Бровин Александр Михайлович
Дворец культуры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Про мой Дворец культуры и моём участии в его судьбе.

  
   Мой родной, Щёлковский городской дворец культуры был построен в конце 1958 года. Именно городской дворец культуры, потому что у нас в городе уже давно работали ещё пять ведомственных дворцов культуры, при каждой фабрике. И что интересно, все они располагались рядом с фабриками, на берегу Клязьмы на расстоянии не более километра друг от друга: клуб Краснознаменной фабрики (КЗФ), Шелкоткацкой фабрики, Техноткань, Фетровой фабрики и клуб КОР от текстильного комбината и старой фабрики. Это были полноценные клубы, расположенные в парке, со зрительным залом, где крутили кино и выступали с концертами разные коллективы (в том числе, и самодеятельные), здесь также в обязательном порядке работали разные кружки, буфеты, была библиотека. Например, в клубе Краснознаменской фабрики, помимо прочих кружков, была балетная школа, в которой занималась моя Наденька и даже подавала большие надежды. У неё же были классические балетные данные для балерины: идеально пропорциональное тело, гибкая, красивые руки, рост - 160 см., вес 50 кг (у Галины Улановой и Екатерины Максимовой, которые являются эталонами балерин, рост был 157 см, при весе 45 кг). Их школа "гастролировала" по щёлковскому району, выступая в местных ДК, в детдомах, школах и других местах. Да, подавала большие надежды, преподаватель её очень хвалил, даже хотел показать её в Москве... Но травма колена поставила крест на её карьере балерины. От той балетной учёбы у Наденьки остались только балетные походка и осанка.
   Мои молодые годы самым причудливым образом тесно переплелись с этим городским дворцом культуры. Я же, образно выражаясь, стоял у колыбели его рождения. Его построили буквально в ста метрах от правого берега Клязьмы, аккурат напротив того места, где мы обычно купались. Стройка просто перегородила нам дорогу к берегу и нам приходилось каждый раз её огибать. Идём мимо и наблюдаем как продвигается строительство. Это в будни, когда на стройке кипела работа. А в воскресенье, в выходной день для строителей, мы были полноправными хозяевами на стройке. В то время забором стройку не огораживали и охраны не было, вот мы и лазали где хотели. Надо отметить, что этот ДК был не единственным объектом строительства в то время в городе. Параллельно, в нашем районе города Щёлково, под названием - Воронок - начали интенсивно застраивать свободное пространство от Центральной улицы до Клязьмы, жилыми, кирпичными двухэтажными домами с бомбоубежищами. Кстати, это свободное пространство, было совсем не свободно, там был сосновый бор с красивыми вековыми соснами. Так что, на пути к Клязьме, мы успевали полазить не только по стройке ДК, но и по строящимся домам.
   Обе стройки, ДК и жилые дома напротив, росли как-то равномерно. И вот в 1957 году, в какой-то жаркий день лета, мы компанией пацанов шли купаться. И уже подошли к ДК, на котором уже соорудили сложную такую крышу, с чердаком. Даже успели покрыть железом. Вдруг, началась жуткая буря: налетевшим порывом ветра свалило несколько деревьев рядом с нами. От страха мы побежали и успели спрятаться в подъезде недостроенного дома напротив ДК. Стоим, смотрим из укрытия на буйство стихии и видим, как со страшным грохотом, медленно поднимается, потом ускоряется огромная крыша ДК и в следующее мгновение улетает в парк. Целиком улетела крыша, оставив после себя только голые рёбра стропил. Итак, мы свободно шарились по стройке дворца до полного завершения строительства коробки здания, досконально облазив и изучив все закоулки будущего дворца. Когда вставили окна и навесили двери, доступ в здание нам был закрыт.
