Цель данной статьи — сформулировать принципы, на базе которых на взгляд автора стоит выстраивать работу с людьми разных национальностей и разного этнического происхождения в рамках коммунистического движения. Многое из сказанного здесь перекликается с работами классиков марксизма, однако большинство из подобных работ было написано более ста лет назад, и с тех пор они не пересматривались. Поэтому я сознательно старался по возможности избегать прямых заимствований из них и цитирования. Сама необходимость пересмотра назрела, поскольку со времени написания классических работ, произошло достаточно много событий: человечество пережило такое явление, как нацизм, теоретическая основа которого базировалась на утверждении превосходства одних наций над другими, сегодня повсеместно поднимает голову фашизм, разгораются военные конфликты, которые зачастую в публичном поле позиционируются, как межнациональные. И в данной ситуации для нас жизненно важно выработать чёткое понимание многих вопросов, в том числе — понимание таких явлений, как нации, этносы, расы. Не в последнюю очередь для того, чтобы иметь чёткую и обоснованную позицию в спорах с нашими оппонентами — любая битва ведётся прежде всего за умы.
2. Возникновение наций. Определение понятий.
Для начала стоит разобраться с тем, что такое нация, с тем, что мы подразумеваем под этим понятием. Коротко я данной темы уже касался в статье «Фашизм, нацизм, нации», ниже будет приведён чуть более развёрнутый вариант озвученных в ней тезисов.
2.1 От возникновения видаHomo sapienseдо зарождения современной промышленности.
По современным данным антропологии вид Homo sapiense возник в Африке около 50 тысяч лет назад[1]. Примерно в это же время или немного позже люди[2] начали расселяться по планете. Расселение происходило небольшими группами численностью порядка 30 человек — группу такого размера можно условно назвать родом (состояла из 1 — 3 семей с детьми). Численность групп была связана с доступностью ресурсов: единственным способом ведения хозяйства в то время были охота и собирательство, т. е. численность групп была напрямую связана с природными условиями на конкретной территории — с производительностью соответствующей экосистемы. Сейчас сложно точно сказать, какова тогда была плотность населения, но по данным современной этнографии, а также по реконструкциям ландшафтов, можно предположить, что, скорее всего, группы были разделены расстояниями порядка 30-60 км — именно такая дистанция позволяет существовать группам охотников-собирателей без обострения конкурентной борьбы за ресурсы. Иными словами группы людей находились в относительной изоляции.
Изоляция оказывала влияние — каждая группа со временем в силу различных эволюционных механизмов (например т. н. «эффекта основателя») приобретала свои уникальные черты, как в биологическом смысле, так и в плане культуры. Немного изменялся язык, немного отличались приемы ведения хозяйства, немного отличалась внешность.
Вместе с тем действовали и механизмы противоположной направленности: судя по данным генетики, люди в то время старались заключать браки с как можно более дальними соседями. Что в свою очередь позволяло осуществлять как культурный, так и генетический обмен между группами. Однако с расселением по всё большей территории скорость обмена снижалась — в силу всё больших расстояний, разделявших группы.
Оказывал своё влияние и другой эффект. К описываемым временам у людей в природе фактически не осталось конкурентов. Другие виды людей были поглощены в процессе расселения по планете[3] или вымерли в силу различных причин, а среди остального животного мира конкуренцию людям и их предкам по факту не мог составить ни один вид задолго до появления Homo sapiense. Это в свою очередь позволило людям постепенно наращивать численность как в целом, так и в рамках отдельных групп. Начали появляться более крупные объединения — племена.
Процессы наращивания численности резко ускорились с возникновением порядка 10 тысяч лет назад производящего хозяйства. При этом появление производящего хозяйства дало и другой эффект. Охотники-собиратели не привязаны к какой-то конкретной территории. Они в любой момент могут перекочевать в другое место. Иная ситуация с производящим хозяйством. Его фундамент — земледелие и скотоводство. Скотоводы имеют относительно высокую мобильность, но достаточно сильно ограниченную по сравнению с охотниками-собирателями — скотоводы привязаны к конкретным видам животных, которых разводят. А для одомашненных животных подходят далеко не любые природные условия. Ещё больше ограниченны в своих передвижения земледельцы — растениям так же требуются вполне определённые природные условия. При этом от момента высадки семян и до сбора урожая земледельцы полностью привязаны к одному конкретному месту. Да и после сбора урожая переместиться куда-либо может быть затруднительно: необходимо будет каким-либо образом транспортировать запасы в количестве достаточном, чтобы дожить до следующего урожая на новом месте.
