Борисова Наталия Петровна : другие произведения.

Наука и религия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:

НАУКА И РЕЛИГИЯ.

Введение.

        Науку и религию сравнивать трудно: наука - это познавательная, исследовательская деятельность человека, результаты которой нейтральны по отношению к личности ученого[1]; религия - это общение, причем на личностном уровне, двух живых свободных и разумных существ: человека и Бога. Такое общение потому и возможно, что Бог-Личность создал и человека как личность по образу и подобию Своему. Науки, особенно естественные, в нравственном плане нейтральны. Напротив, в религии самое главное - чувства человека и его нравственный облик, знания могут быть минимальны. Мы начнем нашу работу с вопроса о религии, затем перейдем к науке, найдем то общее, что присуще обеим, и, наконец, придерживаясь хронологического порядка, рассмотрим их взаимоотношения на протяжении последних 4-х веков. В Заключении будет дано краткое резюме и рассмотрен вопрос о допустимых границах научной деятельности.

Немного о религии и церковном вероучении.

        Почему мы начинаем именно с религии? Тому несколько причин. 1) Религия древнее науки. Уже первый человек в раю общался с Богом[2], и это общение никогда не прекращалось в человеческом роде, хотя порой принимало неправильные формы. Наука в современном понимании этого слова возникла в Европе в 17-18 веках. 2) Религия (разные ее формы) охватывает все человеческое общество, а наукой занимается лишь небольшой слой ученых. 3) Религия возводит человека к горнему, удовлетворяет его высшие, духовные потребности, тогда как наука служит только его земным интересам[3]. 4) Религия и только она определяет смысл жизни человека. 5) Религия является основой мировоззрения человека. В этом вопросе наука может помочь (расширить кругозор человека), но все же она играет подчиненную роль. 6) Только религия может привести человека к спасению. Что же такое - религия? Согласно Лактанцию[4], "религия - это союз человека с Богом" /1, с.16/ (от латинского глагола religare - связывать, соединять). Знаменитый римский оратор Цицерон[5] берет за основу другой глагол: relegere - благоговеть, отражающий отношение человека к Высшему Существу /2, с.9/. Внутреннюю сторону религии составляют интимные переживания человека, которыми он обычно не делится и которые не анализирует (анализ убивает чувства). С внешней стороны религия характеризуется несколькими конкретными признаками: 1) признание бытия Бога - Творца всего, в том числе и человека; 2) богообщение как способность человека; 3) вера в бессмертие души; 4) первичность духовных и нравственных ценностей по сравнению с материальными; 5) культ, богослужение /2, с.10-12; 3, с.32-34/. По поводу происхождения религии имеется множество "теорий" (см., например, /2, с.15-28; 3, с.34-36; 4, с.40-61/). Мы выскажем только точку зрения Православной Церкви: религия существовала изначально, как только был создан человек, причем этой религией был именно монотеизм; дальнейший процесс разветвления и размножения "религий" обусловлен грехо-падением наших прародителей (Быт.3) и "разделением языков"(Быт.11:1- 9)[6].

        Христианское вероучение (а мы будем говорить только о нем) основано на Откровении Божием, которое дано в Священном Писании и Священном Предании. Христианская догматика разрабатывалась отцами Церкви в течение многих веков, пройдя трудный путь борьбы с язычниками и еретиками разных мастей, пока не обрела четкий и законченный вид. Основные догматы Церкви были утверждены на Вселенских Соборах (4-8 века) и остаются неизменными, как и "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же"(Евр.13:8). Слово Божие[7] тем и отличается от слов человеческих, что оно, во-первых, вневременно (действенно для всех времен и народов) и, во-вторых, бесконечно глубоко по своему смыслу: Священное Писание читает огромное множество людей, многократно перечитывает его и находит в нем все новые и новые важные смысловые оттенки. "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности"(2 Тим. 3:16). Также и догматы Церкви - это не человеческие измышления, они проникнуты Духом Святым, Которого призывали на Вселенских Соборах святые отцы: "изволися Духу Святому и нам". Но если христианское вероучение неизменно и незыблемо, то что же осталось на долю богословов позднейших времен? Очень многое: исследования исторические, экзегетические, лингвистические (работа над текстами), изучение наследия святых отцов и выполнение переводов их творений, литургическая и агиографическая деятельность (составление церковных песнопений, служб новопрославленным святым, их житий), наконец, апологетика, т.е. защита христианского вероучения. Вот здесь-то особенно требуется привлечение данных современной науки. Но об этом мы скажем позже.

