Бородин Сергей Алексеевич
Вредоносность мёртвой военной науки старых генералов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  ВРЕДОНОСНОСТЬ МЁРТВОЙ ВОЕННОЙ НАУКИ СТАРЫХ ГЕНЕРАЛОВ
  
  
  
  27 декабря 1943 года в Советском Союзе, не на жизнь, а на смерть воевавшим с фашистской кликой гитлеровской Германии, состоялась премьера фильма "Фронт" (военная драма). Фильм был снят на Центральной Объединённой кино-студии художественных фильмов (ЦОКС) в г. Алма-Ате в 1943 году под руководством режиссёров Георгия Васильева и Сергея Васильева (братья Васильевы) по одноимённой пьесе Александра Корнейчука. Сама же пьеса "Фронт" была написана А. Корнейчуком по личному указанию и с существенной правкой И.В. Сталина.
  
  Со времени работы над фильмом прошло уже 82 года. Большой срок. Многое изменилось самым кардинальным образом за прошедшие годы. Главное - предательски был уничтожен Советский Союз. На его месте возникли 15 самостоятельных государств, среди которых особо выделяется Россия, ставшая капиталистической страной при конституционном запрете на любую идеологию. Казалось бы, фильмы советской эпохи, которые так или иначе следуют коммунистической идеологии, теперь должны были бы быть напрочь забыты, а их место - на пыльных полках в архивных хранилищах. Но, как бы это ни было противоречиво и нелогично, сегодня в буржуазной России, в которой превалируют западные ценности жизни, советские фильмы становятся всё более и более популярными среди народных масс. Процесс такого неуклонного возрастания популярности затронул и фильм "Фронт". Правда, этот фильм всё же позиционируется несколько особняком по отношению к основному множеству советских фильмов, поскольку он в числе ещё нескольких аналогичных фильмов связан с непосредственным участием в его создании товарища Сталина, что указывает на особую значимость, которую Иосиф Виссарионович придавал тематике и сюжетной линии фильма.
  
  В данном фильме мудрые вневременные наставления И.В. Сталина вложены в слова двух героев фильма - в монологи директора авиазавода и члена военного совета фронта, а смысловое содержание этих монологов переводит фильм в разряд чрезвычайно актуальных посланий любой воюющей стране в части перестройки её вооружённых сил на победный лад. В этом плане фильм "Фронт" несёт очень важный посыл в части наиболее оптимального преобразования вооружённых сил современной России для достижения всех заявленных целей текущей военной кампании. Так, немудрённый сюжет фильма в основном завязан на жизненноважную для судьбы страны проблему необходимости смены поколений на высших командных должностях Красной Армии, что в начальный период Великой Отечественной войны (ВОВ) самым жестоким образом было продиктовано принципиально новыми по отношению к реалиям гражданской войны условиями ведения военных действий.
  
  В фильме подвергаются справедливой критике старые генералы, лихие комэски сражений гражданской войны, нынче не понимающие, а потому - категорически не принимающие к своему сведению принципиально иной характер происходящих на фронте боевых действий, основанных на массовом применении технически сложных систем вооружений. Другими словами, абсолютизация опыта гражданской войны с упором на рукопашные бои пехоты и лихие кавалеристские атаки обрекла части РККА на масштабные потери личного состава при столкновении со стальным кулаком немецкой армии. Офицеры и генералы РККА в 1941 году в большинстве своём были деморализованы, осознавая, что в новых условиях "войны моторов" они не умеют воевать, ибо их этому военному искусству никто ранее не обучал, а самоучки, как правило, репрессировались.
  
   О подобной проблематике в фильме повествуется на примере противостояния двух генералов Красной Армии, представляющих старое и молодое поколения командного состава РККА, - командующего фронтом генерал-лейтенанта Горлова и командующего армией генерал-майора Огнёва. Генерал Горлов - военачальник, прошедший гражданскую войну, но теперь уже не способный применять в борьбе с фашистами новые методы ведения боя, о которых он не имеет ни малейшего представления, что приводит к неоправданной гибели огромного количества советских солдат и офицеров. Ему противостоит генерал Огнёв - олицетворение мужества, ума, силы духа и нестандартной военной инициативы.
  
