Первое сентября, что называется, на носу. Соответственная тема. Однако эта тема кроет в себе серьёзные "подводные камни". Взрослому человеку надо окунуться в мир детской психологии и посмотреть на него не со стороны папы или мамы, а глазами ребёнка. По-моему, очень сложно. Можно ещё вспомнить своё детство, юность. В этом случае хорошо бы умудриться подать рассказ так, что бы он был понят теми, кому сегодня столько, сколько вам тогда было.
Но, читая рассказы, была приятно удивлена. А, в общем, всё по порядку.
Козлова Л.Л. Дважды два
В рассказе присутствует терпкая нотка ностальгии по ушедшему детству, по добру без задней мысли. И вроде бы ностальгия - тоска по Родине, но почему-то чувствуется здесь, в рассказе о школьном уроке. Это сложно передать словами, она просто есть в каждой строчке, в каждом слове. Ностальгией пронизан и пропитан весь рассказ. И от того он читается на высокой чувственной ноте. Есть и ещё одно необычное качество рассказа: в нем всё только светлое. Нет проблемы. Нет вопроса. Автор ничего не выясняет. Ничего не спрашивает. Просто показывает краткий миг школьного детства. Однако "миг" этот как бы вырван из прошлого и сам по себе существует вне времени и места действия. Отсюда создается впечатление отрывочности написанного. Возможно это отрывок какого-то другого произведения, где есть начало и конец? Существует мнение, что рассказ как бы несёт в себе конфликтность сюжета. Здесь вроде ничего подобного не просматривается. А вот очерк - произведение в основном описательное. Но в данном случае главное не в том, как классифицировать произведение, а в том, что надо как-то его все-таки завершить. Иначе события просто повисли в воздухе. А вначале не плохо бы намекнуть на время и место действия. Потому что современная школа, это совсем другая история.
Козлова Л.Л. Физика и лирика
Замечательный рассказ. Более всего, мне, как и Вашему физику, понравились надписи в учебнике.
Однако, тоже замечание. О временном периоде можно только догадываться, например, по вот такой фразе: "Чернила расплылись и проступили через несколько страниц". Дело в том, что уже лет сорок как чернильными ручками в школе не пишут. И изменились не только чисто технические условия обучения, самое главное изменилась психология учеников, да и учителям приходится не сладко. Не все могут в пятьдесят поменять отношение к жизни. Да и преподавателей того времени уже редко можно встретить в школьных коридорах. А молодые - они совсем другие. И это, на мой взгляд, не хорошо и не плохо. Просто течёт время, в которое, как в реку, человеку, если это не фантастика, дважды войти не возможно.
Дело в том, что Ваш рассказ будут читать и молодые и не очень. Те, что не очень - всё поймут и почувствуют, а вот кому шестнадцать или около того - навряд ли. Воспоминания молодости ГГ - это одно отношение к рассказу, если так как сейчас у Вас - то ученики современных школ сильно удивятся.
Однако я уже повторяюсь. Вы автор, Вам решать. Я могу только высказать своё личное мнение. И вопрос тут не в сути рассказа, а в оформлении, способе подачи информации, мелочах, которые сформируют отношение читателей к Вашему произведению.
Топтыгин М.П. Машка и Фил
Умный, тонкий, динамичный рассказ. Субъективно, конечно, но полное соответствие языка идее и форме изложения. И сам язык: сленг определённой возрастной группы, в определенном конкретном месте и времени. Получилось красочно и образно. Здорово получилось. Особенно если учесть, что грань между сленгом и негативным жаргоном нигде не нарушена. Весь рассказ выдержан в одной манере, в одном ритме и потому читается на одном дыхании. А главное есть идея, есть то, что автор обязательно хочет донести до читателя. Как он сам пишет: "Суть в том, что вместо материального и статусного стимула, работает "стимул к игре", что участие в творчестве важнее, чем в потреблении или администрировании". Согласна полностью.
" И "рамка" эта двигается, успевает за развитием человеков, "рамку" населяющих. В отличие от "рамки" общесоюзной. А значит, динамику они не теряли, наоборот - набирали. В отличие от страны сей и народа сего. И сама "рамка" эта - просто песня: неформалы, плотно "упакованные" в формальную структуру - коммунары, "закосившие" под комсомольских активистов". - Здесь есть с чем поспорить. Однако это не относится к обзору рассказа. И опять, наверное, скорее не рассказ, а статья, в которой автор ставит задачу проанализировать общественную ситуацию, процесс, явление, аргументирует и выстраивает свою позицию через систему фактов. Подчеркну "свою позицию", то есть моя личная с процитированным отрывком не совпадает. Однако это уже совсем другой разговор.
Я бы рекомендовала этот рассказ для прочтения всем, кому меньше двадцати. Очень пригодится, даже если не понравится.
p.s. Ну поскольку "жить в обществе и не зависеть от общества невозможно", то тут, думаю, Вы правы, есть такое дело: "...обработка человека обществом, но и обратный процесс - социальное конструирование - отдельный человек может влиять на общество". Ещё как!
Только статья это, статья, никак не рассказ. Но хорошая статья. Читабельная.
