Несколько опрометчиво пообещал наваять рецензию на роман - главное, сам вызвался. Но чувствую - что-то на полноценную рецензию энергии у меня нынче маловато - верно, выложился на преноминаторском обзоре Фэнтези-2018.
Потому претендовать на гордое звание рецензии мой текст не будет.
Отзыв - вот оно что такое)
Итак, главное, что надо сказать о Кукле.
Роман, третий в цикле о Полари. Занимает срединное положение, как среда в неделе. Отсюда главная задача романа в отношении цикла - поддержать интерес, собрать главные линии воедино, задать ключевой вектор. Ну и сохранить прежнюю интригу. Кто Кукловод, а? Об этом смотрите в следующей серии))))
Да, есть и новая линия. Но новизна - гомеопатическими дозами.
Роман не претендует на бешенную динамику. Не случайно и название достаточно-таки статично.
Кукла на троне что делает? Она там сидит.
Сидит, ибо нечто готовится и назревает.
Вот просидит почти весь роман - а там уж начнётся и бешеная скачка Янмейской охоты.
(И я таки настаиваю, что в эмоциональной картине цикла она таки должна будет быть бешеной!)
В тиши да покое тронного сидения хорошо прописывается мир. В этом романе с особенной подробностью рассмотрена его экономика - как в прошлом - военное дело.
Я бы сказал, что прослеживается единство подхода к экономике и к военному делу.
Ибо заправляет ею опять-таки Эрвин. Мира делает первые успешные шаги, но ведь в логике заданных им коридоров.
Мир. В значительной мере - прежний, хотя появляются некие чёрточки, способные по мере усиления что-то в этом мире перевернуть и переозначить. Эпицентр этих чёрточек - разыскиваемый Кукловод. Но, как в теории Когнитивного диссонанса Фестингера, пока эти диссонирующие чёрточки могут успешно игнорироваться. О чём речь, ребята, у нас лишь одна Звезда, и вообще, Праматери так велели...
Язык - сильный, красивый, богатый, образный, привлекательный для читателя.
Образы. Яркие, живые, эмоциональные, реалистичные, что, в общем-то, и является главной визитной карточкой Романа Суржикова (хотя у него их много).
В романе пять полноценных линий.
1. Спутники - полностью новая. Занимает периферическое положение, служит усилению динамики.
2. Искра. "Официально главная", ибо освящённая названием романа. Самая статичная линия: Мира таки сидит, устаёт сидеть, начинает ворочаться, подпрыгивать на троне - и лишь к концу своей линии совершает особо яркие деяния на выезде. Разговор с лошадниками очень-очень яркий!
3. Перо. По-моему, "нефициально главная". Сам цикл о Полари неуклонно превращается в фэнтезийный детектив, а главные силы, заточенные на поиск злоумышленников, сосредоточены в этой линии.
4. Меч. Джоакин показан потрёпанным и изменившимся, более рассудительным. Вместе с тем, парень плывёт по течению. Попалось ему крестьянское движение - ну, пройдёмся-ка рядом.
5. Северная птица. Во многом созерцательная позиция героини. Основная цель - понять Эрвина и исцелить Десмонда.
Если говорить о моём личном интересе, как он распределялся между линиями, то
- на 1 месте - Перо. Много поисковых действий, изощрений ума, погонь.
- на 2 месте - Спутники. Криминальная линия, тоже не соскучишься.
- на 3-4 местах Искра и Птица - героини, которые мне нравились сравнительно меньше других. Последнюю особенно вытягивает динамичность событий вокруг исцеления Десмонда. Первую - финальные марш-броски.
- на 5 месте - Меч. Наверное, эта линия - в основном заготовка на будущее. Крестьянское движение, оформленное поларийскими политтехнологами в одну из "цветных революций" - вроде бы, любопытная идея. Да и библейские аллюзии интересны (Салем - между прочим, Иерусалим). Но сам Джоакин выжидает, не ставит новой цели, просто соприсутствует и реагирует.
Эрвин своей собственной линии не имеет, хотя постоянно присутствует "внешними глазами" в линиях Миры, Ионы и Марка (как внутренний его собеседник-заказчик, что ли). Данный "внешними глазами", Эрвин выглядит совсем по-новому, что, на мой взгляд, большой плюс, но в читательских реакциях есть и противоположная точка зрения, так что сам ход можно отметить как рискованный.
Кажется, я один из тех, кто посоветовал на этот риск пойти. Так что он и на моей ответственности)
Но другой свой совет - включить бойню в трактире в состав романа - считаю воплощённым несомненно к лучшему.
Что в целом?
Роман состоялся, удался, он на своём месте.
Он вышел таким, каким и должен был быть.
Правда, если говорить языками рейтингов, то для меня он по уровню интереса - третий после СМИ и Звезды. Но рейтинги - дело такое, в них всегда кто-то сзади просто потому, что кто-то другой перещеголял, сильней восхитил оценщика.
И да - название Куклы мне нравится больше, чем названия обоих предыдущих романов.