Таким образом люди постепенно начали вести всё более оседлый образ жизни. Иными словами культурный обмен, а также обмен генетической информацией между отдельными популяциями людей несколько замедлился. Т.е. началось обособление отдельных групп различного размера, как в культурном плане, так и в биологическом. При этом сами группы по численности зачастую становились настолько большими, что тот или иной человек был не в состоянии запомнить всех других членов группы (более того, он просто мог не иметь физической возможности многих из них увидеть).
Вместе с тем различные территории превратились в ценный ресурс. За обладание которым немедленно началась конкурентная борьба — в силу несовершенства применявшихся методов ведения хозяйства, а также из-за природно-климатических особенностей далеко не любая земля был способна прокормить увеличившиеся группы людей. Обострение конкурентной борьбы, а также возросшая численность групп привели к тому, что стало необходимо как-то отличать членов своей группы от членов других.
Самый простой способ — по внешности. Природно-климатические особенности той или иной местности, а также эволюционные процессы накладывали свой отпечаток на внешний вид людей. Так постепенно начали формироваться выделяемые сегодня этносы (народности) и расы (группы этносов, объединённых общими признаками).
Однако одних только внешних признаков было недостаточно. Природные условия на той или иной конкретной территории определяются множеством различных факторов, но одним из главных является количество поступающей солнечной энергии. Количество же солнечной энергии зависит в первую очередь от географической широты места. Иными словами, на Земле существуют т. н. климатические пояса, природные условия в которых относительно схожи. Что в свою очередь делает схожими существующие в них экосистемы — формируются схожие условия окружающей среды. А условия окружающей среды в свою очередь во многом формируют облик людей. Иначе говоря, на той или иной территории вполне могли сосуществовать две и более конкурирующие за ресурсы группы людей схожего морфологического строения.
В этих условиях понадобились дополнительные признаки, чтобы отличать «своих» от «чужих». Кроме внешности люди имеют отличия только в культурном плане: язык, способы ведения хозяйства, форма и вид одежды, обычаи, обряды, верования, мифы и т. д. И именно по этим признакам члены той или иной группы стали различать друг-друга. Само же деление понадобилось в силу того, что, как уже было сказано выше, обострилась конкуренция за ценный ресурс — за участки плодородной земли.
Однако вместе с тем процессы культурного и генетического обмена хоть и несколько замедлились, но никуда не делись. Нарастало также и хозяйственное взаимодействие между отдельными группами людей — постепенно эволюционировавшие методы ведения хозяйства и углублявшееся разделение труда требовали наращивания интенсивности обмена ресурсами. Всё это привело, к тому, что в Средние века на многих территориях на первое место, как отличительный признак, вышла конфессиональная принадлежность. Но этот период продлился относительно недолго.
2.2 Формирование национальных государств
Одним из отличительных признаков людей, как биологического вида, является разделение труда. Суть явления заключается в разделении различных действий на более простые элементы и выполнении данных элементарных действий не одним человеком, а разными людьми. Возникло данное явление в силу группового существования и развития мозга. Существование в группе позволяет разделить различные обязанности между членами группы, а высокоразвитый мозг — хорошо скоординировать эти процессы. За счёт моделирования действий других членов группы и выстраивания собственного поведения в соответствии с построенным на основе моделей прогнозом поведения других людей в той или иной ситуации. А также за счёт обмена информацией — высокоразвитый мозг позволил возникнуть и такому явлению как речь.
Возрастание численности групп людей привело к возникновению всё более крупных поселений. Т.е. возникло то, что сегодня мы называем городами. Углубление же разделения труда и совершенствование методов ведения хозяйства позволили всё большему количеству людей заниматься деятельностью, не связанной напрямую с производством пищи. Так возникли ремёсла и наука, массовые религиозные культы и многое другое.
Возникновение ремёсел и науки в свою очередь позволило совершенствовать методы ведения хозяйства, изготавливать улучшенные и более сложные орудия труда. А это дало возвожность ещё больше нарастить численность населения. И, как следствие, ещё больше углубить разделение труда. В результате в средневековых городах начали возникать мануфактуры и другие производственные объединения. Иными словами, если до того каждый отдельный ремесленник производил тот или иной отдельный же, готовый к применению или употреблению, продукт труда, то теперь каждый работник изготавливал лишь часть конечного изделия.
