Гуляли в Болдино в сороковом году, "Сюда я больше не приду" не говорили,
Потому что вечные любви обеты остаются в силе
На последние полчаса, пока обрезают узел
от чужого бинта, так осколок во лбу контузил
и горит, как неведомой речи кривые буквы
(мы повесили писаря, если читали вдруг вы),
Но бросали друг в друга листву и смеялись порывам щенячьим,
И на барской усадьбе улыбка кота, и во лбу мяч с подачи.
Отутюженный экскурсовод говорил, не листая бумаги,
Потому что любое пройдет, запятой растворится в замахе.
***
девочки-девочки за сколько нужно записываться на маникюр укладку
какую лучше помадку в торты класть
уже изобретена водородная бомба вирус Эбола вирус который проникнет на жесткий диск
какую помадку класть "старость" это от слова "страсть"
что делать если люди не любят людей люди не любят себя
люди любят сладкое и пустое
девочки-девочки укладка в песке и глине под маникюром фрагменты кожи
в зрачках невозможность сходства
уже изобретена система чтения мыслей самый лучший порошок чтобы вывести красители крема
самая лучшая жизнь чтоб ни разу не задуматься где мы
девочки-девочки земля холодная не нужно тут лежать вам ведь еще рожать
это укус комариный просто ватку прижать
***
И вот я уеду на берег Лазурный, а Нина приедет в Париж.
Не знает французского Нина? Да что ты, мой друг, говоришь.
Нейлона еще не бывает - и тушью рисую штришки.
Китайскою тушью, и линий обстрела тонки
Проплешины, рытвины неогороженной плоти.
А как вы на мутной воде вместо крови живете?
Не знает французского Нина - хватает на улице грипп,
Открытку с беленой звонницей - там кто-то известный погиб.
Но кто разберется под текстами бренных соседей,
Таблицею Брайля, умноженной атомом меди.
Где сердце его, обведенное синим мелком.
В сосуде хрустальном в лесу под пасхальным катком.
Ведут в жандармерию Нину и садят на стул,
Пока нерадивый ажан в протоколе уснул.
Она улыбается, машет решетчатым окнам,
Всем классикам глины родной незаметно подобной.
Живыми родятся их детские пупсы в фланели,
Как будто последнюю роль написать не успели.
Как будто в пустующий зал, как обычно, за скобки
Она отправляет слова без нажатия кнопки.
Не знает французского Нина - всё пишет славянские еры,
Свободным отечествам славу поет и наследникам веры
Весной граммофон, и пластинка трещит до конца,
И в черном проеме не видно чужого лица.
***
лето наполнено мёдом и пряным вином мы уже никуда не уйдем
так и будем смотреть на залив пустяки обсуждать чтоб о главном не проговориться
и на губах остается печаль и корица пустота невозможных не сказанных слов
мы в кино черно-белом о музыке детской надежде на счастье всему вопреки
раствориться в мелодии как в молоке лунной ночи
для спасения не протянуть руки
мы в кино черно-белом о юности где нет войны где разбиться о риф не суждено
свет так быстро уходит нам нужно смириться снимать кино
строго по тексту сценария лето наполнено мёдом и пряным вином
мы смотрим на залив и молчим вдвоем
***
теперь mon cher и жизнь совсем не то что мир нам кажет ликом
строкой и лыком и каким-то людям что проходят мимо нас
и Бунюэль всё ищет угол под которым этот глаз
казаться будет лужею простой в любом озерном крае
здесь можно просто жить в десятом кадре умирая
а можно и не жить с успехом тем или другим успехом
привязан к бытию как белый шум к помехам
и всё-то не смешно что ты городишь нам
и дворник смоет ртуть и вынесет весь хлам
диван пружиною вперед корзину и картонку
форель целует тонкий лёд и думает что тонко
теперь mon cher и жизнь не лёд не мёд не соль не пепел
никто конечно не придет тебе напильник в хлебе
что камень брошенный в фонтан не поднесет дрожащей
и горький йод для теплых ран не подавали чаще
***
О. С.
у меня не получалось любить тебя так как ты того заслуживал
больше молчать обсуждать только погоду за ужином
правильно держать на коленях твою кошку
или может быть совсем не брать ее на руки может быть ты ревновал
этот отрезок жизни который нам выпал был для выводов мал
я не знаю какие ты любишь продукты на что у тебя аллергия
о чем ты думал и то не знаю на самом деле у меня проблемы в общении с другими
знаю только что ты читал что смотрел на какие экскурсии ездил
но ответила: "ты что, я не поеду в Крым"
когда ты предложил: "поехали вместе,
будем жить в палатке без пресной воды, канализации, продуктовых киосков"
память наша состоит из ярких обрывков не подлежащих восстановлению обносков
так их раскладываешь на столе думаешь не сочетаются по цвету
мы не помним друг друга даже во сне в общем это правильно где-то
между томами Плиния просроченный билет невозвратные поезда песочницы юга
у меня не получалось тебя любить как того хотелось бы почему в билете фамилии нет книги падают с полки глухо
***
чем заканчиваются такие последние войны как твоя святых освященной церкви жития раскольников-старообрядцев со следами от кофе святцы
у префектуры шлагбаума вече вылечить раны забытых нечем ничем не заканчиваются любимые войны злачны места и места покойны
первых сто забрали по скорой ветхозаветную с книгой Деборой звали с мечом у шеи крестильный текстиль и засилье лего
в парке "Сокольники" дети войны подворотни щебенки бега кубок из башенной фольги поднимает скребя лопаткою темя
тюрьмы под которой ручьи несладко сложится время веером сложатся слогом поговори со мной о немногом
"как пройти к "Матросской тишине", сегодня можно только жене, но мне обещали, сказали - только",
но мы идем дальше, не знаем, что только, и где "Матросская тишина" - эта информация не всем тут нужна,
кипяток в батарее бьется о стенку за молоко вытекает пенка "верит-не верит" нечет и чет не выходи за подписью "брод".
