Как бы властные структуры ни затушёвывали многочисленные факты, свидетельствующие как минимум о стагнации мировой капиталистической системы в современном её положении, до многих людей всё же начинает потихоньку доходить понимание того, что грядёт масштабный общемировой экономический кризис такой мощи, какой человечество никогда ранее не испытывало. Когда это случится? Сейчас. Все ведущие экономики мира уже начали испытывать его ужасающие накаты. Это подтверждается, к примеру, резким ослаблением доллара США, пока ещё мировой резервной валюты. А автор "Богатого папы" Роберт Кийосаки нынче вообще заявил о серьёзном нарастании гиперинфляции в США, предрекая крах сбережений миллионов людей. По его словам последний аукцион гособлигаций США прошёл крайне неудачно, поскольку инвесторы на него просто не явились, из-за чего ФРС пришлось выкупать свои же бумаги на 50 млрд долларов, запустив для покрытия этой суммы печатный станок. Кийосаки на полном серьёзе утверждает: "Конец, о котором я предупреждал, наступил". Он уверен, что многомиллионную массу людей ожидает катастрофическое разорение с утратой всех их авуаров. При этом по его мнению люди ещё могут успеть сохранить хоть что-то из финансовых средств, если начнут срочно скупать золото, серебро или биткоины.
Поскольку Россия усилиями короткоумных отечественных либералов ещё в 90-е годы вошла в мировую экономическую систему, она также не избежала кризисных явлений. Так, выпуск гражданской продукции в первом квартале 2025 года снижался в среднем на 0,8% в месяц и достиг наименьших значений с апреля 2023 года. Снижение выпуска в гражданском машиностроении и в секторе электроаппаратуры происходит третий месяц подряд, в производстве машин и оборудования - четвертый месяц. Объем госдолга России за 2024 год увеличился на 13,5% или почти на 3,5 трлн рублей и составил 29 трлн рублей. В итоге гражданский сектор скатывается в рецессию, экономика замедляется, а вера в искренность власти испаряется, и все это в преддверии тектонических сдвигов в мировой экономике. А тут ещё подоспел и прогноз о том, что в России рентабельные запасы нефти закончатся примерно через 26 - 30 лет. По официальным данным Минприроды при нынешних темпах добычи прибыльно использовать можно лишь около 13 млрд тонн из 31 млрд тонн разведанных запасов, которые полностью исчерпаются к 2050 году. Это крупная проблема для российской экономики, поскольку нефтегазовая отрасль сегодня обеспечивает 35-40% бюджетных доходов. Исчерпание нефтересурсов приведёт к значительному снижению финансовых поступлений, что вызовет дефицит бюджета, увеличение налоговой нагрузки, сокращение социальных расходов и рост долгового финансирования.
Все подобные события, к сожалению, вынуждают весьма немногочисленную часть общества, в которую входят граждане, откровенно недвусмысленным образом болеющие за судьбу страны и благосостояние россиян, задаваться вопросом: "Насколько прогрессивна та вариация капиталистического способа производства, которая ныне практикуется в стране неолиберальными ельциноидами и чубайсятами, и ввиду открыто демонстрируемой данной системой за пару столетий ущербности общественных отношений не пора ли подыскивать более действенную и устойчивую к внешним факторам систему управления государством?" И это весьма резонный вопрос, ибо людям уже недосуг выслушивать елейные речи разноуровневых чиновников, обещающих горы золотые, на деле же оказывающимися жалкими кочками посреди болота.
Однако с великим прискорбием надо резюмировать, что в части поисковых исследований по направлению совершения каких-то новых обнадёживающих прорывов на поприще выявления предпосылок созидания основ принципиально новаторских общественно-экономических формаций, при которых человечество, наконец-то, смогло бы обрести своё счастливое будущее, которое людям обещают яйцеголовые не одну сотню лет, царит полнейшая стагнация научных мыслей у учёных, принадлежащих к идейно обанкротившимся научным школам. В этой сфере в лучшем случае наблюдаются полностью бесперспективные попытки механического перебора давнишних, покрытых толстым слоем пыли концепций и доктрин, касающихся общественных отношений в различных странах-государствах. Такая комбинаторика идей с прицелом на достижение сказочного совершенства общественной организации людей в общеземном масштабе часто приносит в итоге довольно ужасающие результаты, которые, тем не менее, так называемые учёные-обществоведы не гнушаются предъявлять вниманию массовой публики, что часто заканчивается весьма печальным образом для всех, причастных к подобному процессу.
