Из кн. "П.Я. Чаадаев. Статьи и письма.". Изд-во Современник, 1989.
...Те много ошибаются, кто пророчества Св. Писания почитают простыми предсказаниями, предвещением будущего, и ничем больше...Дух святой, говоря устами своих пророков, не переделывал человеческой природы. Сердце же человеческое сделано таким образом, что будущего предчувствовать иначе не может, как выводя его из известных ему настоящего и прошедшего..Сия -то строгая связь будущего, настоящего и прошедшего, скрытая от прочих людей, была ясно открыта провоззрителям Израиля, то есть яснее, чем прочим людям. Связь эта, будучи неизменна, необходима, непременна, неминуемо должна быть сегодня та же, та же завтра, та же всегда. Одинаковые положения, одинаковые обстоятельства во все времена производят одинаковые действия. Следовательно, учение пророков простирается на все времена, на все случаи, если только уметь прилично применять его...Иные, например, относили великие сказания Апокалипсиса к определённым временам: толкование смешное! Или лучше сказать, бестолковое!- мысль Апокалипсиса есть беспредельный урок, применяющийся к каждой минуте вечного бытия, ко всему, что происходит около нас. Эти ужасающие голоса, оттуда взывающие,- их надо слушать ежедневно, эти чудовища, там являющиеся,- на них надо смотреть каждый день, этот треск машины мира, там раздающийся,- мы слышим его беспрестанно. Одним словом, превосходная поэма Иоанна есть драма вселенной, ежедневная, продолжается во все времена и началась с самого начала действия...
....Жизнь убегает от нас повсеминутно, часто к нам возвращается, но никак нельзя сказать, чтобы мы жили не переставая. Жизнь разумная прерывается всякий раз, как исчезает сознание жизни. Чем больше таких минут, тем меньше разумной жизни, а если они совсем не возвращаются, вот и смерть. Чтобы умереть таким образом, не нужно прекращать жизни, другой же смерти нет. Смерть в самой жизни, вот всё, что называют смертью...
Когда я говорю сознание жизни, я не имею в виду то идеологическое сознание, на которое опирается новая философия : простое чувство существования. Я понимаю под этим сознанием не только чувство жизни, но и отчётливость в ней. Это сознание есть власть, данная нам действовать в настоящую минуту на минуту будущую, устраивать, обделывать жизнь нашу, а не просто предаваться её течению, как делают твари бессловесные. Когда эта совесть, это сознание потеряно, то нет воскресения. Знаете ли почему?- Потому что это-то и есть ад, проклятие, отчуждение! Для существа разумного может ли быть мука тяжелее ничтожества?
-
.... Что нужно для того, чтобы ясно видеть? - Не глядеть сквозь самих себя.
Что такое христианство? - Наука жизни и смерти.
Что такое общественный порядок? - временное лекарство временному недугу.
Учреждения политические, юридические, законодательные и прочие подобные, на что они? - Для поправления вреда, ими же сделанного.
Во Франции на что нужна мысль?- чтоб её высказать. В Англии?- чтоб привести в исполнение. В Германии?- чтоб её обдумать. У нас?- Ни на что!- и знаете ли, почему?
-
... Люди воображают, что живут в обществе, когда стеснятся в города, в сёлы. Как будто собраться в кучу, вместе пастись как бараны, называется жить в обществе!...
-
...Если хотите знать, что такое душа у животных, то ( прошу извинения!) разберите, что происходит в вашей душе в течение большей половины дня....
-
...Знание есть жизнь мысли, жизнь природы есть отрицательное явление. Когда мысль перестаёт познавать, она уничтожается...
-
...Христианское бессмертие есть жизнь без смерти, совсем не так, как думают, жизнь после смерти.
-
...Понимаете ли вы, откуда в вас родится правда? - Нет. -А ложь? - Понимаю.
-
Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо ещё доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами- запад и восток-, обладает ещё третьей стороной.
-
Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать её, предпочитаю унижать её, только бы её не обманывать.
-
Русский либерал - бессмысленная мошка, толкущаяся в солнечном луче, солнце это- солнце запада.
-
Горе народу, если рабство не смогло его унизить, такой народ создан, чтобы быть рабом.
-
Слово звучит лишь в отзывчивой среде.
-
Есть умы столь лживые, что даже истина, высказанная ими, становится ложью.
