЯРД, запас рабочего тела. На борту всегда атмосферные челноки. В общем, это по сути, путешествующая планета. Может использоваться астероид с куполом или выдолбленный изнутри.

     "ДП" - корабли прыжковые, имеют возможность перемещаться между системами мгновенно по отношению к внешнему наблюдателю.

     "ДЗ" - дальние зонды, автоматы. Разведывают и открывают космос. Беспилотные. Двигатель - парус, с мазерной подкачкой от светила, или волновой парус.

     "Б" - боевые корабли.

     Имеют подклассы

     "БЛ" - боевой локальный, для сражений в системе. Основной способ атаки - ракето-торпеда или луч, парализующий электронику корабля. (Широкий луч-парализатор не требует столько энергии, сколько боевой лазер, и целиться на миллионы километров им проще). Лазерные турели, плазменные экраны исключительно как противоракетное оружие.

     "БД" - боевой дальний, для вторжений в другие системы. Стоит фантастически дорого, большая редкость. Несет на борту пачку "БЛ", для ближней защиты имеет те же торпеды, турели, широкие парализующие лучи.

     "БА" - боевой атмосферный

     

Перемещения между системами:

     А) В трюмах хайлайнеров "ДП", громадных прыжковых кораблей.

     Б) Через черные дыры и систему "червоточин".

     В) С помощью прыжковых двигателей, "проколом" пространства.

     Г) Вручную, на субсветовой скорости.

     

     КоТ.



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"