***
Ходила на презентацию Т.К., а здесь будут одни журналисты? Трезвые люди в белом, а вы замужем? Главное, чтобы у вас было счастье, никуда он не денется, развод - потом приходить в себя лет десять, держаться за мужа вот так вот, ну чуть больше, чем тебе, 32, ну я видела его во Львове, всю жизнь с детьми, в Австралии, для девушки незамужней, ты звезда, тебя поздравляю, спасибо, нет, я знала о тебе, но не слышала, я подозревала, боже, спасибо, любовь хорошо, всё, спасибо, удачи тебе, знакомьтесь, Ирина, замечательный журналист, социальные вопросы и политика, тоже, ну да, познакомьтесь, Танечка работала в газете "Сегодня", а я работала в "Вечернем Киеве", спасибо большое, их по телевизору, они тусуются во всех этих, а можно визитку вашу, а я не взяла ничего, ничего страшного, Сбербанк Украины, они собираются делать сериалы, у меня это дело не получилось, просто такой совдеповский становится телеканал, СТБ интересными интересуется вещами, давайте я вам напишу, да, театральный институт, в университете, да (долго пишет), а вы не интересуетесь авторским правом? А у вас проблемы с авторским правом? Ну с авторским правом всегда проблемы, просто мои друзья хорошие будут заняты тем, буквально на следующей неделе начнутся семинары о разных моделях авторского права, существует версия, вот, авторское право в кинематографе, если в общем, на Украине в той или иной вариации вариант континентальный, которые будут продлевать, они же платят гонорар и забирают все права, значит, первая позиция, если вы сами не продали все права продюсеру, есть международное право. Олечка, ты жива? Что ты пишешь? Ой, я тебя не заметила, да.
***
"the wheel це рiвень" и не помнит долгих путей Равенна
здесь перепутают рифму земля закачается непременно
известь домов восточной архитектуры казенный быт
сердца сцепление больше даже не барахлит
хором нестройным поют под окном что батарейка села
пьяный аккорд подбирая под сердцебиение неумело
жизнь не закончится так словно в трещине млечный литий
и возвращается в прах осень праздничных чаепитий
словно зовут со двора и Равенна соцветие полироля
в тело горчичное вобрала составом теперь не споря
с прелой землей и мрамором вешних каменоломен
где-то последний уровень долг наш почти огромен
***
"Бомба не попадает дважды в одну воронку", - говорит Аленка,
человек без ноги, но с дипломом, во взгляде диспетчера удивленном
пустая страна, где только остаточная вина,
и счастливая девочка на стенке изображена.
бомба не попадает дважды, туристы с фантой от жажды
фотографируют конопатые щеки, здесь каждый
обретет по вере себе, и повернется боком,
чтобы от годности откреститься коротким сроком.
***
***
"гвоздика лежит на коленях чугунного партизана на "Белорусской" - читаю в ленте
"не пишите о том, чего не знаете, - читаю в ленте, - они сами разберутся"
давно российская пропаганда сделала Майдан бранным словом
Светлана Алексиевич уверяет: "нет, у нас не Майдан"
где голос способный докричаться до всего мира, когда нас убивали
когда седьмой год война
голос становится сиплым
у каждого своя жизнь и своя война
война за жизнь
сколько дней мира осталось у нас до начала новой
"я приехал в Минск в 2003-м по делам бизнеса, - читаю в ленте,
партнеры с ужасом сказали мне: "никогда не говори о политике на улице,
на своей кухне можно сколько угодно, но только не в общественном месте"
"в 1999-м я возвращалась с митинга, - читаю в ленте, -
вышла из троллейбуса на остановке, где стояли человек тридцать,
подъехала черная машина, оттуда выскочили пятеро мужчин
и потащили меня в машину, заламывая руки
все, кто стоял на остановке, предусмотрительно отвернулись
только одна старушка, приехавшая из деревни, начала кричать,
что девушку увозят бандиты
нас с бабушкой забрали в СИЗО, потом она вступила в нашу партию"
не нужны им наши советы это не краска на лбу дети давно выросли
***
***
"после трех уже поздно" говорил японец из книги нашего детства нам было уже девять надо же
поздно выучить иностранный как родной после третьего класса где-то на задворках Троещины открылась гимназия
все кинулись поступать туда (да, там были вступительные экзамены в пятый класс, это ведь гимназия)
я могу писать диктанты и сочинения но числа для меня белый шум поэтому меня не приняли конечно же
мама решила идти куда-то договариваться я не хотела никуда идти потому что по тв шел японский мультик
она сказала ты что твое будущее решается да мое будущее не решено до сих пор в общем мы пришли в эту гимназию конечно ни с кем там не договорились потому что это надо уметь а мы потомственные дилетанты
я спокойно продолжала ходить в свою школу в соседнем дворе
постоянно опаздывала потому что школа ведь рядом можно не спешить
те кто поступил говорили что в гимназии преподавание на русском учебники на русском они теперь не понимают термины просятся обратно
***
"Разве можно уснуть на подобной опере? - пишет Марсель швейцару. -
Нет, сейчас она уж не та, а тогда мы любили Сару
с костяною ногою липовой и со стеклянным глазом,
и крестились в любую грозу, что гремела здесь медным тазом.