-
Есть только три способа быть счастливым : думать только о боге, думать только о ближнем, думать только об одной идее.
-
Общество заставляют двигаться вперёд не те, кто колеблется между истиной и ложью, эти плясуны на канате, а люди принципиальные. Логика золотой середины может поэтому, в лучшем случае, поддерживать некоторое время существование общества, но она ни на шаг не двинет его вперёд. Плодотворен лишь фанатизм совершенства, страстное стремление к истинному и прекрасному.
-
...Дело, по существу, в том, что вся эта философия своей колокольни, которая занята разбивкой народов по загородкам на основании френологических и филологических признаков, только питает национальную вражду, создаёт рогатки между странами, она стремится совсем к другим целям, а не к тому, чтобы создать из человеческого рода один народ братьев.
-
Позволительно, думаю я, всякому честному русскому, искренне любящему своё отечество, в этот решающий час слегка досадовать на тех, кто влиянием своим, прямым или косвенным, толкнул его на эту гибельную войну, кто не учёл нравственых и моральных ресурсов и свои теории принял за истинную политику страны, свои незавершённые изыскания- за подлинное национальное чувство, кто, наконец, преждевременно воспел победные гимны и ввёл в заблуждение общественное мнение, когда ещё не поздно остановиться на том скользком пути, по которому увлекло страну легкомыслие или бездарность.
-
Позволительно, думаю я, пред лицом наших бедствий не разделять стремлений разнузданного патриотизма, который привёл страну на край гибели и который думает вывести её из беды, упорствуя в своих иллюзиях, не желая признавать отчаянного положения, им же созданного.
-
Слава богу, я не принимал отвлечённых систем и теорий за благо своей родины.
-
Слава богу, я не мирился с предрассудками и суеверием, дабы сохранить блага общественного положения - плода невежественного пристрастия к нескольким модным идеям.
-
Как вы думаете, не должен ли был тридцатилетний гнёт со стороны правительства, жестокого и упорного в своих воззрениях и поступках, развратить ум народа, который его не особенно упражнял?
-
Воображают, что имеют дело с Францией, с Англией. Вздор, мы имеем дело с цивилизацией в её целом, а не только с её результатами, но с ней самой, как с орудием, как с верованиями. С цивилизацией, применяемой, развиваемой, усовершенствованной тысячелетними трудами и усилиями. Вот с чем имеем дело мы, которые живём лишь со вчерашнего дня, мы, ни один орган которых, в том числе и память, достаточно не упражнялся и не развивался.
-
...Говорили прежде, что учреждения создают народы, теперь говорят, что народы создают учреждения. И то и другое верно. Но нужно принять во внимание хронологию фактов. Сперва история создаёт учреждения, затем народы, воспитанные своими учреждениями, продолжают дело истории, завершают или искажают его, в завистимости от того, насколько они счастливо одарены...Делить народы на расы привилегированные или расы отверженные бессмысленно.
-
Среди причин, затормозивших наше умственное развитие и наложивших на него особый отпечаток, следует отметить две: во-первых, отсутствие тех центров, тех очагов, в которых сосредоточивались бы живые силы страны, где созревали бы идеи.., а во-вторых, отсутствие тех знамён, вокруг могли бы объединяться тесно сплочённые и внушительные массы умов. Появится неизвестно откуда идея, занесённая каким-то случайным ветром, как пробьётся через всякого рода преграды, начнёт незаметно просачиваться через умы, и вдруг в один прекрасный день испарится или же забьётся в какой-нибудь тёмный угол национального сознания, чтобы затем уж более не всплывать на поверхность.: таково у нас движение идей.
Всякий народ несёт в самом себе то особое начало, которое накладывает свой отпечаток на его социальную жизнь, которое направляет его путь на протяжении веков и определяет его место среди человечества. Это образующее начало у нас- элемент географический, вот чего не хотят понять. Вся наша история- продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел. Это она рассеяла нас во всех направлениях и разбросала в пространстве с первых же дней нашего существования, она внушила нам слепую покорность силе вещей, всякой власти, провозглашавшей себя нашим же владыкой. В такой среде нет места для правильного повседневного общения умов между собой, в этой полной обособленности отдельных сознаний нет места для логического развития мысли, для непосредственного порыва души к возможному улучшению, нет места для сочувствия людей между собой, связывающего их в тесно сплочённые огромные союзы, перед которыми неизбежно должны склониться все материальные силы, словом, мы лишь геологический продукт обширных пространств, куда забросила нас какая-то неведомая центробежная сила, лишь любопытная страница физической географии. Вот почему, настолько велико в мире наше материальное значение, настолько ничтожно всё значение нашей силы нравственной. Мы важнейший фактор в политике и последний из факторов жизни духовной. Однако эта физиология страны, несомненно столь невыгодная в настоящем, в будущем может представить большие преимущества, и, закрывая глаза на первые, рискуешь лишить себя последних.