При таком способе производства не последнюю роль играет координация различных производственных процессов. Т.е. на первый план начал выходить обмен информацией — всё большую роль как признак принадлежности к той или иной группе начал играть язык. Далее шло взаимодействие двух процессов. В различных регионах планеты начали складываться достаточно крупные относительно автономные хозяйственные комплексы, основанные на глубоком разделении труда и крупном товарном производстве — основанные на промышленном производстве. Усложнение производственных цепочек и углубление разделения труда в свою очередь требовали всё более интенсивной координации производственных процессов, а значит возникла необходимость во всё более интенсивном общении. Общение же требует, чтобы его участники понимали друг-друга, т. е. чтобы участники говорили на одном языке. Это привело к тому, что носители того или иного языка постепенно концентрировались в определённых районах, при этом более крупные по численности группы поглощали более мелкие — члены последних постепенно в силу необходимости вести совместную производственную деятельность перенимали язык. Общность языка и всё более интенсивный информационный обмен привели к распространению внутри вновь сформированных смешанных групп единой, характерной для каждой такой группы культуры. Так началось формирование национальных государств. Где-то этот процесс завершился к середине — концу XIX века, где-то продолжается до сих пор.
2.3 Нация
На основании вышесказанного можно дать определение нации. Нация — это группа людей, говорящих на одном языке и имеющих схожую культуру. Т.е. национальность человека — это то, что он приобретает в процессе жизни. Язык, на котором он говорит, совокупность его представлений о жизни — всё это определят национальную принадлежность человека. И не последнюю роль в этом играет самоопределение — к какой национальности человек себя относит. При этом, как бы странно для многих это не звучало, национальность человека в процессе жизни может измениться. Просто потому, что представления человека о жизни, язык, и т.д не являются чем-то постоянным. Люди переезжают с места на место, изучают новые языки, а вместе с этим в той или иной степени перенимают культуру местных жителей и/или носителей языка.
2.4 Этносы и расы
Выше уже вскользь затрагивался вопрос этносов и рас. Однако на мой взгляд на этом нужно остановиться подробней. Не в последнюю очередь из-за того, что у большинства людей отсутствует понимание — что это. Нередко понятия «национальность» и «этнос» вовсе смешиваются или используются в качестве синонимов, чего делать на мой взгляд ни в коем случае не стоит.
Итак, что же такое этнос и раса? Человек — часть живой природы, и живёт по её законам. В период расселения по планете разные группы людей попадали в различные условия, в том числе по уровню изоляции от других групп. Этот факт в комплексе с воздействием окружающей среды, действием естественного отбора и работой различных генетических механизмов привёл к появлению групп, обладающих теми или иными морфологическими и генетическими особенностями. При этом, поскольку, как уже было сказано выше, в силу обострения конкуренции за ресурсы, понадобилось как-то отличать членов своей группы от другой, а сами группы выросли настолько, что запомнить всех членов индивидуально не представлялось возможным, люди стали обращать внимание на различные отличительные черты. Прежде всего — на внешний вид. Далее с появлением и развитием промышленного производства вновь активизировались различные миграционные процессы. В это же время возникла и наука в современном виде. Всё это в комплексе привело к тому, что потребовалось как-то классифицировать и выделять разные группы людей. При этом чёткого понимания, как это делать, а также каких-то строго определённых наборов признаков не было. Поэтому в первую очередь стали использоваться различные морфологические признаки (черты лица и т. п.). Со временем, поскольку люди в массе одинаковы, выработался определённый набор (на самом деле таких наборов несколько) отличительных черт и способов их математического описания. Дальнейшее развитие науки привело к тому, что к внешним признакам добавились ещё и генетические. Иными словами, этнос — это условная группа людей, в которой те или иные морфологические признаки и генетические последовательности изменяются в заданных пределах. Пределы изменчивости задаются людьми и применимы лишь при сравнительном анализе различных популяций.
Аналогичная ситуация и с расами. Если говорить в целом, то раса — это группа этносов, обладающих схожими чертами. Т.е. чтобы выделить ту или иную расу, мы просто раздвигаем пределы изменчивости различных признаков, объединяя несколько выделенных ранее этнических групп в одну. Но признаки эти по-прежнему задаются нами, т. е. — субъективные.