Среди таких предлагаемых вариантов счастливого будущего людей в качестве примера можно перечислить следующие:
- ортодоксальные коммунисты по-прежнему уверены, что счастливой эрой для человечества остаётся идея коммунизма;
- посадисты (неордодоксальные коммунисты) считают, что коммунистическое общество может быть построено только на руинах сгоревшего в ядерном огне старого мира;
- альтрайты провокационно призывают "ускорить" западное общество до состояния, когда начнутся множественные восстания, направленные на свержение существующих эфемерных правительств с установлением твёрдой власти белого этноса;
- либертарианцы, "обожествляющие" принципы индивидуальной свободы, ограниченных полномочий правительства и неприкосновенности частной собственности, видят причину всех актуальных проблем исключительно в порочности государственной власти при том, что сама система капитализма не вызывает у них никаких вопросов;
- акселерационисткие социал-демократы высказывают идею о том, что внутренние процессы капитализма должны быть максимально активированы и интенсифицированы во имя тех или иных кардинальных социальных преобразований.
В этом плане утверждается, что самому Карлу Марксу можно уверенно присвоить почётное звание первого акселерациониста, поскольку "Манифест коммунистической партии" 1848 года преисполнен благоговения перед капитализмом с его перманентной революцией производства и потрясением социальных устоев: "Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственные отношения, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений".
Маркс стремился использовать передовые теоретические инструменты, такие, к примеру, как диалектический материализм, и имеющиеся эмпирические данные в попытках не только понять, но и преобразовать общество своего времени. Несмотря на всю свою суть эксплуатацию рабочего класса, капитализм оставался для Маркса самой передовой экономической системой. И тенденции капитализма не должны были быть обращены вспять, а, напротив, должны были быть ускорены и расширены.
Капитал по Марксу представляет собой точку перехода, то есть его статус состоит в преходящей во времени социальной форме. Но это также пересекается и с тем, что, собственно, отличает капитал от всех прежних способов производства, а именно - его собственная революционная темпоральность. С точки зрения прогнозируемого некапиталистического будущего эта темпоральность капитализма также может быть понята как исторически прогрессивная категория.
Данные идеи нашли своё генеалогическое развитие во Франции 1970-х, в частности, в работах Делёза с Гваттари и Жана Лиотара. С политической точки зрения такие сочинения являются реакцией на новые либертарные настроения, вызванные студенческими протестами 1968 года. Каждый из этих авторов в том или ином виде утверждал, что, в отличие от традиционных социалистических стремлений к рациональному планированию под руководством государства, человека можно освободить не путём регулирования или контроля, а только путём радикализации "детерриториализирующих" сил самого капитализма, чтобы в конечном итоге обострить его противоречия до полного краха.
"Антиэдип" Делёза и Гваттари сыграл важную роль в формировании новой терминологии для идей акселерационизма, но ещё более яркое его проявление можно найти в "Либидинальной экономике" Жана Лиотара с её известным описанием пролетарского опыта XIX века как формы, в которой рабочий намеренно отказывается от своей человеческой сущности, фактически по пролетарски совершая трансгуманистический переход: "Безработные стали рабочими не для того, чтобы выжить, они наслаждались истерическим, мазохистским, не знаю, каким ещё изнурением, оставаясь в шахтах, литейных цехах, в мастерских, в аду, они безумно наслаждались безумным разрушением своего органического тела, каковое было им, конечно же, навязано, они наслаждались тем, что оно им было навязано, они наслаждались распадом своей личной идентичности, идентичности, созданной их крестьянскими традициями, наслаждались распадом семей и деревень, наслаждались новой чудовищной анонимностью пригородов и утренних и вечерних пивных".