  Однако квинтэссенция фильма всё же заключена в доведении до действующего на фронтах ВОВ командного состава РККА жёсткой позиции товарища Сталина по данному весьма значимому вопросу, которая отражена, как отмечалось выше, в монологах директора авиазавода (брата генерала Горлова) и члена военного совета фронта, что не только полезно, но также и крайне необходимо осознавать нынешним военачальникам российской армии преклонного возраста, боевой опыт которых уже необратимо устарел для современных реалий ведущихся на Украине боевых действий.
  
  Мирон Горлов, директор авиационного завода, исходя из братских чувств, предпринимает безуспешную попытку достучаться до сознания амбициозного генерала Ивана Горлова: "Знаешь, брат, не надо обманывать себя и государство. Ты не умеешь, не можешь командовать фронтом. Это не по твоим плечам. Ну не то сейчас время: в гражданскую ты воевал почти без артиллерии, и у врагов её немного было, воевал без авиации, без танков, без серьёзной техники, которая теперь есть и которую нужно знать, как свои пять пальцев, а ты её мало знаешь или даже вовсе не знаешь. Уйди сам. Ну пойми, Иван... Что я скажу рабочим, инженерам, когда вернусь на завод? С первого дня войны они не выходят из цехов. Герои! День и ночь мы строим машины для фронта. И какие машины! А для чего? Чтобы из-за твоей неумелости, отсталости гибла их добрая половина? Так? Пойми, Иван. Пойми, покуда не поздно. Иначе тебя снимут".
  
  А вот монолог члена военного совета фронта, обращённый к генералу Горлову после приказа Сталина о его снятии с должности командующего фронтом: "Ты человек храбрый и преданный нашему великому делу. Это очень хорошо и за это тебя уважают, но этого недостаточно для победы над врагом. Для победы важно ещё умение воевать по-современному, умение выращивать молодые новые кадры, а не отталкивать их. Этого умения у тебя, к сожалению, нет. Конечно, знание дела и умение воевать - это дело наживное. Могут ли старые полководцы развиваться знатоками приёмов современной войны? Конечно, могут. И не меньше, а, пожалуй, даже больше, чем молодые. Если только они захотят учиться на опыте современной войны. Если они не будут считать для себя позорным работать над собой и развиваться дальше. Вся беда в том, что вы, то есть некоторые старые полководцы, не хотите учиться. Вы больны самомнением. Вы думаете, что вы достаточно учёные. Вот в этом-то твой главный недостаток, товарищ Горлов".
  
  В свете надуманных обвинений генерал-майора Ивана Попова, которого в июле 2023 года отстранили от командования 58-й армией после его доклада в Генштабе о проблемах воюющей на Донбассе армии, а затем приговорили, фактически демонстративно репрессировали, к пяти годам лишения свободы за несуществующее мошенничество, современным военным геронтологам весьма значимо уразуметь смысл дополнения монолога члена военного совета фронта: "Товарищ Сталин говорит, что нужно смелее выдвигать молодых талантливых полководцев наряду со старыми полководцами из таких, которые способны, вести войну по-современному, а не по старинке". Это продолжение своего монолога прозвучало из уст члена военного совета фронта при вручении генералу Огнёву приказа главнокомандующего И.Ф. Сталина о его назначении командующим фронтом вместо ставшим паркетным генерала Горлова, геройского командира кавалерии времён гражданской войны, но теперь проявляющего полнейшую беспомощность и абсолютную неспособность командовать войсками в условиях применения на поле боя технически сложных оружейных систем.
  
  Благодаря неординарной сталинской прозорливости и его железной воли в РККА произошла масштабная ротация старых военачальников-кавалеристов на молодых дерзновенных командиров, прекрасно разбирающихся в огневой мощи современных вооружений, а также в новых принципах и способах командования войсковыми соединениями, оснащёнными грозной боевой техникой, что позволило безвозвратно переломить ход войны и в конечном итоге нанести сокрушительное поражение немецко-фашистским войскам, которыми, как правило, командовали престарелые генералы вермахта, принимавшие ответственные решения на основании своего личного опыта участия в сражениях уже давнишней Первой мировой войны.
  
  В этом плане неизменно правдива неискоренимо живучая армейская поговорка - "Генералы в мирное время готовятся к войне прежнего типа, а младшие офицеры - к войне абсолютно нового типа".
  
  
  23.06.2025
  
  
   Сергей БОРОДИН

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"