-
...Как же вы хотите, чтобы ум целого народа, который не испытал на себе ни преданий древнего мира, ни религиозной иерархии с её борьбой против светской власти, ни схоластической философии, ни феодализма с его рыцарством, ни протестантизма, словом, ничего того, что более всего воздействовало на умы на Западе, как хотите вы, чтобы ум этого народа был построен точь-в-точь, как умы тех, кто всегда жил, кто вырос и кто теперь ещё живёт под влиянием всех этих факторов? Конечно, и среди нас, независимо от этой преемственности мыслей и чувств, могло появиться несколько гениальных людей, несколько избранных душ, но тем не менее нельзя не пожалеть о том, что в мировом историческом распорядке нация в целом оказалась обездоленной и лишённой всех этих предпосылок. На нас, без сомнения, очень сильно сказалось нравственное влияние христианства, что же касается его логического действия, нельзя не признать, что оно было в нашей стране равно нулю. Прибавим, что это один из интереснейших вопросов, которым должна будет заняться философия нашей истории в тот день, когда она явится на свет.
-
Допускаете ли вы несколько видов цивилизации?
-
Думаете ли вы, что такая страна, которая в ту самую минуту, когда она должна взять в свои руки принадлежащее её по праву будущее, сбивается с истинного пути настолько, что выпускает это будущее из своих неумелых рук, достойна этого будущего?
-
Прошло не более полувека с тех пор, как русские государи перестали целыми тысячами раздавать своим придворным поселянам государственные земли. Каким же образом, скажите, могли бы зародиться хотя бы самые элементарные понятия справедливости,права, какой-либо законности под управлением власти, которая со дня на день могла превратить в рабов целое население свободных людей? Благодаря либеральному государю, который появился среди нас, благодаря великодушному победителю, которого мы окружили своей любовью, в России уже не употребляется это отвратительное злоупотребление самодержавной власти в самом зловредном для народа её проявлении, в развращении их общественного сознания, но уже наличие рабства, в том виде, в котором оно у нас создалось, продолжает всё омрачать, всё осквернять и всё развращать в нашем отечестве...
В России всё носит печать рабства - нравы, стремления, просвещение и даже вплоть до самой свободы, если только последняя может существовать в этой среде.
-
Чем больше думаешь, тем больше убеждаешься, что у нас в настоящее время совершается нечто необычное. Это нечто, не дошедшее ещё до состояния простой идеи, ибо оно не нашло ещё своего чёткого выражения, тем не менее заключает в себе огромной важности социальный вопрос. Дело касается не пустяка: приходится решать, может ли народ, раз сознавший, что он в течение века шёл по ложному пути, в один прекрасный день простым актом сознательной воли вернуться по пройденному следу, порвать с ходом своего развития, начать его сызнова, воссоединить порванную нить своей жизни на том самом месте, где она некогда, не очень-то ясно, каким образом оборвалась.
А между тем приходится сознаться, что мы накануне если не разрешения, то во всяком случае попытки разрешения этой небывалой задачи, накануне такого социального эксперимента, о котором никогда ещё не решались мечтать самые смелые утописты в дерзновеннейших своих фантазиях. Слишком смело, конечно, было бы пытаться определить возможный срок этого события, но так как народные чувства плохо подчиняются мировым динамическим законам и так как социальное движение большей частью совершается в зависимости не от размеров самих движущих сил, а от степени бессилия общества, то можно ожидать, что недалёк час бурного проявления национального чувства, по крайней мере в образованной части общества. Вы думаете, быть может, что нам угрожает революция на манер западноевропейских- успокойтесь, слава богу, не к тому идёт дело. Исходные точки у западного мира и у нас были слишком различны, чтобы мы когда-либо могли прийти к одинаковым результатам.К тому же в русском народе есть что-то неотвратимо неподвижное, безнадёжно ненарушимое, а именно- его полное равнодушие к природе той власти, которая им управляет. Ни один народ мира не понял лучше нас знаменитый текст Писания: "нести власти аще не от бога"...