Что такое наука?

        Если ограничиться только естественными науками, как это делали натурфилософы 17-го века, то на поставленный вопрос можно дать такой ответ: наука - это целенаправленный поиск Богом установленных закономерностей материального мира. Но под такое определение не подпадают науки гуманитарные, например, языкознание: человеческая речь хотя и энергийна, но все же не материальна[8]. Или история. В ней нет ни эксперимента, ни математической обработки, разве что самой примитивной - сопоставления дат и построения таблиц. То же можно сказать и о таком важнейшем разделе ее как археология. Но это науки. Даже о богословии, предметом которого является Бог и мир духовный, в 19 и начале 20-го века было принято говорить как о науке /5, с.1-9/. Все сказанное заставляет нас не искать определения, а постараться найти признаки науки как определенного рода человеческой деятельности. Во-первых, это исследование окружающего мира, поэтому можно говорить об области научных изысканий. Эта область простирается не только на материальный мир (естественные науки, такие, как физика, химия, биология, космология, геология), но и на мир духовный (психология, лингвистика, то же богословие). Во-вторых, предмет изучения не обязательно находится в распоряжении ученого в момент исследования, он может быть отделен от него значительным временным интервалом (история и связанные с ней отрасли). В третьих, если речь идет об эксперименте, то он должен быть воспроизводим: при одних и тех же условиях в разное время у разных людей должны получаться одинаковые результаты. Это является очень важным признаком научности: если это условие не выполняется, в частности, если результаты зависят от личных качеств исследователя, то это уже не наука[9] . В-четвертых, математическое оформление исходных моделей, как и полученных результатов является обязательным только для естественных наук; в науках гуманитарных его заменяет логика. В-пятых, не в каждой науке возможен эксперимент; многие научные результаты основаны на наблюдении.

        Что же является общим для всех наук? Началом любой науки являются постулаты и гипотезы, т.е. положения, принятые на веру. Далее, любая наука должна иметь основанную на этих постулатах теорию, причем такую которая, была бы непротиворечива, согласовывалась бы с экспериментом и, самое главное, имела предсказательную силу. Просто накопление и систематизация результатов наблюдений и опытов еще не составляет науки. Именно поэтому мудрость древних и их обширные знания не являются наукой. Она возникла в Западной Европе после Реформации, в 17 веке в католической и главным образом в протестантской среде. В отличие от религии, догматы которой незыблемы, наука все время находится в движении: она развивается. Теоретики науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос) усматривают в этом развитии некоторую периодичность: 1) накопление материалов в рамках определенной научной схемы (парадигмы); 2) появление опытных данных, противоречащих господствующей парадигме ("революция" в науке); создание новых теорий, объясняющих и новые и старые данные, новая парадигма и т.д. Как соотносятся между собою новая и старая теории? Здесь возможны два варианта: 1) новая теория полностью отвергает старую (пример - модель Коперника и модель Птоломея[10]); 2) новая теория включает в себя старую как предельный случай (примеры - квантовая и классическая механика, ТО и классическая механика). Итак, мы видим, что наука растет, движется, одна научная теория сменяется другой, в самом научном мире идет "борьба за существование" между различными школами и направлениями. И мы должны, учитывая эту ее особенность, использовать ее не только в практических целях, но и в плане апологетики христианского вероучения.

Вера - основа науки и религии.

