Освещение в "Бригантине" было приглушенным, и Рен на несколько секунд задержался на пороге, осматриваясь.
- Могу чем-нибудь помочь? - материализовался перед ним не то управляющий, не то менеджер зала.
- Да... О, то есть уже нет, уже нашел, спасибо, - Рен двинулся к столику. - Привет, Крис.
- Привет, - легко отозвался тот, скользнув взглядом по "крылышку" на Реновой рубашке. - Из рейса?
- Угу, - уселся рядом Тайрен. - Ты самый пунктуальный. Странно, что не Энкасс.
- Я просто самый незанятый, - улыбнулся Крис.
- Это сомнительно, учитывая статус, - хмыкнул пилот.
- Это несомненно, учитывая рабочий график, - беззаботно отозвался новоиспеченный рэй-герцог.
- М, - с сомнением произнес Тайрен.
Оба помолчали.
- Я некоторое время тебя поразглядываю, ладно? - почти минуту спустя спохватился Рен. - А то в новостях ты слишком официальный, а летная школа... ну, давно было.
- На здоровье, - отозвался Крис. - Хотя Глен утверждает, что с двенадцати лет я изменился не сильно.
- Ну уж. Как минимум вырос, - фыркнул Рен. - Кстати! Ты правда выучился на "мультикласс" на Делли?
- Угу.
- Надо же... То есть там такое в порядке вещей, или как?
- Нет, не то чтобы... Так сложилось. Много свободного времени и хороший инструктор. Потрясающий, по правде говоря... И как пилот, и как учитель.
- Страшно завидую, - восхищенно признал Рен.
- Ты, вроде, тоже "экстра"? - поднял бровь Крис.
- Да, но только авиа, - Рен махнул рукой. - Нам лет пять подряд обещали экспериментальный "мультикласс" - и в год моего поступления тоже, да так и не сделали... Вместо этого замутили идиотский "полный конструкторский" для пилотов, от которого после нашего набора все равно отказались. Признали лишней неэффективной нагрузкой, по результатам эксперимента. Можно подумать, сразу ясно не было!
- "Полный конструкторский"? - изумился Крис.
- Не, ну это только название такое: мол, дается в большем объеме, чем положено пилотам. Просто часть предметов нам читали по конструкторской программе. Семинары, понятное дело, почти всегда отдельно были, а некоторые лекции - общие.
- М... - оценил Крис со смесью интереса и скепсиса.
- Вот и я говорю, издевательство. Нет, чтоб "Мультикласс"... О, а вот и Глен! Опаздываешь!
- Привет. Поймали буквально на выходе... - Конструктор развел руками. - Техники потеряли спецификацию одного блока, пришлось восстанавливать...
- Нашел?
- Чего нашел? А, нет, я по памяти - искать некогда было.
- О, - сделал круглые глаза Рен. - Сейчас я тебя еще больше зауважаю и лопну от переизбытка строго нормированной эмоции.
- Надо срочно сделать в тебе м-а-аленькую дырочку и выпустить лишнее уважение, - не раздумывая, отозвался Глен. - Просто и эффективно.
- Не надо делать во мне дырочек! - возмутился Тайрен.
- Ладно, - покладисто согласился Гленнард, усаживаясь. - Но я вас на чем-то прервал?
- Да не, так. Я жаловался Крису на "полный" конструкторский вместо "мультикласса".
- Почему вместо? "Мультикласс" ведь так и не ввели вообще, - машинально отозвался Энкасс.
- Так в том и дело, - буркнул Тайрен, раскрывая меню. - А надо было. Я б пошел...
- Ой, Рен... Ну, и много бы вас таких пошло? И, что важнее, осталось? Ты да Кайрис с Кейдаром? На весь поток?
- Ну даже если, - сердито отозвался пилот.
- Нерентабельно.
Рен скорбно вздохнул.
- Хочу на Делли, - постановил он.
- На Кармеллу тогда уж, - улыбнулся Крис, - на Делли сразу "мультик" не делают, даже в Мерхане. Я в Кайхаррском авиакосмическом сдавал - и тоже экспериментально, практически...
- Погоди, но КАИ на Кармелле - это же, по сути, военная академия, если я ничего не путаю...