   Наконец, в самом конце 1958 года городской дворец культуры торжественно открылся. Его площадь составила свыше 6 200 квадратных метров. Он имеет два зрительных зала: концертный зал на 512 мест и малый зал на 99 мест. Этот городской дворец культуры действительно стал центром культурной жизни города. Концертный зал не пустовал ни дня: по будням там показывали кинофильмы, а по воскресеньям обычно шли концерты своего театра или приезжих коллективов - в основном, гастролировали московские коллективы или отдельные исполнители. А чаще, по воскресеньям, в фойе дворца устраивались балы или танцы - зимой постоянно. Под новый год там устанавливалась большая ёлка и дворец полностью принадлежал детям: в самом главном зале показывали ежедневно детские спектакли, а в фойе водили хороводы вокруг ёлки во главе с Дедом Морозом и Снегурочкой. В ночь же, на 31 декабря всегда устраивался новогодний балл для избранной публики, по типу новогоднего огонька, что по ТВ показывали - с шампанским, закусками...
   Сразу же, по открытию Дворца культуры, там заработало много секций и кружков: изостудия, танцевальный кружок, балетная школа, джазовый и симфонические оркестры, драмкружок, превратившийся со временем в народный театр и даже нашлось место для секции спортивной гимнастики, в которой вырос не один десяток мастеров спорта. Из соседнего подъезда моего дома, Юра Мокшин там занимался и выполнил норму мастера спорта по спортивной гимнастики. Эта секция и по сей день существует, мой младший внук там, до недавнего времени, занимался. Какое-то время во дворце работал тир, в котором я часами зависал, в азарте просаживая всю свою скудную наличность. В итоге, стрелять я поднаторел очень даже не плохо. У нас там соревнования на спор устраивались - кто окажется метче. Стреляли мы не по стандартным мишеням, всяким там уточкам, мельницам, зайцам и волкам. Мы стреляли по спичкам и монеткам или выстрелом гасили пламя свечки...
   Дворец открылся, в нём кипела культурная жизнь: шли спектакли, крутили кино, проводились танцевальные вечера... Народ валом валил туда. Нам тоже хотелось попасть на этот праздник жизни - посмотреть кино или спектакли. Танцы нас, по малости лет, понятно, не интересовали. Но у нас не было денег на все эти удовольствия - родители никогда не давали мне денег на карманные расходы. Надо было что-то придумывать. Сначала мы пытались проходить по билетам, которые сами склеивали из разорванных контролёрами: залезали в урну, в которую контролёры бросали разорванные на входе билеты, находили две "родные" половинки билета, склеивали их и пытались пройти. Часто удавалось, но иногда бдительные контролёры нас ловили. Однако, в основном мы проникали во дворец давно проторенными тропинками во время строительства дворца. Мы же тогда излазили все закоулочки и знали все ходы и выходы. Наиболее часто мы проникали во дворец через форточку окна туалета на первом этаже. Когда форточка была закрыта, приходилось пользоваться пожарной лестницей. По ней мы поднимались до крыши, далее к слуховому окну, через которое проникали в чердак. Там, в чердаке, мы могли попасть в здание либо через люк на чердак, который располагался в техническом помещении, либо за кулисы сцены. Впрочем, из-за кулис необязательно было пробираться в зал. Кино можно было смотреть прямо из-за кулис, с другой стороны экрана, сидя на железных фермах. А ведь я не только во времена безденежья пробирался во дворец незаконно. Даже когда я нормально зарабатывал, чтобы купить себе входной билет, я один раз опять проник в ДК нелегально, через чердак. Было это в 1965 году, тогда в широкий прокат только вышел фильм Сергея Бондарчука "Война и мир" и его как раз показывали в нашем ДК. Ажиотаж был неимоверный, билеты распродали мгновенно и я никак не мог их достать. Пришлось вспомнить молодость и проникать в ДК через чердак...