При этом, к сожалению, нередко для классификации этносов и рас используются различные культурные признаки — например язык. Хотя на самом деле этого делать ни в коем случае не стоит. Морфологические и генетические особенности не имеют прямой связи с культурными. Да, может иметь место некая корреляция, поскольку культура — это в том числе то, как окружающая среда интерпретируется нашим сознанием, а морфология и генетика — это результат взаимодействия окружающей среды с человеческим организмом в целом и геномом в частности. Однако эти процессы на самом деле идут параллельно. Поскольку культура, в отличие от морфологических и генетических особенностей, передаётся с помощью общения и может многократно изменяться на протяжении одного поколения. Генетические и морфологические же маркеры передаются только по наследству, изменяясь в процессе под воздействием различных генетических механизмов и под воздействием окружающей среды.
Причём — подчеркну это ещё раз — все этнические и расовые группы — условные. Они выделяются нами на основании нами же определённых признаков. Все подобные классификации представляют интерес в основном лишь для учёных, поскольку позволяют например проследить формирование и развитие разных популяций людей. Более того, поскольку в мире постоянно и непрерывно идут миграционные процессы — все группы людей постоянно изменяются. Т.е. о выделении разных этносов или рас можно говорить лишь на определённом, достаточно непродолжительном по историческим меркам интервале времени.
2.5 Государство
Отдельно стоит заострить внимание на том, что такое государство. Как уже говорилось выше, нашим отличительным видовым признаком является разделение труда. Разделение труда требует координации трудовых процессов. И чем больше группа, тем сложнее становится координацию осуществлять. Со временем рост численности группы и разделение труда внутри неё могут достигнуть пределов, когда для координации трудовой деятельности потребуется уже некий общественный руководящий орган. Изначально он может состоять из одного человека, который будет осуществлять элементарную координацию в виде простых распоряжений. Однако с дальнейшим ростом численности группы и углублением разделения труда этого становится недостаточно. Появляется необходимость учёта ресурсов всех видов, сложной координации их потоков. Кроме того, поскольку по соседству находятся другие группы людей, которые могут пытаться захватить ресурсы, требуются некие механизмы защиты — воинские контингенты в том или ином виде. Также могут быть отдельные люди которые по тем или иным причинам могут нарушать правила существования в группе. Т.е. требуются органы охраны общественного порядка. Всё это в свою очередь вызывает к жизни новый виток углубления разделения труда и усложнения потоков различных ресурсов. А это в свою очередь требует выделения новых общественных органов координации различных видов деятельности. Так собственно и зарождается государство. Иными словами, государство — это общественный институт, задачей которого является координация и управление всеми видами трудовой и общественной деятельности.
3. Коммунизм и национальный вопрос.
3.1 Тенденции эволюции общества.
Численность населения на планете неуклонно растёт. Не во всех регионах, более того — намечается отход от этой тенденции, но в целом пока что рост продолжается. И если мы преодолеем текущий кризис развития — он связан в основном с социально-экономической системой, с её устройством — то рост населения продолжится и дальше, пока не достигнет предела возможностей ресурсной базы планеты. Что с этим делать и как — тема для отдельного разговора, сейчас же речь о том, что рост численности людей приводит и к росту плотности населения. Кроме того, технический и научный прогресс, а также углубление разделения труда и усложнение производственных цепочек дают возможность — а также делают это необходимым — перемещаться большим массам людей на сколь угодно дальние расстояния в рамках планеты. Иными словами, действовавшие в эпоху расселения механизмы — изоляция различной степени групп людей того или иного размера — действовать практически перестали. Запустились обратные процессы. А это значит, что существующие сегодня национальные, этнические и расовые различия постепенно будут стираться.
Будут исчезать и сливаться языки, внешность людей тоже придёт к некоему среднему. Процесс этот относительной небыстрый, и зависит от множества факторов, однако вполне можно предположить, что примерно через 500 лет — а возможно, что и гораздо раньше — все существующие сегодня национальности так или иначе исчезнут. Языки постепенно сольются в некий единый, а культура у нас фактически и так уже одна на всю планету. И здесь вплотную встаёт вопрос — что со всем этим делать?
3.2 О праве наций на самоопределение.
Один из самых сложных вопросов, по поводу которого дискуссии не утихают уже более ста лет — право наций на самоопределение. Или, иными словами, о праве той или иной группы людей на образование отдельного самостоятельного национального государства. При рассмотрении данного вопроса на мой взгляд необходимо учитывать следующее.