- Если Кармелла выпускает военных космических "экстр" того же уровня, что и ТАИ... - Рен восторженно взмахнул рукой и пояснил: - М, нам ведь перепало немножко космоса - ну, ознакомительно. В основном, теория и симуляторы, конечно, но пару раз и живьем пускали. Нам, понятно, давали гражданку, но военные-то симуляторы в тренажерке все равно стояли, и кто ж запретит в них залезть? - Рен хитро сощурился. - А уж сколько времени мы с Кайрисом и Кейдаром на третьем курсе провели на этих симах за "звездными войнами"... Ну, мы вообще много баловались военными машинами... И в небе-то этих позеров с военного авиа-факультета делали запросто, а вот космос... Ну, сам понимаешь... И вот как-то на четвертом, что ли, уже курсе навоевались по уши на истребителях - и поставили еще на закуску космо-военку полетать и пострелять. И тут приходит кто-то со второго курса КВФ...
- Космический военный факультет, - торопливо "перевел" Крису Гленнард.
- Да, - кивнул Рен. - Так вот... Крис, он нас сделал, как... как я не знаю, как... В общем, разгромно и позорно. Всех троих разом, представляешь? ...Хотя ты, наверное, не только представляешь, - со вздохом признал пилот. - С тех пор, собственно, я преисполнен благоговения и восхищения. Наша военная авиация по сравнению с военным космосом - дети малые, точно тебе говорю. ...А ты лицензию здесь будешь подтверждать или кармелльскую оставишь?
- Буду, наверное, - кивнул Крис. - Надо только время выбрать.
- Ага, - одобрил Тарйен. - А на чем ты летал? В космосе, я имею в виду. Из военников.
- На всех основных типах истребителей, которые есть в Секторе, - откликнулся Крис. - На разведчиках, кармелльских и тарландских... На крейсерах... В общем, в КАИ тоже очень дотошно подходят к выдаче лицензии, - с улыбкой свернул он перечисление, - пока на всем не отлетаешь - не выпустят.
- Это живьем или на симах?
- И так, и так. Я больше месяца "сдавался", с учетом теории... А у тебя какой допуск?
- В смысле?
- Ну, на какие типы судов.
- Так авиа, говорю же. Космосом мы так, баловались, можно сказать. Унылые симуляторщики...
- Я про авиа и спросил, - кивнул Крис. - Все типы?
- Конечно, - вытаращил глаза Тайрен. - А как еще? Весь парк, включая вертолетный... Хотя с вертолетным - это я зря, конечно... Все равно не летаю, а лицензию надо регулярно пересдавать. Погоди, ты хочешь сказать, у тебя "авиа" не полная?
- Полная, - кивнул Крис. - Пилотирую все, что летает...
- Вот. А чего тогда?
- Ну, хотя бы того, что "полных" лицензий даже на Тарланде не слишком много, - вмешался Гленнард. - У меня вот в допуске парк поменьше.
- Ты "первоклашка", - отмахнулся Рен.
- Сноб, - со смесью уважения и иронии сообщил Глен. - Экстры тоже не все "полные".
- Ну и сами себе дураки, да, Крис?
- Ну...
Гленнард фыркнул. Судя по выражению лица, рэй-герцог Кристэль-Эллерд-Райн дей Сиарэт был совершенно согласен с этой мыслью, и выразить горячее одобрение ему мешала только вежливость.
"Два сноба", - с некоторой нежностью подумал конструктор.
...
"Снобы" между тем мирно вернулись к изучению меню, и Гленнард последовал их примеру: с обедом у него сегодня не сложилось, и организм настоятельно требовал наверстать упущенное. В конце концов, увлекательный спор с аналитиком и получасовая аудиенция у шефа - это не слишком питательно... во всяком случае, не для желудка.
- Все, я решился, - захлопывая меню, сообщил Тайрен.
- Ага, - кивнул пилот. И, в свою очередь, чуть насмешливо вопросил с той же интонацией: - Рыба?
- Ага, - довершил круг подражания Глен и поднял глаза: - Крис?..
- Рыба, - чуть усмехнулся тот.
- Что ж, - резюмировал конструктор, - в общем знаменателе у нас пиво, рэкка и... А чего это я такой наглый и выбираю?..
- Выбирай-выбирай, мне только проще, - отозвался Кристэль. - Я еще не успел провести толковое исследование тарландского алкоголя, а Тайлер говорил, что твоим рекомендациям в этой области, цитирую, "пожалуй, можно следовать".
- Ха. Тогда что - пиво, рэкка или вестрайское? Крис, Рен? Рен, Крис?
- М? - поднял бровь Крис. - Мне, в принципе, всё равно... но пиво на последнем месте.
- Чего это? - удивился Рен. - Не любишь пиво?
