Затеял это я не корысти ради, но развлечения для, благо, что САМЗДАТ даёт повод для такого дела.
Эпиграфом этому занятию многолетнему я взял слова Пушкина:
..Усовершенствуя плоды любимых дум...
Действительно, я всю жизнь крутился вокруг поэтических тем, возвращаясь на круги своя.
Ещё из Пушкина, задание :
Искать опору смыслу в звуке!.
Дальше в хаотическом порядке записи.
Стыдливые умолчания, тёмные намёки на некие периоды в 30-х -50-х годах, когда они почему-то! Не писали.Разговоры о непростом творческом пути. А трудная-то судьба- это товарищ Иванов, до сих пор ходящий на службу в своих штанах и башмаках. Поэты не отомщены.Даже при самых объективных общественно-исторических обстоятельствах для совершения предательства нужен конкретный т. Иуда. Бог своими ручками ничего не делает. (Прочёл книгу о Заболоцком). (1980 г.)
Есть таланты головные,
Но они - не главные.
Выхожу один я на дорогу..
Выхожу я в путь, открытый взорам.. -Блок.
Ты жива ещё, моя старушка...
Размер.
Какие созвучия!
Пушкин: ... очей очарованье...
Полонский: ... какими тягостными снами...
Тютчевская подстановка : Россия вместо Бога. Умом не понять,только верить.
Религия ушла в поэзию- не как вода в песок,
А словно сок в деревья.
(По поводу стихов Ал.Тихомирова в Поэзии, 31.) Сверхточность рифм : лиц- водице-птиц- синице.
Стих приобретает таинственность, когда забывается его повод, технология, подпорка: так человек становится на табурет, накидывает петлю, отталкивается-и вот вместо него- повешенный!
Хлебников: В мигов нечет
Кузнечик вечер ткёт..
Нечет! Это промежуток между двумя чётными мигами бытия. Дискретность времени.
От символистской бесплотности в мир вещей поэзию вернули акмеисты. Символизм- нежность, акмеизм- тяжесть. Сёстры- тяжесть и нежность.. Потом поэзию административно оторвали от земли, вздёрнули, и она долго смердела. Появилась новая поэзия, стоящая (одной ногой) на земле.Поскольку идеи движутся кругами, возможен новый взлёт в небеса, хорошо, если по своей воле.
Могуч Гумилёв!
..Но молчи : несравненное право-
самому выбирать свою смерть! Это же суть Камю!
...изысканный бродит жираф...
Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя,
И как я тебе расскажу про тропический сад...
...то время, когда мы любили,
когда мы умели летать...
Лучше слепое ничто,
Чем золотое вчера...
Только усталый достоин молиться богам...
..и так по-земному прекрасны и грубы
минуты труда и покоя...
...Мы дрались там. Ах, да, я был убит.
И чётки сны её, как тени
На райском огненном песке...
...принявши дерзко за оковы
мечты, связующие нас...
...о неопытном думают ангеле,
что приставлен к тебе, безрассудной...
Есть Моисеи посреди дубов...
...безмолвно поднимая в вышину
неисчислимые тысячелетья...
...и быть может, не припомнит ветер,
что когда-то я служил в бюро.
Лишь песен не проси ты милых,
Таких, как я слагал когда-то.
Ты знаешь, я их петь не в силах
Скрипучим голосом кастрата...
...и я не буду думать, вольный,
о милой девочке, с которой
мне было нестерпимо больно..
...и вся она легка, как птица
осенней ясною порой,
уже готовая проститься
с печальной северной страной...
...Но забыли мы, что осиянно
только Слово средь земных тревог
и в Евангельи от Иоанна
сказано, что слово это-Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И как пчёлы в улье запустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.
...Что делать нам с бессмертными стихами?
..Ты улыбнулась, дорогая,
и ты не поняла сама,
как ты сияешь, и какая
вокруг тебя сгустилась тьма...
Тютчев- предшественник Камю :... сражайтесь прилежно, пусть... борьба безнадежна...
Л.Гинзбург о лирической индукции и дедукции.
Напели шлягер:
С Одесского кичмана
Бежали два уркана,
Бежали два уркана тай на волю.
Под ёлочкой стомились,
Они остановились,
Они остановились отдохнуть.
-Товарищ мой, товарищ,
болять мои раны,
болять мои раны в глубоке.
Одна заживает,
Другая нарывает,
А третья открывается в боке.
За что же мы боролись,
За что же мы страждали,
За что мы проливали нашу кров?
За крашеные губки,
Коленки ниже юбки,
За то, что называется любов.
Товарищ мой, товарищ,
Зароють моё тело,
Зароють моё тело в глубоке,
И с шашкою в рукою,
С винтовкою в другою,
И с песнею весёлой на губе...
Вариант начала:
С Одесского кичмана
Бежали три уркана,
Бежали три уркана налегке,
Один в полушубке,
Другой- ув дамской юбке,
А третий, извините, без штанов..
1983 г.
-Какая смелость! Они кричали Ура!- со всеми, но вполголоса. Это тихая поэзия.
Японские трёхстишия- схема стиха.
Книга М. Кудимовой Перечень причин.Прекрасное название. Напор, без слабости и сантиментов.Без лишнего.Позавидовал находкам. Не так темна, как Глушкова. У той за словом нечувствуется объёма. У Кудимовой- есть.
