Бородин Сергей Алексеевич : другие произведения.

Тернии духовности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ТЕРНИИ ДУХОВНОСТИ
  
  
  
  Парадоксальна участь духовного учителя по отношению к его ученикам. По своей проблематичности прослеживается её совпадение по основным чертам с подобной участью спортивного тренера, производственного наставника, научного руководителя. Драматичность участи обучающих своих учеников каким-либо знаниям, в том числе и духовным, заключается в конфликте учителя и ученика на каком-то этапе обучения, что почти всегда приводит к их полному разрыву. Движущими силами такого конфликта выступают свойства личностей как ученика, так и учителя, приправленные социальной амбициозностью обоих. Сутью же конфликта является состояние разбалансировки взаимоотношений между ними.
  
  По большей части конфликт этот провоцируется духовной слабиной учителя, которая проявляется в своём далеко не лицеприятном виде в качестве личностной реакции учителя на слова и поступки своего ещё неоперившегося ученика. Бунт ученика против своего учителя вполне предсказуем в силу своей естественной природы, что роднит его с подростковым бунтом детей супротив своих родителей. Однако предсказуемость бунта ученика не означает предсказуемости реакции учителя на такой бунт. Конечно, при плоскостном прямолинейном подходе к оценке бунта ученика всё, что при этом исходит от ученика, подлежит осуждению и порицанию, как неправомерное, неуважительное и неблагодарное отношение к своему учителю, мол, ученик ещё мало что знает из преподаваемого ему учения, чтобы обрести право критики своего учителя. Но так воспринимать конфликтность ситуации можно только на личностном уровне, что естественно для простых людей.
  
  В случае же мировоззренческого конфликта учителя со своим учеником его позиция в данном конфликте должна определяться надличностным подходом к случившемуся, который состоит даже не столько в апелляции к жизненной мудрости учителя, сколько в глубинном обращении к основам учения учителя. Другими словами, любое недоразумение ученика по сути учения учителя является спонтанным вызовом учителю, призванному проявить при этом непогрешимость истинности учения, на котором, собственно говоря, базируется вся его жизнь как мирская, так и духовная. Выказывание учителем истинности своего учения в любом случае гасит конфликт: ученик либо соглашается со своим недостаточным знанием сути учения и с необходимостью дальнейшего прилежного изучения учения учителя, либо под влиянием безразумности необузданных амбиций личностного характера покидает своего учителя. Само расставание ученика с учителем, если такое решение примет ученик, весьма показательно как в плане причинности конфликта, так и в качестве демонстрации уровней духовного развития учителя и ученика при том, что далеко не всегда учитель превосходит ученика на духовной стезе.
  
  Если учитель и ученик расстаются в состоянии неподдельного уважения друг к другу как в личностном, так и в духовном плане, можно с уверенностью говорить об их высокой духовности и ориентации на освоение её безграничных глубин вне зависимости от любых ограничений процесса своего познания основ жизни как таковой. Они при этом на глубинном уровне сознают, что время их благотворного совместного Пути во благости духовного единения подошло к своему завершению, и теперь им предстоят различные Пути к истине. Пожелав друг другу смелости и успешности в духовном поиске, они разминутся с взаимной благодарностью на всю жизнь за сотрудничество на тернистом Пути к высотам духа.
  
  Если, уходя от учителя, ученик при благословении учителя на свои самостоятельные духовные изыскания обвиняет учителя во всевозможных грехах вплоть до мельчайшего уровня типа того, что не подметает пол вместе со всеми учениками, предпочитая этому медитацию на берегу реки, надо рассматривать этого ученика, как проходимца и хитрована, планирующего при поверхностном знании учения на уровне определения его терминологии обрести завидное положение в обществе с неограниченным доступом к возможностям обретения личного богатства за счёт простых мирян.
  
  Если учитель при расставании обрушивает на ученика массу всяческой хулы, проклёнов и оскорблений, это означает только одно - учение учителя ложно и, скорей всего, ориентировано на меркантильные цели. О духовности учителя и говорить не приходится, ибо наверняка под личиной духовного учителя он скрывает свою порочную натуру, всеми своими помыслами стремясь к власти над людьми и к материальным богатствам сего мира. Вполне возможно, что такой псевдоучитель на самом деле состоит в числе легионеров Мрака или втёмную используется легионом Мрака для выполнения далекоидущих прожектов. Такие псевдоучителя, применяя к ученикам методы психической манипуляции, уничтожают волю учеников, создавая из них послушное себе стадо прикормленных холопов, безропотно принимающих любое указание своих учительствующих пастухов и в принципе не способных к самостоятельному мышлению, а тем более - к уходу от своего пастуха-учителя. Такое стадо раболепных людей, которым назначено играть роль учеников, представляет собой дармовой источник человеческой жизненной энергии, снимаемой с них псевдоучителем как для себя лично, так и для своих хозяев.
  
  Подобного конфликта между учителем и учеником в принципе не должно быть среди людей в духе, поскольку естественный процесс духовного познания не может быть основан на жёстком закреплении между ними их статусных ролей. Вступая во взаимоотношения друг с другом, они заранее соглашаются на признание этих своих ролей исключительно на временной основе, поскольку индивидуальный познавательный процесс всегда разноскоростной, в связи с чем ученик часто обгоняет своего учителя в плане познания духовных истин. В результате теряется смысл сохранения между ними прежнего статус-кво. Люди духа прекрасно сознают наступление такого положения дел, и, взаимно проявляя принципы духовного братства, расстаются чисто внешне, внутренне продолжая сохранять братское единение в духе, для чего нахождение вдалеке друг от друга не имеет значения. Приструнивая личностную амбициозность, учитель осознаёт, когда наступает пора отпустить ученика, а ученик осознаёт, когда приходит время его расставания с учителем: расходясь по своим Путям духовного развития, они не ломают непрерывность процесса своего беспрерывного одухотворения, то есть совершают добро в отношении друг друга.
  
  
  13.03.2018-26.12.2021
  
  
   Сергей БОРОДИН
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"