- Ну, если в таких терминах, то - к любимым напиткам не отношу, но могу и выпить.
- Тогда вино давайте, - Тайрен попробовал заглянуть в изучаемый Гленнардом документ. - После рэкки коньяка уже точно не захочется... Энкасс, карту на стол: мне не видно, чего там есть из вестрайских...
- Ивьянна там есть... И галлан.
- О! - одобрил пилот.
- Галлан, - постановил Гленнард после краткого раздумья и ознакомления с составом избранного Реном блюда; затем он закрыл и отложил карту в сторону, сигнализируя об окончании процесса выбора.
Скорость реакции обслуживающего персонала, как обычно, наводила на мысли о видеонаблюдении, хотя на самом деле это была заслуга менеджера зала. Помнится, однажды Кайрис в присутствии Джета неосторожно сравнил эту профессию с профессией диспетчера...
- Ну, - встрепенулся Рен, когда официант отбыл в направлении кухни. - Крис, рассказывай.
- Что рассказывать? - улыбнулся уголком рта Крис.
- Ну как - что? Всё. Про себя. Где ты теперь есть и чем ты занимаешься. Где летаешь. Ну и всё такое, что не жалко. Официальные новости - это ужасно мало и довольно уныло.
- Я на Амальдрисе... в основном. И практически не летаю... В смысле, так, чтобы постоянно.
- Почему? - изумился Рен.
- Ну... Как-то так сложилось... Там и авиация... попроще... И вообще, как-то так получилось.
- С такой лицензией?! - ужаснулся пилот.
- Ну... да.
- Так, может, перебраться на Тарланд? - осторожно поинтересовался Рен. - Даже у нас "мультиков" такого уровня, почитай, и вовсе нет... С руками ж оторвут в любой авиакомпании... Кстати, ты бы что предпочел: космос или стратосферу?
- М-м-м... Два к трем, пожалуй, - подумав, отозвался Крис. - В пользу неба. Но это теоретический разговор, потому что я всё равно не собираюсь переезжать на Тарланд.
- Почему?
- Ну, хотя бы потому, что дом у меня на Амальдрисе...
- Но ты же тут купил уже квартиру, нет?
- Дом - это не только жилплощадь, - с улыбкой пожал плечами Крис.
- Девушка? - понимающе кивнул Рен. - А ее нельзя в охапку - и сюда?
- Нет, - снова улыбнулся Крис. - В этом я пока свободен... Но, если вопрос ставить так, то друг у меня там, а у друга работа. И уж его никак не получится в охапку...
- М... Ну, в гости будешь летать... - не очень уверенно предложил Тайрен.
- В гости я буду летать на Тарланд, - мягко отозвался Крис.
- М... Ну, в общем, после того, что... - Рен махнул рукой. - Я бы, наверное, и с исполнением рэй-герцогских обязанностей послал всех куда подальше на твоем месте, не то что жить тут... Можно понять. ...Но летать!
- Да нет, Рен, не в этом дело. Просто там жизнь уже сложилась... И моя, и не только моя. И вообще, это не предмет для разговора. На данный момент, по крайней мере. Но лицензию я здесь все равно подтвержу и переоформлю... И полетать... С арендой судна ведь сейчас проблем нет?
- Да нет, конечно, - пожал плечами Тайрен. - "Экстре" вообще без проблем дают большинство машин. И в космосе вроде тоже... - он вздохнул. - Эх, хочу...
- В космос?
- Угу... Мне нравилось...
- А пойти учиться?
- Ну, это работу бросать надо, - вздохнул Тайрен. - И потом, я все-таки авиа-пилот. Твои "два к трем" меня бы не устроили совершенно... Мне нужно много неба, а космос - так... Бросать ради этого "Сэррет-Лэйсан" было бы глупо... Но всё равно хочется.
- Ну, если "так", то вот подтвержу лицензию - и, если хочешь, возьму тебя в космос покататься, - предложил Крис.
- Дык! Хочу, конечно! - оживился Рен. - А за штурвал подержаться дашь?
- Дам, - кивнул Крис. - Даже полетать дам, если ты правда что-то помнишь из ТАИ.
- Что не помню - то перечитаю, - обрадовано пообещал Тайрен. - Спасибо!
- Да не за что же пока.
- А это тебе аванс, чтобы не было соблазна увильнуть, - сообщил Рен. И блаженно сощурился. - Космос! Настоящий, не на симах!