   Разве мог я подумать, тогда, когда попадал во дворец только незаконным способом, через форточки или чердак, что придёт время и я сам буду выступать на главной сцене дворца, при переполненном зале, в качестве "артиста"! И всё это благодаря боксу. Как раз, в начале 60-х годов, у нас открылись две секции бокса. Бокс тогда был в диковинку: по телевизору его показывали редко, малочисленные секции бокса работали в основном в крупных городах, поэтому народ был голоден на зрелища драк на кулаках. Через год с небольшим, уровень нашего "мастерства" в секциях достиг товарного вида и нас стали выводить на показ, устраивая городские, районные и даже областные соревнования. Нам предоставляли любые, мало-мальски пригодные залы для соревнований. В том числе сцены клубов, спортивные залы техникумов, школ, стадионов... И даже вот, сам городской дворец культуры с удовольствием уступал нам главную сцену дворца. На сцене устанавливали ринг и мы рубились в кровь на потеху публике. Наши выступления всегда проходили при полном аншлаге, сидячих мест не хватало и народ стоял в проходах. Однако, как у нас на Руси любят мордобой! Зал неистовствовал, зрители вставали с места, орали и свистели: бей, бей, бей его, души, топали ногами! Особенно зал начинал реветь, когда начиналась жесткая рубка, было много крови и кто-то падал в нокаут. Честно признаюсь, почётно было участвовать в этих гладиаторских ристалищах и чувствовать себя "героем" на минуточку. Наверное, раз пять мне посчастливилось драться на сцене городского дворца культуры. Только тот может понять мотивы великих боксёров, раз за разом, несмотря на возраст и жесткие поражения, снова возвращающихся на ринг - которые сами побывали на ринге. Бокс - самый жестокий вид спорта. Здесь правилами разрешено наносить увечья сопернику. Можно даже убивать. И такие "законные" убийства на ринге не редки. Например, наш лучший в мире боксёр профессионал Сергей Ковалёв убил здесь, в России, своего соперника... Не специально, конечно, и не по злобе - просто судья в ринге не остановил вовремя бой. А вот, буквально недавно, 3 апреля, ещё одного боксёра убили на ринге в Гане.(https://www.youtube.com/watch?v=LTA7dbotI1g). И вот, памятуя о том, что тебя может ждать на ринге, ты выходишь в этот квадрат: адреналин зашкаливает, сердце гулко колотится в груди, глаза наливаются кровью, тебя охватывает ярость, хочется бить и бить, зубами рвать соперника , и у самого всегда во рту кровь вперемежку с песком от разбитых губ и зубов ( дрались то ведь без капп, они только мастерам полагались) . Такого запредельного стресса можно испытать только в риге. Это с годами не проходит и не забывается никогда.
   То была официальная, дневная, видимая жизнь дворца культуры. Но была и другая, неофициальная, ночная его жизнь, около и вокруг дворца культуры. Здесь правили баллом мы, местная городская шпана. Этот дворец был очень удобно для нас расположен: на берегу Клязьмы, рядом проходила дорога от ж/д станции Воронок к мосту, ведущему к частному сектору, воинской части и городку при ней. И место перед парадным входом во Дворец очень грамотно (с архитектурной точки зрения) обустроили: сделали две небольшие площади -одну прямо перед входом (типа парковки), а вторую внутри зелёного сквера, с памятником Пушкину посередине. Поставили много красивых скамеек. Ну, ооочень удобно нам там было тусоваться. После 11 вечера, особенно после танцев в парке ШТФ, который находился рядом с мостом, на другом берегу Клязьмы, мы стекались сюда, на площадь перед Дворцом и тусовались. Естественно, курили, пили плодово-ягодный шмурдяк за 98 копеек ( бутылочного пива в то время было очень мало, а о баночном никто даже и не слышал) и решали куда двинуть дальше в поисках приключений. Чужаков, случайно забредших сюда избивали. Даже выставляли своего рода КПП перед мостом и фильтровали поток прохожих (типа фэйсконтроля), идущих со станции Воронок в частный сектор и к воинской части. Совсем незнакомых парней, придравшись, немного избивали - пожилых и женщин не трогали. Особенно много было "работы" по средам, субботам и воскресеньям, когда с соседней летней танцплощадки валил народ через мост после окончания танцев. Собственно, драки начинались ещё на танцплощадке и продолжались уже у нас, на площади перед дворцом. Лютые были замесы... Иногда, к нам целенаправленно приезжали бригады возмездия из других районов города, типа, поквитаться. Город ведь был разбит на враждующие районы (Воронок, КЗФ, Потапово, Соболевка, Загорянка, Валентиновка, Чкаловская, Монино), куда в ночное время соваться было опасно для жизни. Дворец культуры был на нашей территории, на ближнем Воронке и мы его охраняли от посягательств чужаков, как могли. Всё было предельно сурово и серьёзно. Случались и неизбежные потери... Здесь зарезали двух моих приятелей: Славика Егорычева - моего однокашника, и Саню Дуплищева, между прочим, мастера спорта по боксу, мы с ним в одной секции тренировались... Он просто нарушил главное правило в уличной драке - нельзя, в темноте драться с толпой, будь ты хоть трижды олимпийским чемпионом по боку. Вот Саню и зарезали, исподтишка, сзади, в спину.
