Рецензия на повесть "День из жизни старика на Бёркендэйл. 42"
"Удивительная миниатюра нашей жизни
Размышления на тему".
Авакова Анна, кандидат филологических наук.
Университет им. Г.Робакидзе, Тбилиси.
Почему распадаются миры, гибнут цивилизации, исчезают целые народы, теряются люди? Глупый вопрос? Так было и есть. Так, наверное, должно быть. Так будет. Что испытывает человек, взирая на остатки древней цивилизации, росписи уцелевших стен, бывших некогда чьим-то домом. О чем задумывается прохожий, задержавшись на миг у заросшего буйным кустарником забытого могильного камня. О чем это мы?
Необычная, трогательная повесть М.А.Бонч-Осмоловской именно об этом. Чувства удивительной грусти, недоумения и печали оставляет она у читателя не только по прочтении повести, но продолжает еще долго звучать грустной нотой в тишине одиночества. Ибо как бы ни был человек окружен людьми, как бы ни был он загружен многочисленными проблемами и неотложными делами, одинок он перед миром. И от этого одиночества потерян человек, и нет ему успокоения.
Что такое в масштабах вселенной одна маленькая жизнь ничем не приметного старика с улицы Беркендейл? Атом, былинка в водовороте истории. В этой статье мне не хотелось бы говорить о тяжелой жизни представителя среднего класса, политике Железной Леди и прочем, столь хорошо известном читателю. Повесть скорее о другом, о чем-то более важном. Был человек, нет человека. Один день, одна жизнь. Тихо жил и тихо ушел. Тихо и просто, как тихо и незаметно ушла целая эпоха. И больше не будет того очарования и особой неуловимой прелести, которую таило в себе прошлое, которую хранят в себе предметы старины. На протяжении всей повести пронзительно грустно звучит мелодия одинокого сердца, даже не мелодия, скорее тон, как эхо, оставленный последней запавшей клавишей старого рояля.
Повесть эта - печальная история отца, чьи пути неизбежно - таков уж закон бытия - разошлись с жизнью его сына. Современный темп жизни, динамичность, мобильность, азарт, с которым двигается по жизни его австралийский сын, так отличаются от привычного для старика известного наперед устоявшегося миропорядка старой доброй Англии. Отцы и дети, дети и отцы. Может быть, это зеркало, а не просто противоречие.
Повесть эта - рассказ о жизни старика. Он тоже был молод и энергичен, работал, был женат, воспитывал сына, строил планы. Неумолимый закон жизни ставит старика перед фактом того, что не все сделано, многое не успел. Что такое старость? Разочарование и горечь, недоумение и пустота. Молодость мыслит иными масштабами, торопится, не обращая внимания на детали. С возрастом начинаешь замечать мельчайшие подробности жизни, ценить то, мимо чего пробегал, отмахиваясь и надеясь наверстать после. Ведь еще столько впереди. Успеется, говорим мы себе. А наши родители грустно глядят нам вслед с немым укором. А мы спешим, стараясь не глядеть им в глаза.
Помнится мне добрый рекламный ролик недалекого прошлого: "Позвони родителям". Кого мы обижаем больше всего, зная, что простят? Над кем подтруниваем, чаще всего, не замечая, что с возрастом сами же становимся похожими на них? О ком тоскуем больше всего, потеряв их, понимая теперь уже, что потеряли часть себя?
Вся повесть - немой диалог старика с сыном. Сын - единственное, что у него осталось, плоть и кровь его. Но сын его - отрицание того, чем он жил, что всегда уважал и ценил, и, получается, его самого.
Великолепный мастер, Бонч-Осмоловская, мазок за мазком, из мельчайших деталей создает удивительно реалистичную картину жизни старика, выпуклую миниатюру, в которой один день обнажил всю жизнь. Повесть эта напоминает полотна Рембранта, изображающие старцев, в полутьме освященных светом одиноко горящей свечи. Опоэтизированные великим художником лица стариков, одухотворенные особым светом, они заставляют вглядеться в них и задуматься о вечном и преходящем.
"День из жизни старика на Беркендейл, 42" - маленький шедевр М.А.Бонч-Осмоловской. Как доброе вино ценно послевкусием, так настоящее произведение искусства значимо тем, что оставляет после себя, заставляет читателя долго размышлять о прочитанном.