        Наука и религия - такие сферы человеческой деятельности, которые принято противопоставлять друг другу. Главный аргумент: религия основана на вере, а наука - на точном знании, полученном путем доказательств. Но это неверно. Именно вера есть то общее, что "роднит" науку и религию. Основанием науки тоже является вера. Что такое гипотеза? - Недоказанное предположение. Что такое постулат? Положение, принятое на веру. А ведь в основе любой научной теории лежат постулаты и гипотезы. Можно возразить: научная теория проверяется экспериментом, и их согласие есть подтверждение ее работоспособности. Но что такое эксперимент? Любой экспериментатор знает, что прямых экспериментов в современной науке нет; а косвенные эксперименты построены опять-таки по некоторой логической схеме, в основе которой лежат постулаты. Относительно доказательств. Строгие доказательства существуют только в логике и математике[11]. В других науках их нет и быть не может, т.к. все эти науки имеют дело с конкретными явлениями, с конечным числом наблюдений и опытов, на основе которых делаются обобщающие выводы (метод индукции). Если же берутся некоторые общие положения и из них делаются частные выводы (дедуктивный метод), то сии общие положения основаны на постулатах. Потому-то наука и движется, потому-то она и изменчива, что на каждом отрезке времени она конечна. Научное исследование - это процесс, который математически можно описать потенциальной бесконечностью, а таковая не есть бесконечность в истинном смысле слова (Декарт). Но это только одна сторона научной веры. Другая ее сторона - доверие авторитетам. Наука, как и любой вид познания, обладает преемственностью. Такие науки, например, как история, география основаны на рукописях, архивных делах, картах и описаниях природы. Составители этих документов давно умерли, и проверить здесь зачастую ничего не возможно. Приходится брать на веру. А многочисленная научная литература, учебники: мы изучаем по ним предмет, многое беря на веру - по доверию к их авторам. Итак, наука основана на вере. Но не только наука: без веры немыслима сознательная и разумная жизнь человека /5, с.20/. Если же обратиться к святым отцам с вопросом: "что прежде - знание или вера", то получаем такой ответ святителя Василия Великого: "в науках вера предшествует знанию; должно прежде поверить,.. а потом уже получить точное разумение" /9, с.284/. И у святителя Тихона Задонского замечательно сказано об этом: "Не потому мы веруем, что познаем, но потому познаем, что веруем" /10, с.133/.

Взаимоотношения науки и религии.