Всякий государь, каков бы он ни был, для него- батюшка. Мы не говорим, например, я имею право сделать то-то и то-то, мы говорим: это разрешено, а это не разрешено...Идея законности, идея права для русского народа бессмыслица...Очевидно, если бы природе народа свойственно было воспринимать эти идеи, он бы понял, что государь, за которого он проливал кровь, не имел ни малейшего права на престол, а в таком случае ни у первого самозванца, ни у остальных не нашлось бы той массы приверженцев, производивших опустошения, ужасавшие даже чужеземные шайки, шедшие за ними. Никакая сила в мире не заставит нас выйти из того круга идей, на котором построена вся наша история,..
Который признаёт лишь право дарованное и отметает всякую мысль о праве естественном...
-
Чем больше размышляешь над влиянием христианства на общество, тем больше убеждаешься, что в общем плане провидения западная церковь была создана в видах социального развития человечества, что вся её история лишь логическое последствие вложенного в неё организующего начала. Можно осуждать средства, которыми она пользовалась для достижения своей цели, но нужно признать, что эти средства были не только самые действительные, но и единственно возможные в различные эпохи, через которые лежал её путь, что верная призванию, она никогда не уклонялась в сторону от направления, ей сообщённого, что изумительное чутьё предназначенной её роли неизменно руководило ею на протяжении веков борьбы, поражений и поразительных побед, наконец, хотя нельзя отрицать, что она была честолюбива, нетерпима, не пренебрегала земными благами, приходится признать, что только при таких условиях могут осуществляться начертания провидения.
-
Задача восточной церкви, по-видимому, была совершенно иная: она должна была поэтому идти иными путями, её роль состояла в том, чтобы явить силу христианства, предоставленного единственно своим силам, она в совершенстве выполнила это высокое призвание. Родившись под дыханием пустыни, перенесённая затем в другую пустыню, где, живя в уединении, созданном для неё окружавшим её варварством,она, естественно, стала аскетической и созерцательной - самое происхождение отрезало ей путь к какому бы то ни было честолюбию. И она, надо признаться, довела покорность до крайности, она всячески стремилась себя ограничить : преклонять колена перед всеми государями, каковы бы они ни были, верные или неверные,православные или схизматики, монголы или сельджуки, когда гнёт становился невыносимым или когда иноземное иго над ней разрешалось, редко умела она прибегнуть к иному средству, помимо того, чтобы заливать слезами церковную паперть...
Как бы то ни было, этой церкви, столь смиренной, столь покорной, столь униженной, наша страна обязана не только самыми прекрасными страницами своей истории, но и своим сохранением.
-
Социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его противники.
-
...Средства, пускаемые в ход обездоленными классами для завоевания земных благ, без сомнения, отвратительные, но думаете ли вы, что те, которые феодальные сеньоры использовали для своего обогащения, были лучше?..
-
Философическое Я во всём этом ни при чём. Религиозное чувство, наивные чаяния, юная вера первых веков христианства уже невозможны и более не могут овладеть массами. Они могут служить утешением лишь для некоторых разрозненных существований, для отдельных душ, вечно пребывающих во младенчестве. Божественная мудрость никогда не замышляла затормозить движение мира. Это она внушила человечеству большинство идей, которые его теперь потрясают. Она не могла и не хотела упразднить свободу человеческого духа. Она вложила в сердце человека задатки всех тех благ, которыми человеку дозволено пользоваться и затем предоставила действовать человеку. Посмеете ли вы сказать, что этот росток погиб среди современных бурь или что он стал бесплодным, это было бы богохульством более преступным, чем всё зло, принесённое в мир революциями, ибо это значило бы лишить мир надежды, той силы, которую Евангелие осмелилось признать добродетелью...
(Выбранные отрывки были написаны Чаадаевым с 30-го по 50 годы Х1Х века.
Тут не найти никаких прямых намёков на современность века ХХ1, но мысль, которая не спит, живущее напряжённо сознание продлевает своё существование и за пределами жизни человека.