Имеют ли право люди на образование отдельного самостоятельного национального государства? Да, безусловно. Просто исходя из того принципа, что никто не вправе ограничивать свободу воли человека. Если человек желает группу покинуть, то в интересах группы ему это позволить, поскольку в противном случае неизбежны конфликты. Какова должна быть позиция коммунистов? Вопрос более сложный.
Стоит ли нам поддерживать различные национально-освободительные и сепаратистские движения? Ответ — нет. Первая и главная причина — в текущих условиях зачинщиком всех подобных «инициатив» выступает та или иная группа руководящего[4] класса, стремящаяся таким образом увеличить собственное материальное благосостояние. Т.е. в случае успеха просто произойдёт смена представителей руководящего класса, принципиальных же изменений в положении большинства людей не будет. К тому же попытка разделения государства — разделения хозяйственной системы — приведёт к сопротивлению со стороны остальной части руководящего класса. Что может закончиться гражданской войной (иллюстраций чего в последнее время было немало). А само разделение хозяйственной системы, даже если оно произойдёт относительно мирно, однозначно вызовет ухудшение общей материальной обеспеченности всего общества — из-за разрыва хозяйственных связей.
Кроме того, в наших интересах — в «наших» в данном случае — в интересах всех людей — чтобы различных границ было как можно меньше. Границы нужны сегодня прежде всего для различных групп руководящего класса, чтобы разделить сферы влияния и замкнуть контроль всех потоков ресурсов на себя. В целом же государственные границы — это атавизм, доставшийся нам в наследство от эпохи зарождения производящего хозяйства и образования первых государств.
В те времена то или иное государство обеспечивало себя всем необходимым полностью самостоятельно. Производственные цепочки были развиты слабо, в большинстве случаев начинались и заканчивались в пределах одного и того же государственного образования. Однако с тех пор прошло уже не одно столетие, и ситуация поменялась кардинально. Решающий перелом наступил во времена Географических открытий и Промышленной революции. Развитие методов и способов производства, углубление разделения труда — всё это потребовало и одновременно позволило создавать всё более сложные и протяжённые производственные цепочки.
К настоящему моменту данное явление развилось настолько, что мы все сегодня фактически живём и работаем в единой системе разделения труда планетарного масштаба. Любые же границы, их создание или изменение, лишь нарушают различные производственные цепочки. Что немедленно сказывается на всех. И это не говоря о том, что границы нужны сегодня лишь представителям руководящего класса. Нужны, чтобы разделять эксплуатируемые ими в своих корыстных интересах группы людей и источники ресурсов.
Так может быть нам — коммунистам — в таком случае выступать активно против любых национально-освободительных и сепаратистских движений? Снова — нет. Да, в большинстве случаев такие движения инспирируются представителями буржуазии, чтобы получить в своё распоряжение большее количество ресурсов. Но без поддержки широких масс населения подобные инициативы закончатся, даже не получив особо широкой огласки. Тем не менее в различных местах планеты регулярно проходят митинги, вспыхивают беспорядки. И всё это под лозунгами и с выдвижением требований независимости (пространство бывшего СССР, Африка, Югославия, Каталония в Испании, Шотландия, курды — примеров множество). Иногда дело доходит до прямых вооружённых столкновений.
Всё это происходит не на пустом месте. Разным группам «национальной» буржуазии удаётся получить поддержку широких масс населения лишь по одной причине — условия жизни производящего класса с каждым днём всё больше ухудшаются. Потому что представители руководящего класса изымают всё больше ресурсов из общественного оборота в своих интересах — с целью поддержания привычного им образа жизни, для поддержания собственной конкурентоспособности в условиях конкурентной борьбы за ресурсы с другими представителями класса буржуазии, а также непосредственно на саму конкурентную борьбу, которая имеет форму различных торговых и вооружённых конфликтов.
Изъятие ресурсов порождает сопротивление со стороны рабочего класса. Однако в силу непонимания пролетариатом описанных выше особенностей развития человеческого общества в большинстве случаев той или иной группе буржуазии удаётся канализировать агрессию, возникающую из-за избыточной эксплуатации и недостатка ресурсов, в сепаратистские и различного рода националистические, а также «национально-освободительные» движения. Или даже напрямую вызвать к жизни подобные движения путём пропаганды.