Я мальчонка был бедный вдали от родни, и не знали они,
как ложится на сопки Манжчурии пудра все летние дни,
как проводит над клюквенным соком соломкою яда - и публика спит
головою как перья от стенки, над домом тенистый иприт".
Швейцар открывает двери дамам с павлинами на затылке,
последнее из желаний находит в пустой бутылке
из-под лимонада "Золотой ключик", война никогда ничему не учит,
но можно сдать по пять копеек за штуку и купить неиспользованный конверт,
коллекционную марку с портретом Мизии Серт, и никуда его его не отправить,
потому что прекрасна она, как ничем не смущенная память.
мирно режет петрушку, в своих сезарей набивает, им шейки свернув,
и последнюю форму ее разбивает слепой стеклодув.
***
"слишком огромны пространства, над которыми длань простер
император", - француз говорит, и падает жмых в костер.
все полагают, что раз француз, то на язык остёр.
жмеринский поезд тут стоит три минуты.
вот нарядился во фрак с искрой, фу ты - ну ты.
а мы плохо одеты, плохо обуты.
"слишком огромна земля, но нет в ней порядка, -
говорит француз. - вот холодный душ, физзарядка
могли бы помочь, но что-то я на ночь глядя
разбурчался, как честных правил старинный дядя".
вот Николай прислал пролетку и гренадера.
порознь, конечно, но царству нужна опора.
я напишу вам из этого края скоро.
жмеринский поезд стоит еще три минуты.
гимназист читает у Соловьева "причины смуты".
вокруг картонные штольни, мусора груды.
дама с картонкой лечится от простуды
коньяком. болонка тянется поводком
туда, где человек, который ей так знаком,
завязывает красный проводок синим проводком.
***
"Чисто английские убийства", где лицедей, ликом других людей
прикрываясь, домохозяйкам внушая зависть
к дедуктивному методу, делит четыре на два.
из правой глазницы на свет пробивалась трава.
есть подозрение, что убийца - дворецкий, сыпал в кофе турецкий
заменитель всего, но говор замоскворецкий
выдавал с головою, поэтому молча копил по сусекам
пост-советскую гордость свою называть человеком
отражение в зеркале. дамы просили манто,
и не встал на колени при виде злодейства никто.
в пятнадцатом сезоне, переписанном с пиратского dvd,
таинственный знак находят у потерпевшего на груди.
инспектор переживает кризис среднего возраста.
местные жители любят охоту на ведьм и всё добавляют хвороста,
чтобы в окрестных деревнях увидели ревность к вере
и со своими идеями как-то перегорели.
хороша ли твоя земля - от бесконечности до нуля
выбери вариант. в груди твоей не боля,
не биясь о стенки сосуда с той стороны, где небьющаяся посуда
появляется по веленью эксперта из ниоткуда,
двадцать минут назад еще был окружающий ад,
а теперь сороконожки усиком шевелят
на рельефе твоем, и дыхание смерти пьем
по старинной привычке своей всё равно втроем.
и седой антиквар отдает за пейзажи Констебля
стол а-ля рококо, накладные беспомощно трепля.
инспектор переживает кризис, помощник - новый актер.
кто диктовал ему текст - давно все улики стер,
а он по инерции, как заведенный советник коммерции,
считает для нужного яда в копилке сестерции
и выбрать мечтает нужную дверь, за которой пропасть теперь,
в которой шкатулка, в которой сидит неведомый зверь,
в котором игла, через которой мелкое ушко
не пройдет верблюд, и не поможет усушка.
если б знали вы, как мне дороги эти английские деревеньки,
где по базарным дням готовят веревку из пеньки
для укравших полфунта (подставьте по вкусу) чего-то,
но попавшихся глупо - топорная, в общем, работа.
и зеваки кусочек веревки схватить норовят,
с прямотою последней толкая вперед первый ряд.
***
"это первая ночь после Великой отечественной, когда в Минске рвались гранаты" - заголовок на первой полосе
мирная жизнь - слишком хрупкое понятие, ее нужно защищать от войны против своего народа
на видео Крестный ход, не благословленный местным филиалом Московского патриархата