- А по ушам Крис за это не получит? - с сомнением спросил Гленнард.
- "Экстра-М"?! - поднял брови Тайрен. - Да у него автоматом инструкторское будет.
- А если не будет, то сделаю, - пообещал Крис. - Это недолго.
- Вот, - удовлетворенно резюмировал пилот. - Кстати, Крис, пока ты здесь, выпроси у Глена новую машину полетать. Песня, а не самолет!
- Да не жалко мне Крису самолет! - возвел глаза к потолку Гленнард. - Мне жалко Крисового времени: он не так часто на Тарланде и найдет, на что потратить... И вообще, совершенно не факт, что ему машина...
- Машина потрясающая! - перебил его Рен. - Крис, не слушай его, выпроси "Ласточку", она того стоит!
- "Ласточку"?.. - с улыбкой переспросил Крис.
- Ну, это, скажем так, рабочее название, - хмыкнул пилот. - Впрочем, думаю, скоро станет не только рабочим... Крис, она правда... у нее полет, как... и углы атаки... шустрая, юркая, управляется практически силой мысли!
- Рен...
- И не слушай Энкасса, - отмахнулся от Гленнарда пилот. - Он псих и перестраховщик, как и положено конструктору. ...Но машину сделал... заглядение.
- Я не сомневаюсь, - неожиданно серьезно кивнул Крис и повернулся к Глену. - Дашь попробовать? Или до ввода тебя лучше не трогать?
- Дам, конечно, если хочешь, - заверил Гленнард. - Ввод тут вообще ни при чем... Просто я...
- Просто ты параноик, - подсказал Тайрен.
- Да нет же! Я ведь уже знаю, что она летает...
- "Она летает", - передразнил пилот. - Она не летает, она... летает!
Гленнард снова возвел глаза к потолку, но не выдержал и усмехнулся:
- Спасибо, Рен, но...
- М? - поднял бровь Тайрен.
- Мне кажется, ты чересчур высоко оцениваешь наши с машиной возможности... То есть...
- Уй, молчи! - воззвал Тайрен. - Пусть Крис сам посмотрит, в конце концов. Ага? - обернулся он к коллеге-пилоту.
- Если это не проблематично, то "ага", и еще как.
- Хорошо, - улыбнулся Гленнард. - Можно в эту пятницу. Ты еще будешь здесь?
Крис кивнул.
- Тогда часам к шести подходи, а там по обстоятельствам - когда вклинимся. Возможно, подождать придется.
- Это понятно, - снова кивнул Кристэль, - не по работе ведь. Однако, - с улыбкой добавил он, - у меня сложилось подозрение, что любое ожидание окупится сполна.
- Тебе бы, Рен, рекламным агентом работать в свободное время, - хмыкнул Гленнард, глянув на своего тестера. - Похоже, ты в моей машине уверен гораздо больше, чем я сам.
- Конечно, - пожал плечами пилот. - Ты же псих. Да такой машине только и летать, загляденье же, а не самолет. Не то, что это Эйсенское корыто...
- Что за корыто? - поинтересовался Крис.
- Да ну, - поморщился Тайрен. - Еще говорить о нем... Только ужин портить.
- И все-таки?
- ЭР-730, - пояснил Гленнард. - Сравнительно новая штука - третий год в эксплуатации. Пассажирский аэробус класса С. На редкость бестолковая машина...
- А почему летает? - нахмурился Крис.
- Это тайна великая есть, - фыркнул Тайрен. - Потому что в большинстве рейсов либо шасси, либо приборы приходится долго и со вкусом упрашивать поработать еще чуток.
- Погоди, это единичные случаи или закономерность? - поднял брови Крис.
- У меня - закономерность. Впрочем, судя по отзывам коллег - не только у меня.
- Так, момент... Тогда уже серьезно: почему оно до сих пор летает?
- А вот и спроси регулирующие органы, ты ж у нас рэй-герцог, - буркнул Рен.
- Спрошу обязательно, - кивнул Крис. - И, судя по вашей реакции на эту машину, давно следовало... М... Не понимаю, почему до сих пор...
- Экономично, - пожал плечами Тайрен.
- Кхм.
- Ну, понимаешь, оно не падает. То есть, может, оно не падает только потому, что его ставят в рейс исключительно "экстрам" с процентом не ниже шестидесяти пяти... Но факт остается фактом: пока машина всех раздражает, но никого еще не убила. В конечном итоге, можно сесть без навигации, можно с пятого захода заставить шасси выехать... Но, знаешь, как-то утомляет...