        Пока наука еще не появилась на свет, ее в некотором смысле заменяла натурфилософия. Разумеется, религия и богословие занимали господствующее положение; но и философия не отвергалась: ей в Средние века отводилась роль "служанки богословия". Это надо понимать почти буквально: ум, отточенный философскими рассуждениями, легче мог рационально осмыслить многие положения христианского вероучения. Именно рациональное осмысление догматов веры было основным направлением западноевропейского богословия (Фома Аквинский, 12 век)[12]. С появлением науки в собственном смысле (17 век) философия стала склоняться к исследованию мира материального. Почти все величайшие умы того времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, И. Ньютон) были и философами и учеными естествоиспытателями. В это время особенно популярной была "теория двух книг", которая в устах Ф. Бэкона звучит так: "Спаситель дал нам две книги: книгу Писания, в которой раскрывается воля Божия, а затем - книгу природы, раскрывающую Его могущество. Из этих двух книг вторая является как бы ключом к первой,.. заставляя нас обратиться к серьезному размышлению о Божественном всемогуществе, знаки которого четко запечатлены на камне Его творений"[13] /11, с.122/. Из этих слов видно, во-первых, что богословие и наука имеют разные объекты изучения и, во-вторых, что изучение природы открывает путь к Богу, т.к. творения указывают на Творца (Рим.1:20). И все же уже в 17 и особенно в 18 веках заметно стремление ученых "отделиться" от теологии и заняться собственно наукой. Тот же Бэкон предупреждает ученых, чтобы они не "смешивали теологию и философию (имеется в виду естествознание) и их источники" /11, с.89/. И хотя Источник один - Бог, сотворивший весь мир и человека, наделивший его способностью познавать этот мир и давший ему Свое Откровение как руководство к жизни; но на внешнем уровне познание мира и Бога выглядит отдельными и независимыми сферами деятельности. Человек имеет естественный разум, и этого ему кажется достаточным для занятий наукой. Действительно, дальнейшее ее развитие показало, что ученые атеисты могут делать крупные открытия (П.Лаплас[14], И.М. Сеченов, А.М.Ляпунов). Не следует, однако, забывать о Промысле Божием, который действует и на атеистов. В 18 веке наука окончательно оформляется в самостоятельную область деятельности; и хотя ученые в большинстве своем остаются людьми верующими, но и среди них появляются дерзкие умы, исповедующие атеизм. Победное шествие науки по Европе в 18-19 веках перевернуло мировоззрение интеллигенции: наука стала претендовать на роль госпожи, отодвинув религию на второй план. Слова Священного Писания, догматы Церкви любопытные рационалисты, глотнувшие немного из чаши познания /11, с.89/, стали "проверять" научными достижениями своего времени и узрели здесь "противоречия". Ну как можно поверить в то, что мир был сотворен Богом за шесть дней, когда "наука доказала", что он возник эволюционным путем за миллиарды лет вследствие случайных столкновений молекул? Также и человечество не от Адама произошло, а от обезьяны. Появилось, недоверчивое, скептическое отношение к религии. Пошатнулась вера, и начались смуты - прежде всего там, где эта вера была неискаженной, в Православной России. А на протестантском Западе [15] вера умирала тихо и безболезненно, подавляемая стремлением к комфорту и земным радостям.

        Следующий этап развития науки - конец 19-го века и весь 20 век. Это время грандиозных открытий. 1) Физика расширила свои горизонты: появились квантовая механика, квантовая теория поля, ТО. Природа открылась человеку по-новому. Понятие вакуума, "рождающего" и поглощающего фотоны, невольно обращает мысль ученых к Богу, сотворившему мир из ничего (2Макк. 7:28). Фотонное поле - не тот ли это "свет", который был создан в первый день творения (Быт.1:3) [16]? Петроградский математик А.А. Фридман (1922 г.), решив уравнения ОТО для замкнутой, нестационарной модели вселенной, получил, что в некоторый начальный момент она представляла собой сингулярную точку. Он предсказал расширение вселенной, которое затем было подтверждено наблюдениями Э. Хаббла (1929 г.), обнаружившего удаление от Земли далеких галактик. Эта, хотя и несовершенная, модель "Большого взрыва" отражает главное - указывает на Творца[17]. Фундаментальным открытием второй половины 20-го века стал "Антропный принцип": все мировые константы (гравитационная постоянная, заряд, масса электрона, скорость света, постоянная Планка) таковы, что обеспечивают существование устойчивых материальных структур (ядер, атомов, планет, звезд, галактик) - самого первого условия для существования жизни. Если незначительно изменить хотя бы одну константу, то разрушится все мироустройство. Это показывает, насколько все взаимосвязано и тонко сбалансировано в материальном мире - случайными такие закономерности быть не могут, здесь видна цель Мироустроителя. 2) В математике идеи Н. Винера (40-е годы) легли в основу кибернетики, положившей начало современной компьютерной технике. Некоторые ученые технического направления видят в работе компьютера аналог с мыслительным аппаратом человека /15, с.160-161/[18].3) Создание квантовой механики и квантовой химии, расчеты электронной структуры атомов (20-е годы) подвели под Периодическую систему Д.И. Менделеева мощный теоретический фундамент. Химия из науки феноменологической превратилась в науку точную, вышла на совершенно другой уровень[19]. 4) Расшифровка ДНК (Ф. Крик и Д. Уотсон, 1955 г.) /16, с.101/ положила начало новой биологии, в которой классификация и установление родственности особей основывается не на внешнем сходстве, а на той информации, которая заложена в генах. Знание законов генетики и механизмов наследственности и изменчивости позволило подтвердить слова Священного Писания о том, что весь мир живых существ создан Творцом "по роду их" (Быт.1:11,12,21,24,25), а человек особо - по образу и подобию Божию (Быт.1:26-27). В 1995 г. благодаря генетическим исследованиям было установлено, что весь человеческий род произошел от одного мужчины и от одной женщины /17, с.40-41/, что блестяще подтвердило слова Священного Писания (Быт.1:27; 2:7,22; Деян.17:26) и опровергло дарвиновское "учение" о происхождении человека от обезьяны. 5) Археологические изыскания подтвердили исторические факты, описанные в Библии /18-19/. Так, Ноев ковчег, вещественное доказательство Всемирного Потопа, до сих пор лежит на горе Арарат; его видно с самолета, к нему делалось несколько экспедиций, есть снимки, исследованы образцы древесины - все подтверждает библейский рассказ (Быт.6:14-22) /18, с.96; 19, с.17-28/, но в советской литературе упорно твердили, что это миф. Другой пример - построенный при царе Езекии водопровод, подающий воду в Иерусалим (4Цар.20:20) /18, с.201-205; 19, с.218-219/. И таких примеров множество. 6) Разительные изменения произошли и в истории более поздних времен. В 90-е годы прошлого века в нашей стране открылись архивы. Полученные факты позволили посмотреть на историю с новой точки зрения, подобно тому, как это представлено в книге Судей, как освещали ее святые и подвижники Православной Церкви /20, с.186/. Итак, мы видим, что великие научные открытия 20-го века прекрасно подтверждают слова Божественного Откровения. Теперь никто из серьезных ученых уже не сомневается в том, что наука не только не противоречит Библии, но и является ее хорошей служанкой.

