Белозеров Михаил : другие произведения.

Рецензия на рассказ Маргариты Меклиной "Письмо ученого"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



  Рецензия на рассказ Маргариты Меклиной "Письмо ученого"
  Прочитал ваш рассказ. Впечатление смешанное. Во-первых, обозначу координаты. Вы пишете, что рассказ сложный. Да, согласен - по форме. Похоже, вы поставили перед собой задачу рассказать о человеке. Но в нетрадиционной форме и по поводу, который столь незначителен, что при традиционном прочтении, будет, простите за резкость, банален. Поэтому вы выбрали прием, но не частный, а для всего рассказа, который безупречно отразил связь и времен, и времени, и формальность языка и много еще чего другого, о чем вы сами же и написали: "Я, кажется, понял Ваш метод: Вы берете совершенно обособленные на первый взгляд вещи - связываете путешествие на полярных собаках с животноводчеством в Казахстане, а надвигающиеся грозы мировых катастроф с крохотными подвижками в судьбе человека, перескакивая c почившего монаха на лошади на модные ныне тараканьи бега или с радости от разделенной любви на историю открытия радия - и получаете целый рассказ!"
  Причем, форма возведена в ранг основополагающей идеи. Ради формы затеян весь это ассоциативный кавардак. И хотя, на мой взгляд, форма не безупречна из-за чисто стилистических огрехов, как прием, она, разумеется, выдержала испытание. Не скажу, что я получил эстетическое удовольствие, продираясь сквозь логические параллели, связки и отсылки к совершенным разночтениям и оценкам различных явлений. Однако было интересно, немного, совсем немного зная вас по письмам, сопоставить ваши сообщения с событиями в рассказе. Как автор вы порой были зажаты логикой полотна. Несомненно, что вы страдали над этим рассказом. Это чувствуется и в жесткости конструкции повествования, и в скупости эмоций, и в стремлении разнообразить текст локальными приемами, как то инверсным построением предложений, и смещение ударений и еще бог весть чем :))). К тому же иногда вы сами вопрошали к своей творческой безысходности, когда вычерпывали колодец эмоций. Облекая событийный ряд в ажурную вязь словесности, вы стремились придать такому рядовому явления, как жизнь человека, необычайно привлекательную упаковку. Порой мне казалось, что само сообщение создано не ради сообщения, а ради словесной игры. Не скажу, что плохо или хорошо. Рассказ получился таким, каков он есть. Немного старомодным из-за темы, немного нафталиновым из-за времени. Но форма... форма... С формой я вам уже надоел.
  Не обладая обширными знаниями в лингвистике, да и вообще как дилетант-самоучка рискну показать вам стилистические несоответствия, надеюсь, вы на меня не обидитесь: рельефная, редчайшая смерть, беспорядочно брачующиеся беспардонные пары!
  Прием этот известен - прием предъявления контробраза, то есть сопоставление слов звучащих одинаково, но порой противоположных или вообще несовместимых по смыслу.
  Неточности: повстречали вместо радушных аборигенов раннюю смерть. На мой взгляд, понятие ранняя не определяет явление ранней или неранней. Относительно пространства и времени - это не играет значение. Относительно человека - да, играет, но тогда безвременно. Возможно, вы рассматривали такой вариант и он не подошел вам из-за формальности или из-за традиционности. Смертельная ирония мне видится тут. На мой взгляд, смертельная не совсем точно, ибо слово висит, не взаимодействуй с последующим текстом. Оно независимо. Отделено. Ассоциации не срабатывают. Но возможно, это лишь мое восприятие. Ничего не попишешь тут вилами по воде. Вопрос: срабатывают ли вилы на контрассоциации. Трудно сказать. Глаз цепляет, а разум берется разобраться.
  Думаю, что об этом рассказе, как и обо всем вашем творчестве еще будут говорить и писать. Желаю вам успехов и здоровья. С нижайшим поклоном, ваш Михаил.
  
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"