Осмысление акселерационизма в трудах Ника Лэнда (Великобритания) происходило уже с опорой на киберпанк-культуру и IT сферу при констатации безальтернативности торжества неолиберализма, всемерно стимулирующего ускоренное движение капиталистического общества к достижению ситуации технологической сингулярности и трансгуманистического перехода.
Постгуманистическое принятие капиталистической "детерриториализации" в конечном итоге привело Лэнда к теории о необходимости ускорения процессов капитализма. Впоследствии Лэнд полностью отбросил горизонт некапиталистического будущего, отдавая предпочтение полному и по своему бесконечному принятию временной структуры накопления капитала.
Философия Лэнда как кульминация специфического направления политического модерна весьма значима. Даже если рассматривать работы французских постмодернистов как сознательное отклонение от постулатов Маркса, это, тем не менее, скорее специфическое переосмысление марксизма. Современный же "правый" акселерационизм стремится изменить эту схему, хотя и продолжает следовать марксисткой топике.
В новом акселерационизме не остаётся и тени "гуманистического марксизма". В нём на первый план выдвигается не человек, а логика капитала, для которого существующие производственные отношения превращаются в "цепи" сдерживающие материальные производительные силы. В то же самое время при сохранении технологического оптимизма Лэнда и его апелляции к кибернетике ни в коей мере не отвергается один из главных постулатов эпохи Просвещения: "чистая рациональность подвижного капитализма противопоставляется традиционной иерархии и неотчуждаемым ценностям".
Важный аспект данной проблематики - это кризис социализма, который состоит, прежде всего, в историческом кризисе идеи альтернативной реальности. Если у левых мыслителей идея акселерационизма возникает в контексте новой либертарной политики, то Лэнд усилил оппозицию социализму в тот исторический момент, когда реконфигурации неолиберального капитализма сопутствовал необратимый успех. В отличие от апокалиптических настроений, которые доминируют в современном левом мышлении, попытка нового акселерационизма переосмыслить "старый" социалистический вопрос, чтобы выработать иной взгляд на конструирование будущего, открывает в этом отношении перспективу новых интеллектуальных вызовов и возможностей. При осмыслении лэндианского варианта акселерационизма становится ясно, что на фундаментальном уровне его отличительной чертой является отсутствие прежнего оптимизма к искусственно сконструированным обществам, ввиду чего будущее отныне видится лишь как процесс уничтожения человечества. Озирая современную урбанистику, в городском ландшафте наблюдается лишь запустение и мир чересчур медленного и болезненного разложения.
Техно-капиталистический вариант акселерационизма - это отчаянная попытка сконструировать нечеловеческую философию, что создаёт своего рода парадоксальную проблему касательно позиции акселерационистов. Все последователи этого течения, так или иначе дышащие, состоящие из плоти, слишком человечные люди, пытающиеся комментировать надчеловеческие абстракции, что само по себе ведёт к невозможности прикоснуться к действительности описываемых ими проектов. Данную философию наполняют высокомерие и апатия по отношению к нынешней реальности по причине иммморальной опоры на недоказуемость будущего из-за антропоцентрической предвзятости мыслителей.
Большинство работ акселерационистов, несмотря на сквозящий в них пессимизмом напару с нигилизмом, на самом деле являются чрезвычайно оптимистичными. Левые акселерационисты считают, что доведение капитализма до его пределов создаст предпосылки для большего раскрепощения человека. Правые акселерационисты стремятся довести капитализм до предела, чтобы вызвать появление сверхинтеллекта и достичь технологической сингулярности. Конечно, сингулярность и отказ от человечности может показаться мрачной перспективой, но если человек рассматривает подобное как предмет веры, то это оптимистическая точка зрения, которая слишком привязана к Мамоне капитала...
Акселерационизм, безусловно, интересен тем, что люди не знают, каковы будут последствия доведения капитализма до его финальной стадии, в отличие от развития идеи тоталитаризма, который со временем просто сомоаннигилируется.