Заключение.

        В отношениях науки с богословием видны три направления: 1) наука - ненужное и даже вредное занятие, отводящее человека от Бога; 2) наука и богословие не связаны друг с другом; у них разные области изучения: наука исследует мир материальный, богословие - мир духовный; 3) наука помогает лучше понять Божественное Откровение и тем укрепляет веру. Это последнее направление, возникшее в результате научной революции 20-го века, называется научной апологетикой. Но возникает вопрос: как связана наука с религией, именно с религией, а не с вероучением? Ведь главное в религии - это личное живое общение с Богом, молитва, таинства, обряды. И здесь наука должна смиренно отойти в сторону. Мы категорически против применения научных методов "исследования святости": структуры святой воды, энергетики священных предметов, "измерения" благодати Божией в храме и во время индивидуальной молитвы и т.п. /16, с.339-356/. Такого рода деятельность кощунственна: к Богу, к святости должно быть благоговение, а подобные опыты убивают его, сводя святое к профанному. Мистика - это область религиозной веры, область сердца, а не ума. И в эту область вход науке запрещен.

Литература.

1) И.М. Андреев. Православно-христианская апологетика. Джорданвилль. 1965.

2) А.И. Осипов. Основное богословие. М. 1994.

3) Протоиерей Михаил Чельцов. Христианское миросозерцание. М. 1997.

4) Архиепископ Михаил (Мудьюгин). Введение в основное богословие. М. 1995.

5) Протоиерей Михаил Чельцов. О вере и неверии. Лекции, читанные студен-там Института Гражданских Инженеров императора Николая I. СПб. 1910.

6) В.П. Лега. Лекции по истории философии. Часть II. М. 1999.

7) А. Эйнштейн и Л. Инфельд. Эволюция физики.// А. Эйнштейн. Собрание научных трудов. Т. 4. М. 1967.

8) В.А. Фок. Система Коперника и система Птоломея в свете общей теории относительности.// В сборнике: Николай Коперник - к 400-летию со дня смерти. М. 1947.

