В шахматах существует шесть типов фигур - король, ферзь, тура, слон, конь и пешка. В начале игры каждый из соперников имеет на шахматной доске по 16 фигур: по одному королю и ферзь, по два слона, коня и ладьи и по восемь пешек.
Фигуры
Король - важнейшая фигура на шахматной доске, ведь целью игры является его защита от атак фигур соперника для предупреждения мата (то есть проигрыша партии). В начале партии занимает поле e1 (для белых) или e8 (для черных). Король может перемещаться на одну клетку в любом направлении (по вертикали, горизонтали или диагонали), бьет фигуры в том же направлении, как и осуществляет ходы. К первому своего хода король вместе с ладьей может участвовать в рокировке. Обычно король является пассивной фигурой в дебюте и миттельшпиль, в эндшпиле он становится активным, поскольку вероятность мата в конце партии уменьшается. Традиционно король является самой фигурой на шахматной доске.
Ферзь - сильнейшая фигура на шахматной доске. В начале партии ферзь размещается рядом с королем на поле d1 (для белых) или d8 (для черных). Ферзь может перемещаться на любое количество свободных ячеек в любом направлении (по вертикали, горизонтали или диагонали), бьет фигуры в том же направлении, как и осуществляет ходы. По своей силе ферзь примерно равен двум турам или трем легким фигурам. Во время игры на шахматной доске одновременно может находиться несколько ферзей одного цвета, что обусловлено преобразованием пешки, достигший последней горизонтали.
Тура - вторая по силе фигура на шахматной доске. В начале партии туры размещаются на полях a1 и h1 (для белых) и a8 и h8 (для черных). Тура может перемещаться на любое количество свободных ячеек по горизонтали или вертикали, бьет фигуры в том же направлении, как и осуществляет ходы. К своему первому ходу тура вместе с королем может участвовать в рокировке. По своей силе тура примерно равна легкой фигуре вместе с 1-2 пешками, два тура равны ферзя или трем легким фигурам.
Слон - третья по силе фигура на шахматной доске. В начале партии занимает поля c1 и f1 (для белых) и c8 и f8 (для черных). Слон может перемещаться на любое количество свободных ячеек по диагонали, бьет фигуры в том же направлении, как и осуществляет ходы. Различают чорнопольного (тот, что занимает черное поле в начале партии) и билопольного (тот, что занимает белое поле) слонов. По своей силе примерно равна лошади или трем пешкам.
Конь - единственная фигура на шахматной доске, которая способна "перепрыгивать" через фигуры. В начале партии занимает поля b1 и g1 (для белых) и b8 и g8 (для черных). Лошадь может осуществлять и бить фигуры соперника Г-образными ходами, то есть движением на два поля вперед (назад) и на одно сторону. При каждом ходе конь меняет цвет поля. Лошадь может атаковать 8, 4 (на краю) или 2 (в углу шахматной доски) поля. По своей силе примерно равна слону или трем пешкам.
Пешка - слабое шахматная фигура. В начале партии пешки занимают поля с a2 к h2 (для белых) и с a7 к h7 (для черных). Пешка может осуществлять ходы на одно поле вперед или на два поля по вертикали, если он находится на своей начальной позиции. Взятие пешкой фигур соперника осуществляется его перемещением на одно поле вперед по диагонали. Если пешка совершает ход на два поля вперед и рядом с ним на горизонтали оказывается пешка соперника, то последняя может осуществить взятие на проходе. При достижении пешкой последней горизонтали он обменивается на любую фигуру, кроме короля. В соответствии с тем, впереди которой фигуры стоит пешка, различают королевские, ферзьовы, слону, конные и туре пешки. Пешки, занимающие поля d2 и e2 и d7 и e7 называют центральными, занимающие поля a2 и h2 и a7 и h7 - крайними. Кроме того различают проходные, изолированные, связанные, отсталые, сдвоенные, блокированы и висячие пешки.
Источники
Дэвид Норвуд, издательство АСТ; Астрель, год - 2002 isbn - 5-271-04608-7