Богатырёв Игорь Владимирович : другие произведения.

О менталитете

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

О МЕНТАЛИТЕТЕ...

Во-первых, что такое менталитет? Мне много раз задавали этот вопрос, и каждый раз я вроде бы отвечал на него, поминая традиции, уклад, образ жизни... Не уверен, что вопрошавшие были удовлетворены моими объяснениями. Хотя бы потому, что и сам я не был ими удовлетворён. Но - как ответить иначе? Какой понятный всем пример привести?

Ответ пришёл сам собой. Не далее, как вчера, во время очередной поездки из пункта А в пункт Б по многострадальным тверским дорогам. Дело в том, что у нас, в Твери, не принято пропускать пешеходов на переходах. Принято, чтобы те дисциплинированно (хотя и наперекор правилам) ждали у поребрика, пока проедут машины. Но вчера один из них ждать не стал, и, спокойно, деловито, не глядя по сторонам, с чувством собственного достоинства и превосходства (а как же!) двинулся через проезжую часть. Автомобилисты негодовали, удивлялись такой не виданной прежде наглости, но, что делать, - тормозили. И он - шёл.

Но остальные не двинулись за ним, первопроходцем! Они смотрели на происходящее с тем же выражением в глазах, что и автомобилисты! Они - стояли и ждали... Ждали, чтобы машины снова тронулись, и чтобы можно было их пропустить... Пусть даже - против всех правил...

И я подумал: вот он, пример! У этого одиночки и у этой толпы просто разные менталитеты! Раз они не совпали в одном, - в переходе улицы, то не совпадут и в другом, и в третьем, и в четвёртом... Они просто живут в разных плоскостях, думают в разных плоскостях, которые, как известно, если не совпадают полностью, то пересекаются лишь по узенькой ленточке прямой. А то - и не соприкасаются вообще...

Есть менталитет местный, менталитет государственный, национальный... Даже уличный, дворовый... Каждый из них уникален и может при желании стать предметом обсуждения и изучения. Возможно даже, - обсуждения плодотворного, а изучения - продуктивного, способного привести к прогнозированию, а то и к проектированию ситуации. Есть, пожалуй, один единственный менталитет, который, как утверждают знатоки, не поддаётся никакому изучению, хотя обсуждался и обсуждается более, чем какой-либо другой. Сие есть - менталитет русский, а правильнее сказать - российский.

Умом Россию не понять, - заявляют, отступаясь, исследователи, и мы сокрушённо вздыхаем вслед: Да уж, - вот такие мы... Не обессудьте... Только вот, - почему? Не почему не понять, а почему такие? С каких пор, с каких рубежей, с каких исторических вех пошла у нас привычка стоять у поребрика и пропускать тех, кто понаглее? Ожидать, пока кто-то из них окатит нас из лужи? И при этом не пытаться увернуться от грязи самим, а прикрываться ближним, подталкивая его поближе к краю тротуара?..

Да, мы - такие. Мы, наверное, единственный народ, испокон веков не делающий что-то сейчас, а ожидающий чего-то впереди, будь это царствие небесное или светлое будущее социализма. А в силу этого уяснивший и принявший для себя единственную форму конкуренции, борьбы за выживание внутри своего вида: не делом, не работой, а - подсиживанием, оговором, втаптыванием в грязь конкурента, а попросту - ближнего своего... Что ж, когда вместо дела - его имитация, что же ждать и от естественного отбора? - Разве что - отбора столь же имитированного, отбора неестественного... Потому и жизнь наша - неестественная, и сами мы - такие же, неестественные...

Нет, я не говорю, что все мы одинаковы! Есть среди нас и те, кто сам, добровольно, готов принять на себя поток грязной воды, закрывая собой окружающих. Есть и хихикающие в сторонке наблюдатели, живо (для столь мертвенной позиции) обсуждающие промеж себя, кого окатит, а кого - нет. Есть, соответственно, и те, кто прячется за чужими спинами. Есть, наконец, и такие, что, накинув от врождённого страха плащ на голову, не разбирая дороги, отталкивая всех локтями и спихивая под колёса, умудряются проскочить на ту сторону. И уже оттуда, с той стороны, совершив единственный в своей жизни поступок, взирают на остальных свысока, как лимита на приехавших в столицу провинциалов. Пусть даже поступок этот, по большому счёту, - и не Поступок вовсе, а - нечто, по закону - наказуемое, в правилах - предусмотренное, и квалифицируемое в данном конкретном случае, как умышленное создание аварийной обстановки.

Но все мы всё равно - неестественны. Как большинство, на обочине жизни, так и меньшинство, вносящее в неё аварийные ситуации. И самые естественные человеческие законы, главные из которых трезвый взгляд и здравый смысл, среди нас превращаются в вульгарное сотрясение воздуха, к тому же - неестественное для наших устоев, и даже вредное.

Не высовывайся! Живи в грязи и жди светлого будущего! - Вот наши законы. Не православие ли нам их принесло? Ей-Богу, - не находишь иного объяснения! Сколько веков наши предки жили именно по ним! Организованно всходили на очередной эшафот, ждали милостей от господ, от всевышнего, от природы, мечтали о самодвижущейся печи, скатерти-самобранке или о выигрыше в лотерею... Молчание, покорность, надежда, ожидание... И - слова, слова, слова... Вместо дел.

Из-за этого мы выбрали для себя самый, что ни есть, неестественный путь развития. Взращённый при многовековом феодализме народ не допустил изменения привычного уклада: капиталистическую революцию февраля похерила обратная, феодально-социалистическая, - в октябре. Сменились сюзерены, к кнуту добавился кусок если не пряника, то - хлеба, но... Феодализм жил, феодализм жив, феодализм будет жить! Ибо другого мы, оставшиеся на тротуаре, не знали, не ведали, и потому - не приемлем... Сменяют друг друга только хозяева и названия. Да - религии, как удобный поводок для быдла...

Горбачёв, Ельцин... Гласность, перестройка, демократия... А кто сказал, что не бывает демократического феодализма? Точнее - псевдо-, квазидемократического? Когда феодализм, с тем же, пусть более мягким, кнутом, и с тем же куском хлеба, чтобы не сдохнуть с голоду, внешне имеет все положенные демократические атрибуты? Выборность есть? - Есть! (Какая, из кого, почём, - второй вопрос.) Закон есть? - Есть! (Опять же какой, для кого и почём, - вопрос уже третий.) Да - много чего есть...

Десяток лет назад кто-то из нас искренне поверил в наступление очередного светлого будущего. Наивные! Почему же никого, ещё тогда, не насторожил хотя бы тот факт, что для построения его нам вдруг не подошла система, до тонкостей отработанная теми, кто уже давно в этом будущем пребывает? Их законодательная система, их Конституция. Не подходит к нашим особенностям, - вещали нам с той стороны вроде бы ещё наши, а вроде бы уже и не очень, - менталитет у нас не тот!. И - изобретали велосипед. Который, вновь изобретаемый, вполне естественно отличается от уже изобретённого, проверенного и даже общепринятого лишь одним: удобством его для изобретателя. Лично. То есть...

Так и стоим у поребрика... Прячась за чужие спины и толкая ближних под колёса... И - ждём... Чего? Когда пропустим всех? Или - всё?..

Менталитет...

Игорь Богатырёв,

ООО Медиа-про, Тверь, Россия.

Апрель 2001 года.

Отпр: Вестник, Проза-Ру.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"