Богатырёв Игорь Владимирович : другие произведения.

Возвращение здравого смысла

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗДРАВОГО СМЫСЛА.

Есть такое выражение: "Любая вновь вводимая льгота, - это лишнее свидетельство ущербности власти, не способной в равной степени предоставить все необходимое всем категориям своих граждан". Хорошее выражение, и, на мой взгляд, совершенно правильное. Поэтому, - порассуждаем именно о льготах. В данном случае - именно в связи с попыткой отмены некоторой их части новым мэром Твери Олегом Лебедевым.

Да, один лишь намек на отмену бесплатного проезда пенсионеров в общественном транспорте вызвал массу эмоций. Но - по моему личному мнению - эмоций, близких к тем, что возникают у избалованного ребенка в тот момент, когда ему запрещают ломать очередную, пусть не самую ценную, но немаловажную в хозяйстве, вещь.

Пусть простят меня уважаемые пенсионеры, но то безграничье льгот, что имело (да и имеет!) место быть в Тверской области при попустительстве прежних властей, заботившихся лишь о собственном переизбрании на новый срок, - ни что иное, как инструмент для быстрой и эффективной ломки таких "немаловажных вещей", как общественный транспорт, коммунальное хозяйство, и прочая и прочая. Инструмент, благодаря которому кто-то, условно говоря, мог бесплатно ездить, но кто-то должен был, соответственно, и бесплатно возить! И, если бесплатно возить не хотел, или не мог физически, то - брал двойную цену со способных платить, воровал... Или - погибал от голода. Как гибнет сейчас, в частности, городской транспорт Твери.

Вспомнилось, глядя на пустынные трамвайные пути Тверского проспекта: а ведь когда-то жители (то бишь - пассажиры) были крайне недовольны размещением остановки перед светофором на Новоторжской и запретом на посадку сразу в два трамвая. Почему? - Да потому, что спускавшиеся с моста и выворачивавшие (тогда еще) с Советской улицы трамваи скапливались на остановке, в ожидании зеленого сигнала! - Сейчас они что-то не скапливаются... Да и не ходят, как прежде, до полуночи...

Итак, общественный транспорт Твери - умирает. Насколько помню, впервые мне приходилось рассуждать на эту тему еще 12 (!) лет назад. И тут, наверное, к месту было бы вспомнить старый анекдот: "Пессимист считает, что хуже уже просто не может быть. Оптимист - что вполне может быть и еще хуже." Но сегодня, похоже, позиция пессимиста - ближе к истине. Следующим шагом в "развитии" городского транспорта, без отмены льгот, может быть только полный отказ от него, "как от класса".

И - что дальше?

Признаемся, - уже сейчас именно маршрутные такси, как вид транспорта, становятся в Твери монополистами. Пока существуют льготы, общественным транспортом пользуются в подавляющем числе именно те, кто их имеет. В крайнем случае - кому ехать две-три остановки, и этот самый транспорт - в поле видимости. Остальная пассажирская публика не утруждает себя долгим ожиданием и еще более долгой поездкой, и - ловит маршрутки. Тем более, что и стоимость проезда в них всего лишь в полтора раза (на два рубля) дороже стоимости проезда в общественном транспорте, которого, повторюсь, по существу, нет. А, с учетом возможной необходимости пересадок, так - даже выгоднее: шесть рублей - все-таки меньше, чем два раза по четыре, плюс масса времени и неудобств.

Но это - сейчас шесть. Не так давно в части маршрутных такси пришлось наблюдать объявления о грядущем повышении стоимости проезда до восьми рублей. Администрация Твери ответила на это тем, что распространила свою информацию, в которой возможность такого шага отрицалась на основании существующего законодательства. Пусть так. Но, не вдаваясь в тонкости взаимоотношений между администрациями области, города, и самими частными (подчеркиваю, - частными) владельцами маршруток, следует признать, что это - "первый звонок" на тревожащую всех нас тему.