   Милиция в то время работала чётко, быстро навела относительный порядок. Особенно после избиения и ограбления какого-то офицера из воинской части. Его избили, раздели до трусов (зимой) и ограбили... Кстати, о грабежах: предметами ограбления были в первую очередь часы, зимой хорошие шапки и дублёнки, а осенью балониевые плащи. Активных участников вычислили, изловили, устроили открытый показательный процесс и влепили немалые сроки за грабёж. К тому времени, я уже отошел от активного участия в тех компаниях - боксом я занялся и у меня появилась Наденька, мой ангел хранитель. Это меня и спасло...
   Потом меня забрили в армию, после неё я сразу поступил в Плехановский институт, затем, без перерыва, учёба в аспирантуре, после защиты, сразу начал свою преподавательскую деятельность, после - работа в научно-исследовательском институте НИЭИ при Госплане СССР. И вся эта моя учёба и работа после армии были исключительно в Москве. Ежедневно, в шесть утра, я выезжал на электричке в Москву и возвращался домой, самое раннее, в 8 часов вечера, тратя на дорогу по 4 часа в день. Итак продолжалось 45 лет! Естественно, на этот срок, я фактически выбыл из обоймы активных участников нашей юношеской полукриминальной компании. Сейчас из неё не осталось никого! Кого-то убили, кто-то сгинул в тюрьме, а кто-то просто спился.
   И про наш городской Дворец культуры я забыл на тот же срок: ни на концерты, ни на танцы, ни в кино туда не ходил - а когда? Правда, бывал каждый день рядом - по утрам, пробегая мимо в парк, во время зарядки и когда выгуливал своих детишек, сначала в колясочке, а потом и за ручку, когда они подросли.
   А культурная деятельность во дворце и вокруг него не прекращалась. Сзади дворца разбили большой парк, построили там летнюю сцену (куда зачастили самодеятельные народные коллективы и известные рок группы) , парк развлечений с колесом обозрения, каруселями и прочими движущимися развлекухами. 10 сентября 2019 года наш городской ДК переименован в Центральный дворец культуры. Смена названия приурочена к 60-летию учреждения. ЦДК был построен в конце 1958 года, первые секции и кружки для жителей начали работать в 1959 году. Дворец культуры становится площадкой для проведения гастролей известных театров и музыкальных коллективов. В фойе культурного комплекса организованы постоянные выставки работ Щёлковских художников. Традиционными стали ежегодные фестивали и конкурсы. В Щёлковском районном культурном комплексе проходят: районный Праздник труда, Международный фестиваль музыкального искусства им. Ю. Розума "Звездный", Международный фестиваль детского и юношеского творчества "Юность планеты" и др. На сцене культурного комплекса неоднократно выступали Народные артисты России: Ирина Муравьёва, Александр Малинин, Александр Розум, Юрий Куклачёв, Светлана Безродная, Сергей Захаров. Помимо этого, здесь проходят концерты современных русских рок-групп и симфонических оркестров.