Капустин В. Воплощение
Наверное, это будет звучать высокопарно, но все что каждый из нас сделает или сделал в своей жизни и будет его воплощением. "... у Неба не было памяти ", - удивительная авторская находка. Ведь что такое "небо"? Воздух? Пространство над нами? Не может оно помнить ни плохого, ни хорошего. А если это чьё-то "Воплощение"? Кто этот человек? Тот, кто: " и испив, отмеренную чашу, подпирая ближнего плечом, не разделит радость на свою и вашу, и не пожалеет ни о чём"?
И то верно, Ветра воспитывать бесполезно. Лучше учить: математике, физике.
"Люди больше не могут ждать. Но выбор - за вами!" - Короля, воспитывали с пелёнок, чтоб он мог жертвовать личным, ради своей страны. У вас в рассказе это данность природы, которую ещё и специально воспитывают. А в жизни... Воплощают вначале "первоначальный капитал", а потом уже сами "воплощаются", кто как может!
И без прекрасного жить не можем. Смешно. Но вот до вашего рассказа как-то не задумывалась над такой просто истиной, что радуга прекрасна и потому необходима! Вот знаю от чего и почему, а ведь это абсолютная правда - людям необходима красота и... жертвовать собой, чтоб всем быть счастливыми.
А фантастическая идея великолепна! Ещё и приправлена тонкой философской идеей с хорошей долей социальной направленности.
Стиль и манера очень многим на СИ знакомы и узнаваемы, поскольку автора читают и, соответственно, знают.
Капустин В. Возмездие
Закон единства и борьбы противоположностей, однако. И Бог и Чёрт объединились, а победил простой директор обычной человеческой школы. Учёные среднее звено между человеком и обезьяной ищут! Вот была, была обезьяна и, вдруг, появился человек! Так директор школы из обезьяны человека сделал! "...юмор - черта богов!.. Нет ничего серьезнее глубокого юмора". В принципе я согласна с этим высказыванием Бернарда Шоу. В этом рассказе фантастический юмор. В прямом и переносном смысле. Хоть, по совести говоря, так для себя четкого определения не составила, что же такое "юмор"? В данном случае, беззлобная, доброжелательная, умная и тонкая насмешка над существующей действительностью.
Даже не знаю, какой рассказ больше понравился: "Воплощение" или "Возмездие"? Наверное, все-таки "Возмездие". Потому что кроме глубокого смысла, в нем скрыта тонкая, беззлобная насмешка. От того понимая всю серьезность раскрываемой темы, читаешь легко, даже с улыбкой. Ну а если мы смеёмся над собой, значит не всё потеряно!
Толорая О.В. Заразная
Очень серьёзный рассказ. И тема сложная, серьёзная, актуальная. Причём актуальна безотносительно ко времени. Умно и рационально, с точки зрения воспитательного эффекта, построен финал.
Однако над этим серьёзным рассказом следует серьёзно поработать. Поверьте, он стоит того. Посмотрите диалоги между мамой и дочкой. И вообще диалоги. Попробуйте прочитать их вслух по ролям. Как раньше в школе учили. И сделайте поправку на возраст ребёнка: "Да! Они меня травят, мама, понимаешь, травят!" Сложно представить, что так жалуется своей маме девочка, которой нет и десяти лет. Ведь по рассказу она учиться в третьем классе. Ещё совсем ребёнок.
Фадеонов Е.Д. Я боюсь
Замечательный рассказ. Просто ни к чему не могу придраться. Всё именно так и было. Правда, очень, очень давно. Излагая только события, автор сумел показать тонкую структуру подростковых переживаний и взаимоотношений. Нет потока мыслей, что всегда читается с натяжкой. Но есть конкретная мысль и эмоциональный фон, когда чувства яркие, а переживания ещё не притупились жизненными ситуациями. Юность - прекрасная пора. Удивительно, но как-то незаметно для себя перестаешь бояться "страшилок", и спать на тумбочке вряд ли уже сможем. А тут - вот, вспомните, если не совсем окостенели.
Олонцева А. Коса до пояса
Позитивный, хорошо написанный рассказ. Есть конфликтность сюжета. Есть завязка и финал. Читается легко. Нигде ни за что не цепляешься. Грамотно построенные предложения доносят мысль автора ясно и понятно. При этом образы художественно очерчены полно, интересно. Даже эпизодическая роль бабушки и то показана так, что будто видишь этого человека. Всего несколько фраз - и образ есть. Рассказ вообще живой. Прочитала махом. Так что пришлось второй раз с чувством, с толком, с расстановкой читать, чтоб знать, что же о нём сказать. Мне понравился.
