Аннотация: Статья-интервью с Екатериной Сканави, известной пианисткой из Москвы. Публикация в газете Монреаль-Торонто и Международном литературном клубе "Интерлит" http://www.interlit2001.com/bogdanova-2.htm, 2005 год
Северо-Американский успех
Северо-Аамериканское турне и дебют российской пианистки Екатерины Сканави в Национальном Центре Искусств ( серия концертов Bostonian) в Оттаве, завершился великолепным исполнением фортепианного концерта Грига.
Когда-то Чайковский написал об этом единственном фортепианном концерте норвежского композитора: "Какая теплота и страсть в его мелодичных фразах, какая изобилующая живучесть в его гармонии, какая новизна и красота в повороте его пикантных и изобретательных модуляций и ритмов ...совершенная простота, далекая от аффектации и отговорки. Не удивительно, что каждый должен восхититься Григом."
До сих пор известная в музыкальном мире русская фортепианная школа хорошо прослеживалась в игре невероятно женственной пианистки Екатерины Сканави. Свобода, но в то же время единое слияние с оркестром, пение каждой написанной ноты и ощущение полной легкости. Отсутствие всякого напряжения. Мир и покой. Созерцание. Хрупкость и даже осторожность в звучании рояля - как застывший лед в фьердах, переливающийся бесчиленными и в то же время скупыми отражениями солнечных лучей, попавших на затаенный участок. Последние трели у фортепиано в третьей части - как обрывки чьих-то воспоминаний.
Создалось впечатление, что сам концерт, сотканный из звуков, превратился в одушевленный предмет. Живая ледяная статуэтка, которую очень осторожно и бережно достали из струн концертного рояля, пронесли, не разбив, по сцене, трепетно сдули маленькие, нежные капельки и колючки инея и, по истечении положенного на просмотр времени, незамедлительно спрятали обратно в инструмент, растворившись в темноте. Публика переставала дышать. Видимо, она об этом забывала! Длинные, красивые и сильные руки пианистки, затянутые в черный бархат у широко открытой крышки рояля на сцене, приковывали к себе непрерывное и всеобщее внимание...
После концерта в 15минутном перерыве Екатерина рассказывает: "У меня были совершенно замечательные педагоги. Я у них занималась. Буквально со всеми, известными музыкантами в Москве, я занималась и играла концерты. Моя музыкальная карьера началась в специальной музыкальной школе для одаренных детей в Москве под руководством Татьяны Абрамовны Деликман. Далее я училась в институте имени Гнессиных и Московской консерватории у Владимира Крайнева, Парижской консерватории, где я закончила аспирантуру, и еще позднее у Сергея Бабаяна в Кливленде, США.
Папа мой - пианист, Владимир Сканави. Он играет очень много в камерных ансамблях и играл всю жизнь с замечательными музыкантами Наталией Гутман и Олегом Каганом, с Александром Рудиным и многими другими. Но сейчас он преподает и ведет класс камерного ансамбля в Московской Консерватории. А моя мама снимает фильмы.
Это мое первое выступление в Оттаве. Сегодня последний концерт и этим концертом я заканчиваю свой тур по Северной Америке. А в Канаде я уже выступала в Монреале в 1998 году."
В 1994 году В Греции, Госпожа Сканави выиграла конкурс Марии Каллас.
- Какую программу Вы исполняли, выступая на конкурсе Марии Каллас в Греции? Было ли там специальное конкурсное музыкальное произведение?
- На конкурсе нужно было сыграть 10 концертов для фортепиано с оркестром. Начиная от Баха и заканчивая Шнитке. В мою программу так же вошел концерт Рахманинова на тему Паганини. Конкурсного произведения не было. Каждый пианист привозил в своем репертуаре 10 разных концертов и жюри выбирало, кто лучший исполнитель.
- Ваш компактный диск, названный журналом Граммофон " Лучший классический СД месяца". Какие произведения Шопена туда вошли?
- Си минорная соната, Большой блестящий полонез и что- то еще. Я уже не помню.
- Бывали ли у вас концерты в Санкт-Петербурге?
- Да. В Большом зале филармонии Санкт-Петербурга я играла концеты Бетховена первый и третий в разное время. А в Москве с учениками Владимира Крайнева мы исполняли разные концерты. Он, например, играет один концерт, я - другой, кто-то еще третий. Много раз.
- Чувтвовалась ли разница в музыкальной атмосфере между Парижской консерваторией и Московской?
- Вы знаете, я особенно не уделяла этому внимания, так как учась там у меня кроме специальности и подготовки к своему предмету не было совершенно свободного времени и я никуда не ходила. Но думаю что, конечно, Московская консерватория сильно отличается от других консерваторий!
- После турне по Северной Америке где состоится Ваш следующий концерт?
- Следующий мой концерт состоится вот уже скоро в Москве. Я там буду играть все этюды-картины Сергея Рахманинова.
- Спасибо Вам большое за краткое интервью для наших читателей!
В тот вечер в совместном концерте прозвучали так же произведения Канадского композитора Харри Сомерса ( Harry Somers) "Четыре момента для струнного оркестра" и, во втором отделении, 9-ая симфония Антонина Дворжака.