   Сейчас в ДК постоянно действуют и активно принимают участие в выступлениях на различных уровнях коллективы художественной самодеятельности:
   Народный хор ветеранов "Сударушка" (рук. Л.С. Грибова);
   Народный коллектив классического пения "Ретро" (рук. О.О. Перминова);
   Народный ТЮЗ "Молодежный театр" (рук. С.И. Погодина);
   Народный хореографический коллектив "Радуга" (рук. Н.И. Бессель);
   Народный цирковой коллектив "Юность" (рук. С.С. Медведева);
   Образцовый детский фольклорный коллектив (рук. Л.М. Королёва);
   Ансамбль русской песни "Рушница" (рук. Л.М. Королёва);
   Вокальный коллектив "Элегия" (рук. И.Г. Евстратова);
   Вокально-инструментальный ансамбль "Горько" (рук. А.Д. Языков);
   Студия восточного танца (рук. И. Демирова);
   Школа английского язык (рук. Н.Г. Новгородцева);
   Дошкольная гимназия (рук. Л.И. Ольшевская);
   Кружок начального технического моделирования (рук. С.П. Зинько);
   Студия прикладного творчества (рук. Е.В. Князева);
   Экспресс-школа игры на гитаре (рук. Т.Н. Новосельцева);
   Театр мод (рук. Л.В. Бирюкова);
   Кружок эстрадного танца (рук. Е.А. Миронова);
   Студия эстрадного пения (рук. М.В. Писарева);
   Кружок клубных танцев (рук. Л.Е. Барбабын);
   Детская театральная студия (рук. С.И. Погодина).
   Вот такая история моего городского дворца культуры. Теперь уже продолжается без меня...
  
   Отзывы посетителей Дворца культуры
  
  Самый лучший ДК Московской области. Удобная большая парковка. Внутри чисто и красиво. Очень вежливый персонал. Зал хорошо проветривается. Балкон удобный. С него хорошо видно сцену. Есть уютное кафе. Много секций и кружков для детей разных возрастов. Отличное место в городе Щелково.
  
  Любимый дворец культуры радует своим богатством и разнообразием развивающих занятий и для детей и для взрослых разных направлений, изобилием зрелищ, культурно-массовых мероприятий.
  Отличный дом культуры! Удобное расположение, вокруг много пешеходных зон, рядом городской парк. В ДК проходят замечательные концерты и спектакли. Для детей и взрослых существует огромное количество разнообразных кружков. Сам посещаю и вам советую!
  Постоянно посещаю дворец культуры в городе Щелково, когда появляется свободное время, часто хожу по различным мероприятиям, хочу заметить, что при каждом посещение дворца замечаю порядок и частоту, хочу за это сказать огромное спасибо, что поддерживаете частоту в таком большом заведении, спасибо огромное, что в городе есть куда сходить, чтобы скоротать свободное время!
  Хороший ДК. Здание старинное , с колоннами, балюстрадами и прочими прибамбасами. Очень много творческих кружков, хороший концертный зал, есть кафешка с вкусным кофе. Ходим с удовольствием.
  На удивление прекрасное место. Были на спектакле и хочется туда возвращаться: светло, чисто, не обшарпано, очень доброжелательные сотрудники . Освещение, интерьер, зал-все вполне приличное и не ожидали такого от ДК в области. Прекрасный типовой дворец культуры советского времени. Настоящая достопримечательность города Щёлково. Всегда всё чисто, ухожено. Кружков большое количество. Большое достоинство - сохранённая архитектурная акустика зала, в котором очень комфортно смотреть спектакли. Очень нравится посещать наш маленький "театр" я так его называю. Ну просто настоящий комфорт, уют. Благодарность всему коллективу, молодцы ребята. Всем советую. Хожу наверное уже 3 года подряд, много каких мероприятий уже посетила, всех знакомых приучила. И не разу ещё не разочаровалась. Благодарю. Оценка 10+

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"