Но, несмотря на всё сказанное, как уже отмечалось выше, любые сепаратистские и национально-освободительные движения возникают не на пустом месте. Да, в итоге они в большинстве случаев играют на руку той или иной группе буржуазии. Однако по природе своей — это движения масс людей, направленные на изменение текущего порядка вещей, при котором тот или иной человек получает в своё распоряжение ресурсов больше, чем лично ему нужно для нормальной жизни. Получает за счёт других людей — потому что все мы, как уже было сказано, живём в единой системе разделения труда планетарного масштаба. Поэтому выступать против национально-освободительных и сепаратистских движений — значит выступать против интересов людей. Чего делать ни в коем случае не следует. Наша задача состоит в другом.
3.3 Что делать.
Резюмирую сказанное выше. Стоит ли поддерживать различные национально-освободительные движения? Нет, не стоит. Стоит ли выступать против них? Опять-таки — нет, не стоит. Что же в таком случае делать?
Как опять же было сказано выше, любые национально-освободительные и сепаратистские движения — это движения масс людей, направленные на улучшение своего положения, направленные на избавление от эксплуатации. Только в данном случае люди просто не понимают и не осознают, что главная причина их проблем отнюдь не в том, что их притесняют по национальному или этническому признаку. Главная причина проблем — в социально-экономической системе, при которой в принципе возможна эксплуатация человека человеком, при которой труд одного ценится выше труда другого. Что и позволяет в том числе разделять людей на «сорта», на «лучших» и «худших». Что служит основной причиной разделения общества на классы.
Наша задача в данной ситуации заключается не в том, чтобы принимать участие в межнациональных конфликтах, национально-освободительных или сепаратистских движенях на какой-либо стороне — наша задача заключается прежде всего в разъяснении людям того, за что на самом деле стоит бороться, того, что является истинной причиной всего происходящего. Наша задача — разъяснять людям, что бороться нужно за изменение социально-экономической системы. И не по отдельности, сгруппировавшись со своими соплеменниками или людьми той же национальности — это только породит новые проблемы — а объединясь.
То же самое касается различных межгосударственных конфликтов и войн. Все они ведутся лишь с одной целью — получить под свой контроль как можно больше ресурсов, материальных или трудовых, получить некие преференции для конкретной группы буржуазии. В этих конфликтах нет «наших» и «не наших» сторон — в этих конфликтах все стороны «не наши». И остановить это можно только одним способом: отбросив всё, что нас разделяет — отбросив национальные и любые другие предрассудки и условности.
Мы — люди, мы — единое человечество. Мы живём и работаем в единой общепланетарной системе разделения труда, в которой важен вклад каждого, независимо от его национальной, государственной или этнической принадлежности. Для любого человека друг тот, кто живёт своим трудом и не стремится обогатиться за счёт других людей.
И для нас — коммунистов — важно разъяснять людям всё это. Разъяснять, что в их интересах — объединение. С отменой любых границ. И чтобы нас услышали, нам необходимо в первую очередь для себя самих сформулировать взгляды на будущее общества — каким мы видим его устройство. Как в нём будут относиться к людям разных национальностей, каково будет устройство государственного аппарата, каковы будут принципы его формирования, как будет работать экономика, каковы будут правовые основы общественных отношений. И не в виде абстрактных лозунгов, а в виде логически вытекающих друг из друга правил и принципов, имеющих под собой научное обоснование. Иными словами — наша первоочередная задача на сегодня состоит не в том, чтобы влезать в различные политические, национальные или любые другие разбирательства и дрязги, наша задача — выработать единую программу, в которой чётко будет прописано, что и как по нашему мнению должно быть устроено в обществе. И отталкиваясь от этой программы, уже формировать программу действий на каждый конкретный момент времени.
Примечания
1
Существуют разные взгляды на данный вопрос, однако с целью упрощения восприятия текста автор будет придерживаться данной цифры, желающие вникнуть в проблему подробнее могут самостоятельно ознакомиться с соответствующими научными публикациями.
2
Поскольку на момент написания этих строк существует лишь один биологический вид людей, то далее в тексте под понятием «люди» будет подразумеваться вид Homo sapiense.
3
Об этом свидетельствуют современные данные генетики и палеогенетики — см. материалы изучения неандертальцев и денисовцев.
4
Понятия «руководящий класс» и «буржуазия» в данной работе употребляются как синонимы. То же относится к понятиям «производящий класс» и «пролетариат».