- Можно, конечно... - задумчиво согласился Крис. - То есть нет, что я говорю!.. Это в исключительных случаях - "можно"... А в норме... В норме я не понимаю, почему держат такие машины. Вроде экономика не в упадке...
- Не знаю, выпуск налажен, альтернативы им, в общем, нет... Хотя вот в упор не понимаю, что мешает государству снять эту хрень с производства: у нас столько прекрасных конструкторских групп... да вон Энкасс аэробус сделает без вопросов, только закажи...
- Гм, похоже, я чего-то крупно не понимаю... Вы же не молчите гордо об этих проблемах, так? Я про пилотов сейчас.
- Мы гордо пишем отчеты, да, после каждого полета, уже устали упражняться в ехидстве и негодовании.
- Оч-чень интересно... - протянул Крис. - Просто оч-чень... Это только с 730?
- Ну, в общем, да... - пожал плечами Тайрен. - Во всяком случае, это единственный самолет, который вызывает у меня отвращение.
- М... Я, видимо, все-таки задержусь на Тарланде...
- Хочешь поставить вопрос ребром?
- Хочу... как минимум выяснить, не поставил ли его кто-нибудь еще.. И если да, то сколько он уже стоит... и почему не двигается... Рен, а вы отчеты в одном экземпляре сдаете? Или вообще электронные? Я бы глянуть хотел...
- Электронные. Ну, с цифровой подписью, само собой... Глянуть легко, тебе доступ дадут, я думаю.
- Надеюсь. Просто... Нет, в любом случае лучше я к вам "в гости" наведаюсь. Погляжу, опять же....
- Наведайся, если не занят.
- Не настолько...
- Точно? - хмыкнул пилот. - Как-то ты не производишь беззаботно-свободного впечатления.
- Это я маскируюсь, - в тон ему отозвался Крис. - У меня пара дел на следующей неделе, но это не помешает.
- М, - кивнул Рен. - А то прямо совестно нагружать тебя этим безобразием
- Рен, "нагрузить", если это слово уместно, надо было обязательно. Именно потому, что это безобразие... Джарст, вы же на этом летаете... И людей возите...
- Да, это, конечно, удручает, но по-хорошему озадачивать этим вопросом нужно куратора авиационной отрасли, а не тебя.
- А я - он и есть.
- Да ну? - вытаращил глаза Рен.
- Угу, уже почти месяц... И, как видишь, халатно отношусь к своим обязанностям, - вздохнул Крис. - Ни сном ни духом про этот 730...
- Погоди, но если мне не изменяет память, в ведении рэй-герцога Арленна были международные отношения... собственно, именно поэтому его и... м... извини.
- Все так и было, - не моргнув, подтвердил Крис. - Но поскольку состав Совета сменился практически полностью, а я равно не в теме что международных отношений, что текущего состояния авиационной отрасли... Как и все остальные новые члены Совета... В общем, мы поделили все заново.
- М, - кивнул Рен. - Ну ладно. Тогда занимайся давай.
- Буду заниматься, - подтвердил Крис. - Есть еще что-нибудь, о чем куратору следовало бы знать?
- Да нет, вроде... В смысле, ничего сравнимого в голову не приходит. В принципе, тебе нормальная отрасль досталась.
- А из "несравнимого"?
- М, Крис, 730 - это и правда какое-то абсурдное исключение из всех правил, - вступил Глен. - А в остальном всё достаточно адекватно. Есть какие-то мелочи, которые раздражают; есть нормативные акты, которые, на мой взгляд, не вполне дружат с логикой, но это уже на уровне комфорта, а не безопасности.
Кристэль кивнул:
- Понятно. В детали буду вникать. А пока - спасибо, что просветили.
- Головной боли подкинули, - фыркнул Рен. - Но Крис, если ты снимешь это с полетов, с меня... м-м-м... в общем, сам закажешь.
- Единолично я ничего не сниму - и уж точно не мгновенно, - покачал головой Крис.
- Жа-аль, - протянул пилот. - Ну, всё равно... хоть кто-то, может, всерьез займется этой пародией на аэробус... И вообще, хватит о нем. Давайте уже о хорошем, что ли?
Хорошего, как оказалось, было в избытке: за разговорами они засиделись допоздна. И всё это время Гленнарда не покидало ощущение, схожее с тем, когда в чертеж встраивается, наконец, долго не находившийся элемент: ощущение, что всё сложилось - или обязательно сложится.