Читал книжку трёх(!) молодых поэтесс.Разные по стилю, одинаковые по занятости своими молодыми женскими проблемами.Хвалят их за невторичность, нелитературность.Не показывают, де, эрудиции.Уровень элементарных ощущений,не поднимающийся до мысли.Что бывает с лирическими поэтессами, когда наступает лирический климакс?Нельзя же от мысли шарахаться, как от чумы, чем же преемственности выразиться, как не литературщиной, или она нисходит как дух святой в виде голубка к молоденьким поэтессам?
Маяковский. Угрюмый дождь скосил глаза
А за решёткой
Чёткой......- можно читать на два голоса, игра- импровизация с придумыванием продолжения рифмами.
Пришвин об Альдонсе и Дульсинее. Альдонса- индивидуальное, частное, детальное. Дульсинея- общее, чужое, обидное для живого и частного. Реализм и романтизм.
-Нельзя давать мёртвым управлять живыми!
Аннинский о Луконине. Поэзия команды. Зондер- или просто особой.Мы и Они. Тут Маяковское Мы, тут и Высоцкий. Военная лирика Гудзенко- поэзия избранности, жертвенности, его ямбы подчёркивают дикий разрыв между описанием и описываемым- и выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую Подмена реальности,-тема Гудзенко,
Он повторяет слова Шагинян:- Воздух тех лет!
Пришвин: Искренность- это ложь.
Подмена реальности госреализмом.
Поэзия должна быть глуповатой. Но не поэт.
Кожинов пристроился впереди группы писателей и поэтов не то с хоругвью, не то с андреевским флагом.Уже отмечаем заслуги Греча. Скоро Булгарин под ручку с Пушкиным будет гулять в раю русской культуры.
Впервые читал Случевского. Некоторые стихи поразили созвучием мироощущения и манеры- из ранних и поздних. Пейзажи не тронули.
Пушкин- свободный внутренне человек в оковах внешнего рабства. Лермонтов и многие другие- и внутренне несвободны. М.б., это имел в виду Блок:-Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Свобода как долг по отношению к самому себе.Только такую необходимость можно осознать.
Четыре основных сюжета романтической поэзии:
Я не такой, как все!
Мы не такие, как все!
Я такой, как все!
Все такие, как я!
О провинциализме в поэзии. Линия в лирике, условно так названная, берёт начало от Лермонтова, далее тютчев, и т. д. Это поиск чётких формулировок, красного словца, стремление к эффектности концовок, к сделанности,одиночество лирического субъекта.
Столичная лирика- свободное самовыявление индивидуальности, живая, не заканчивающаяся формулой мысль,речь человека, уверенного, что его слышат. И мир с Миром.
Из Лескова (Запечатлённый ангел):...Ну а у нас, гоаорю, верно, другое образование, и с предковскими преданиями связь рассыпана, дабы всё казалось обновлённее, как будто и весь род русский только вчера наседка под крапивой вывела...
Читаю Станкевича. Письма интересны, например: мысль не высказывается, а воплощается в стихотворении. Он отмечает право на существовании поэзии в дидактическом роде, но считает её второсортной.
К источнику понятия тайная свобода . В Добротолюбии Блоком отчёркнуты фразы о том, что истинная свобода и любовь души- в отрицании временного. (Лит.насл. о Блоке).
Письма Пастернака в ЛН. О столичной и провинциальной поэзии- у него без географии, но суть та же-ожидаемый читатель и его восприятие. Мысль ищет общения с людьми, и тем более широкого, чем мысль глубже.Художественный же образ может удовлетвориться одиночеством, в котором он родился и может оставаться.
Ю.Кузнецов. Русский узел. Отлично издан.
О рифмовке Маяковского: ныряющие, меняющиеся местами звуки:
Ра-кет
П-ар-кет-е
С-ап- оге
Ге-те.
Скорбь- скарб.
Поэт написал уже свои великие стихи, а мы, как пьяницы водки, всё требуем:-ещё! Ещё!
Поэзия в наступлении- на собственное горло.
У Пастернака о верлибре, что он терпим только пока безумен.
Много читать Пастернака вредно, как пьянство в одиночку.
Пастернак о деталях. Безразлично, какую взять, если все детали в системе.Эта система должна быть задана сразу и однозначно, иначе произвольные детали рассыплются.
Можно пойти дальше, утверждая произвольность тем стихов, если мир поэта обладает системностью, целен- жив.
Пастернак: Стихи- это эссенция прозы.
Примитив не первичен.Он наивно выражает своё, но пользуется неиндивидуализированным языком, установившимся знаковым кодом. В его картине- единство изображения и автора, а предмет изображения отсутствует.Это автопортрет.
В сборниках народных песен поражает фрагментарность.Случайные строки из других, наверное, прекрасных песен, но позабытых. Склероз фольклора.
Гоголь о Пушкине: -Не входил в храм поэзии неопрятным и неприбранным.
Валентность слов- не пустая метафора. Слова ведут, тащут за собой.
ЦВМ, способным воспринимать стихи, очень смешны были бы метафоры, как неправильная классификация по случайным признакам.Они могли бы между собой играть в метафоры и ухахатываться.