Skier Поцелуйчики
Всё просто и всё сложно. И вроде бы что здесь такого? Дети. Но вот смотрю через призму прожитых лет. Вот уже младший сын окончил школу. И учили его "дореформенные" преподаватели. И выучили. Да преподавать свои предметы они умели. Но как было сложно со всем остальным. А остальное - это не больше, не меньше, а воспитание личности. Однажды пришла в школу и прямо на родительском собрании сказала, что давайте так: вы будете учить, а мы дома - воспитывать. Хотя... ну как это возможно, исключить влияние школы? Поэтому читаю ваш рассказ и понимаю всю важность затронутой темы. А внешний образ учительницы? Дорогого стоит. Ведь такая "тётенька" соответственно воспитывает детей. И решение вопроса верное, чтоб не остался её образ в детской памяти со всеми вытекающими последствиями. И то, что муж от неё ушел, тоже не маловажный штрих. Ведь школа не самообучающиеся системы программирует, а наших детей обучает. Обучает? Но ведь не только арифметике и чтению. Вот в рассказе конкретные примеры взаимоотношения детей. В школе не только учатся грамоте, общаться и жить среди людей учатся. Вроде прописные истины, но ведь всё равно, умудряемся главное внимание уделять оценкам в дневнике. А жаль. В рассказе хорошо показано, что не всё то главное, что лежит на поверхности. Например, в одном классе ещё чёрточки пишут, а в этом уже загогулины выводят. Пусть дети не понимают, что это значит, но соседей опередили! Так ведь не дети "опередили", учитель показуху устроила для какой-то свой цели. В рассказе и этот момент затронут. А в жизни мы насколько серьёзно относимся к подобным моментам? Так что все просто, но до чего сложно. Как в жизни.
Ильина И.И. Сорвался с поводка
Да конечно, становление личности - вопрос серьёзный. И в рассказе он показан очень хорошо. Вот мальчик лишен всякой самостоятельности, а вот случай, который всё меняет. Но есть в рассказе другая, на мой взгляд, более важная линия. Роль бабушки в воспитании ребёнка. Наверное природа для того и даёт женщине более долгий век, чем мужчине, чтоб внуков вырастить. Хотя бы до того момента, когда начнут на крыло становиться. Приехали бы родственники, или нет, вероятнее всего момент становления всё равно произошел бы. Ведь мальчик совершил поступок, к которому был готов морально. Не раздумывая, кинулся спасать брата, хоть считал, что плавать не умеет. Ведь это бабушка его таким вырастила. Жаль, конечно, что у папы нет времени на сына. Потому что мужчину должен растить мужчина. Иначе модель поведения мальчик скопирует с... бабушки, причём сам не осознавая того. Это не значит, что он будет плохим человеком. Он просто будет другим, совсем не таким, каким мог бы быть. И опять не факт что это плохо. Потому что папы, как и бабушки, очень разные бывают. Вот такой рой мыслей вызывает с виду бесхитростный рассказ о жизни обычного мальчика в обычной семье, каких много. Но тем важнее затронутые в рассказе вопросы воспитания детей, что это не исключительный случай, а типичная ситуация, типичные проблемы. Только типичного решения нет. Все папы, бабушки, мамы и дети - индивидуальны. Так что - читайте рассказ, с такой простой и такой важной темой: бабушки в нашей жизни.
Ильина И.И. Неожиданные разоблачения
Прочитала рассказ и такие личные воспоминания нахлынули... Ну, во-первых, старший сын уже взрослый, а меня все совесть мучает, что у него не детство было, а сплошной "воспитательный процесс". Дети не бывают плохими. Они как губка, впитывают ту атмосферу, которая их окружает. Вот на той субстанции, что образуется из типа их нервной системы, и того что впитали из окружающей человеческой, особенно родительской, среды формируется их отношение к миру. А наказывать? Тем более не весть за что, жалко мальчишку. Хорошо хоть мама у него прощения попросила. А то ведь непогрешимыми себя чтут, видимо считая, что их ребёнку не больно и не обидно. Вон в рассказе этот момент хорошо показан, мальчик собрался на холодную, тёмную улицу уйти не гулять, а чтоб родителей не видеть! Чудовищная ситуация, но, увы, не редкость и не исключение, а скорее правило.
В этой связи вспомнился почти анекдотический случай. В одной хорошо мне знакомой семье мама одна вырастила четверых сыновей. Порядки у них были спартанские. Так вот, приходит как-то средний сын домой, время около восьми вечера, а от него водкой пахнет.
-Становись в угол, - и говорит это она без тени шутки, на полном серьёзе.
-Мам, так мне уж двадцать два, взрослый чай.
-Да. Выходит - мне идти в угол. Раз вырастила сына, который с работы пьяный домой приходит.
Парень помялся, посмотрел на меня, и вроде шутя, но в угол встал. Я засмущалась, попыталась что-то сказать. Но хозяйка вежливо перебила:
- Он и вправду взрослый. Пусть немного постоит. Делать там нечего, подумает, хорошо ли поступил. Теперь ему нечего объяснять, поздно. Но может сам поймет, если дать время подумать.
Я все ещё ожидала шутливой разрядки. Но время шло, а парень стоял.
-Мам, долго ещё?
-А что?
-Да так, привыкаю, - беззлобно отшутился парень.
Замечательных сыновей вырастила эта женщина. Вот, к вопросу о наказании. Ну, нет единого рецепта. Потому и люди разные. Иначе все бы были честные, добрые, не пьющие. Или с другими очень положительными качествами.
Вот такие первые впечатления. Читаю дальше. Интересно. Обо всём прочитанном обязательно напишу.