9) Св. Василий Великий. Творения. Т.III. СПб. 1911.

10) Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М. 2003.

11) Ф. Бэкон. О достоинстве и приумножении наук.// Ф. Бэкон. Сочинения в двух томах. Т.I. М. 1977.

12) А. Морозов. Михаил Васильевич Ломоносов. Л. 1952.

13) В.М. Васильев. Лаплас и его вклад в развитие астрономии.// В книге: П.С. Лаплас. Изложение системы мира. Л. 1982.

14) В.Н. Катасонов. Интеллектуальный волюнтаризм и религиозно-философский горизонт науки Нового времени.// В сборнике: Философско-религиозные истоки науки. М. 1997.

15) В. Вейник. Почему я верю в Бога? Минск. 2000.

16) Доказательства существования Бога. Аргументы науки в пользу сотворе-ния мира. М. 2005.

17) Епископ Василий (Родзянко). Теория распада вселенной и вера отцов. М. 1996.

18) Р.Т. Бойд. Курганы, гробницы, сокровища. 1991.

19) Н. Василиадис. Библия и археология. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2003.

20) Св. Феофан Затворник. Краткие мысли на каждый день года по церковному чтению из Слова Божия. Псков. 1991.

Н.П. Борисова.     Санкт- Петербург.     Май 2006 г.
Опубликовано: Все указывает на Творца. Взаимоотношения науки и религии.//
Журнал "Духовно-нравственное воспитание". 2007. N 4, с. 28-35.


[1] Там, где это условие не выполняется, исследование не может быть названо наукой.

[2] Правда, прообразом науки было выполненное Адамом по воле Божией наречение животных именами.

[3] Сам процесс исследования затрагивает душевную сторону человека.

[4] Лактанций - западный христианский писатель, живший в начале 4-го века.

[5] Цицерон жил в 1-ом веке до Р.Х.

[6] Будучи оторванным от Бога, человек деградирует очень быстро.

[7] Не в ипостасном смысле.

[8] Впрочем, об этом еще можно спорить: есть и другая точка зрения, тем более, что теория относительности устанавливает связь между массой и энергией (тварной).

[9] В качестве примеров можно привести опыты академиков Н.А. Козырева и В .Вейника. Оба они были людьми глубоко верующими и высоконравственными. Но другие ученые не могли воспроизвести их опытов.

[10] В философской литературе /6, с.156/ можно найти утверждение, что в рамках ОТО (общей теории относительности) доказана физическая эквивалентность обеих моделей. Такой вывод следует из слов самого Эйнштейна, представившего СТО (специальную теорию относительности) как частный случай ОТО /7, с.492/. Однако, академик В.А. Фок придерживается другой точки зрения: ОТО есть теория пространства, времени и тяготения, не являющаяся обобщением на движение с ускорением /8/.

[11] Логику и математику скорее можно отнести к языку, чем к науке.

[12] Начиная с 5-го века (блаженный Августин), на протяжении многих веков христианские философы упражнялись в "доказательствах" бытия Божия. А еще раньше об этом думали античные философы.

[13] Эти мысли почти дословно повторяются М.В. Ломоносовым /12, с.44/.

[14] На предположение об атеизме Лапласа историков науки натолкнул следующий факт. Лаплас подарил Наполеону свою книгу ."Изложение системы мира" и на его вопрос: "Почему в ней нет ни одного упоминания имени Бога?" ответил: "Гражданин первый консул, в этой гипотезе я не нуждался" /13, с.366/.

[15] В научных кругах подавляющее большинство составляли протестанты /14, с.35/.

[16] Этот свет (реликтовое излучение) обнаружено астрономами в наше время.

[17] Православный ученый А.А. Фридман не побоялся высказать эту мысль в своей работе.

[18] Нам эта аналогия представляется приемлемой лишь отчасти.

[19] Можно говорить об "антропном принципе" в химии: в земной атмосфере идут только такие реакции, при которых возможна жизнь.


Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"