Если не поднимать цены на проезд в маршрутных такси, то - отменяй льготы, или не отменяй, - ощутимого ручейка финансовых поступлений из карманов пассажиров общественный транспорт не получит. Те, кому дорого собственное время и спокойствие, будут продолжать ездить на более быстрых и удобных маршрутках. Более того, - можно ожидать того, что, при отмене льгот, не общественный транспорт получит дополнительные доходы, а "маршрутчики" - новых пассажиров. Соответственно - реанимировать городской транспорт будет по-прежнему не на что, и замкнутый круг останется замкнутым. Выход один - отмена льгот, с одновременным повышением стоимости проезда в маршрутных такси до уровня, в 2-2,5 раза превышающего цены на общественном транспорте. То есть, - до 8-10 рублей. Если не больше. Как и принято в других городах страны. Как было принято у нас, в советские времена: поездка в трамвае стоила тогда (кто помнит) три копейки, в троллейбусе - 4-5, в автобусе - 5, а в маршрутном такси - 15.

Такой шаг, возможно, помог бы с одной стороны - обеспечить возрождение финансирования (или - финансирование возрождения) муниципальных транспортников, с другой - привел бы стоимость вознаграждения "маршрутчиков" в большее соответствие с их реальными затратами. И, не исключено, - сработал бы на некоторое повышение безопасности движения, хроническими нарушителями которой маршрутные такси являются сейчас. В самом деле, - чего можно ожидать от водителя, одной рукой - "рулящего", другой - переключающего передачи, третьей - рассчитывающегося с пассажирами?... Особенно - в моменты "гонок" с конкурентами, которые регулярно происходят, скажем, на улицах Орджоникидзе или Благоева?

В общем - здравый смысл подсказывает именно такой выход из положения. Именно такой способ разрыва замкнутого транспортного круга. Хотя вполне понятно, что он обречен на непопулярность, на всевозможные протесты и нападки. Но ведь - ни для кого не секрет, что за все надо платить. Сообразно затратам. И, что льгота - это не отмена платы вообще. А лишь смена плательщика. За "бесплатное" все равно кто-то обязан расплачиваться, компенсировать расходы. Кто? - По идее, с точки зрения опять же здравого смысла, - тот, кто эти льготы вводит и, тем самым, берет на себя ответственность за их соблюдение, обеспечение. В нашем случае - городская и областная власть, городской и областной бюджеты.

Этих компенсаций, в полном их объеме, нет, и не будет. Откуда им взяться, если платить попросту не из чего? Более того, - если платить было не из чего уже тогда, когда эти льготы только вводились? Как обычно, - перед очередными выборами.

Надо иметь мужество признать, что - не попытка отмены льгот нынешним мэром есть нечто неправомерное и необъяснимое, а, наоборот, - их введение нашими прежними руководителями было непродуманным и безответственным шагом. Который необходимо было исправлять, отменять. Пусть даже с опозданием. Пусть даже с ощущением всей жестокости этого: ведь лучше не давать вообще, чем давать, а потом забирать обратно.

Поэтому говорить о фактической, экономической стороне вопроса - вряд ли стоит: в бюджете просто нет денег для того, чтобы компенсировать для кого-то (пусть - даже для самых заслуженных и имеющих на это полное моральное право) что-то "бесплатное". Таково уж нынешнее положение дел. Не до "Дней Города" сейчас, и не до льгот. И постараемся умерить свои эмоции пониманием этого, - без штанов о шляпе не думают. Подумаем лучше о том, как бы не лишиться и оставшегося "фигового листка". И - подивимся смелости и, не боясь этого слова, - честности молодого мэра, задумавшегося о таком непопулярном шаге всего лишь за три года до выборов. Именно "всего лишь", поскольку народ у нас, как известно, злопамятный, а поднять экономику Твери за оставшееся время до того уровня, когда возвращение этих льгот станет объективно возможным, - задача заведомо невыполнимая.

Хотя, - кто знает?

февраль 2004


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"